Песочная терапия как коррекция речевых нарушений детей дошкольного возраста
презентация к уроку по логопедии (старшая группа)

Ромашова Татьяна Вячеславовна

Песочная терапия» - одна из техник, которая позволяет раскрыть индивидуальность каждого ребенка, разрешить его психологические затруднения, развить способность осознавать свои желания и возможность их реализации.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prezentatsiya.pptx1.7 МБ
Файл otchet_po_samoobrazovaniyu_pesochnaya_terapiya.docx25.64 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Песочная терапия как коррекция речевых нарушений детей дошкольного возраста

Слайд 2

Песочная терапия – одна из разновидностей игровой терапии. Принцип «терапии песком» был предложен Карлом Густавом Юнгом, основателем аналитической терапии.

Слайд 3

« Песочная терапия» - одна из техник, которая позволяет раскрыть индивидуальность каждого ребенка, разрешить его психологические затруднения, развить способность осознавать свои желания и возможность их реализации.

Слайд 4

Цель: создание специальных условий и подходов в коррекционной работе с детьми-логопатами для эффективного способа подачи материала и обеспечения успешного освоения коррекционно-образовательных задач детьми посредством технологии «Песочная терапия».

Слайд 5

Задачи: - научить детей играть с песком; - разнообразить приемы и методы работы с детьми при автоматизации и дифференциации звуков при использовании песочной терапии; - улучшить процесс автоматизации и дифференциации звуков при использовании песочной терапии; - развивать мелкую моторику у детей дошкольного возраста с помощью песочной терапии; - повысить интерес у детей к логопедическим занятиям; - вызвать у детей интерес к речевому материалу и работе с ним; - активизировать познавательную деятельность каждого ребенка; - развивать пространственные представления у детей дошкольного возраста; - улучшить психологическую обстановку на логопедическом занятии.

Слайд 6

С песком интересно играть как одному ребенку, так и нескольким одновременно. Поэтому, игры с песком я использовала в индивидуальной и подгрупповой работе.

Слайд 7

Принципы: - Создание естественной стимулирующей среды. В которой ребёнок чувствует себя комфортно и защищёно, проявляя творческую активность. - Учет индивидуальных особенностей, уровня развития каждого ребёнка. - Уважение к детскому творчеству, фантазии

Слайд 8

Методы и приёмы песочной терапии: - Игровая деятельность: обыгрывание ситуаций - Словесные методы : мини-беседа; диалог и рассказ педагога; использование фольклорного жанра ( потешки , прибаутки, сказки, стихи) - Наглядные методы : показ игрушек, рассматривание картин и иллюстраций, моделирование - Игровые приемы: пальчиковые игры, физминутки , игры с предметами, игры на внимание и т. д.

Слайд 9

Игры , с использованием песочной терапии, делятся на три направления: - Обучающие игры - Познавательные игры - Проективные игры

Слайд 10

КАРТОТЕКА ИГР И УПРАЖНЕНИЙ ПО ИСПОЛЬЗОВАНИЮ ПЕСОЧНОЙ ТЕРАПИИ Артикуляционные упражнения: «Лошадка» «Индюки» «Качели » «Часики » « Накажи непослушный язычок»

Слайд 11

Развитие дыхания: « Дорога к другу» « Ямка» «Помоги зайцу » «Секрет » «Буря » «Что под песком ?» «Выровняй дорогу »

Слайд 12

Автоматизация звуков : «Слабый моторчик » «Горочка » « Дорожка» «Совпадение» «Сильный мотор »

Слайд 13

Совершенствование грамматического строя речи: «Кто знает больше слов?» « Пересчитай» «Один-много» «Расставь игрушки»

Слайд 14

Развитие фонематического слуха: «Весёлые прятки » «Песочный дождик» «Новоселье»

Слайд 15

Формирование слоговой структуры слова : «Следы на песке » «Весёлый поезд » «Исправь ошибку» « Следы на песке »

Слайд 16

Развитие связной речи: «Найди и опиши игрушку» «Нарисуй и расскажи » «Две игрушки » «Дорисуй картинку и составь предложение»

Слайд 17

Общие рекомендации по проведению песочных игр: - До занятия и после занятия моются руки . - Перед занятием в «песочнице» желательно провести пальчиковые игры-разминки . - При работе с песком соблюдать определённые правила: - песок не должен высыпаться из песочницы ; - нельзя брать песок в рот и кидаться песком; - отряхивать руки и играть можно только над песочницей; - после игры надо убрать за собой рабочее место, убрать все игрушки на свои места.

