Методическая разработка "Специфика игровой деятельности раннего возраста "
методическая разработка

Методическая разработка "Специфика игровой деятельности раннего возраста "

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ranniy_vozrast.docx34 КБ

Предварительный просмотр:

\

                                                    Введение

Игровая деятельность имеет важное  значение в развитие ребёнка. Игра способствует обогащению чувственного опыта детей, развитию наглядно-образного мышления, воображения, речи, в ней закладываются основы творчества. Игра развивает у детей произвольное поведение и самостоятельность. Сильный эффект имеет только полноценная игра, которая не возникает сама по себе, а развивается во взаимодействии с взрослыми. Для того чтобы игра стала действительно развивающей, ребёнка необходимо научить играть. Сензитивным периодом для зарождения игры является ранний возраст. В это время создаются условия для появления особого вида детской деятельности – процессуальной игры. В её основе лежат предметные действия, которые осваивает ребёнок, а также стремление подражать действиям взрослых, которые он наблюдает в повседневной жизни.

                                  1.Специфика игрового действия

   Первые игровые действия ребенка представляют собой некоторое подобие действий взрослых и тех орудийных действий, которые он уже умеет совершать сам. Однако между игровым и утилитарным использованием предметов есть существенная разница. Отличие игрового действия от утилитарного сформулировал Д.Б. Эльконин в книге «Психология игры». Он писал, что предметное действие двойственно по своей природе. С одной стороны, каждое предметное действие содержит общую схему, в которой закреплено общественное назначение предмета; с другой — имеет операционально-техническое содержание, без усвоения которого невозможно совершать практические утилитарные действия. Из этой двойственности и проистекают две линии развития предметных действий: одна связана с овладением операциональной стороной утилитарной деятельности и реализуется в собственно орудийных действиях, другая, имея дело со значениями вещей в их оторванности от прямой практической пользы и практического результата, является началом формирования процессуальной игры. Это положение легко проиллюстрировать на примере использования ребенком ложки. Когда он начинает овладевать этим навыком, ему стоит больших усилий приспособить свою руку к ложке так, чтобы ее содержимое попало в рот. На этом действии сосредоточено все внимание малыша и целью его является результат. Но вот другая ситуация. Малыш сидит за тем же столом, но теперь перед ним кукла и игрушечная посуда. Он берет ложку, делает вид, что зачерпывает из тарелки еду и беглым движением подносит ее ко рту куклы. Ребенок понимает, что находится в игровой ситуации, основной смысл которой можно определить словом «как будто». Поэтому ему не нужно следить за правильностью выполнения действия. Здесь важна схема действия, которая встроена в особое содержание деятельности. Оно заключается в том, что ребенок изображает действие взрослого.

В этой условной ситуации вместо ложки можно использовать любой подходящий предмет — палочку, карандаш и др.

               

                 2.Особенности развития процессуальной игры

На первом году жизни сюжетные игрушки выступают для ребенка в том же качестве, что и другие предметы, с которыми можно манипулировать: малыш разглядывает их, перекладывает с места на место, стучит ими, размахивает и пр. Если взрослые показывают ему, как можно играть с такими игрушками, то уже в 10—11 месяцев малыш начинает усваивать их игровое назначение: вместе со взрослым кормит куклу, укладывает ее спать, купает. Однако такие действия пока еще очень кратковременны и в отсутствие взрослого сменяются манипуляциями.

На втором году жизни происходит становление основных компонентов процессуальной игры — игровой мотивации, самостоятельных игровых действий, действий с предмета- ми-заместителями — и усложнение ее структуры.

   В этот период у детей начинает формироваться игровая мотивация. Постепенно, в ходе совместных игр ,ребёнок ,все чаще сам проигрывает игровые эпизоды, от коротких к более длинным действиям в игре. На протяжении второго года жизни изменяются состав и характер игровых действий: возрастает их количество и разнообразие, они становятся более самостоятельными, устойчивыми, осознанными, обобщенными.

Сначала ребенок играет преимущественно с теми предметами, с которыми играл вместе со взрослым, и воспроизводит только те действия, которые ему показал старший партнер. Игра в этот период  отличается слабой осознанностью ребенком смысла игры и в постоянном «соскальзывании» эпизодического игрового действия на предметное или манипулятивное. Например, ребенок подносит ко рту куклы чашку, но сразу же отвлекается на лежащие рядом мелкие игрушки, начинает заполнять ими чашку, а затем высыпать их на стол. То есть ребёнок  не столько играет, сколько экспериментирует со свойствами предметов.

