Опросник «Шкала семейной адаптации и сплоченности»
тест
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 36.15 КБ |
Предварительный просмотр:
Приложения
Опросник «Шкала семейной адаптации и сплоченности»
Шкала семейной адаптации и сплоченности представляет собой стандартизированный опросник, цель которого – оценка семейной структуры. Авторами данного опросника являются Д.Х.Олсон, Дж.Портнер и И.Лави . В 1986 году метод был адаптирован М.Перре .
В основе создания методики лежит «циркулярная модель» («круговая модель») Д.Х.Олсона. Эта модель включает в себя три важнейших параметра: сплоченность, адаптацию и коммуникацию.
Семейная сплоченность - это степень эмоциональной связи между членами семьи: при максимальной выраженности этой связи они взаимозависимы, при минимальной – автономны и дистанцированы друг от друга. Для диагностики семейной сплоченности используются следующие показатели: «эмоциональная связь», «семейные границы», «принятие решеий», «время», «друзья», «интересы и отдых» [11].
Семейная адаптация – характеристика того, насколько гибко или, наоборот, ригидно способна семейная система приспосабливаться, изменяться при воздействии на нее стрессоров. Для диагностики адаптации используются параметры: «лидерство», «дисциплина», «правила и роли в семье».
В «циркулярной модели» различают четыре уровня семейной сплоченности – от экстремально низкого до экстремально высокого. Они получили следующие названия: разобщенный, разделенный, связанный и сцепленный. Аналогично диагностируют четыре уровня семейной адаптации: ригидный, структурированный, гибкий и хаотичный.
Авторы данного опросника выделяют умеренные (сбалансированные) и крайние (экстремальные) уровни семейной сплоченности и адаптации и считают, что именно сбалансированные уровни – показатель успешности функционирования системы.
Перед тем как начать работу с данной методикой, необходимо создать атмосферу доверия между исследователем и участником опроса. Каждый получает бланк с текстом утверждений, затем проверяется, как участники поняли инструкцию, даются необходимые пояснения. Если опросник заполняют одновременно несколько членов семьи, то наблюдение за их взаимодействием даст психологу дополнительную информацию о коммуникации в данной системе, возможность отследить паттерны поведения. В этом случае от поясняющих ответов лучше отказаться, оставив решение за членами семьи. При работе в группе все пояснения даются до начала заполнения опросника.
Опросник могут заполнять все члены семьи, включая подростков старше 12 лет. В идеале необходимо применять ко всем членам семьи, способным запонить анкету, что поможет всесторонне оценить особенности их коммуникаций .
Описание методики. Методика состоит из списка утверждений. Задача испытуемого заключается в том, чтобы дважды оценить каждое утверждение по степени его выраженности, используя пятибалльную шкалу:
почти никогда – 1,
редко – 2,
время от времени – 3,
часто – 4,
почти всегда – 5.
В первом случае задача испытуемого оценить реальное семейное функционирование, во втором – идеальное, то есть такое, каким бы хотелось его видеть.
Инструкция.
Вариант А. Опишите Вашу реальную семью. Прочтите следующие высказывания и оцените их с помощью представленной шкалы.
Вариант Б. Теперь оцените эти высказывания с точки зрения идеальной семьи, то есть такой, о которой Вы мечтаете.
