Консультация для педагогов тема: «Сенсорное воспитание детей дошкольного возраста»
консультация

Баланеску Олеся Андреевна

Консультация для педагогов

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_1.docx24.18 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Ромашка»

Консультация для педагогов

тема: «Сенсорное воспитание детей дошкольного возраста»

Баланеску О.А.

воспитатель

г. Советский

2017 уч.год

Основой умственного воспитания является сенсорное воспитание, которое обеспечивает развитие и обогащение чувственного опыта ребёнка, формирует его представления о свойствах и качествах предметов.

 Сенсорное воспитание – это целенаправленное развитие ощущений и восприятий. Слово «сенсорный» происходит от латинского слова «sensus» - «чувство», «ощущение», «восприятие», «способность ощущения».

Задачи сенсорного воспитания детей дошкольного возраста

1)  формирование у детей системы перцептивных (обследовательских) действий;

2)  формирование у детей системы сенсорных эталонов;

3) формирование у детей умения самостоятельно применять систему перцептивных действий и систему сенсорных: эталонов в практической к познавательной деятельности.

Познание окружающего мира начинается с ощущений, с восприятия. Чем богаче ощущения и восприятия, тем шире и многограннее будут полученные человеком сведения об окружающем мире. Таким образом, сенсорная культура ребёнка, уровень развития его ощущений и восприятий являются важной предпосылкой успешной познавательной деятельности.

Сенсорная культура имеет большое значение и для эстетического воспитания. Умение различать цвета, оттенки, формы, сочетания форм и цветов, высоту и тембр звуков даёт возможность лучше понимать произведения изобразительного и музыкального искусства, получать удовольствие от слушания музыки, рассматривания картин, скульптуры и т.д.

Педагогика считает, что сенсорное воспитание надо осуществлять в процессе разных видов деятельности – изобразительной, конструктивной, музыкально-двигательной, при ознакомлении детей с окружающим, в играх.

Ребёнка дошкольного возраста учат различать и называть цвета, формируют представления об их оттенках, о том, что при смешивании красок получаются новые цвета или оттенки, а также учат сравнивать предметы по цвету, развивают способность при рассматривании картины видеть, как с помощью цвета создаётся художественная выразительность изображения.

В дошкольном возрасте дети усваивают пространственные ориентировки: вперёд – назад, вверху – внизу, далеко – близко, слева – справа и др., которыми руководствуются в жизненных ситуациях. Они различают форму предметов, их величину, сравнивают предметы между собой.

Постепенно дети учатся ориентироваться во времени и овладевают временными понятиями, осознают последовательность и продолжительность времени. Вначале ребёнку трудно осмыслить относительность понятий «вчера», «сегодня», «завтра» (как «завтра» вдруг становится «сегодня», а «сегодня» превращается во «вчера»), продолжительность времени (минута, 5 минут, час). Это достигается в результате накопленного опыта и целенаправленного обучения.

В содержание сенсорного воспитания входит развитие слуховой чувствительности, умения вслушиваться и различать звуки, развитие речевого слуха (восприятие звуковой стороны речи) и музыкального (умение различать звуки по высоте, воспринимать ритмический рисунок и др.).

Сенсорное воспитание включает в себя также развитие тактильной чувствительности – умения различать свойства предметов (гладкий, пушистый, шершавый, мягкий, твёрдый, тяжёлый, лёгкий, холодный, тёплый и др.) и правильно называть их. Одной из сторон сенсорного воспитания является развитие обонятельных и вкусовых ощущений.

В процессе повседневной жизни, в играх и на занятиях под руководством воспитателя осуществляется разностороннее сенсорное воспитание дошкольников.

Основным методом сенсорного воспитания является обследование детьми предметов с целью определения их свойств.

Обследование – это специально организованное восприятие предметов для последующего использования его результатов в той или иной содержательной деятельности. В процессе обследования дети учатся выделять и различать величину, форму, пространственные отношения, цвет.

Одной из важных задач сенсорного воспитания является формирование у детей представлений о сенсорных эталонах.