Постепенно возрастает осознанность, устойчивость и обобщенность игровых действий. Увеличивается число персонажей, с которыми ребенок играет самостоятельно. Появляется перенос действий с одного персонажа на другие.. С возрастом расширяется спектр игровых действий и сюжетов: малыш сам кормит, причесывает, купает кукол, моет посуду, гладит белье и т.д. Помимо этого он начинает выполнять одно и то же по смыслу действие с помощью разных предметов, например, кормит куклу из чашки, тарелки, кастрюльки с помощью ложки, вилки, ножа и пр.

    С возрастом структура игры усложняется: разрозненные действия начинают объединяться в «цепочки».  

   Первоначально действия с игрушками представляют собой отдельные эпизоды. Например, малыш несколько раз проводит расческой по волосам куклы и сразу же отвлекается на другое, неигровое занятие. Затем подобные игровые эпизоды становятся более развернутыми, но достаточно долго остаются одноактными. Так, кормление куклы может сводиться к тому, что ребенок много раз подносит к ее лицу ложку. По мере расширения репертуара игровых действий он начинает объединять их в некоторую последовательность. Например, сначала кормит куклу, потом причесывает, затем купает ее. Вместе с тем на протяжении второго и начала третьего годов жизни последовательность игровых действий определяется не жизненной логикой, а теми предметами, которые попадают в поле зрения малыша. Иногда он «застревает» на одном и том же действии, многократно повторяя его и забывая о том, для чего он его совершает. Например, вознамерившись покормить куклу супом, ребенок долго «режет» пластмассовым ножом все предметы, находящиеся на столе («овощи»), но куклу покормить забывает.

   На втором году жизни дети начинают пользоваться предметами-заместителями. Первые замещения появляются в игре малышей под влиянием взрослого. По его показу ребенок может покормить куклу палочкой вместо ложки, предложить ей кубик вместо хлеба, может также дополнить игровую ситуацию условным действием без предмета, например, поднести кукле пустую ладошку и сказать «конфетка». Однако в самостоятельной игре дети этого возраста, как правило, играют с реалистическими игрушками и замещения используют редко.

    Третий год жизни — время расцвета процессуальной игры. В этот период совершенствуются все достижения второго года.

. Ребенок может долго играть самостоятельно и увлеченно, часто предпочитая игру с сюжетными игрушками другим занятиям. Совершенствуется состав и структура игровых действий. Особенно заметно увеличивается их вариативность, репертуар. Игровые действия отражают логическую последовательность событий. При этом ребенок начинает заранее планировать свои действия и сообщает об этом персонажу игры, например: «Сейчас суп буду варить, потом поешь, и пойдем гулять».

На протяжении раннего возраста происходит постепенная подготовка ребенка к принятию на себя роли. Первоначально, подражая действиям взрослого, он не осознает себя как играющего некую роль, не называет себя или куклу именем персонажа.

 Во второй половине третьего года жизни у детей постепенно начинает формироваться ролевое поведение, предполагающее сознательное наделение себя и партнера той или иной ролью.

   Четкого соответствия между возрастом ребенка и этапами развития замещающих действий нет.У детей, с которыми взрослые много играют, у которых рано развивается речь, полноценные игровые замещения могут появиться и к концу второго года жизни. Если же взрослые не уделяют должного внимания игровой деятельности малышей, они задерживаются в своем развитии, а замещений не бывает даже к концу раннего возраста.

   3.Появление элементов творчества в игре детей раннего возраста

  Известно, что дошкольники в игре четко придерживаются правил и следят за тем, чтобы каждый предмет-заместитель употреблялся в заданной ему функции.

  Особенностью использования предметов-заместителей в раннем возрасте является их гибкость. Благодаря им развивается фантазия ,стимулируется творческое воображение детей, именно с ними совершается большее число оригинальных действий. . В раннем возрасте предмет-заместитель в одной и той же ситуации может неоднократно менять свое назначение. Чем неопределеннее функция предмета, тем свободнее ребенок приписывает ему то или иное значение.

   Типичным для игры детей третьего года жизни является домысливание отсутствующих предметов.

   К концу раннего возраста дети могут достаточно свободно отвлекаться от конкретных свойств предмета, преодолевать диктат наглядной ситуации и использовать в качестве заместителей предметы с фиксированной функцией.