Бланк опросника
Ф.И.О.________________________________________________________________
Возраст ___________________________________
Дата исследования__________________________
№ | Утверждение | 1 почти всегда | 2 редко | 3 время от времени | 4 часто | 5 почти всегда |
1 | Члены нашей семьи обращаются друг к другу за помощью | |||||
2 | При решении проблем учитываются предложения детей | |||||
3 | Мы с одобрением относимся к друзьям других членов семьи | |||||
4 | Дети самостоятельно выбирают форму поведения | |||||
5 | Мы предпочитаем общаться только в узком семейном кругу | |||||
6 | Каждый член нашей семьи может быть лидером | |||||
7 | Члены нашей семьи более близки с посторонними, чем друг с другом | |||||
8 | В нашей семье изменяется способ выполнения повседневных дел | |||||
9 | Мы любим проводить свободное время все вместе | |||||
10 | Наказания обсуждаются родителями и детьми вместе | |||||
11 | Члены нашей семьи чувствуют себя очень близкими друг другу | |||||
12 | В нашей семье большинство решений принимаются родителями | |||||
13 | На семейных мероприятиях присутствует большинство членов семьи | |||||
14 | Правила в нашей семье изменяются | |||||
15 | Нам трудно представить себе, что мы могли бы представить от одного члена семьи к другому | |||||
16 | Домашние обязанности могут переходить от одного члена семьи к другому | |||||
17 | Мы советуемся друг с другом пи принятии решений | |||||
18 | Трудно сказать, кто у нас в семье лидер | |||||
19 | Единство очень важно для нашей семьи | |||||
20 | Трудно сказать, какие обязанности в домашнем хозяйстве выполняет каждый член семьи |
Обработка и интерпретация результатов
1. Определение типа структуры семьи. При обработке подсчитывается количество баллов, полученных при суммировании четных и нечетных утверждений. Количество баллов, полученные при суммировании нечетных пунктов, определяет уровень семейной сплоченности, четных – уровень семейной адаптации. Тип семейной системы определяется двумя параметрами – суммарными оценками по шкалам сплоченности и семейной адаптации в соответствии с нормами оценок, стандартизированных на различных выборках (см.табл 2).
2.Определение уровня удовлетворенности семейной жизнью. Разница между идеальными и реальными оценками по двум шкалам (сплоченности и адаптации) определяют степень удовлетворенности испытуемого семейной жизнью. В настоящее время не существует никаких эмпирических норм для определения оценки расхождения идеального и осознаваемого. Высокая оценка расхождения указывает на низкую семейную удовлетворенность. Расхождение должно быть рассчитано для каждого индивидуума по сплоченности и адаптации, а общая оценка может быть получена в результате сложения этих двух общих оценок. Обратная зависимость полученных результатов является оценкой семейной удовлетворенности.
К расширенным возможностям методики следует отнести исследования более частного уровня, а именно диагностических параметров шкал сплоченности и адаптации (табл. 1)
Таблица 1
Оценка параметров «Шкалы семейной адаптации и сплоченности»
№ | Диагностические параметры | № утверждений | Шкала |
1 | Эмоциональная связь | 1, 11, 19 | Семейная сплоченость |
2 | Семейные границы | 5, 7 | |
3 | Принятие решений | 17 | |
4 | Время | 9 | |
5 | Друзья | 3 | |
6 | Интересы и отдых | 13, 15 | |
1 | Лидерство | 6, 18 | Семейная адаптация |
2 | Контроль | 2, 12 | |
3 | Дисциплина | 4, 10 | |
4 | Роли | 8, 16, 20 | |
5 | Правила | 14 |
Конкретные результаты исследования могут быть полезны при оказании психологической помощи семьям, находящимся в кризисном состоянии, при выдвижении гипотез и определении направлений дальнейшей работы. В рамках психопрофилактика семейных нарушений подобная методика помогает быстро выявить семьи из группы риска, разработать конкретные приемы психокоррекционной работы.
Группу риска составляют семьи с ригидной структурой, не позволяющей быстро адаптироваться к изменяющимся условиям и возникающим стрессам в жизни семьи, что, в свою очередь, препятствует переходу к выполнению семьей задач развития, характеризующих новый этап жизненного цикла семьи . Подобная структура затрудняет проживание кризисных периодов и продвижение семьи по стадиям жизненного цикла.
