дидактические игры
картотека (подготовительная группа)

Ларионова Наталья Владимировна

дидактические игры для детей подготовительной группы по эксперементированию

Скачать:


Предварительный просмотр:

               Дидактические игры по познавательному развитию

                        (подготовительная к школе группа)

                 «Почему комар пищит, а шмель жужжит?»

Цель: Выявить причины происхождения низких и высоких звуков.

Материал: пластмассовые расчески с разной частотой и размером зубьев,

иллюстрации с изображением комара и шмеля.

Ход: взрослый предлагает детям провести пластмассовой пластиной по

зубьям разных расчесок, определить одинаковый ли звук и от чего

зависит частота звука. Дети обращают внимание на частоту зубьев и

размер расчесок. Выясняют, что у расчесок с крупными редкими зубьями

звук низкий, грубый, громкий; у расчесок с частыми, мелкими зубьями –

звук тонкий, высокий.

Дети рассматривают иллюстрации комара и шмеля, определяют их

величину. Затем имитируют звуки, издаваемые ими. У комара звук

тонкий, высокий, он звучит как «з-з-з». У шмеля – низкий, грубый, звучит

как «ж-ж-ж». Дети рассказывают, что комар маленькими крыльями

машет очень быстро, часто, поэтому звук получается высокий. Шмель

машет крыльями медленно, летит тяжело, поэтому звук получается

низкий.

                              «Мир тканей»

Цель: называть ткани (ситец, сатин, шерсть, капрон, драп, трикотаж),

сравнивать ткани по их свойствам; понимать, что эти характеристики

обусловливают способ использования ткани для пошива вещей.

Материал: образцы тканей, ножницы, емкости с водой.

Ход: Дети рассматривают предлагаемые виды тканей, отмечают

наиболее яркие их различия (цвет, структура поверхности). Описываютсвойства ткани, определяют по алгоритму последовательность действий:

  • смять ткань и сравнить степень сминаемости –
  • разрезать пополам каждый кусочек ткани и сравнить,
  • насколько легко работать ножницами –
  • пытаться разорвать кусочки на две части и сравнить степень
  • необходимого усилия –
  • опустить в емкости с водой и определить скорость впитывания

влаги.

Делают общий вывод о сходстве и различиях видов тканей. Взрослый

обращает внимание детей на зависимость использования материала от

его свойств и качеств.

                               «Бережливые растения»

Цель: найти растения, которые могут расти в пустыне и саванне.

Материалы: растения (фикус, фиалка, сансевьерра, диффенбахия),

лупа, целлофановые пакеты.

Ход: взрослый предлагает детям доказать, что есть растения, которые

могут жить в пустыне или саванне. Дети самостоятельно выбирают

растения, которые, по их мнению, должны мало испарять воды, иметь

длинные корни, накапливать влагу.

Затем выполняют опыт: надевают на лист целлофановый пакет,

наблюдают за появлением влаги внутри него, сравнивают поведение

растений. Доказывают, что листья этих растений испаряют мало влаги.

                               «Почему меньше?»

Цель: установить зависимость количества испаряемой влаги от

величины листьев.

Материалы: стеклянные колбы, черенки большелистных расттений и колеуса.

Ход: взрослый предлагает детям выяснить, какие растения могут жить в

джунглях, лесной зоне, саванне. Дети предполагают, что в джунглях

смогут жить растения с крупными листьями, забирающие много воды; в

лесу - обычные растения; в саванне – растения, накапливающую влагу.

Дети, согласно алгоритму, выполняют опыт: наливают одинаковое

количество воды в колбы, помещают туда растения, отмечают уровень

воды; через 1-2 дня отмечают изменения уровня воды, составляют

модель зависимости количества испаряемой воды от величины

листьев. Дети делают вывод: растения с крупными листьями поглощают

больше воды и больше испаряют влаги, они могут расти в джунглях, где

много воды в почве, высокая влажность и жарко.

                                   «Фильтрование воды»

Цель: познакомиться с процессами очистки воды разными способами.

Материалы: промокательная бумага, воронка, тряпочка, речной песок,

крахмал, емкости.

Ход: Взрослый предлагает замутить воду крахмалом и затем очистить ее.

Вместе с детьми выясняет, как сделать разные очистительные

устройства – фильтры по алгоритму (из песка, тряпочки,

промокательной бумаги).

Дети изготавливают фильтры и проверяют их действия; выясняют,

какой фильтр лучше очищает воду (промокательная бумага).