 Сенсорные эталоны – это образцы, которые были выработаны в процессе общественно-исторического опыта. Такими эталонами являются основные цвета, геометрические фигуры (шар, куб, круг, квадрат и др.), различная высота музыкальных звуков, выраженная в нотах. Если ребёнок знаком с эталонами и их словесными обозначениями, ему легче ориентироваться в окружающем мире: он относит встречающиеся ему предметы с тем или иным эталоном и называет цвет, форму, величину предмета, пространственное расположение его деталей.
Большие возможности для сенсорного воспитания предоставляются в работе по ознакомлению детей с окружающим, особенно с природой. Действуя с различными предметами, ребёнок получает множество ощущений: его окружают цвета, запахи, звуки.

Педагог побуждает  детей к выполнению действий с игрушками и предметами, способствующих развитию ощущений и восприятий: разбору и сбору пирамидок, матрёшек, чашечек-вкладышей, прокатыванию шаров в цветные воротца и т.д. По мере накопления чувственного опыта круг сенсорных представлений ребёнка становится шире. Чтобы сказать, тяжёлый или лёгкий данный предмет, надо знать, какова примерная тяжесть других предметов такой же величины (деревянных, металлических, пластмассовых). Чтобы определить, твёрдый или мягкий этот предмет, надо знать, что стоит за понятием «твёрдый» или «мягкий».

Накопленный опыт дети переносят на другие предметы и явления, используют его в повседневной жизни. Педагог, используя окружающую обстановку, последовательно развивает ощущения и восприятия детей.

В результате сенсорного воспитания ребенок овладевает способами чувственного познания мира, наглядно-образным мышлением; происходит дальнейшее совершенствование всех видов детской деятельности, формируется относительная самостоятельность в познавательной и практической деятельности.

ФГОС ДО устанавливает требования к развивающей предметно пространственной среде как одному из условий реализации основной образовательной программы дошкольного образования. Развивающая предметно-пространственная среда должна позволять организовать как совместную деятельность педагога с детьми, так и самостоятельную детскую деятельность, направленную на саморазвитие ребенка под наблюдением и при поддержке взрослого. Инновационность подхода к организации развивающей предметно пространственной среды развития ребенка определяется актуальностью интеграции не только образовательных областей, определенных ФГОС, но и необходимостью организации центров активности на принципах развития и интеграции. Для реализации образовательной области «Познавательное развитие» через процесс формирования элементарных математических представлений в группах ДОУ организуются центры занимательной математики. Центр занимательной математики должен быть оснащён материалами и атрибутами, позволяющими детям в самостоятельной деятельности отрабатывать навыки, закреплять уже имеющиеся знания, открывать для себя новое в области математики через своеобразные детские виды деятельности: игровую, поисково-исследовательскую, конструктивную, речевую и т.д. Примерное содержание центра занимательной математики в группах ДОУ: 1. Разнообразные игры на развитие сенсорных чувств в соответствии с возрастом и развитием детей (игры на формирование элементарных математических представлений по количеству и счету, величине и форме предметов, ориентировке в пространстве и времени). 2. Разнообразный счетный, наглядный материал (плоскостные предметные картинки для счета; мелкие игрушки и предметы – матрешки, грибочки, рыбки и др.; счетные палочки; комплекты геометрических фигур разных размеров, разного цвета; природный материал для счета; комплекты цифр и т.д.). 3. Занимательный материал математического содержания: задачи–шутки, головоломки, ребусы, игр на нахождение сходства и различия и др.; математические загадки; математические считалки; математические развивающие, логические игры, соответствующие возрасту детей;  приборы-помощники: увеличительное стекло, песочные часы, магниты, мерные ложки, резиновые груши разного объема,

Для 1 младшей группы

В центре сенсорного развития рекомендуется иметь разнообразный дидактический и наглядный материал: Дидактические игры на цвет, форму, величину, развитие тактильных ощущений; Развивающие игры – блоки Дьенеша, палочки Кюизенера, рамки вкладыши Монтессори и т.п., с методическими пособиями к ним (альбомы, инструкции и т.п.);  Атрибуты, материалы для игр с песком и водой; Наглядный материал по сенсорному воспитанию; Настольно-печатные игры; «Чудесный мешочек»; Картотека художественного слова по ознакомлению детей с сенсорными эталонами. Приборы-помощники: увеличительное стекло, песочные часы, магниты, мерные ложки, резиновые груши разного объема