Таблица 2
Нормы оценок и средние показатели
для «Шкалы семейной адаптации и сплоченности»
Основные параметры | Группы семей | |||||
Зрелые супружеские пары | Семьи с подростками | Молодые супружеские пары | ||||
Х | SD | Х | SD | Х | SD | |
сплоченность | 39,8 | 5,4 | 37,1 | 6,1 | 41,6 | 4,7 |
адаптация | 24,1 | 4,7 | 24,3 | 4,8 | 26,1 | 4,2 |
ранг | % | ранг | % | ранг | % | |
Разобщенный | 10-34 | 16,3 | 10-31 | 18,6 | 10-36 | 14,9 |
Разделенный | 35-40 | 33,8 | 32-37 | 30,3 | 37-42 | 37,2 |
Связанный | 41-45 | 36,3 | 38-43 | 36,4 | 43-46 | 34,9 |
Сцепленный | 46-50 | 13,6 | 44-50 | 14,7 | 47-50 | 13,0 |
Адаптация | ||||||
ранг | % | ранг | % | ранг | % | |
Ригидный | 10-19 | 16,3 | 10-19 | 15,9 | 10-21 | 13,2 |
Структурный | 20-24 | 38,3 | 20-24 | 37,3 | 22-26 | 38,8 |
Гибкий | 25-28 | 29,4 | 25-29 | 32,9 | 27-30 | 32,0 |
Хаотичный | 29-50 | 16,0 | 30-50 | 13,9 | 31-50 | 16,0 |
Примечание. Х – средние показатели; SD – стандартные отклонения от средних.
Шкала может служить инструментом, позволяющим выявить степень эффективности работы, проведенной с семьей. Изменение типа функционирования семьи (переход к более сбалансированному состоянию) и снижение уровня неудовлетворенности семейным функционированием говорят о том, что семья обрела способность адекватной коммуникации и более эффективного преодоления стресса (кризисного состояния).
Тест «Семейная социограмма»
Тест «Семейная социограмма», авторами которого являются Э.Г.Эйдемиллер и О.В.Черемисин, относится к рисуночным проективным тестам . Он позволяет выявить положение субъекта в системе межличностных отношений и, кроме того, характер коммуникаций в семье — прямой или опосредованный.
Описание методики. Испытуемым предъявляется бланк с нарисованным кругом диаметром 110 мм. Затем дается инструкция: «На листе изображен круг. Нарисуйте в нем самого себя и членов вашей семьи в форме кружков и обозначьте кружки именами». Члены семьи выполняют это задание, не советуясь друг с другом.
Интерпретация результатов. Авторами предложены критерии, по которм производится оценка результатов тестирования:
1) число членов семьи, попавших в площадь круга;
2) величина кружков;
3) расположение кружков относительно друг друга;
4) дистанция между ними.
Оценивая результат по первому критерию, исследователь сопоставляет число членов семьи, изображенных испытуемым, с реальным. Возможно, что член семьи, с которым испытуемый находится в конфликтных отношениях, не попадет в большой круг, он будет «забыт». В то же время кто-то из посторонних лиц, животных, любимых предметов может быть изображен в качестве члена семьи.
Далее мы обращаем внимание на величину кружков (второй критерий). Больший, по сравнению с другими, кружок «Я» говорит о достаточной или завышенной самооценке, меньший — о заниженной. Величина кружков других членов семьи говорит об их значимости в глазах испытуемого.
Следует обратить внимание на расположение кружков в площади тестового поля круга и по отношению друг к другу (третий критерий). Расположение испытуемым своего кружка в центре круга может говорить об эгоцентрической направленности личности, а помещение себя внизу, в стороне от кружков, символизирующих других членов семьи, может указывать на переживание эмоциональной отверженности.
Наиболее значимые члены семьи изображаются испытуемым в виде больших по размеру кружочков в центре или в верхней части тестового поля.
Наконец, большую информацию можно получить, проанализировав расстояния между кружочками (четвертый критерий). Удаленность одного кружка от других может говорить о конфликтных отношениях в семье, эмоциональном отвержении испытуемого. Своеобразное «слипание», когда кружки наслаиваются один на другой, соприкасаются или находятся друг в друге, говорит о недифференцированности «Я» у членов семьи, наличии симбиотических связей.