                                                «Времена года»

Цель: учить по существенным признакам и приметам определять время

года.

Материалы: 4 шапочки из бумаги для Зимы, Весны, Лета, Осени. Вместо

шапочек можно использовать карточки из цветной бумаги: белой,

зеленой, красной, желтой, на которых должны стоять цифры 1,2,3 (по

числу месяцев в каждом времени года)

Ход: Дети встают в круг. Водящий (старик-годовик) называет месяц,

например, август. Выходит в круг ребенок с красной карточкой № 3 и

говорит об этом месяце: «Я – август, последний летний месяц. Солнце

печет не так жарко. Вода в реке прохладная. Ученики готовятся к школе

и т.д.» каждый ребенок рассказывает о своем месяце и его признаках,

приметах.

                           «Кем работают эти люди?»

Цель: продолжать знакомить детей с профессиями людей, развивать

познавательный интерес.

Материалы: карточки с изображением профессий людей.

Ход: Воспитатель предлагает детям посмотреть на картинки,

рассказать, кем работают эти люди? Как называются их профессии? кем

работают? Твои родители? Какие профессии ты еще знаешь?

После беседы воспитатель загадывает детям загадки о профессиях, кто

больше отгадает загадок, тот и выигрывает.

             «Путешествие в прошлое швейной машинки»

Цель: научить детей понимать назначение предметов, облегчающих труд в быту.

Определять особенности этих предметов, устанавливать причинно – следственные

связи между строением и назначением предмета, свойствами материала и их

характером использования.

Материалы: детская швейная машинка.

Ход: воспитатель загадывает загадки о ножницах, иголке, наперстке, сантиметре. Затем

следуют вопросы:

- для чего нужны эти предметы?

- чем сшивали одежду раньше?

- какой была самая первая игла?

- как изменилась она позже?

- почему иглой неудобно сшить толстые ткани?

- с помощью чего удобно это сделать?

Дети отвечают на вопросы: с помощью стальной иголки люди научились шить не только повседневную одежду, но и красивые наряды, делать вышивки, вышивать картины, шить игрушки. Все получалось, шло хорошо, но работа продвигалась очень медленно. Увеличить скорость прокладывания стежков помогла швейная машинка. 1-я швейная машинка была однониточной, то есть шов состоял из одной нитки и поэтому

легко распускался, если потянуть за конец нитки (показ на детской швейной машинке). Затем придумали двухниточную швейную машинку. Сначала швейные машины были ручными, а потом стали и ножными. Есть специальные машины, которые делают какую-либо одну операцию: пришивают пуговицы, обметывают край. Есть швейные машинки, как для пошива одежды, так и для пошива обуви.

                             «Овощи и фрукты»

Цель: закрепить умение детей классифицировать и называть овощи и

фрукты, правильно употреблять глаголы «класть», «положить».

Ход: Дети распределяются на две команды с равным количеством

игроков. Команды садятся на стулья друг напротив друга. Первые дети

из каждой команды берут в руки маленькие мячи и начинают передавать их своим соседям. Дети одной команды, передавая мяч, называют овощи, другой – фрукты. Передача может сопровождаться таким диалогом:

1-ый реб.: - Положи в корзину овощ

2-й реб.: - кладу огурец (поворачивается и передает мяч соседу со

словами): - положи в корзину овощ.

3-й реб.: - кладу морковь и т.д.

Тот, кто повторит название 2 раза или ошибется, отдает фант, а по

окончанию игры выкупает его.

                        «Опыт с водой и яйцом»

Цель: познакомить детей с физическими свойствами веществ, развивать

интеллектуальные способности детей, учить делать выводы и

умозаключения.

Материалы: 2 стакана с водой, ложка, соль и яйца.

Ход: один стакан наполнить водой и опустить туда яйцо. Оно утонет

В другой стакан наполовину налить воды и положить туда 4 ложки соли,

размешать ее до полного растворения. Опустить туда яйцо – яйцо будет

плавать на поверхности. Предложить детям сделать вывод.

                                  «Опыт: соль и перец»

Цель: познакомить с понятие «статическое электричество», доказать, что

это не волшебство, а закон физики.

Материал: соль, перец, ложка.

Ход: смешайте немного соли и перца. Предложить ребенку отделить

ложкой соль от перца. Конечно, эти попытки никакого результата не

принесут. Секрет вот в чем: нужно потереть ложку о ткань из

искусственной шерсти или волокна, а затем подержать ее над смесью. За

счет статического электричества на ложке перец, как очень легкий,

поднимется, и таким образом отделится от соли.

