Формирование финансовой культуры дошкольников по программе «Азы финансовой культуры для дошкольников»
статья
Формирование финансовой культуры официально признано одной из важнейших задач образовательного процесса. Финансовая грамотность активно включается в систему образования.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
formirovanie_finansovoy_kultury_doshkolnikov_po_programme.docx | 19.15 КБ |
Предварительный просмотр:
Формирование финансовой культуры дошкольников по программе «Азы финансовой культуры для дошкольников»
Л. В. Стахонович, Е. В. Семенкова, Л. Ю. Рыжановская
Невозможно вырастить гармонично развитого человека, не подготовив его к главной реалии современного рынка – товарно – денежным отношениям. Ребенок – дошкольник практически ежедневно слышит в семье, в торговых предприятиях, от и взрослых такие понятия, как деньги, товары, продукты, цены, дешево, дорого, экономить. Поэтому проблема финансового воспитания становиться актуальной применительно даже уже к дошкольному возрасту, так как это время, когда закладываются азы будущего финансового «здоровья». Именно дошкольный возраст является самым продуктивным в плане заложения таких индивидуально – психологических особенностей личности, как ответственность, бережливость, сила воли, которые необходимы для формирования в дальнейшем финансово грамотного человека.
Формирование финансовой культуры официально признано одной из важнейших задач образовательного процесса. Финансовая грамотность активно включается в систему образования.
Образовательная программа «Азы финансовой культуры для дошкольников составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования, утвержденным приказом Минобрнауки России №1155 – ФЗ от 17.10.3013г.
Цель программы: формирование финансовой культуры и азов грамотности у детей старших подготовительных групп детских садов.
Задачи реализации Программы:
Образовательные:
- познакомить дошкольников с денежной сферой жизни;
- раскрыть взаимосвязь понятий: труд – продукт (результат труда) – деньги, подготовить к восприятию денег как жизненно необходимого, но ограниченного ресурса, труда как честного способа их заработать;
- сформировать у детей начальные навыки обращения с деньгами, правильное отношение к финансовым ресурсам и их целевому предназначению;
- подготовить к принятию своих первых финансовых решений;
- заложить азы ответственного отношения к денежным ресурсам, управлению и контролю над ними, мотивацию к бережливости, накоплению, полезным тратам;
- научить соотносить понятия надо, хочу и могу;
- обогатить словарный запас и познакомить с понятиями:
*трудиться, работать и зарабатывать;
*деньги, доходы;
*покупать, тратить, расходовать, транжирить;
*откладывать. копить. сберегать;
*одалживать. занимать, отдавать, возвращать;
*планировать, экономить.
- способствовать формированию гармоничной личности, осознающей нормы и ценности, определяющие основы финансово – экономических отношений между людьми в обществе;
- подготовить детей к жизненному этапу, когда будут появляться карманные (личные) деньги.
Воспитательные:
- активизировать коммуникативную деятельность детей;
- стимулировать интерес к изучению мира финансов;
- сформировать у детей положительную мотивацию к формированию финансовой культуры и овладению финансовой грамотностью;
- способствовать повышению ответственности и самоконтроля – качеств, необходимых для достижения успеха в жизни;
- обеспечить психолого – педагогическую поддержку семье и повышение компетентности родителей в вопросах формирования финансовой культуры ребенка.
Программа предусмотрена как дополнительное образование детей старшего дошкольного возраста.
Базовой формой и методом реализации Программы является игра. Ребенок осваивает и познает мир через игру, поэтому обучение, осуществляемое с помощью игры, для дошкольника естественно. В целях достижения оптимального результата рекомендуется использовать разные игры: театрализованные, режиссерские, сюжетно – ролевые, интеллектуальные.
Интерактивный мини – спектакль (обучающая сказка) – один из самых эффективных методов обучения, лучшая среда для раскрытия и роста творческого потенциала, обогащения внутреннего мира ребенка, возможность обсуждения и советов.
Ситуационная задача представляет один из видов интерактивного обучения, методический прием, включающий совокупность условий, направленных на решение практически значимой ситуации, и способствующий развитию мотивации к познавательной деятельности.
Для того чтобы заинтересовать дошкольника, задача должна быть актуальной и представлять реальную ситуацию, которая стимулирует проявление разнообразных эмоций (сочувствие, удивление, радость, гнев). Главным элементом задачи является проблемный вопрос, который должен быть сформулирован таким образом, чтобы ребенку захотелось найти на него ответ.
Занятия – исследования – один из основных путей познания, наиболее полно соответствующий природе ребенка и современным задачам обучения и воспитания.
Беседы, разговор, рассказывание, объяснение могут быть использованы при реализации всех образовательных областей Программы.
Викторины и конкурсы можно рассматривать как своеобразные формы познавательной деятельности с использованием информационно – развлекательного содержания.
Папка – передвижка предназначена для работы с семьей. Темы папок самые разнообразные: «Наша семья трудиться», «Мы идем в магазин», «Мы идем в банк» и пр. В каждой папке указана тема, содержание и правила работы с ней. Родители берут эти папки на определенный срок (выходные дни, праздники, занимаются с детьми, пишут свои отзывы, наблюдения, пожелания. Осуществляется обратная связь с семьей.
Чтение – основная форма восприятия художественной литературы как особого вида детской деятельности, а также эффективная форма развития познавательно – исследовательской, коммуникативной деятельности.
Выставки по темам Программы с использованием фотоснимков игровой, учебной, трудовой деятельности детей и взрослых.
Проекты по темам программы - эффективный метод, позволяющий установить взаимосвязь «воспитатель – родитель – ребенок». Участники проекта осваивают новые понятия, формируют представления о финансовой культуре. Воспитатель является организатором продуктивной деятельности, источником информации, консультантом, экспертом, основным руководителем проекта, при этом партнером и помощником родителей и ребенка в саморазвитии.
Под Программу подготовлена серия книг «Занимательные финансы. Азы для дошкольников»: «Читаем и обсуждаем», «Рассуждаем и решаем», «Мини – спектакли», «Говорим с детьми о финансах», «Методические рекомендации».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по формированию основ финансовой грамотности и экономической культуры дошкольников(5 - 7 лет) «Финансовая школа»
Финансовая грамотность для дошкольников – это финансово-экономическое образование детей, направленное на заложение нравственных основ финансовой культуры и развитие нестандартного мышления в обл...
Парциальная программа "Азы финансовой культуры для дошкольников"
Грамотность в сфере финансов, так же как и любая другая, воспитывается в течение продолжительного периода времени на основе принципа «от простого к сложному», в процессе многокра...
Консультация для воспитателей «Обзор дополнительной образовательной программы «Азы финансовой культуры для дошкольников »
Консультация для воспитателей «Обзор дополнительной образовательной программы «Азы финансовой культуры для дошкольников »Формирование финансовой культ...
Программа: АЗЫ финансовой культуры для дошкольников «Занимательные финансы»
Актуальность программы по формированию финансовой культурыдошкольников обусловлена значимостью подготовки ребёнка к условиям обучения в школе и к жизни в целом, формированием правильной ориентации реб...
Самообразование «Формирование финансовой культуры дошкольников»
План по самообразовани. " Формирование финансовой культуры дошкольников" и картотека игр по трудовому воспитанию...