  Осознанность, самостоятельность замещений в сочетании с аффективно окрашенным отношением к игре, включающей подчас неожиданное символическое использование предметов, может рассматриваться как проявление творческого воображения в игровой деятельности

           4.Значение процессуальной игры для развития ребёнка

    Процессуальная игра является одним из важных средств познания окружающего социального и предметного мира. В процессе игры, так же как и в предметной деятельности, ребенок осваивает общественную функцию предметов и смысл деятельности взрослых.Игра позволяет ему расширить границы своих практических возможностей, воспроизводя действия взрослых в условном плане. Все это является важным фактором социального развития детей, так как способствует формированию навыков общения, умения понимать чувства и состояния других людей, сопереживать им.

    Игра —продуктивный способ обучения маленьких детей, поскольку усвоение различных знаний и умений осуществляется в привлекательной и мотивированной для них деятельности. В ней создаются наиболее благоприятные условия развития наглядно-образного мышления, закладываются основы творчества и предпосылки становления сюжетно-ролевой игры — ведущей деятельности в дошкольном возрасте.

    Процессуальная игра обладает также выраженным психотерапевтическим эффектом, поскольку через игровые действия ребенок может неосознанно и непроизвольно высвободить накопившиеся негативные переживания.

  5.Составте развёрнутый конспект процессуальной игры для детей раннего возраста

                                    Конспект процессуальной игры

                                              «В гостях у Маши»

Программные задачи:

 расширять представления детей о возможностях игры с куклой  . Закреплять знания  об окружающем ,о предметах ,действиях с ними и их назначении ( посуда ,одежда).Развивать понимание речи ,активизировать понимание речи ,активизировать словарь ,способствовать употреблению усвоенных слов в самостоятельной речи детей .Продолжать воспитывать в  детях уважение друг к другу, учить играть сообща, вместе.

Наглядный материал  : Кукла Маша ,чайная посуда ,выпечка ,кроватка с постелью ,одежда для куклы ( платье ,колготки , туфельки ), чашка с водой.

                                              Ход занятия

В кроватке спит кукла Маша, рядом на стульчике ее одежда. Входят ребята, здороваются с гостями. Воспитатель  подводит детей к кроватке, читает загадку: Я, наверно вам знакома,

               Я живу в саду и дома.

               С ребятами хожу гулять.

                Я совсем не растеряша,

                Я игрушка – кукла  (   дети хором отвечают -  Маша )

Вот наша кукла Маша  , она спит. Максим , помоги Машеньке встать, как ей скажешь ?

_-Машенька , вставай.

  Проснулась Машенька . Нужно скорей умыться. Где у нас водичка? Вот водичка ,нужно Машу умыть.

 - Потрогай, Аня ,теплая или холодная вода? Хорошо что теплая, значит можно умываться. Воспитатель держит куклу ,а  ребенок умывает куклу, все вместе читают  потешку : Водичка , водичка,

                                             Умой Машино личико,    

.                                            Чтоб глазоньки блестели,

                                             Чтобы щеченьки краснели,

                                             Чтоб смеялся роток.

                                                 

Вот умыли нашу Машу, теперь нужно ее одеть. Что сначала нужно надеть?

- Аня , подскажи.

-Колготки. Правильно, надеваем колготки.

- А после колготок, что наденем ?

- Туфельки .

- Помоги, Максим надеть туфельки .

 Теперь Витя скажет нам, что еще нужно надеть Маше ? Правильно, платье.

-Ах, какая нарядная кукла.

 А давайте ей завяжем бант. Какого цвета бант ?

 Давайте я расчешу куклу и  привяжу бант.

 Воспитатель расчесывает куклу, читает потешку :

 Расти, коса, до пояса,

Не вырони ни волоса,

Расти, косонька, до пят –

Все волосоньки в ряд.

 Расти, коса, не путайся,-

    Маму , дочка, слушайся.  

    Потом завязываем бант и еще раз  спрашиваю какого цвета бант.

    -С синим бантом,

     Как живая,

     Чудо-девочка стоит,

      И , ресницы опуская ,

      Слова « мама» говорит.

Вот ,какая Маша у нас нарядная . Полюбуйтесь, ребята на нее. Посиди ,Маша на стульчике. А нам, ребята, нужно в комнате навести порядок. Сначала нужно заправить кроватку.

 -Аня , заправь, пожалуйста, кроватку . Ребята, смотрите, как Аня аккуратно заправляет кроватку.

-Ну, вот ребята, порядок навели .Нужно напоить  Машу чаем ,да и самим подкрепиться.

Илья ,посади Машу за стол . Витя, возьми чашку с блюдцем, поставь на стол.

Аня, наливай Машеньке чай. Наливай аккуратно, не торопись.

-Максим ,попробуй чай , горячий ?

