Консультация для педагогов «Уголок экспериментирования в детском саду»
консультация (младшая группа)
На протяжении всего дошкольного детства, наряду с игровой деятельностью, огромное значение в развитии личности ребёнка, в процессах социализации имеет познавательно-исследовательская деятельность, которая понимается не только как процесс усвоения знаний, умений и навыков, а, главным образом, как поиск знаний, приобретение знаний самостоятельно или под тактичным руководством взрослого.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya_dlya_pedagogov_eksperimenty.docx | 66.53 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для педагогов «Уголок экспериментирования в детском саду»
На протяжении всего дошкольного детства, наряду с игровой деятельностью, огромное значение в развитии личности ребёнка, в процессах социализации имеет познавательно-исследовательская деятельность, которая понимается не только как процесс усвоения знаний, умений и навыков, а, главным образом, как поиск знаний, приобретение знаний самостоятельно или под тактичным руководством взрослого.
Одним из эффективных методов познания закономерностей и явлений окружающего мира является метод экспериментирования, который относится к познавательно – речевому развитию(область познание)
Основная задача ДОУ поддержать и развить в ребенке интерес к исследованиям, открытиям, создать необходимые для этого условия.
Одним из условий решения задач по опытно-экспериментальной деятельности в детском саду является организация развивающей среды. Предметная среда окружает и оказывает влияние на ребенка уже с первых минут его жизни. Основными требованиями, предъявляемыми к среде как развивающему средству, является обеспечение развития активной самостоятельной детской деятельности.
Задачи уголка экспериментирования
∙ развитие первичных естественнонаучных представлений,
∙ наблюдательности,
∙ любознательности,
∙ активности,
∙ мыслительных операций (анализ, сравнение, обобщение, классификация, наблюдение);
∙ формирование умений комплексно обследовать предмет
Требования при оборудовании уголка экспериментирования в группе
∙ безопасность для жизни и здоровья детей;
∙ достаточность;
∙ доступность расположения
В уголке экспериментальной деятельности (мини-лаборатория, центр науки) должны быть выделены:
1) место для постоянной выставки, где размещают музей, различные коллекции. Экспонаты, редкие предметы (раковины, камни, кристаллы, перья и т.п.)
2) место для приборов
Место для хранения материалов (природного, "бросового")
3) место для проведения опытов
4) место для неструктурированных материалов (песок, вода, опилки, стружка, пенопласт и др.)
Материалы данной зоны распределяются по следующим направлениям : «Песок и вода», «Звук», «Магниты», «Бумага», «Свет», «Стекло и пластмасса», «Резина».
Уголок экспериментирования делится на следующие компоненты
∙ Компонент дидактический
∙ Компонент оборудования
∙ Компонент стимулирующий
Дидактический компонент
∙ Познавательные книги
∙ Атласы
∙ Тематические альбомы
∙ Серии картин с изображением природных сообществ
∙ Схемы, таблицы, модели с алгоритмами выполнения опытов
Для организации самостоятельной детской деятельности могут быть разработаны:
∙ Алгоритмы выполнения опытов
∙ карточки-схемы проведения экспериментов, опытов. Совместно с детьми разрабатываются условные обозначения, разрешающие и запрещающие знаки.
∙ Правила поведения в уголке экспериментирования
Компонент оборудования приборы-помощники:
∙ микроскоп, лупы, увеличительные стекла
∙ весы, безмен
∙ песочные, механические часы,
∙ компас,
∙ магниты;
∙ портновский метр, линейки, треугольник т.д.
Компонент стимулирующий
∙ разнообразные сосуды из различных материалов (пластмасса, стекло, металл, керамика) разной конфигурации и объема;
∙ сита, воронки разного размера и материала;
∙ природный материал: камешки, глина, песок, ракушки,
∙ шишки, перья, мох, листья и др.;
∙ утилизированный материал: проволока, кусочки кожи,
∙ меха, ткани, пластмассы, пробки и др.;
∙ технические материалы: гайки, скрепки, болты, гвоздики и др.;
∙ разные виды бумаги: обычная, картон, наждачная, копировальная и др.;
∙ красители: пищевые и непищевые (гуашь, акварельные краски );
∙ медицинские материалы: пипетки, колбы, деревянные палочки, шприцы (без игл), мерные ложки мензурки, резиновые груши и др.;
∙ прочие материалы: зеркала, воздушные шары, масло, мука, соль, сахар, цветные и прозрачные стекла, и др.