Использование теста «Семейная социограмма» позволяет в считанные минуты в ситуации «здесь и теперь» визуализировать свои представления о взаимоотношениях в семье, а затем, показав свои бланки, обсудить, что получилось.
Существуют различные варианты проведения данной методики. Так, например, И.М.Никольская в процессе семейной диагностики предлагает испытуемому последовательно нарисовать несколько вариантов семейной социограммы :
1. Стандартная социограмма, на которой изображены сам испытуемый и все члены его семьи.
2. Социограммы, на которых могут отсутствовать определенные члены семьи и/или присутствовать люди и объекты, которые к семье номинально не принадлежат.
3. Социограммы, которые относятся к разным этапам жизненного цикла семьи.
Это позволяет прояснить особенности взаимоотношений в разном семейном контексте, а также определить оптимальные, с точки зрения членов семьи, и реальную системы взаимоотношений. Сравнение и совместный анализ полученных социограмм позволяет психологу и членам семьи увидеть проблему с разных сторон, что, в свою очередь, способствует постановке более точного диагноза и поиску эффективного способа выхода из сложной ситуации.
Матрица
определения обобщенного показателя социального благополучия семьи как института воспитания
№ п/п | Показатели семьи | Баллы |
1. | Состав семьи | |
мать, отец, дедушка, бабушка | 5 | |
только мать и отец | 4 | |
мать и отчим, отец и мачеха | 3 | |
одна мать, один отец | 2 | |
нет родителей: бабушка, дедушка, другие родственники | 1 | |
2. | Санитарно-жилищные условия семьи | |
благоустроенная отдельная квартира | 5 | |
квартира с родителями супруга(и) | 4 | |
более одной комнаты в коммунальной квартире. с удобствами | 3 | |
комната в коммунальной квартире, общежитии с удобствами | 2 | |
комната в общежитии, в бараке без удобств | 1 | |
3. | Доход семьи | |
могут практически ни в чем себе не отказывать | 5 | |
денег в основном хватает, но для покупки товаров длительного пользования берут в кредит или в долг | 4 | |
на повседневные расходы денег хватает, но покупка одежды вызывает трудности | 3 | |
живут от зарплаты до зарплаты | 2 | |
денег до зарплаты не хватает | 1 | |
4. | Педагогический стиль семьи | |
постоянная поддержка, разумная требовательность, к детям, демократизм отношений, атмосфера доверия | 5 | |
слепая любовь, гиперопека, эмоциональная навязчивость | 4 | |
первичная ориентация родителей на собственную жизнь при сохранении доброжелательного, дружелюбного отношения к детям | 3 | |
равнодушие, отсутствие заботы о детях, безнадзорность, дети как дополнительное бремя, дополнительная проблема жизни | 2 | |
напряженно-конфликтные отношения родителей с детьми, различные формы насилия, применяемые к детям | 1 | |
5. | Уровень социального здоровья семьи | |
атмосфера взаимной поддержки, доброжелательства, любви | 5 | |
здоровый образ жизни без особой эмоциональной окраски: без ссор и без большой привязанности, живут «по привычке» | 4 | |
в семье ссоры, скандалы, один из супругов склонен к выпивке | 3 | |
судимость родителей, пьянство, рукоприкладство, выраженная форма умственной отсталости одного или обоих супругов | 2 | |
стоят на учете с диагнозом алкоголизм, наркомания, асоциальное поведение | 1 | |
6 | Ценность детей в семье | |
дети - главная ценность в семье | 5 | |
дети - равнозначимая ценность наряду с супружеством | 4 | |
дети дополняют супружеские отношения | 3 | |
дети - элемент социального статуса: «как у всех» | 2 | |
дети - обуза, доставляют много дополнительных забот беспокойства | 1 | |
7 | Отношения семьи со школой | |
высокая включенность в жизнь школы, посильная помощь школе, высокая информированность о школьных делах ребенка | 5 | |
обращение к педагогам за советами по вопросам воспитания, признание их авторитета, регулярное участие в родительских собраниях | 4 | |
интерес к школьной жизни ребенка односторонний: только у матери | 3 | |
критика педагогических методов школы, уклонение от посещения родительских собраний | 2 | |
отсутствие интереса к школьным делам ребенка, сознательное ограничение посещений ребенком школы (в целях эксплуатации его труда, по другим причинам) | 1 |
Выполнив инструкцию по определению обобщенного показателя уровня социального благополучия семьи как института воспитания (общая сумма баллов - 105), можно получить характеристику каждой конкретной семьи. При анализе конкретной семьи сумма баллов (чем меньше баллов, тем выше риск):
Сумма баллов ниже 21 – это индикатор семьи группы повышенного риска;
От 22 до 30 баллов - индикатор семьи в пределах допустимой нормы;
Более 31 балла – показатель благополучной семьи (чем больше баллов, тем устойчивее благополучие).
