Методическая разработка. Дидактическая кукла
методическая разработка (младшая группа)

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад №6 г.

  Туймазы муниципального района Туймазинский район Республики Башкортостан

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                             Методическая разработка

 

                Образовательная область: ОО «Речевое развитие»

                Раздел: развитие речи

                Тема: «Кукла Лиза времена года лето – весна»

                Возрастная группа: младшая

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                      

 

 

                           

                                                                       Автор работы: воспитатель Сулейманова О.В

                                                                       Стаж работы в данной должности: 5 месяцев

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                           2020

                 

        Методическая разработка «Кукла Лиза времена года лето - весна»

 

Актуальность

Развитие дошкольников осуществляется в процессе разнообразной деятельности ребенка со взрослыми. Особая роль в связи с этим отводится дидактической кукле. Дидактическая кукла может всесторонне воспитывать  детей. Понимание того, как можно  многократно использовать  дидактическую куклу в воспитательно- образовательном процессе является важным и необходимым условием работы воспитателя. При наличии разнообразной одежды, обуви и постоянного обновления гардероба, можно разрабатывать  различные методические материалы для всестороннего воспитания детей с помощью дидактической куклы. Опираясь на образовательную программу, поддерживаясь педагогических принципов – наглядности, доступности, дидактическая кукла может развиват детей младшего дошкольного возраста.

Направленность

Умственное воспитание в процессе игровой деятельности:

·        Развитие мышления, памяти, воображения

·        Сенсорное развитие в процессе действия с куклой

·        Речевое развитие в процессе общения

·        Воспитание  волевых черт характера в процессе овладения целенаправленными действиями с предметами

·        Формирование практического опыта в игровых действиях

Вид куклы «Времена года «Лето- Весна» привлекает  детей, вызывает интерес и желание слушать воспитателя. Кукла помогает закрепить знания о временах года, их признаках. Куклу можно использовать  в качестве сюрпризного момента в непосредственной организованной деятельности, театрализованной деятельности. Так же можно использовать пособие на занятиях по сенсорному развитию и в индивидуальной работе с детьми. Кроме того кукла служит в качестве декоративного элемента интерьера группы.

Цель: развитие представлений у детей о сезонных изменениях в природе.

Задачи

Образовательные:

- формировать представления детей о сезонных изменениях в природе;

- отмечать характерные признаки времён года;

- совершенствовать умения сравнивать, находить сходства и различия.

Развивающие:

- развивать у детей познавательную активность, любознательность и интерес к окружающему миру;

- развивать все компоненты устной речи.

–развивать эмоционально волевую сферу, мышление, внимание, память , речь, воображение и ориентировку в пространстве.

Воспитательные :

 - воспитывать у детей эмоциональное, положительное отношение к природе;

- умение видеть прекрасное в разном времени года.

Ожидаемый результат.

Сформированы:

– Навыки связной речи у дошкольников, умение сравнивать,

анализировать, обобщать, устанавливать причинно-следственные

связи.

– Становление ребенка как личности.

– Положительное отношение к природе, умение видеть прекрасное в

разное время года.

Пособие включает еще подборки загадок о временах года и дерево времена года.

Гардероб куклы состоит из четырёх комплектов нарядов, которые крепятся к дереву. Это делает данное пособие легким в использовании, трансформируемым, мобильным.

Каждый ансамбль определённого цвета и структуры, представляющие собой определенное время года.

С наступлением очередного сезона воспитатель вместе с детьми подбирает соответствующий наряд для куклы и соответствующее «настроение» сезона: солнечно, облачно, дождливо, снежно.

Предметно – развивающая среда. Обогащение сенсорного уголка «Куклами – времена года»

Методы и приёмы работы с дидактическим материалом.

1. Художественное слово.

2. Загадки.

3. Сюрпризные моменты.

4. Песенки, вопросы.

5. Проведение занятий.

6. Индивидуальная работа с детьми.

Подготовительный этап.

- Опрос детей

- Консультация с родителями

Основной этап

- Подбор дидактических и развивающих игр по теме: « Кукла – времена года » .

- Обогащение сенсорного уголка.

Заключительный этап

- Проведения игр – занятий с методическим пособием: «Куклы – времена года»

- Выставка пособия: «Куклы – времена года» в своём детском саду.