В качестве лабораторной посуды используются стаканчики из-под йогуртов, из-под мороженого, пластиковые бутылочки. Наглядно показывают детям возможность вторичного использования материалов, которые в избытке выбрасываются и загрязняют окружающую среду. Это очень важный воспитательный момент. Важно, чтобы все было подписано или нарисованы схемы – обозначения. Можно использовать различные баночки с крышками и киндер – сюрпризы.
Материал для проведения опытов в уголке экспериментирования меняется в соответствии с планом работы
Опыты помогают развивать мышление, логику, творчество ребенка, позволяют наглядно показать связь между живым и не живым в природе. Исследования представляют возможности ребенку самому найти ответы на вопросы “Как?” “Почему?”.
Китайская пословица гласит “Расскажи - и я забуду, покажи - и я запомню, дай попробовать - и я пойму”.
Грамотное сочетание материалов и оборудования в уголке экспериментирования способствуют овладению детьми средствами познавательной деятельности, способам действий, обследованию объектов, расширению познавательного опыта.
Процесс познания, освоение новых знаний очень важны для меня, поэтому я считаю, что в детском саду не должно быть четкой границы между обыденной жизнью и экспериментированием, ведь экспериментирование не самоцель, а только способ ознакомления детей с миром, в котором им предстоит жить!
В уголке экспериментальной деятельности в младшей группе должны быть
∙ книги познавательного характера для младшего возраста;
∙ тематические альбомы;
∙ коллекции: семена разных растений, шишки, камешки, коллекции "Подарки": (зимы, весны, осени), "Ткани", "Бумага", "Пуговицы"
∙ мини-музей (тематика различна, например "камни", чудеса из стекла" и др.)
∙ песок, глина;
∙ набор игрушек резиновых и пластмассовых для игр в воде;
∙ материалы для игр с мыльной пеной,
∙ красители - пищевые и непищевые (гуашь, акварельные краски и др.).
∙ семена бобов, фасоли, гороха
∙ некоторые пищевые продукты (сахар, соль, крахмал, мука)
Простейшие приборы и приспособления:
∙ лупы, сосуды для воды, "ящик ощущений" (чудесный мешочек), зеркальце для игр с "солнечным зайчиком", контейнеры из "киндер-сюрпризов" с отверстиями, внутрь помещены вещества и травы с разными запахами.
∙ "бросовый материал": веревки, шнурки, тесьма, катушки деревянные, прищепки, пробки
∙ семена бобов, фасоли, гороха
∙ на видном месте вывешиваются правила работы с материалами, доступные детям младшего возраста.
∙ персонажи, наделанные определенными чертами- ("Почемучка") от имени которого моделируется проблемная ситуация.
∙ карточки-схемы проведения экспериментов (заполняется воспитателем): ставится дата, опыт зарисовывается.
Средний дошкольный возраст
∙ книги познавательного характера для среднего возраста
∙ тематические альбомы
∙ коллекции: семена разных растений, шишки, камешки, коллекции "Подарки": (зимы, весны, осени), "Ткани", "Бумага", "Пуговицы"
∙ мини-музей (тематика различна, например "камни", чудеса из стекла" и др.)
∙ песок, глина
∙ набор игрушек резиновых и пластмассовых для игр в воде
∙ материалы для игр с мыльной пеной
∙ красители - пищевые и непищевые (гуашь, акварельные краски и др.).
∙ семена бобов, фасоли, гороха
∙ некоторые пищевые продукты (сахар, соль, крахмал, мука)
Простейшие приборы и приспособления:
∙ лупы, сосуды для воды, "ящик ощущений" (чудесный мешочек), зеркальце для игр с "солнечным зайчиком", контейнеры из "киндер-сюрпризов" с отверстиями, внутрь помещены вещества и травы с разными запахами.
∙ "бросовый материал": веревки, шнурки, тесьма, катушки деревянные, прищепки, пробки
∙ на видном месте вывешиваются правила работы с материалами, доступные детям младшего возраста.