Анкета "Взаимоотношения в семье"
Предлагаемая анкета поможет определить взаимоотношения в семье, выявить семейные конфликты и наметить пути их устранения.
1. Вы считаете взаимоотношения в вашей семье:
очень хорошими;
хорошими;
З) не очень хорошими;
плохими;
не очень плохими.
2. Считаете ли вы свою семью дружным семейным коллективом?
1) да;
2) не совсем;
3) нет.
3. Какие семейные традиции способствуют укреплению вашей семьи?
(перечислите эти традиции)
4. Как часто ваша семья собирается вместе?
ежедневно;
по выходным дням;
редко.
5. Что делает ваша семья, собравшись вместе?
решаете сообща жизненные проблемы;
занимаетесь семейно-бытовым трудом;
работаете на приусадебном участке;
вместе проводите досуг, смотрите телепередачи;
обсуждаете вопросы учебы детей;
делитесь впечатлениями о прожитом дне, о своих успехах и неудачах;
каждый занимается своим делом;
8) допишите...
6. Бывают ли в вашей семье ссоры, конфликты?
1) да
часто;
иногда;
редко;
не бывают.
7. Чем обусловлены ссоры, конфликты?
1) непониманием членами семьи друг друга;
2) нарушением этики взаимоотношений (грубость, неверность, неуважение и др.);
3) отказом участвовать в семейных делах, заботах; разногласиями в вопросах воспитания детей;
злоупотреблением алкоголем;
другими обстоятельствами (укажите какими).
8. Каковы способы разрешения нравственных конфликтов в вашей
примирение;
обсуждение ситуации и принятие обоюдного решения;
прекращение конфликтов на некоторое время;
обращение за помощью к другим людям (родителям, соседям, друзьям, учителям);
конфликты практически не разрешаются, имеют затяжной характер.
9. Бывают ли дети свидетелями или участниками семейных конфликтов между взрослыми?
1) да;
2) нет;
3) иногда.
10. Как реагируют дети на семейные конфликты?
переживают, плачут;
становятся на сторону одного из родителей;
пытаются помирить;
уходят из дома;
замыкаются в себе;
относятся безразлично;
становятся озлобленными, неуправляемыми;
пытаются найти поддержку в других людях.
11. Что вы намерены делать для укрепления семейно-бытовых отношений и улучшения микроклимата в вашей семье?
"Незаконченное предложение (Н.Е. Щуркова).
Цель: определить отношение ребенка к своей семье.
Ребенку предлагается ряд незаконченных предложений, конец которых он должен придумать сам. Он должен вести себя свободно и говорить все, что приходит ему в голову. Нельзя обсуждать ответы.
Предложение | Ответ ребенка. |
1. Каждый день я должна | |
2. Когда я сердита, то я | |
3. Если бы вы знали меня. | |
4. Моя мама всегда | |
5. Мой отец часто | |
6. Для меня самое лучшее время | |
7. Когда я иду домой | |
8. Мне кажется мой брат | |
9. Мне нравится, когда все семья | |
10. Семейный праздник - это |
ТЕСТ "Пытаетесь ли Вы понять своего ребенка? " (Р.В. Овчарова)
Цель: Определить тип семейного воспитания.