Возможности работы с данным пособием достаточно широки. В зависимости от возраста и уровня развития детей меняются и игровые действия с дидактической куклой. Например: кукла может «попробовать» себя в различных профессиях, и через это познакомить с ними малышей. Также можно доукомплектовать гардероб национальными костюмами (данная тема актуальна для детей старших групп).

В процесс усовершенствования куклы можно привлечь родителей.

Кукла эстетически привлекательна, мгновенно притягивает к себе взгляд. Общаясь с этой куклой, дети обогащают тактильные ощущения, знакомятся с цветами. Куклу можно задействовать во многих видах деятельности: это и познавательное развитие, и игровая деятельность детей, и развитие речи, и ознакомление с природой.

Параллельно с изучением времён года можно раскрыть такие темы, как: «Фрукты – овощи», «съедобное – несъедобное», части тела, количество, величина, форма, цвет. Разнообразие форм работы с куклой позволяет использовать её в воспитательно-образовательном процессе с детьми младшего, среднего и старшего дошкольного возраста.

Кукла позволяет включить детей в процесс «оживления». При этом дети взаимодействуют в режиме диалога в системах «педагог – ребёнок», «ребёнок – ребёнок». Беседы проводятся в свободной деятельности детей. Можно использовать разные формы бесед: беседы – рассуждения, обсуждения, вопрос – ответ и т.д. Также их можно проводить как со всей группой детей, так и индивидуально с каждым ребёнком. К тому же она предоставляет возможность ребёнку дополнить её до полного образа, включая при этом фантазию. Работа с дидактической куклой иногда предшествует непосредственной образовательной деятельности. В таких случаях целью их является привлечение интереса детей к тому, что будет содержанием занятия. Игра может чередоваться с занятиями, когда необходимо усилить самостоятельную деятельность детей, организовать применение усвоенного материала в игровой деятельности, подвести итоги, обобщить изученный материал.

Данное дидактическое пособие стало украшением нашей группы. У детей появился ещё один «друг», о котором нужно заботиться: вовремя переодевать и разговаривать с ним (читать стихи для него и про него).

Кукла – это радость,

Кукла – это сказка,

Кукла – это детство,

Что вернётся вдруг!

С куклой очень дружат

И любовь и ласка,

Кукла – это значит,

Доброта вокруг!

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                     

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 Список использованных источников

1. Абраменкова В.В, «Воспитание игрой» м.Лепта, 2018г.

2. Д. Б.Эльконин РАЗВИТИЕ РЕЧИ Москва, «Школа Пресса», 2017 г.

3. Е.Ю.Морозова, «Кукла в жизни ребёнка и её роль». Москва, «Школа Пресса», 2016г.

4. Кравцов Р.И., Лазутин С.Г. Русское устное народное творчество: Учебник для филологических факультетов университетов. - М., Высшая школа, 2018 г.

5. Лотман Ю.М. Художественная природа русских народных картинок // Лотман Ю.М. Об искусстве. - СПб., 2018.

6. Н.Г.Юрина, 1998г «Я познаю мир». Детская энциклопедия, 2016 г.

7.История кукол – развитие речи. 2020 г.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад №6 г.

  Туймазы муниципального района Туймазинский район Республики Башкортостан

                                             Методическая разработка

                Образовательная область: ОО «Речевое развитие»

                Раздел: развитие речи

                Тема: «Кукла Лиза времена года лето – весна»

                Возрастная группа: младшая

                                                                                   

                                                                       Автор работы: воспитатель Сулейманова О.В

                                                                       Стаж работы в данной должности: 5 месяцев

                                                           2020

                           

         Методическая разработка «Кукла Лиза времена года лето - весна»

Актуальность

Развитие дошкольников осуществляется в процессе разнообразной деятельности ребенка со взрослыми. Особая роль в связи с этим отводится дидактической кукле. Дидактическая кукла может всесторонне воспитывать  детей. Понимание того, как можно  многократно использовать  дидактическую куклу в воспитательно- образовательном процессе является важным и необходимым условием работы воспитателя. При наличии разнообразной одежды, обуви и постоянного обновления гардероба, можно разрабатывать  различные методические материалы для всестороннего воспитания детей с помощью дидактической куклы. Опираясь на образовательную программу, поддерживаясь педагогических принципов – наглядности, доступности, дидактическая кукла может развиват детей младшего дошкольного возраста.

