Песочная терапия как коррекция речевых нарушений детей дошкольного возраста
презентация к уроку по логопедии (старшая группа)

Ромашова Татьяна Вячеславовна

Песочная терапия» - одна из техник, которая позволяет раскрыть индивидуальность каждого ребенка, разрешить его психологические затруднения, развить способность осознавать свои желания и возможность их реализации.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prezentatsiya.pptx1.7 МБ
Файл otchet_po_samoobrazovaniyu_pesochnaya_terapiya.docx25.64 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Песочная терапия как коррекция речевых нарушений детей дошкольного возраста

Слайд 2

Песочная терапия – одна из разновидностей игровой терапии. Принцип «терапии песком» был предложен Карлом Густавом Юнгом, основателем аналитической терапии.

Слайд 3

« Песочная терапия» - одна из техник, которая позволяет раскрыть индивидуальность каждого ребенка, разрешить его психологические затруднения, развить способность осознавать свои желания и возможность их реализации.

Слайд 4

Цель: создание специальных условий и подходов в коррекционной работе с детьми-логопатами для эффективного способа подачи материала и обеспечения успешного освоения коррекционно-образовательных задач детьми посредством технологии «Песочная терапия».

Слайд 5

Задачи: - научить детей играть с песком; - разнообразить приемы и методы работы с детьми при автоматизации и дифференциации звуков при использовании песочной терапии; - улучшить процесс автоматизации и дифференциации звуков при использовании песочной терапии; - развивать мелкую моторику у детей дошкольного возраста с помощью песочной терапии; - повысить интерес у детей к логопедическим занятиям; - вызвать у детей интерес к речевому материалу и работе с ним; - активизировать познавательную деятельность каждого ребенка; - развивать пространственные представления у детей дошкольного возраста; - улучшить психологическую обстановку на логопедическом занятии.

Слайд 6

С песком интересно играть как одному ребенку, так и нескольким одновременно. Поэтому, игры с песком я использовала в индивидуальной и подгрупповой работе.

Слайд 7

Принципы: - Создание естественной стимулирующей среды. В которой ребёнок чувствует себя комфортно и защищёно, проявляя творческую активность. - Учет индивидуальных особенностей, уровня развития каждого ребёнка. - Уважение к детскому творчеству, фантазии

Слайд 8

Методы и приёмы песочной терапии: - Игровая деятельность: обыгрывание ситуаций - Словесные методы : мини-беседа; диалог и рассказ педагога; использование фольклорного жанра ( потешки , прибаутки, сказки, стихи) - Наглядные методы : показ игрушек, рассматривание картин и иллюстраций, моделирование - Игровые приемы: пальчиковые игры, физминутки , игры с предметами, игры на внимание и т. д.

Слайд 9

Игры , с использованием песочной терапии, делятся на три направления: - Обучающие игры - Познавательные игры - Проективные игры

Слайд 10

КАРТОТЕКА ИГР И УПРАЖНЕНИЙ ПО ИСПОЛЬЗОВАНИЮ ПЕСОЧНОЙ ТЕРАПИИ Артикуляционные упражнения: «Лошадка» «Индюки» «Качели » «Часики » « Накажи непослушный язычок»

Слайд 11

Развитие дыхания: « Дорога к другу» « Ямка» «Помоги зайцу » «Секрет » «Буря » «Что под песком ?» «Выровняй дорогу »

Слайд 12

Автоматизация звуков : «Слабый моторчик » «Горочка » « Дорожка» «Совпадение» «Сильный мотор »

Слайд 13

Совершенствование грамматического строя речи: «Кто знает больше слов?» « Пересчитай» «Один-много» «Расставь игрушки»

Слайд 14

Развитие фонематического слуха: «Весёлые прятки » «Песочный дождик» «Новоселье»

Слайд 15

Формирование слоговой структуры слова : «Следы на песке » «Весёлый поезд » «Исправь ошибку» « Следы на песке »

Слайд 16

Развитие связной речи: «Найди и опиши игрушку» «Нарисуй и расскажи » «Две игрушки » «Дорисуй картинку и составь предложение»

Слайд 17

Общие рекомендации по проведению песочных игр: - До занятия и после занятия моются руки . - Перед занятием в «песочнице» желательно провести пальчиковые игры-разминки . - При работе с песком соблюдать определённые правила: - песок не должен высыпаться из песочницы ; - нельзя брать песок в рот и кидаться песком; - отряхивать руки и играть можно только над песочницей; - после игры надо убрать за собой рабочее место, убрать все игрушки на свои места.