1. Ребенок капризничает. Не ест суп, хотя всегда ел, Вы:
а) дадите ему другое блюдо;
б) разрешите выйти ему из-за стола;
в) не выпустите его из-за стола до тех пор, пока не съест все.
2. Ваш ребенок во дворе «крупно» поссорился со сверстниками. Вы:
а) идете во двор и «разбираетесь» с детьми;
б) советуете ребенку самому уладить конфликт;
в) предлагаете остаться дома.
3. Ваш ребенок смотрит фильм, вместо того, чтобы делать уроки. Вы:
а) начинаете его ругать, кричать;
б) попытаетесь выяснить, почему он не делает уроки, возможно, сядете рядом и разберете вместе с ним домашнее задание;
в) без слов выключите телевизор.
4. Ваш ребенок скрыл от Вас полученные двойки. Вы:
а) в гневе и за двойки и за их сокрытие, запрещаете все, кроме уроков;
б) пытаетесь помочь исправить положение;
в) физически или как-нибудь иначе наказываете подростка.
5. Ваш сын (дочь) гораздо позже назначенного времени вернулся домой. Вы:
а) не выяснив причины, начинаете ругать;
б) обсудите случившееся, выясните, почему задержался, и договоритесь, что впредь опозданий не будет;
в) накажите.
Из трех ответов на каждый вопрос выберите один, затем подсчитайте, Каких ответов больше всего - А, Б, В.
А - это тип авторитарного родителя, который мало доверяет своему ребенку, мало понимает его потребности.
Б - это тип родителя, понимающего, признающего право ребенка на личный опыт, даже ошибки, и пытающегося научить его отвечать за себя и свои поступки.
В - тип родителя, не пытающегося понять ребенка, основным его методом воспитания является порицание и наказание.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ОПРОСНИК Д Л Я РОДИТЕЛЕЙ «АНАЛИЗ СЕМЕЙНЫХ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ» (АСВ)
ОПРОСНИК Д Л Я РОДИТЕЛЕЙ «АНАЛИЗ СЕМЕЙНЫХ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ» (АСВ)...

Семейный досуг как сплочение родителей и детей
Семейный досуг как сплочение родителей и детей, в том числе с ОВЗ...
Семейное чтение способствует сплочению
Каждый из вас прекрасно понимает, какую важную роль играет семья в жизни ребенка. Ведь каждая семья – это особый мир, где ценностные ориентиры старших всегда сказываются на индивидуальных,...

ОПРОСНИК «АНАЛИЗ СЕМЕЙНОЙ ТРЕВОГИ» (АСТ) (Эйдемиллер, Юстицкис)
Уважаемый(ая)...! Предлагаемый вам опросник содержит утверждения о вашем самочувствии дома, в семье. Утверждения пронумерованы. Такие же номера есть в «Бланке опросника АСТ».Читайте п...

Опросник "Анализ семейных взаимоотношений” (Методика АСВ) Эйдемиллер Э.Г., Юстицкис В. В.)
Определение типа семейной дезорганизации и негармоничного воспитания, установление причинно-следственной связи между психологическими нарушениями в семье и аномалиями формирования личности ребенка....
Опросник «Анализ семейных взаимоотношений» Э.Г. Эйдемиллер
Опросник “Анализ семейных взаимоотношений” (Методика АСВ) Эйдемиллер Э.Г., Юстицкис В. В.)...

ШКАЛА ПОВЕДЕНЧЕСКИХ ХАРАКТЕРИСТИК ОДАРЕННЫХ ШКОЛЬНИКОВ (Д.С. РЕНЗУЛЛИ, адаптация Л.В. ПОПОВОЙ)
Шкала поведенческих характеристик одарённых школьников (Д. С. Рензулли, адаптация Л. В. Поповой) предназначена для оценки характеристик обучающихся в познавательной, мотивационной, творческ...