Направленность

Умственное воспитание в процессе игровой деятельности:

  • Развитие мышления, памяти, воображения
  • Сенсорное развитие в процессе действия с куклой
  • Речевое развитие в процессе общения
  • Воспитание  волевых черт характера в процессе овладения целенаправленными действиями с предметами
  • Формирование практического опыта в игровых действиях

Вид куклы «Времена года «Лето- Весна» привлекает  детей, вызывает интерес и желание слушать воспитателя. Кукла помогает закрепить знания о временах года, их признаках. Куклу можно использовать  в качестве сюрпризного момента в непосредственной организованной деятельности, театрализованной деятельности. Так же можно использовать пособие на занятиях по сенсорному развитию и в индивидуальной работе с детьми. Кроме того кукла служит в качестве декоративного элемента интерьера группы.

Цель: развитие представлений у детей о сезонных изменениях в природе.

Задачи

Образовательные:

- формировать представления детей о сезонных изменениях в природе;

- отмечать характерные признаки времён года;

- совершенствовать умения сравнивать, находить сходства и различия.

Развивающие:

- развивать у детей познавательную активность, любознательность и интерес к окружающему миру;

- развивать все компоненты устной речи.

–развивать эмоционально волевую сферу, мышление, внимание, память , речь, воображение и ориентировку в пространстве.

Воспитательные :

 - воспитывать у детей эмоциональное, положительное отношение к природе;

- умение видеть прекрасное в разном времени года.

Ожидаемый результат.

Сформированы:

– Навыки связной речи у дошкольников, умение сравнивать,

анализировать, обобщать, устанавливать причинно-следственные

связи.

– Становление ребенка как личности.

– Положительное отношение к природе, умение видеть прекрасное в

разное время года.

Пособие включает еще подборки загадок о временах года и дерево времена года.

Гардероб куклы состоит из четырёх комплектов нарядов, которые крепятся к дереву. Это делает данное пособие легким в использовании, трансформируемым, мобильным.

Каждый ансамбль определённого цвета и структуры, представляющие собой определенное время года.

С наступлением очередного сезона воспитатель вместе с детьми подбирает соответствующий наряд для куклы и соответствующее «настроение» сезона: солнечно, облачно, дождливо, снежно.

Предметно – развивающая среда. Обогащение сенсорного уголка «Куклами – времена года»

Методы и приёмы работы с дидактическим материалом.

1. Художественное слово.

2. Загадки.

3. Сюрпризные моменты.

4. Песенки, вопросы.

5. Проведение занятий.

6. Индивидуальная работа с детьми.

Подготовительный этап.

- Опрос детей

- Консультация с родителями

Основной этап

- Подбор дидактических и развивающих игр по теме: « Кукла – времена года » .

- Обогащение сенсорного уголка.

Заключительный этап

- Проведения игр – занятий с методическим пособием: «Куклы – времена года»

- Выставка пособия: «Куклы – времена года» в своём детском саду.

Возможности работы с данным пособием достаточно широки. В зависимости от возраста и уровня развития детей меняются и игровые действия с дидактической куклой. Например: кукла может «попробовать» себя в различных профессиях, и через это познакомить с ними малышей. Также можно доукомплектовать гардероб национальными костюмами (данная тема актуальна для детей старших групп).

В процесс усовершенствования куклы можно привлечь родителей.

Кукла эстетически привлекательна, мгновенно притягивает к себе взгляд. Общаясь с этой куклой, дети обогащают тактильные ощущения, знакомятся с цветами. Куклу можно задействовать во многих видах деятельности: это и познавательное развитие, и игровая деятельность детей, и развитие речи, и ознакомление с природой.

Параллельно с изучением времён года можно раскрыть такие темы, как: «Фрукты – овощи», «съедобное – несъедобное», части тела, количество, величина, форма, цвет. Разнообразие форм работы с куклой позволяет использовать её в воспитательно-образовательном процессе с детьми младшего, среднего и старшего дошкольного возраста.