Для 2 младшей группы

В центре занимательной математики могут быть расположены дидактические игрушки и настольные игры, развивающие у детей умения: сравнивать предметы по различным признакам - размеру, форме, цвету, назначению и т.д.;  группировать предметы на основе общих признаков (это - посуда, это - обувь; ленты одинаковой длины и одинакового цвета); составлять целое изображение из 6-8 частей («Игрушки», «Животные», «Цветы»): лото (посуда, одежда, мебель, животные, растения);  составлять ряды из одинаковых предметов по убыванию или возрастанию того или иного признака: объема, высоты, интенсивности цвета и т.д.; Дидактические игры: «Лото», парные картинки, крупная и средняя пластиковая мозаика, например: «Геометрические фигуры», пазлы из 6 – 18 частей, наборы разрезных картинок на кубиках, картинки – трафареты: «Сложи цветок», «Сложи елочку», «Сложи домик с окошком (для петушка)», «Чудесный мешочек» и т.д.

Развивающие игры: «Сложи узор», «Точки», «Уголки», «Уникуб», «Блоки Дьенеша», «Палочки Кюизенера», рамки-вкладыши Монтессори и т.д. в соответствии с возрастными задачами.

Для средней группы

Центр занимательной математики средней группы может содержать:  Дидактические игрушки и настольные игры, развивающие у детей умения:  сравнивать предметы по различным признакам - размеру, форме, цвету, назначению и т.д.;  группировать предметы на основе общих признаков (это - посуда, это – обувь, это - мебель; ленты одинаковой длины и одинакового цвета); составлять целое изображение из 6-8 частей («Игрушки», «Животные», «Цветы» и т.п.): лото (посуда, одежда, мебель, животные, растения); мозаика геометрическая;  составлять ряды из одинаковых предметов по убыванию или возрастанию того или иного признака: объема, высоты, интенсивности цвета и т.д.;  составлять простой план-схему с использованием разнообразных замещений реальных объектов: игры «Замри», «Волшебные картинки», «Придумай сам», «Где мама?» и др.;  Дидактические игры:  игры для понимания символики, схематичности и условности («На что похоже?», «Дострой»); модели: числовая лесенка, ряд величин, спиралевидные модели на познание временных отношений;  игры для освоения величинных, числовых, пространственно временных отношений («Составь такой же узор»);  игры с алгоритмами, включающие 3-5 элементов («Выращивание дерева») и т.п.  Развивающие игры: «Сложи узор», «Точки», «Уголки», «Уникуб», «Блоки Дьенеша», «Палочки Кюизенера», рамки-вкладыши Монтессори и т.д. в соответствии с возрастными задачами

Для детей старшего дошкольного возраста

В группах старшего дошкольного возраста центр занимательной математики может содержать: Трафареты, линейки и другие измерительные эталоны  Дидактические игры:

игры для деления целого предмета на части и составление целого из частей («Дроби», «Составь круг»);  игры с цифрами, монетами;  игры для развития числовых представлений и умений количественно оценивать разные величины. («Сравни и подбери»);  игры с алгоритмами («Вычислительные машины»);  модели числовых и временных отношений («Числовая лесенка», «Дни недели»);  календарь, модель календаря.  Развивающие игры:  игры, развивающие психические процессы: шахматы, шашки, нарды, лото-бочонки и т.п.  игра-пособие «Стосчет» Н.А. Зайцева, часы-конструктор, весы;  игры Никитина, блоки Дьенеша, палочки Кюизенера, игры Воскобовича и др. в соответствии с возрастными задачами. Природный и «бросовый» материал.