Напои Машу чаем. А к чаю нужны пироженые  .Аня ,подай пожалуйста пироженые.

 После чая Маша благодарит детей и предлагает потанцевать.

К нам пришла повеселиться

Машенька –красавица,

 Ей на месте не сидится,

 Так плясать ей нравится.

 Дети танцуют.

Поплясали, мы  Машутка

 Все сегодня от души,

 А теперь, присядь послушай,

 Как споют нам малыши.

 Дети поют песню про Машу, затем прощаются и уходят.

6. Составьте развёрнутый конспект занятия для детей раннего возраста

Конспект занятия по

математическому развитию для детей группы раннего возраста

Программное содержание:

 – Знакомить детей с понятием «один», «много».

 – Формировать цветовое восприятие.

 – Учить группировать однородные объекты по цвету.

 – Прививать любовь к русскому народному фольклору.

 – Воспитывать у детей доброе, чуткое отношение друг к другу  

Материал:

Демонстрационный: печь, сказочная полянка, деревья.

Раздаточный: колобки из картона двух цветов, тарелки двух цветов.

Предварительная работа: чтение сказки «Колобок», потешки «Ладушки, ладушки»

Ход занятия:

Орг. момент.

Дети стоят произвольно вокруг воспитателя

Воспитатель:

- Всем минуточку вниманья

Сказку я хочу начать,

Этой сказочки названье,

Поспешите угадать:

Жили были Дед и Баба

На поляне у реки,

И любили Дед и Баба

На сметане ………………?

Дети:    

 - Колобки!

Вот мы сейчас и расскажем сказку про колобка.

Воспитатель:

- Ох, захотелось Деду колобка,

У нас есть дрожжи и мука?

Тесто я бы замесила

И всех сегодня угостила!

Угостить – то я рада, да муки – то ведь нет!

А мы сейчас по амбару пометем,  

Дети выполняют движения «метут», «скребут»

По сусекам поскребем            

 Молодцы, ребята! Вы мне очень помогли. Становитесь со мной, будем делать колобки.

С охотой я возьмусь за дело

Хоть задача не легка

Что б тесто сделать пышным, белым

Нужна, не только мне мука

  Дети выполняют движение согласно тексту, сыпят соль, сахар, льют молок.

Вниманье нужно и уменье          

Про соль и сахар не забыть

Что б лучше сделать угощенье,

Начну, как тесто я месить      

Дети выполняют соответствующие движения образно складывают колобки в печь.                                                                            

Ребята, а пока наши колобки пекутся, давайте расскажем потешку

«Ладушки, ладушки Дети выполняют движения согласно тексту

Пекла бабка оладушки,

Маслом поливала,

Детушкам давала

Стасу – два, Ване – два и т.д.

Хороши оладушки у нашей бабушки!»

Ох, ох, пока мы с вами забавлялись, а колобки – то наши испеклись, подрумянились, надоело им в печи лежать. Они укатились. Пойдем искать колобков.

Дети:

- Да

Воспитатель:

- «Раз, два, три, четыре, пять (Дети проговаривают слова вместе с

Мы пошли в лесок гулять                       воспитателем)

Шагали по дорожке

Шустрые ножки. Вот!»

Подходят к поляне.

Воспитатель:

- Ребята, посмотрите какая красивая полянка. Сколько на ней цветов и деревьев. А вот и наши колобки! Давайте соберем их в корзиночку.

 Дети берут по одному колобку.

Воспитатель:

- Ваня, сколько у тебя колобков?

Ребенок: Один

Воспитатель:

 - Настя, а сколько у тебя колобков?

Ребенок:

 Один

И так опросить всех детей.

Воспитатель:

- Ребятки, а теперь внимательно посмотрите ко мне в корзиночку и скажите, сколько в ней колобков?

Дети: Много.

Воспитатель:

- Полина, сколько у меня в корзинке колобков?

Ребенок :

- Много и т.д.

Воспитатель:

- Молодцы ребятки, всех колобков нашли.

Давайте посмотрим, какие они у нас? Ваня, какого цвета этот колобок.

Ребенок: 

- Желтого

Воспитатель:

- Стасик, а какого цвета этот колобок?

Ребенок :

- Красного.

Воспитатель:

- Молодцы ребята! Давайте разложим наших колобков по тарелочкам .

- Нина, какого цвета твоя тарелочка?

Ребенок :

- Красного.

Воспитатель:

- Вероника, а какого цвета твоя тарелочка?

Ребенок:

- Желтая и т.д.

Воспитатель: 

- Молодцы, ребята, а теперь давайте положим красного колобка на красную тарелочку, а желтого на желтую тарелочку .