Слайд 18

Результаты работы: - у детей значительно возрастает интерес к логопедическим занятиям; - успешно автоматизируются и дифференцируются поставленные звуки; - пополняется и активизируется словарь; - корректируется грамматический строй речи, связная речь; - формируются навыки чтения и письма; - развивается мелкая моторика.

Слайд 19

Список используемой литературы : 1 . Баряева Л. Б., Кондратьева С.Ю. Игры-занятия с песком и водой: Пособие для педагогов и родителей. - СПб.: 2008. 2 . Грабенко Т.М., Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Чудеса на песке / Т.М. Грабенко , Т.Д. Зинкевич - Евстигнеева – СПб.: Речь, 2008.- 340с . 3.Зинкевич-Евстигнеева Т. Д., Грабенко Т. М. Практикум по креативной терапии /Т.М. Грабенко , Т.Д. Зинкевич - Евстигнеева – М.: Сфера Речь,2001.С.279–299.

Слайд 20

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ !



Предварительный просмотр:

Слайд  1. Песочная терапия как коррекция речевых  нарушений детей дошкольного возраста.

Дети  старшего дошкольного возраста  с нарушением речи требуют особого к себе внимания.  В работе с детьми с нарушением речи выявляется быстрая утомляемость, рассеянность, возбудимость или вялость, безучастность на занятиях, в играх и другой деятельности. Следствием ограничения речевой практики выступает задержка формирования навыков и развитие эмоционально-волевой сферы, слабое развитие мелкой моторики, нарушение координации движений, неразвитость чувства ритма, низкий уровень развития памяти, словесно-логического мышления и внимания Следовательно, дошкольникам необходима целенаправленная  логопедическая коррекционная работа. Изучив много технологий , я поняла, что  песочная терапия даёт положительные результаты в работе над коррекцией речи.

Слайд 2. Песочная терапия – одна из разновидностей игровой терапии. Принцип «терапии песком» был предложен Карлом Густавом Юнгом, основателем аналитической терапии. Естественная потребность ребенка «возиться» с песком, определяет возможности использовать песочницу в своей работе не только психотерапевту, но и логопеду. Как правило, первые контакты детей друг с другом – в песочнице. Игры на песке - одна из форм естественной деятельности ребенка.

Слайд 3. «Песочная терапия» - одна из техник, которая позволяет раскрыть индивидуальность каждого ребенка, разрешить его психологические затруднения, развить способность осознавать свои желания и возможность их реализации.

На своих занятиях я решила остановиться на одном из нетрадиционных методов: песочная терапия.

И сегодня я хочу поделиться со своим опытом работы.

Слайд 4. Цель моей работы является  создание специальных условий и подходов в коррекционной работе с детьми-логопатами для эффективного способа подачи материала и обеспечения успешного освоения коррекционно-образовательных задач детьми посредством технологии «Песочная терапия».

Слайд 5.Для осуществлении  цели мною были поставлены следующие задачи:

- научить детей играть с песком;

-  разнообразить приемы и методы работы с детьми при автоматизации и дифференциации звуков при использовании песочной терапии;

-  улучшить процесс автоматизации и дифференциации звуков при использовании песочной терапии;

- развивать мелкую моторику у детей дошкольного возраста с помощью песочной терапии;

- повысить интерес у детей к логопедическим занятиям;

-  вызвать у детей интерес к речевому материалу и работе с ним;

- активизировать познавательную деятельность каждого ребенка;

- развивать пространственные представления у детей дошкольного возраста;

- улучшить психологическую обстановку на логопедическом занятии.

Метод песочной терапии является особой формой взаимодействия в ребенка и логопеда, что позволяет обеспечить вариативность ситуаций речевого взаимодействия детей, стимулировать их активность. А ведь одним из важных условий успешного формирования речевой деятельности, является эмоциональный фон ребенка, его настроение, уровень включенности в процесс занятия.

Слайд 6. С песком интересно играть как одному ребенку, так и нескольким одновременно. Поэтому, игры с песком я использовала в индивидуальной и подгрупповой работе.

Слайд 7. При организации игр руководствовалась следующими принципами:

- Создание естественной стимулирующей среды. В которой ребёнок чувствует себя комфортно и защищёно, проявляя творческую активность.

