Консультация для педагогов «Уголок экспериментирования в детском саду»
консультация (младшая группа)

Загонкина Ирина Анатольевна

На протяжении всего дошкольного детства, наряду с игровой деятельностью, огромное значение в развитии личности ребёнка, в процессах социализации имеет познавательно-исследовательская деятельность, которая понимается не только как процесс усвоения знаний, умений и навыков, а, главным образом, как поиск знаний, приобретение знаний самостоятельно или под тактичным руководством взрослого.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_pedagogov_eksperimenty.docx66.53 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для педагогов «Уголок экспериментирования в детском саду»

https://image.jimcdn.com/app/cms/image/transf/dimension=489x10000:format=jpg/path/s7740ddfca2aa283f/image/i681f5048e5382088/version/1479133355/image.jpg

 

     На протяжении всего дошкольного детства, наряду с игровой деятельностью, огромное значение в развитии личности ребёнка, в процессах социализации имеет познавательно-исследовательская деятельность, которая понимается не только как процесс усвоения знаний, умений и навыков, а, главным образом, как поиск знаний, приобретение знаний самостоятельно или под тактичным руководством взрослого.

 

   Одним из эффективных методов познания закономерностей  и явлений окружающего мира является метод экспериментирования, который относится к познавательно – речевому развитию(область познание)  

 

Основная задача ДОУ поддержать и развить в ребенке интерес к исследованиям, открытиям, создать необходимые для этого условия.

 

      Одним из условий решения задач по опытно-экспериментальной деятельности в детском саду является организация развивающей среды. Предметная среда окружает и оказывает влияние на ребенка уже с первых минут его жизни. Основными требованиями, предъявляемыми к среде как развивающему средству, является обеспечение развития активной самостоятельной детской деятельности.

 

Задачи уголка экспериментирования

 

         развитие первичных естественнонаучных представлений,

 

         наблюдательности,

 

         любознательности,

 

         активности,

 

    мыслительных операций (анализ, сравнение, обобщение, классификация, наблюдение);

 

         формирование умений комплексно обследовать предмет

 

Требования при оборудовании уголка экспериментирования в группе

 

         безопасность для жизни и здоровья детей;

 

         достаточность;

 

         доступность расположения

 

 В уголке экспериментальной деятельности (мини-лаборатория, центр науки) должны быть выделены:

 

1) место для постоянной выставки, где размещают музей, различные коллекции. Экспонаты, редкие предметы (раковины, камни, кристаллы, перья и т.п.)

 

2) место для приборов

 

 Место для хранения материалов (природного, "бросового")

 

3) место для проведения опытов

 

4) место для неструктурированных материалов (песок, вода, опилки, стружка, пенопласт и др.)    

 

Материалы данной зоны распределяются по следующим направлениям «Песок и вода», «Звук», «Магниты», «Бумага», «Свет», «Стекло и пластмасса», «Резина».

 

Уголок экспериментирования делится на следующие компоненты

 

         Компонент дидактический  

 

         Компонент оборудования       

 

         Компонент стимулирующий

 

Дидактический компонент

 

         Познавательные книги

 

         Атласы

 

         Тематические альбомы

 

         Серии картин с изображением природных сообществ

 

         Схемы, таблицы, модели с алгоритмами выполнения опытов

 

Для организации самостоятельной детской деятельности могут быть разработаны:

 

         Алгоритмы выполнения опытов

 

         карточки-схемы проведения экспериментов, опытов. Совместно с детьми разрабатываются условные обозначения, разрешающие и запрещающие знаки.

 

         Правила поведения в уголке экспериментирования

 

Компонент оборудования приборы-помощники:

         микроскоп, лупы, увеличительные стекла

 

         весы, безмен

 

         песочные, механические часы,

 

         компас,

 

         магниты;

 

         портновский метр, линейки, треугольник т.д.

 

Компонент стимулирующий

 

         разнообразные сосуды из различных материалов (пластмасса, стекло, металл, керамика) разной конфигурации и объема;

 

         сита, воронки разного размера и материала;

 

         природный материал: камешки, глина, песок, ракушки,

 

         шишки, перья, мох, листья и др.;

 

         утилизированный материал: проволока, кусочки кожи,

 

         меха, ткани, пластмассы, пробки и др.;

 

         технические материалы: гайки, скрепки, болты, гвоздики и др.;

 

         разные виды бумаги: обычная, картон, наждачная, копировальная и др.;

 

         красители: пищевые и непищевые (гуашь, акварельные краски );

 

     медицинские материалы: пипетки, колбы, деревянные палочки, шприцы (без игл), мерные ложки мензурки, резиновые груши и др.;

 

         прочие материалы: зеркала, воздушные шары, масло, мука, соль, сахар, цветные и прозрачные стекла, и др.

 

     В качестве лабораторной посуды используются стаканчики из-под йогуртов, из-под мороженого, пластиковые бутылочки. Наглядно показывают детям возможность вторичного использования материалов, которые в избытке выбрасываются и загрязняют окружающую среду. Это очень важный воспитательный момент. Важно, чтобы все было подписано или нарисованы схемы – обозначения. Можно использовать различные баночки с крышками и киндер – сюрпризы.

 

Материал для проведения опытов в уголке экспериментирования меняется в соответствии с планом работы

 

Опыты помогают развивать мышление, логику, творчество ребенка, позволяют наглядно показать связь между живым и не живым в природе. Исследования представляют возможности ребенку самому найти ответы на вопросы “Как?” “Почему?”.

 

Китайская пословица гласит “Расскажи - и я забуду, покажи - и я запомню, дай попробовать - и я пойму”. 

 

Грамотное сочетание материалов и оборудования в уголке экспериментирования способствуют овладению детьми средствами познавательной деятельности, способам действий, обследованию объектов, расширению познавательного опыта.