Подходят к столу , где лежат тарелочки, 3 желтых и 3 красных и выполняют задание.

Молодцы ребята, справились с заданием.

«Спрятались» наши колобки. А кто это к нам заглядывает? Заглядывает лиса

Дети: 

Лиса.

Воспитатель:

 - Ох, ох, да это же рыжая , хитрая плутовка пришла к нам. Неспроста она к нам пожаловала, не за нашими ли колобочками?

Лиса:

 - Нет, нет, нет. Хочу вот с ребятками поиграть. Детки будете зайчиками?  

  Дети:

- Да

Лиса: (в сторону) Ох, и люблю я зайчиков. Детям одевают шапочки                   зайчиков.

 Игра с лисой                                     Дети прыгают как зайки, «щиплют»

Зайцы скачут скок – скок – скок      травку, подносят руку к уху, крутят 

На зеленый, на лужок, на лужок,   головой то в одну, то в другую

Травку щиплют, кушают                сторону. Лиса догоняет зайчиков

Осторожно слушают                       они бегут к воспитателю

Не идет ли лиса?

Воспитатель:

- Ребята, вам понравилось наше занятие?

- Кого мы нашли сегодня на полянке?

Дети: 

- Колобков

Воспитатель:

- Какого цвета наши колобки?  

Поочередно показывая на желтые и красные колобки, дети отвечают

Лиса:                                                                            

- Понравилось мне с вами играть. Очень вы веселые и дружные. За это я принесла вам угощение.                                

Угощает детей сладостями

                                                   Заключение

  Становление процессуальной игры — одна из главных линий развития детей раннего возраста.

    В процессуальных играх дети раннего возраста постепенно осваивают разные ролевые отношения, учатся строить диалоги, общаться с партнёром по игре, в самостоятельных играх, проявлять фантазию. способствует развитию речи, наглядно-образного мышления, воображения.

   Основные принципы ,цели и задачи по которым строится дошкольное образование отражено в  Федеральном государственном образовательном стандарте  дошкольного образования. Приказ Минобрнауки России от 17 октября 2013 г. №1155. На основе которого строится Образовательная деятельность по Программе с совокупностью обязательных требований к организациям, осуществляющими образовательную деятельность.

                                         Список литературы

1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. Приказ Минобрнауки России от 17 октября 2013 г. №1155

2.Галигузова Л.Н.Дошкольная педагогика: ученик и практикум для СПО/Л.Н.Галигузова.-2-е изд.,-М.: Издательство ЮРАЙТ,2016

3.Смирнова Е.О. Комплексная образовательная программа для детей раннего возраста «Первые шаги»/Е.О.Смирнова .-М.: Русское слово,2015


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка "Игровая деятельность как средство развития культурно-гигиенических навыков детей раннего возраста"

в данном учебно-методическом комплексе Вы сможете ознакомиться с теоретическими основами развития КГН у детей раннего возраста и с проектом по развитию данных навыков у дошкольников...

ПОЯВЛЕНИЕ ПРЕДМЕТНОЙ И ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РАННЕМ ВОЗРАСТЕ

В раннем возрасте ребенок открывает для себя назначение многих предметов материальной и духовнй культуры и начинает действовать с ними по- человечески, у ребенка формируется предметная деятельность....

«Методические рекомендации для воспитателей раннего возраста» Тема: «Проектная деятельность в группе раннего возраста» в данная разработка составлена мой совместно с другими педагогами.

Методическая разработка представляет собой обобщение опыта по использованию метода проектирования с детьми дошкольного возраста. В методической разработке представлен опыт по использованию проекта &la...

Методическая работа «Игровая деятельность как условие развития ребенка дошкольного возраста»

laquo;Игры детей - вовсе не игры, и правильнее смотреть на них как на самое значительное и глубокомысленное занятие этого возраста».Мишель де Монтень...

Методическая разработка "Игровая деятельность в раннем возрасте"

Игра издавна использовалась для воспитания и обучения.Игра является жизненной потребностью ребенка и средством всестороннего развития. В игре дети становятся деятельными, радуются, смеются. Общаясь с ...

Рекомендации для воспитателей по развитию игровой деятельности. Ранний возраст

Рекомендации для воспитателей по развитию игровой деятельности. Ранний возраст...

Методическая разработка "Специфика игровой деятельности раннего возраста "

Игровая деятельность имеет важное  значение в развитие ребёнка. Игра способствует обогащению чувственного опыта детей, развитию наглядно-образного мышления, воображения, речи, в не...