-  Учет индивидуальных особенностей, уровня развития каждого ребёнка.

- Уважение к детскому творчеству, фантазии

Слайд 8. На своих занятиях использовала следующие методы и приёмы

песочной терапии:

- Игровая деятельность: обыгрывание ситуаций

- Словесные методы: мини-беседа; диалог и рассказ педагога; использование фольклорного жанра (потешки, прибаутки, сказки, стихи)

- Наглядные методы: показ игрушек, рассматривание картин и иллюстраций, моделирование

-  Игровые приемы: пальчиковые игры, физминутки, игры с предметами, игры на внимание и т. д.

Слайд 9.

Все игры, с использованием песочной терапии, делятся на три направления:

1. Обучающие игры, такие игры направлены на развитие тактильно-кинестетической чувствительности и мелкой моторики рук. А главное ребенок говорит о своих ощущениях, тем самым спонтанно развиваем его речь, словарный запас слов, развиваем восприятие различного темпа речиразвивается высота и сила голоса, работаем над дыханием, развиваем внимание и памятьразвиваем фонематический слух. Главное идет обучение письму и чтению.

2. Познавательные игры, с их помощью мы помогаем познавать многогранность нашего мира.

3. Проективные игры, с их помощью мы осуществляем психологическую диагностику, коррекцию и развитие ребенка.

Следуя из этого  подобрала картотеки дидактических игр по работе с песком, а так же цикл занятий по автоматизации звуков в речи.

Игры с песком я брала разнообразные.

Слайд 10.  Некоторые из них предоставляю вашему вниманию.

Артикуляционная гимнастика. Предлагаю  детям выполнить упражнение  «лошадка» щелкать языком,  одновременно пальцами ритмично, в такт  щелчкам, «скакать по песку»;  «качели» языком ритмично двигать вверх-вниз,  указательным пальцем ведущей руки в такт движениям языка двигать по песку в том же направлении; « накажем непослушный язычок» губами  ритмично шлепать по высунутому языку со звуком «п-п-п», ладонью  ведущей руки легко похлопывать по песку.

Слайд 11. На развитие диафрагмального дыхания  практикую следующие варианты упражнений: «Дорога к другу»- на песке расставляю две игрушки. Нужно длительной плавной струёй образовать на песке дорожку от одной игрушки до другой; «Выровняй дорогу» - от детской машинки провожу  неглубокую канавку в песке,  ребёнок воздушной струёй выравнивает дорогу перед машинкой.

Слайд 12. Использую игры с песком   для более быстрой автоматизации звука в речи. «Слабый моторчик»- Предлагаю ребёнку произнести  звук «Р» (мягкий), проводя мизинцем дорожку по песку; «Горочка»-  набрать в руку песок и произносить звук «С», насыпая горку, «Дорожка» - произнести заданный слог, «прошагивая» их пальчиком или легко отшлёпывая по песку ладошками.  Можно и использовать и такой вариант  игры - выбрать из лежащих или наполовину закопанных в песке игрушек игрушку  с определённым звуком и, набрав песок произнести  этот звук.

Слайд 13 Для коррекции лексико-грамматического строя речи применяю такие упражнения «Расставь игрушки» (на употребление в речи предлогов «ЗА», «ПЕРЕД», «МЕЖДУ»).  Предлагаю ребёнку рассадить гостей у Зайки на дне рождении, проговаривая свои действия (за куклой щенок, перед куклой слонёнок и т.д.);  «Один-много»  -  ребёнок присыпает  песком предметы, проговаривая свои действия (одна чашка- много чашек, одно блюдце- много блюдец и т.д.)

Слайд 14 Для развития фонематического слуха: «Весёлые прятки»- прятать ладошки в песке, услышав заданный звук, при произнесении  других  звуков – руки держать над песочницей; «Песочный дождик» - учитель-логопед произносит слоговые сочетания, затем слова, а ребёнок, повторяя их, пересыпает песок из ладошки в ладошку. В этом упражнение происходит развитие мелкой моторики пальцев рук: ребенок кладёт  ладони на песок, старается почувствовать полное расслабление пальцев; погружает  пальцы в песок, сжимает и разжимает кулачки.

город.