Слайд 18

Результаты работы: - у детей значительно возрастает интерес к логопедическим занятиям; - успешно автоматизируются и дифференцируются поставленные звуки; - пополняется и активизируется словарь; - корректируется грамматический строй речи, связная речь; - формируются навыки чтения и письма; - развивается мелкая моторика.

Слайд 19

Список используемой литературы : 1 . Баряева Л. Б., Кондратьева С.Ю. Игры-занятия с песком и водой: Пособие для педагогов и родителей. - СПб.: 2008. 2 . Грабенко Т.М., Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Чудеса на песке / Т.М. Грабенко , Т.Д. Зинкевич - Евстигнеева – СПб.: Речь, 2008.- 340с . 3.Зинкевич-Евстигнеева Т. Д., Грабенко Т. М. Практикум по креативной терапии /Т.М. Грабенко , Т.Д. Зинкевич - Евстигнеева – М.: Сфера Речь,2001.С.279–299.

Слайд 20

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ !



Предварительный просмотр:

Слайд  1. Песочная терапия как коррекция речевых  нарушений детей дошкольного возраста.

Дети  старшего дошкольного возраста  с нарушением речи требуют особого к себе внимания.  В работе с детьми с нарушением речи выявляется быстрая утомляемость, рассеянность, возбудимость или вялость, безучастность на занятиях, в играх и другой деятельности. Следствием ограничения речевой практики выступает задержка формирования навыков и развитие эмоционально-волевой сферы, слабое развитие мелкой моторики, нарушение координации движений, неразвитость чувства ритма, низкий уровень развития памяти, словесно-логического мышления и внимания Следовательно, дошкольникам необходима целенаправленная  логопедическая коррекционная работа. Изучив много технологий , я поняла, что  песочная терапия даёт положительные результаты в работе над коррекцией речи.

Слайд 2. Песочная терапия – одна из разновидностей игровой терапии. Принцип «терапии песком» был предложен Карлом Густавом Юнгом, основателем аналитической терапии. Естественная потребность ребенка «возиться» с песком, определяет возможности использовать песочницу в своей работе не только психотерапевту, но и логопеду. Как правило, первые контакты детей друг с другом – в песочнице. Игры на песке - одна из форм естественной деятельности ребенка.

Слайд 3. «Песочная терапия» - одна из техник, которая позволяет раскрыть индивидуальность каждого ребенка, разрешить его психологические затруднения, развить способность осознавать свои желания и возможность их реализации.

На своих занятиях я решила остановиться на одном из нетрадиционных методов: песочная терапия.

И сегодня я хочу поделиться со своим опытом работы.

Слайд 4. Цель моей работы является  создание специальных условий и подходов в коррекционной работе с детьми-логопатами для эффективного способа подачи материала и обеспечения успешного освоения коррекционно-образовательных задач детьми посредством технологии «Песочная терапия».

Слайд 5.Для осуществлении  цели мною были поставлены следующие задачи:

- научить детей играть с песком;

-  разнообразить приемы и методы работы с детьми при автоматизации и дифференциации звуков при использовании песочной терапии;

-  улучшить процесс автоматизации и дифференциации звуков при использовании песочной терапии;

- развивать мелкую моторику у детей дошкольного возраста с помощью песочной терапии;

- повысить интерес у детей к логопедическим занятиям;

-  вызвать у детей интерес к речевому материалу и работе с ним;

- активизировать познавательную деятельность каждого ребенка;

- развивать пространственные представления у детей дошкольного возраста;

- улучшить психологическую обстановку на логопедическом занятии.

Метод песочной терапии является особой формой взаимодействия в ребенка и логопеда, что позволяет обеспечить вариативность ситуаций речевого взаимодействия детей, стимулировать их активность. А ведь одним из важных условий успешного формирования речевой деятельности, является эмоциональный фон ребенка, его настроение, уровень включенности в процесс занятия.

Слайд 6. С песком интересно играть как одному ребенку, так и нескольким одновременно. Поэтому, игры с песком я использовала в индивидуальной и подгрупповой работе.

Слайд 7. При организации игр руководствовалась следующими принципами:

- Создание естественной стимулирующей среды. В которой ребёнок чувствует себя комфортно и защищёно, проявляя творческую активность.