Кукла позволяет включить детей в процесс «оживления». При этом дети взаимодействуют в режиме диалога в системах «педагог – ребёнок», «ребёнок – ребёнок». Беседы проводятся в свободной деятельности детей. Можно использовать разные формы бесед: беседы – рассуждения, обсуждения, вопрос – ответ и т.д. Также их можно проводить как со всей группой детей, так и индивидуально с каждым ребёнком. К тому же она предоставляет возможность ребёнку дополнить её до полного образа, включая при этом фантазию. Работа с дидактической куклой иногда предшествует непосредственной образовательной деятельности. В таких случаях целью их является привлечение интереса детей к тому, что будет содержанием занятия. Игра может чередоваться с занятиями, когда необходимо усилить самостоятельную деятельность детей, организовать применение усвоенного материала в игровой деятельности, подвести итоги, обобщить изученный материал.

Данное дидактическое пособие стало украшением нашей группы. У детей появился ещё один «друг», о котором нужно заботиться: вовремя переодевать и разговаривать с ним (читать стихи для него и про него).

Кукла – это радость,

Кукла – это сказка,

Кукла – это детство,

Что вернётся вдруг!

С куклой очень дружат

И любовь и ласка,

Кукла – это значит,

Доброта вокруг!

                     

 Список использованных источников

1. Абраменкова В.В, «Воспитание игрой» м.Лепта, 2018г.

2. Д. Б.Эльконин РАЗВИТИЕ РЕЧИ Москва, «Школа Пресса», 2017 г.

3. Е.Ю.Морозова, «Кукла в жизни ребёнка и её роль». Москва, «Школа Пресса», 2016г.

4. Кравцов Р.И., Лазутин С.Г. Русское устное народное творчество: Учебник для филологических факультетов университетов. - М., Высшая школа, 2018 г.

5. Лотман Ю.М. Художественная природа русских народных картинок // Лотман Ю.М. Об искусстве. - СПб., 2018.

6. Н.Г.Юрина, 1998г «Я познаю мир». Детская энциклопедия, 2016 г.

7.История кукол – развитие речи. [Электронный ресурс]: Режим доступа: https://kniga_igrushek-novichkova.pdf – 21.03.2020 г.

                                                                                           

                                                                                           Приложение 1

                     Рекомендуемые дидактические игры

"Когда это бывает?"

Задачи: углубить знания о временах года, о разнообразии сезонных явлений в природе и занятий людей.

Дети стоят в кругу. Воспитатель вносит куклу. Она приходит с каким то атрибутом (Зима – снежинка, Лето - бабочка (цветок) Весна – веточка сирени или подснежник, Осень – веточка с желтыми листьями, и просит назвать все признаки этого времени года. Ребенок берет атрибут, называет, что бывает в это время года и передает этот атрибут другому. Тот добавляет новое определение и передает дальше.

Когда это бывает?

Задачи: закреплять знания детей о временах года, развивать внимание, выдержку, связную речь

Дети сидят за столом. На столе вращающая стрелка. У воспитателя несколько картинок с изображениями разных времен года, для каждого времени года 2-3 картинки (пейзаж, зимние забавы,труд людей). Воспитатель раздает всем по картинке. Картинки лежат перевернутой стороной к играющему. воспитатель вращает стрелку по кругу. Тот, на кого указала стрелка, рассматривает картинку и рассказывает о ее содержании, называет время года и относит соответствующей кукле.

"От кого посылка?"

Ход: Воспитптель вносит посылку. В ней разные овощи. Фрукты, ягоды, грибы (муляжи или картинки) Дети разглядывают и определяют, от кого она, от Лета или Осени.

3 вариант. Сюрпризный момент.

Кукла может появляться на занятии по разным видам деятельности. Например, Осень приносит овощи или фрукты в корзинке и угощает ребят, Зима приносит диск с записью зимних песен, Лето приносит экологическую настольную игру по закреплению правил поведения в природе, Весна приносит картины художника

Разучивание стихов про каждое время года.

1. ЗИМА

Но вот и снег кружится.

Становится темней.

Природа спать ложится

С началом зимних дней.

Укрыв её, метели

Ей навевают сны:

Спи, Матушка, в постели

До будущей весны!

2.ВЕСНА

Если снег повсюду тает, день становится длинней,

Если всё зазеленело и в полях звенит ручей,

Если солнце ярче светит, если птицам не до сна,

Если стал теплее ветер, значит, к нам пришла весна!

3. ЛЕТО

Отчего так много света?

Отчего вдруг так тепло?

Оттого, что это лето

На всё лето к нам пришло.

Оттого и каждый день

Всё длиннее, что ни день,

Ну а ночи, ночь от ночи.