Тем самым просто и эффективно демонстрируется опыт со статическим

электричеством. Для детей – это просто волшебство!

                           «Опыт: невидимые чернила»

Цель: познакомить детей со свойствами разных веществ, показать, что

писать можно с помощью этих веществ, но они станут невидимыми при

высыхании, а при нагревании проявятся.

Материалы: картофель, молоко, лимон.

Ход: один из самых простых невидимых чернил – картофельный сок.

Для приготовления необходимо срезать верхушки с обеих сторон

большой картофелины, поставить ее на стол и сделать в ней ямку. В

образовавшееся отверстие выжмите сок из отдельных частей

картофелины. Писать можно спичкой, макая ее внутрь «чернильницы».

Письмо станет невидимым, как только высохнут чернила. А чтобы

прочесть послание, нужно подержать его у огня. Для этого занятия

также подойдут лимон или молоко, кока-кола.

Дидактическая игра по познавательному развитию (подготовительная к школе группа)

                                       «Опыт: лед и соль»

Цель: развивать внимание, наблюдательность, интеллектуальные

способности у детей.

Материалы: 5 мисок, кубики льда, рис, тертый сыр, соль, перец, укроп.

Ход: Для эксперимента нам понадобится лед (в кубиках) и 5 небольших

мисочек. Пусть ребенок положит по одному кусочку льда в каждую

мисочку и посыплет каждый кубик:

1. рисом

2. сыром

3. солью

4. перцем

5. укропом

Главное посыпать один из кубиков солью Пусть дети наблюдают , как

влияют сыр, рис, перец, соль и укроп на лед. Какой из кубиков тает

быстрее других? Это будет первое научное открытие в вашей

лаборатории.

                              «Опыт: выращивание овощей»

Цель: развивать у ребенка любознательность и наблюдательность,

знакомить с миром природы и его законами.

Материалы: блюдца с водой, морковь, свекла.

Ход: срежьте верхнюю часть моркови и свеклы и поместите в мелкие

блюдца с водой. Если блюдце поставить на хорошо освещенное место,

через несколько дней появляется зеленые побеги.

                 «Опыт: картофельный человечек»

Цель: развивать у ребенка любознательность и наблюдательность,

знакомить с миром природы и его законами.

Материалы: картофель, ватный комочек, семена травы или крессалата,

горчицы

Ход: выберите большую неиспорченную картошку и вырежьте немного

мякоти с одного конца. Затем срежьте основание с другого конца, чтобы

она могла ровно стоять. Затем смочить ватный комочек водой и

поместить его в вырезанное в картофелине отверстие. Посыпать туда

немного семян травы, горчицы или салата. Поставить картофелину в

блюдце с водой. Убедитесь, что ватный комочек хорошо пропитан

влагой. Через несколько дней у картофелины появятся зеленые

«волосики». Ребенок может сделать на ней глазки из кнопок или

пуговиц, чтобы получилась рожица.Наблюдаем за проращиванием семян.

                             «Опыт: как работает желудок»

Цель: показать способность желудка растворять и впитывать различные

вещества

Материалы: банка с водой, соль, сахар, хлеб, бумажные салфетки.

Ход: предлагаем детям представить, что банка – это наш желудок, вода –

желудочный сок. Опустим в емкость последовательно ложку соли, замет

– сахара (они растворились), кусочек хлеба (он размяк)

А что значит слово «впитывать»? Положим на блюдце бумажную

салфетку и нальем сверху немного воды. Что произошло? Жидкость

впиталась. Вот так и стенки желудка растворяют и впитывают пищу.

                      «Опыт: для чего человеку кожа»

Цель: развивать познавательный интерес у детей.

Материалы: небольшие силуэты человека на каждого ребенка и большая фигура для педагога;

маленькие (для детей) и большие (для педагога) черные кружочки, фланелеграф, посылочный

ящик с письмом от Айболита, рисунки, сделанные свечой, аптечка.