 

Процесс познания, освоение новых знаний очень важны для меня, поэтому я считаю, что в детском саду не должно быть четкой границы между обыденной жизнью и экспериментированием, ведь экспериментирование не самоцель, а только способ ознакомления детей с миром, в котором им предстоит жить!

 

В уголке экспериментальной деятельности в младшей группе должны быть

 

         книги познавательного характера для младшего возраста;

 

         тематические альбомы;

 

         коллекции: семена разных растений, шишки, камешки, коллекции "Подарки": (зимы, весны, осени), "Ткани",  "Бумага", "Пуговицы"

 

         мини-музей (тематика различна, например "камни", чудеса из стекла" и др.)

 

         песок, глина;

 

         набор игрушек резиновых и пластмассовых для игр в воде;

 

         материалы для игр с мыльной пеной,

 

         красители - пищевые и непищевые (гуашь, акварельные краски и др.).

 

         семена бобов, фасоли, гороха

 

         некоторые пищевые продукты (сахар, соль, крахмал, мука)

 

 Простейшие приборы и приспособления:

 

         лупы, сосуды  для воды, "ящик ощущений" (чудесный мешочек), зеркальце для игр с "солнечным зайчиком", контейнеры из "киндер-сюрпризов" с отверстиями, внутрь помещены вещества и травы с разными запахами.

 

         "бросовый материал": веревки, шнурки, тесьма, катушки деревянные, прищепки, пробки

 

         семена бобов, фасоли, гороха        

 

         на видном месте вывешиваются правила работы с материалами, доступные детям  младшего возраста.

 

         персонажи, наделанные определенными чертами-  ("Почемучка") от имени которого моделируется проблемная ситуация.

 

       карточки-схемы проведения экспериментов (заполняется воспитателем): ставится дата, опыт зарисовывается.

 

 Средний дошкольный возраст

 

         книги познавательного характера для среднего возраста

 

         тематические альбомы

 

         коллекции: семена разных растений, шишки, камешки, коллекции "Подарки": (зимы, весны, осени), "Ткани", "Бумага", "Пуговицы"

 

         мини-музей (тематика различна, например "камни", чудеса из стекла" и др.)        

 

         песок, глина

 

         набор игрушек резиновых и пластмассовых для игр в воде

 

         материалы для игр с мыльной пеной

 

         красители - пищевые и непищевые (гуашь, акварельные краски и др.).

 

         семена бобов, фасоли, гороха

 

         некоторые пищевые продукты (сахар, соль, крахмал, мука)

 

 Простейшие приборы и приспособления:

 

         лупы, сосуды  для воды, "ящик ощущений" (чудесный мешочек), зеркальце для игр с "солнечным зайчиком", контейнеры из "киндер-сюрпризов" с отверстиями, внутрь помещены вещества и травы с разными запахами.

 

         "бросовый материал": веревки, шнурки, тесьма, катушки деревянные, прищепки, пробки

 

         на видном месте вывешиваются правила работы с материалами, доступные детям  младшего возраста.

 

         персонажи, наделанные определенными чертами ("почемучка") от имени которого моделируется проблемная ситуация.

 

       карточки-схемы проведения экспериментов (заполняется воспитателем): ставится дата, опыт зарисовывается.

 

 

Старший дошкольный возраст

 

         схемы, таблицы, модели с алгоритмами выполнения опытов;

 

         серии картин с изображением природных сообществ;

 

         книги познавательного характера, атласы;

 

         тематические альбомы;

 

         коллекции

 

         мини-музей (тематика различна, например "Часы бывают разные:",  "Изделия из камня" 

 

         материалы распределены по разделам: "Песок, глина, вода", "Звук", "Магниты", "Бумага", "Свет",  "Стекло", "Резина"

 

         природный материал: камни, ракушки,  спил и листья деревьев, мох, семена, почва разных видов и др.

 

         утилизированный материал: проволока, кусочки кожи, меха, ткани, пластмассы, дерева, пробки и т.д.

 

         технические материалы: гайки, скрепки, болты, гвозди, винтики, шурупы, детали конструктора и т.д.

 

         разные виды бумаги: обычная, картон, наждачная, копировальная и т.д.

 

         красители: пищевые и непищевые (гуашь, акварельные краски и др.)

 

         медицинские материалы: пипетки с закругленными концами, колбы, деревянные палочки, мерные ложки, резиновые груши, шприцы без игл

 

         прочие материалы: зеркала, воздушные шары, масло, мука, соль, сахар, цветные и прозрачные стекла, свечи и др.

 

         сито, воронки

 

         половинки мыльниц, формы для льда

 

 проборы-помощники: увеличительное стекло, песочные часы, микроскопы, лупы

 

         клеенчатые фартуки, нарукавники, резиновые перчатки, тряпки   

 

Ведение фиксации детского экспериментирования

 

         Дневник

 

         Картотека опытов

 

         Схема

 

         Личные блокноты детей для фиксации результатов опытов

 

         Мини-стенд « О чем хочу узнать завтра»

 

         Карточки подсказки (разрешающие - запрещающие знаки) "Что можно, что нельзя"

 

         Персонажи, наделанные определенными чертами ("Незнайка") от имени которого моделируется проблемная ситуация.  

 

     Грамотное сочетание материалов и оборудования в уголке экспериментирования способствуют овладению детьми средствами познавательной деятельности, способам действий, обследованию объектов, расширению познавательного опыта.

 

     Процесс познания, освоение новых знаний очень важны для детей , поэтому в детском саду не должно быть четкой границы между обыденной жизнью и экспериментированием, ведь экспериментирование не самоцель, а только способ ознакомления детей с миром, в котором им предстоит жить!