4. ОСЕНЬ

Если на деревьях листья пожелтели,

Если в край далёкий птицы улетели,

Если небо хмурое, если дождик льётся

Это время года осенью зовёт

  1. Оденем куклу на прогулку

Цель: закреплять знания детей об одежде, формировать умение детей одевать куклу соответственно сезону года, погоде, систематизировать представления детей о здоровье, развивать у детей внимание, память, логическое мышление.

Материал: бумажная кукла с различной одеждой

Ход игры: воспитатель говорит, что кукла собирается на прогулку, но не знает, что ей одеть, сейчас зима и на улице очень холодно (различные ситуации).

Дети «одевают» куклу и объясняют свой выбор.

«Назови время года»

Цель и задачи:

Учить замечать изменения в природе. Знакомить с характерными особенностями,  следующими друг за другом времён года. Проявлять бережное отношение к окружающему нас миру, природным явлениям.

Дидактический материал:

Иллюстрации с временами года (зима, весна, лето, осень).Листочки деревьев разного цвета(красного, оранжевого, зелёного), белые снежинки.                                           

Ход игры:                                  

                                             1.вариант игры

Воспитатель показывает детям  иллюстрации с  изображением времён года( Осень, зима, весна, лето ) и загадывает загадку. После отгадывания загадки, например, об осени ребята поднимают атрибут игры (листочек- оранжевого или красного цвета). Если прозвучала загадка о зиме ребята поднимают вверх снежинку.

При отгадывании загадки о весне веточку с набухающими почками.

А после отгадывания загадки о лете можно использовать  атрибут игры -листочек зелёного цвета. 

2. Вариант игры

Воспитатель называет природное явление, а ребёнок - время года. Листочки желтеют и опадают ...(осенью). Ребёнок использует атрибут игры-жёлтый листочек. Снег идёт ...(зимой ) и ребёнок использует атрибут игры-снежинку.  На деревьях набухают почки и появляются листочки...(Весной). Использование атрибута .Зелёная травка, яркое солнце...(летом) использование атрибута. В подтверждении ответа воспитатель показывает иллюстрацию с изображением данного времени года

Игра «Найди пару»

ЦельУчить детей подбирать предметы разных по пропорции по образцу, закреплять знания основных цветов, развивать память и внимание.

Оборудование. Изображения варежек и шарфов синего, зеленого красного и желтого цветов.

Ход игры.

Воспитатель показывает кукол в шапочках (синего, зеленого, красного и желтого цвета) и просит детей подобрать им одинаковые по цвету варежки и шарфы. Изображения шарфов и варежек раскладываются на столе врассыпную. Кукол рассаживают на стулья вокруг стола. Воспитатель показывает детям, как подбирать теплые вещи для кукол. Затем просит выполнить задание самостоятельно одеть свою куклу. В игре могут принять участие несколько человек. Тогда задание выполняется на скорость, кто первым соберет комплект для своей куклы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка Дидактическая игра « Накорми колобка» Методическая разработка Дидактическая игра « Накорми колобка» Методическая разработка Дидактическая игра « Накорми колобка»

Разработала:Саламатина Ирина Борисовна воспитатель ГБДОУ № 48 Кировского района горохом или фасолью). Санкт ПетербургаОписание игры:Цель: развитие мелкой моторики , тактильной чувствительнос...

Методическая разработка "Дидактическая кукла Маша - времена года"

Расширить знания детей о дидактической кукле, научить детей использовать куклу по назначению в игровой деятельности....

Методическая разработка "Дидактическая кукла Катя"

Методическая разработка "Дидактическая кукла Катя"...

Методическая разработка Дидактическая кукла 26.03.2020

Методическая разработка Дидактическая кукла...

методическая разработка "Дидактическая кукла"

Методическая разработка "Дидактическая кукла"...

Методическая разработка дидактического пособия «Куклы в национальных костюмах»

Пособие знакомит детей с культурой, национальными особенностями, русским национальным костюмом, развивает познавательный интерес дошкольников, расширяет кругозор детей, систематизирует и закрепляет их...

Методическая разработка дидактического пособия «Куклы в национальных костюмах»

Пособие знакомит детей с культурой, национальными особенностями, русским национальным костюмом, развивает познавательный интерес дошкольников, расширяет кругозор детей, систематизирует и закрепляет их...