Рекомендации по содержанию математического уголка в подготовительной группе

Количество и счет. Предметные картинки, геометрические фигуры (фланелеграф), игрушки, природный материал для ознакомления с составом числа из двух меньших. Предметы, иллюстрации, схемы для составления и решения арифметических задач. Карточки с цифрами, знаками +,-, =, больше, меньше. Геометрические фигуры Плоские фигуры (фланелеграф): круг, квадрат, овал, прямоугольник, четырехугольник разных цветов, размеров, из разных материалов. Объемные фигуры: шар, куб, цилиндр разных цветов, размеров, из разных материалов. Счетные палочки и полоски бумаги для изображения геометрических фигур, для заданий на трансформацию. Различные виды многоугольников: треугольник, четырехугольник, пятиугольник, шестиугольник. Наборы объемных и плоскостных геометрических фигур для создания предметов сложной формы. Величина Геометрические фигуры и плоские силуэты разных предметов (фланелеграф), игрушек для установления упорядоченного ряда по длине, ширине. Объемные предметы, игрушки для сравнения и установления упорядоченного ряда по высоте и толщине. Условные меры длины, объема сыпучих и жидких веществ. Ориентировка в пространстве Наборы картинок (фланелеграф), иллюстраций, фотографий, игрушек, игры, позволяющие усвоить пространственные отношения: рядом, вокруг, впереди, посередине, среди; отдельных выражений: возле, под, через, напротив, вдали. Наборы геометрических фигур (фланелеграф) для ориентирования на листе бумаги. Ориентировка во времени Пособие, формирующее понятие год. Календари: отрывные, настенные, настольные. Наборы картинок, иллюстраций для ознакомления с месяцами, их названиями. Различные виды часов для формирования понятия о часе, получасе, четверти часа, минуте, секунде.

Наглядные пособия Наборы крупных и мелких цифр, карточки со знаками +,-, =, больше, меньше. Наборное полотно для цифр Карточки с тремя гнездами, отдельные карточки с количеством предметов на один меньше. Карточки с тремя гнездами (с кружками, цифрами), среднее гнездо закрывается отдельными карточками с кружками(цифрами), обозначающими смежные числа. Карточки с тремя гнездами (с кружками, цифрами), крайние гнезда закрываются отдельными карточками с кружками(цифрами), являющихся соседями числа. Измерительные приборы и инструменты (линейки, сантиметры, циркуль, весы, безмен, мерные стаканчики, термометры, палетки). Модели алгоритмов: линейные, разветвленные. Модели геометрических фигур. Модель недели, модель года (4 времени года). Ось времени. Шкалы глубин и высот. Дидактические игры. «Определи, какая ошибка допущена при отборе фигур», «Найди, какая фигура лишняя», «Какой фигуры не достает», «Кто знает, пусть дальше считает», «Назови предыдущее число», «Под какую елочку прыгнул зайчик», «Номер дома» и т.д.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей первой младшей группы на тему: «Сенсорное воспитание детей дошкольного возраста».

Консультация для родителей первой младшей группы на тему: «Сенсорное воспитание детей дошкольного возраста».     Подготовила воспитатель: Сысуева М. Е....

Консультация для родителей первой младшей группы на тему: «Сенсорное воспитание детей дошкольного возраста».

Консультация для родителей первой младшей группы на тему: «Сенсорное воспитание детей дошкольного возраста»....

Консультация для педагогов ДОУ по теме: «Сенсорное воспитание детей дошкольного возраста».

Активная консультация для педагогов ДОУ по теме: «Сенсорное воспитание детей дошкольного возраста», с целью повышения уровеня компетентности педагогов ДОУ в вопросе реализации се...

Консультация для педагогов ДОУ "Сенсорное воспитание детей дошкольного возраста посредством дидактических игр".

Консультация для воспитателей «Сенсорное воспитание детей дошкольного возраста посредством дидактических игр»....

Активная консультация для педагогов ДОУ по теме: «Сенсорное воспитание детей дошкольного возраста».

Активная консультация для воспитателей ДОУ – одна из эффективных форм сотрудничества членов педагогического коллектива, позволяющая не только вспомнить теоретический аспект изучаемого вопро...