-  Учет индивидуальных особенностей, уровня развития каждого ребёнка.

- Уважение к детскому творчеству, фантазии

Слайд 8. На своих занятиях использовала следующие методы и приёмы

песочной терапии:

- Игровая деятельность: обыгрывание ситуаций

- Словесные методы: мини-беседа; диалог и рассказ педагога; использование фольклорного жанра (потешки, прибаутки, сказки, стихи)

- Наглядные методы: показ игрушек, рассматривание картин и иллюстраций, моделирование

-  Игровые приемы: пальчиковые игры, физминутки, игры с предметами, игры на внимание и т. д.

Слайд 9.

Все игры, с использованием песочной терапии, делятся на три направления:

1. Обучающие игры, такие игры направлены на развитие тактильно-кинестетической чувствительности и мелкой моторики рук. А главное ребенок говорит о своих ощущениях, тем самым спонтанно развиваем его речь, словарный запас слов, развиваем восприятие различного темпа речиразвивается высота и сила голоса, работаем над дыханием, развиваем внимание и памятьразвиваем фонематический слух. Главное идет обучение письму и чтению.

2. Познавательные игры, с их помощью мы помогаем познавать многогранность нашего мира.

3. Проективные игры, с их помощью мы осуществляем психологическую диагностику, коррекцию и развитие ребенка.

Следуя из этого  подобрала картотеки дидактических игр по работе с песком, а так же цикл занятий по автоматизации звуков в речи.

Игры с песком я брала разнообразные.

Слайд 10.  Некоторые из них предоставляю вашему вниманию.

Артикуляционная гимнастика. Предлагаю  детям выполнить упражнение  «лошадка» щелкать языком,  одновременно пальцами ритмично, в такт  щелчкам, «скакать по песку»;  «качели» языком ритмично двигать вверх-вниз,  указательным пальцем ведущей руки в такт движениям языка двигать по песку в том же направлении; « накажем непослушный язычок» губами  ритмично шлепать по высунутому языку со звуком «п-п-п», ладонью  ведущей руки легко похлопывать по песку.

Слайд 11. На развитие диафрагмального дыхания  практикую следующие варианты упражнений: «Дорога к другу»- на песке расставляю две игрушки. Нужно длительной плавной струёй образовать на песке дорожку от одной игрушки до другой; «Выровняй дорогу» - от детской машинки провожу  неглубокую канавку в песке,  ребёнок воздушной струёй выравнивает дорогу перед машинкой.

Слайд 12. Использую игры с песком   для более быстрой автоматизации звука в речи. «Слабый моторчик»- Предлагаю ребёнку произнести  звук «Р» (мягкий), проводя мизинцем дорожку по песку; «Горочка»-  набрать в руку песок и произносить звук «С», насыпая горку, «Дорожка» - произнести заданный слог, «прошагивая» их пальчиком или легко отшлёпывая по песку ладошками.  Можно и использовать и такой вариант  игры - выбрать из лежащих или наполовину закопанных в песке игрушек игрушку  с определённым звуком и, набрав песок произнести  этот звук.

Слайд 13 Для коррекции лексико-грамматического строя речи применяю такие упражнения «Расставь игрушки» (на употребление в речи предлогов «ЗА», «ПЕРЕД», «МЕЖДУ»).  Предлагаю ребёнку рассадить гостей у Зайки на дне рождении, проговаривая свои действия (за куклой щенок, перед куклой слонёнок и т.д.);  «Один-много»  -  ребёнок присыпает  песком предметы, проговаривая свои действия (одна чашка- много чашек, одно блюдце- много блюдец и т.д.)

Слайд 14 Для развития фонематического слуха: «Весёлые прятки»- прятать ладошки в песке, услышав заданный звук, при произнесении  других  звуков – руки держать над песочницей; «Песочный дождик» - учитель-логопед произносит слоговые сочетания, затем слова, а ребёнок, повторяя их, пересыпает песок из ладошки в ладошку. В этом упражнение происходит развитие мелкой моторики пальцев рук: ребенок кладёт  ладони на песок, старается почувствовать полное расслабление пальцев; погружает  пальцы в песок, сжимает и разжимает кулачки.

город.


Слайд15Формирование слоговой структуры слова
«Следы на песке» Сделать следов на песке (ладонями, пальчиками) столько, сколько частей в слове и посчитать.
Мельница. Ссыпать из кулачка столько кучек «зерна», сколько частей в слове и посчитать.