∙ персонажи, наделанные определенными чертами ("почемучка") от имени которого моделируется проблемная ситуация.
∙ карточки-схемы проведения экспериментов (заполняется воспитателем): ставится дата, опыт зарисовывается.
Старший дошкольный возраст
∙ схемы, таблицы, модели с алгоритмами выполнения опытов;
∙ серии картин с изображением природных сообществ;
∙ книги познавательного характера, атласы;
∙ тематические альбомы;
∙ коллекции
∙ мини-музей (тематика различна, например "Часы бывают разные:", "Изделия из камня"
∙ материалы распределены по разделам: "Песок, глина, вода", "Звук", "Магниты", "Бумага", "Свет", "Стекло", "Резина"
∙ природный материал: камни, ракушки, спил и листья деревьев, мох, семена, почва разных видов и др.
∙ утилизированный материал: проволока, кусочки кожи, меха, ткани, пластмассы, дерева, пробки и т.д.
∙ технические материалы: гайки, скрепки, болты, гвозди, винтики, шурупы, детали конструктора и т.д.
∙ разные виды бумаги: обычная, картон, наждачная, копировальная и т.д.
∙ красители: пищевые и непищевые (гуашь, акварельные краски и др.)
∙ медицинские материалы: пипетки с закругленными концами, колбы, деревянные палочки, мерные ложки, резиновые груши, шприцы без игл
∙ прочие материалы: зеркала, воздушные шары, масло, мука, соль, сахар, цветные и прозрачные стекла, свечи и др.
∙ сито, воронки
∙ половинки мыльниц, формы для льда
∙ проборы-помощники: увеличительное стекло, песочные часы, микроскопы, лупы
∙ клеенчатые фартуки, нарукавники, резиновые перчатки, тряпки
Ведение фиксации детского экспериментирования
∙ Дневник
∙ Картотека опытов
∙ Схема
∙ Личные блокноты детей для фиксации результатов опытов
∙ Мини-стенд « О чем хочу узнать завтра»
∙ Карточки подсказки (разрешающие - запрещающие знаки) "Что можно, что нельзя"
∙ Персонажи, наделанные определенными чертами ("Незнайка") от имени которого моделируется проблемная ситуация.
Грамотное сочетание материалов и оборудования в уголке экспериментирования способствуют овладению детьми средствами познавательной деятельности, способам действий, обследованию объектов, расширению познавательного опыта.
Процесс познания, освоение новых знаний очень важны для детей , поэтому в детском саду не должно быть четкой границы между обыденной жизнью и экспериментированием, ведь экспериментирование не самоцель, а только способ ознакомления детей с миром, в котором им предстоит жить!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для педагогов «Уголок экспериментирования в детском саду»
На протяжении всего дошкольного детства, наряду с игровой деятельностью, огромное значение в развитии личности ребёнка, в процессах социализации имеет познавательно-исследовательская деятельность, кот...
Консультация для педагогов «Уголок экспериментирования в детском саду»
На протяжении всего дошкольного детства, наряду с игровой деятельностью, огромное значение в развитии личности ребёнка, в процессах социализации имеет познавательно-исследовательская деятельность, кот...
Консультация для педагогов "Уголок экспериментирования в детском саду"
Консультация для педагогов "Уголок экспериментирования в детском саду"...
консультация для педагогов "Уголок экспериментирования в детском саду"
В этой статье подробно описаны важность процесса детского экспериментирования в развитии познавательно-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста. Сформулированы задачи уголка экспериме...
Консультация для педагогов «Уголок экспериментирования в детском саду»
Одна из задач ДОУ поддержать и развить в ребенке интерес к исследованиям, открытиям, создавать необходимые для этого условия....
Консультация для педагогов «Уголок экспериментирования в детском саду»
Детское экспериментирование – один из методов познавательного развития детей дошкольного возраста.Федеральный государственный образовательный стандарт направлен на решение многих ...
Консультация для педагогов «Уголок экспериментирования в детском саду»
Одним из эффективных методов познания закономерностей и явлений окружающего мира является метод экспериментирования, который относится к познавательно – речевому развитию....