Статья "Роль и место игры в развитии познавательных способностей ребенка дошкольника"
статья

Иванова Мария Петровна

Игра это исторически сложившееся общественное явление, самостоятельный вид деятельности, свойственной каждому человеку. Игра может быть как средством развлечения и отдыха, средством физического и общего социального воспитания, средством спорта, так и средством познания или самопознания. В процессе игры происходит не только упражнение в уже имеющихся навыках, их закрепление и совершенствование, но и формирование новых психических процессов, новых качеств личности ребенка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statyaivanova.docx22.34 КБ

Предварительный просмотр:

Иванова М.П., воспитатель

ГБДОУ детский сад № 33 Пушкинского района

Санкт-Петербурга

Роль и место  игры  в развитии познавательных способностей ребенка дошкольника

        Игра это исторически сложившееся общественное явление, самостоятельный вид деятельности, свойственной каждому человеку. Игра может быть как средством развлечения и отдыха, средством физического и общего социального воспитания, средством спорта, так и средством познания или самопознания. В процессе игры происходит не только упражнение в уже имеющихся навыках, их закрепление и совершенствование, но и формирование новых психических процессов, новых качеств личности ребенка.

        Игра оказывает важную роль в психическом развитии детей дошкольного возраста. Она даёт возможность ребёнку в интересной, увлекательной, живой  форме познакомиться со многообразными явлениями окружающей действительности, активно воспроизводить их в своих действиях. В своих играх дети отображают жизнь окружающих людей, их различные поступки и различные виды трудовой деятельности: подражают домашним делам мамы и бабушки, работе воспитателя, врача, учителя, шофера, летчика, космонавта. Следовательно, в процессе игры воспитывается уважение ко всякому труду, полезному для общества, а так же утверждается стремление самим принимать в нем участие. Таким образом они получают возможность более глубоко понять и прочувствовать окружающий мир.

        Если игры интересные и увлекательные, то они создают бодрое, радостное настроение, делают жизнь детей полной, удовлетворяют их потребностям и активной деятельности. Ребенок, растущий в хороших условиях, получающий полноценное питании будет плохо развиваться, станет вялым, если он лишен такой игры. В игре все стороны детской личности формируются в единстве и взаимодействии. Организовать дружный коллектив, воспитать, у детей товарищеские чувства, организаторские умения можно только в том случае, если удается увлечь их играми, отражающими труд взрослых, их благородные поступки, взаимоотношения.

        Если дети правильно понимают изображаемые ими события, правильно выполняют соответствующие действия, то они получают одобрение и положительную оценку воспитателя. Всё это создаёт благоприятные условия для образования и закрепления у детей новых временных связей. Воспитатель, руководя детскими играми, обогащает их содержание, организует играющих детей и таким образом расширяет опыт ребёнка, формирует у него новые психические качества.

        Под влиянием обучения у детей дошкольного возраста постепенно складываются интересы к приобретению новых знаний, формируются простейшие навыки учебной работы. Обучение детей расширяет знания их об окружающем, позволяет успешно овладевать языком, простейшими счётными операциями, навыками изобразительной деятельности и т.д. Занятие играми обогащают дошкольников новыми ощущениями, представлениями и понятиями. Игры расширяют круг представлений, развивают наблюдательность, сообразительность, умение анализировать, сопоставлять и обобщать виденное, на основе чего делать выводы из наблюдаемых явлений в окружающей среде.

        Таким образом, игра - это одно из слагаемых средств, методов и форм, применяемых в целях развития. Игра вызывает бодрое и веселое настроение, приносит радость. Увлеченные живой, эмоциональной игрой, дети легче усваивают и приобретают различные навыки, умения и знания, которые понадобятся им в жизни. Вот почему игры должны широко применяться в работе с детьми.

Литература

1. Возрастная и педагогическая психология / Под ред. А.В. Петровского. - М., 2009. 

2. Возрастная психология: Хрестоматия // Под общ. ред. В.С. Мухина. - М.: Просвещение, 1999. - гл.2. - с.258-270, 302-305, 274-284.

3.Доронина М.А. Дошкольная педагогика. - 2007. - №4. - С. 10-14.        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль и место игры в развитии познавательных способностей ребенка дошкольника

Роль и место игры в развитии познавательных способностей ребенка дошкольника Один из основополагающих принципов  ФГОС ДОО - это построение образовательного процесса дошкольного образования в...

Роль и место игры в развитии познавательных способностей ребенка- дошкольника.

Роль и место игры в развитии познавательных способностей ребенка- дошкольника....

Роль и место игры ы развитии познавательных способностей ребенка - дошкольника

Какие виды деятетельности появляются в дошкольном возрасте и какю имеют роль в данный период времени...

Роль и место игры в развитии познавательных способностей ребенка-дошкольника

Роль и место игры в развитии познавательных способностей ребенка-дошкольника...

Роль и место игры в развитии познавательных способностей ребенка-дошкольника

Роль и место игры в развитии познавательных способностей ребенка-дошкольника...

Роль и место игры в развитии познавательных способностей ребенка-дошкольника

Роль и место игры в развитии познавательных способностей ребенка-дошкольника...

РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ РЕБЕНКА-ДОШКОЛЬНИКА ЧЕРЕЗ ИГРУ

Через игру, которая является ведущим видом деятельности ребенка-дошкольника, формируются личные качества ребёнка. Игра оказывает значительное влияние на развитие ребенка. Прежде всего, в игре дети уча...