Слайд16. Развитие связной речи
«Найди и опиши игрушку» Ребёнок составляет описательный рассказ о найденной в песке игрушке (животные, предметы, герои сказок).
«Две игрушки» Ребёнок составляет описательный сравнительный рассказ о найденных в песке игрушках.  
«Нарисуй и расскажи». Ребёнок рисует на песке и составляет рассказ Покажи сказку. Ребёнок составляет рассказ (повествовательный, творческий, с проблемным сюжетом) по демонстрации своих (или логопеда) действий, используя мелкие игрушки, предметы.

Слайд 15. Общие рекомендации по проведению песочных игр

- До занятия и после занятия моются руки.

- Перед занятием в «песочнице» желательно провести пальчиковые игры-разминки.

- При работе с песком соблюдать определённые правила:

- песок не должен высыпаться из песочницы;

- нельзя брать песок в рот и кидаться песком;

- отряхивать руки и играть можно только над песочницей;

- после игры надо убрать за собой рабочее место, убрать все игрушки на свои места.

Таким образом, занятия, проводимые в песочнице, позволяют сделать коррекционно - развивающий процесс творческим, интересным, приносящим радость открытий и удовольствие детям.
  
Слайд18. Опыт работы показал, что использование песочной терапии даёт положительные результаты:
- у детей значительно возрастает интерес к логопедическим занятиям;
- успешно автоматизируются и дифференцируются поставленные звуки;
- пополняется и активизируется словарь;
- корректируется грамматический строй речи, связная речь;
- формируются навыки чтения и письма;
- развивается мелкая моторика.

Слайд 19 . Список используемой литературы:
1. Баряева Л. Б., Кондратьева С.Ю. Игры-занятия с песком и водой: Пособие для педагогов и родителей. - СПб.: 2008.
2. Грабенко Т.М., Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Чудеса на песке / Т.М. Грабенко, Т.Д. Зинкевич - Евстигнеева – СПб.: Речь, 2008.- 340с.

3.Зинкевич-Евстигнеева Т. Д., Грабенко Т. М. Практикум по креативной терапии /Т.М. Грабенко, Т.Д. Зинкевич - Евстигнеева – М.: Сфера Речь,2001.С.279–299.

Слайд 20 . Спасибо за внимание!

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙСАД №1»

303140 г. Болхов  Орловской области,  ул. Ленина, д. 77;    тел.  8 (486 40) 2-43-32

     

                         Отчет по самообразовательной работе.

 Тема: « Песочная терапия как коррекция речевых  нарушений детей дошкольного возраста ».

 Подготовила:

Учитель-логопед

 Ромашова Т.В

                                             

Болхов, 2020


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Песочная терапия как средство речевого развития детей дошкольного возраста

Нарушение речи в той или иной степени всегда отражается на поведении и деятельности ребенка. Дети, страдающие задержкой речевого развития, начиная осознавать недостатки своей речи, нередко с...

Песочная терапия как средство речевого развития детей дошкольного возраста

Песочная терапия — одна из разновидностей игровой терапии. Цель такой терапии — не менять и переделывать ребенка, не учить каким-то специальным поведенческим навыкам, а дать возможность ре...

Песочная терапия как средство речевого развития детей дошкольного возраста

Песочная терапия - одна из разновидностей арт-терапии. Игра с песком – это естественная и доступная для каждого ребенка форма деятельности.Частичный перенос занятий в песочницу, даёт больший вос...

" Песочная терапия в коррекции эмоциональной сферы детей дошкольного возраста".

Данный материал предназначен для воспитателей и родителей детского сада. Игры и рисование на песке одна из форм естественной деятельности ребенка. Именно игры с песком позволяют ребенку выражать свои ...

"Песочная терапия, как средство речевого развития детей дошкольного возраста"

Песочная терапия не только развивает речевые навыки, но и помогает детям лучше понимать свои чувства и чувства окружающих. Используя песок, малыши могут создавать различные сцены и образы, представляя...

Консультация «Песочная терапия как средство речевого развития детей дошкольного возраста».

Консультация «Песочная терапия как средство речевого развития детей дошкольного возраста»....

Консультация «Песочная терапия как средство речевого развития детей дошкольного возраста».

Речь - важнейшая функция психики. От того, насколько развита, богата и правильна речь ребенка, зависит, может ли он легко, открыто и свободно высказывать свои мысли, познавать мир и...