Ход: Дети становятся в круг, приветствуют друг друга словами и рукопожатием. Затем педагог

предлагает им посмотреть на руки и сказать, чем покрыто наше тело. Мы знаем, что внутри у человека есть органы. Их защищает сверху кожа. Дети внимательно рассматривают кожу, гладят друг друга. Приятные ли ощущения при этом возникают? Кожу можно сравнить с одеждой, которую мы постоянно меняем, поскольку она пачкается. А загрязняется ли кожа? Когда у наспачкается кожа и лицо? Какие места у человека чаще всего бывают грязными? Предлагает детям черными кружочками обозначить их на силуэте человека (педагог делает это на фланелеграфе)

Вот какой немытый человек у нас получился! Как можно его назвать? (чумазый, грязнуля)

Хорошо ли живется таким грязнулям? Почему? Что нужно делать, чтобы быть чистым? Давайте помоем руки и посмотрим, стали ли они чище?

Воспитатель приглашает детей заглянуть в посылку, которую они получили в подарок от Айболита. В этой посылке – ваши картинки с советами этого известного доктора. (каждый ребенок получает картинку с невидимым рисунком, сделанным заранее парафином).

Предлагается прочитать советы (протереть бумагу губкой, намоченной в краске) и обсудить их содержание. Например, на картинке может быть изображен ребенок, делающий зарядку или принимающий душ. Помимо картинок Айболит прислал аптечку ( в ней йод, бинт, зеленка и т.д.

необходимые при порезах и ссадинах) Педагог обсуждает с детьми, что нужно сделать, если порезался или на коже появились ранки. Какие средства для лечения кожи мы используем? Что нужно делать, чтобы наша кожа была чистой и здоровой?

                          «Опыт: много ли в легких воздуха?»

Цель: показать необходимость выполнения упражнений,

увеличивающих объем легких.

Материалы: теннисные шарики или любые легкие пластмассовые

формочки на блюдцах.

Ход: Детям по очереди предлагается подуть на шарики так, чтобы они

укатились с блюдца на расстояние 1.5. – 2 м. У более тренированных

детей результат будет более впечатляющим.

                            «Опыт: в каком виде едим?»

Цель: знать, в каком виде употребляются в пищу конкретные овощи и

фрукты.

Материалы: картинки с овощами, фруктами.

Ход: воспитатель:

- Дети, сегодня мы поиграем в интересную игру. Вы называете, в каком

виде мы едим разные овощи и фрукты (вареными, сырыми, жареными,

печеными) Сначала нужно называть хорошо знакомые овощи и фрукты.

Если дети затрудняются назвать, в каком виде употребляются овощи и

фрукты, из которых готовится несколько блюд, воспитательрассказывает, каким образом приготовлено блюдо. Например, картошка на сковороде (жареная) и т.д.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ И РАЗВИТИЕ РЕЧИ. Дидактическая игра многоплановое, сложное педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего

Дидактическая игра представляет собой многоплановое, сложное педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения, и самостоятельной игро...

«Формирование экологической культуры у детей дошкольного возраста через дидактические игры». «Формирование экологической культуры у детей дошкольного возраста через дидактические игры».

Под экологическим воспитанием детей нужно понимать, прежде всего, воспитание человечности, то есть доброты, ответственного отношения и к природе, и к людям, которые живут рядом, и к потомкам, которым ...

Методическая разработка Дидактическая игра « Накорми колобка» Методическая разработка Дидактическая игра « Накорми колобка» Методическая разработка Дидактическая игра « Накорми колобка»

Разработала:Саламатина Ирина Борисовна воспитатель ГБДОУ № 48 Кировского района горохом или фасолью). Санкт ПетербургаОписание игры:Цель: развитие мелкой моторики , тактильной чувствительнос...

Дидактическая игра собери вазу. Дидактическая игра «7 цветов радуги».

Развиваем мелкую моторик рук, учимся соединять части предмета в одно целое, называть предмет, определять его цвет. Развиваем память, мышление, внимание, увеличиваем словарный запас. Закрепллять п...

Консультация - практикум «Как научить ребенка играть в дидактические игры. Роль дидактической игры в развитии детей» (с домашним заданием для родителей и детей)

Дидактические игры — одно из средств воспитания и обучения детей дошкольного возраста. Огромный вклад в разработку советской теории игры внесла Н. К. Крупская. Она придавала большое значение игр...

Дидактические игры в младшей группе.Основой дидактической игры является дидактическая задача. Дидактические задачи разнообразны. Это может быть ознакомление с окружающим (природа, животный и растительный мир, люди, их быт, труд, события общественной жизни

Что в мешочке?Цель: научить выделять звук [ц] в произношении, развивать речь.Оборудование: мешочек; игрушки и предметы, в названии которых есть звук [п] (цыпленок, курица, овца, заяц, ...