Слайд15Формирование слоговой структуры слова
«Следы на песке» Сделать следов на песке (ладонями, пальчиками) столько, сколько частей в слове и посчитать.
Мельница. Ссыпать из кулачка столько кучек «зерна», сколько частей в слове и посчитать.


Слайд16. Развитие связной речи
«Найди и опиши игрушку» Ребёнок составляет описательный рассказ о найденной в песке игрушке (животные, предметы, герои сказок).
«Две игрушки» Ребёнок составляет описательный сравнительный рассказ о найденных в песке игрушках.  
«Нарисуй и расскажи». Ребёнок рисует на песке и составляет рассказ Покажи сказку. Ребёнок составляет рассказ (повествовательный, творческий, с проблемным сюжетом) по демонстрации своих (или логопеда) действий, используя мелкие игрушки, предметы.

Слайд 15. Общие рекомендации по проведению песочных игр

- До занятия и после занятия моются руки.

- Перед занятием в «песочнице» желательно провести пальчиковые игры-разминки.

- При работе с песком соблюдать определённые правила:

- песок не должен высыпаться из песочницы;

- нельзя брать песок в рот и кидаться песком;

- отряхивать руки и играть можно только над песочницей;

- после игры надо убрать за собой рабочее место, убрать все игрушки на свои места.

Таким образом, занятия, проводимые в песочнице, позволяют сделать коррекционно - развивающий процесс творческим, интересным, приносящим радость открытий и удовольствие детям.
  
Слайд18. Опыт работы показал, что использование песочной терапии даёт положительные результаты:
- у детей значительно возрастает интерес к логопедическим занятиям;
- успешно автоматизируются и дифференцируются поставленные звуки;
- пополняется и активизируется словарь;
- корректируется грамматический строй речи, связная речь;
- формируются навыки чтения и письма;
- развивается мелкая моторика.

Слайд 19 . Список используемой литературы:
1. Баряева Л. Б., Кондратьева С.Ю. Игры-занятия с песком и водой: Пособие для педагогов и родителей. - СПб.: 2008.
2. Грабенко Т.М., Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Чудеса на песке / Т.М. Грабенко, Т.Д. Зинкевич - Евстигнеева – СПб.: Речь, 2008.- 340с.

3.Зинкевич-Евстигнеева Т. Д., Грабенко Т. М. Практикум по креативной терапии /Т.М. Грабенко, Т.Д. Зинкевич - Евстигнеева – М.: Сфера Речь,2001.С.279–299.

Слайд 20 . Спасибо за внимание!

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙСАД №1»

303140 г. Болхов  Орловской области,  ул. Ленина, д. 77;    тел.  8 (486 40) 2-43-32

     

                         Отчет по самообразовательной работе.

 Тема: « Песочная терапия как коррекция речевых  нарушений детей дошкольного возраста ».

 Подготовила:

Учитель-логопед

 Ромашова Т.В

                                             

Болхов, 2020


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сказкотерапия, как средство коррекции речевых нарушений детей дошкольного возраста.

В последние годы наблюдается устойчивый рост нарушений речи у детей. Причём характер речевых патологий стал сложнее и, в основном, имеет комбинированную форму: у детей одновременно нарушают...

Значение скороговорок в коррекции речевых нарушений детей дошкольного возраста

Статья на тему "Значение скороговорок (чистоговорок) в коррекции нарушений детей дошкольного возраста"...

Песочная терапия как средство речевого развития детей дошкольного возраста

Нарушение речи в той или иной степени всегда отражается на поведении и деятельности ребенка. Дети, страдающие задержкой речевого развития, начиная осознавать недостатки своей речи, нередко с...

Песочная терапия как средство речевого развития детей дошкольного возраста

Песочная терапия — одна из разновидностей игровой терапии. Цель такой терапии — не менять и переделывать ребенка, не учить каким-то специальным поведенческим навыкам, а дать возможность ре...

Песочная терапия как средство речевого развития детей дошкольного возраста

Песочная терапия - одна из разновидностей арт-терапии. Игра с песком – это естественная и доступная для каждого ребенка форма деятельности.Частичный перенос занятий в песочницу, даёт больший вос...

" Песочная терапия в коррекции эмоциональной сферы детей дошкольного возраста".

Данный материал предназначен для воспитателей и родителей детского сада. Игры и рисование на песке одна из форм естественной деятельности ребенка. Именно игры с песком позволяют ребенку выражать свои ...