Конспект занятия по шахматам на тему: «Шахматная доска»
план-конспект занятия (подготовительная группа)

Курако Елена Александровна

Конспект занятия: «Шахматная доска»

Цель:

  1. Познакомить детей с волшебным миром шахмат. 

Задачи:

  1. Развитие внимания и логического мышления;
  2. Обучение шахматным терминам;
  3. Воспитание чувства, такта, уважения к своему партнёру.

 

Материалы и оборудование:

Деревянные шахматные доски с комплектами фигур, магнитная шахматная доска с фигурами, рабочие тетради, мультимедийный проектор, «волшебный мешочек», кубик с шахматными фигурами.


Словарная работа: 

  1. Шахматная доска: белые поля, черные поля, вертикаль, горизонталь;
  2. Противник, партнеры,
  3. Шахматные фигуры: король, ферзь, конь, слон, ладья, пешка;
  4. Шахматные термины.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл shahmatnaya_doska.docx26.94 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

Детский сад комбинированного вида № 43 «Колокольчик»

Конспект занятия по шахматам

на тему: 

«Шахматная доска»

                                                                            Составила и провела:

 Воспитатель первой

квалификационной категории

 Курако Елена Александровна.

г. о. Электрогорск

2019 г.

Конспект занятия: «Шахматная доска»

Цель: 

  • Познакомить детей с волшебным миром шахмат. 

Задачи:

  • Развитие внимания и логического мышления;
  • Обучение шахматным терминам;
  • Воспитание чувства, такта, уважения к своему партнёру.

Материалы и оборудование:  

Деревянные шахматные доски с комплектами фигур, магнитная шахматная доска с фигурами, рабочие тетради, мультимедийный проектор, «волшебный мешочек», кубик с шахматными фигурами.


Словарная работа: 

  • Шахматная доска: белые поля, черные поля, вертикаль, горизонталь;
  • Противник, партнеры,
  • Шахматные фигуры: король, ферзь, конь, слон, ладья, пешка;
  • Шахматные термины.

Ход занятия:

Воспитатель: - Здравствуйте, ребята! Сегодня мы с вами отправимся в сказочное шахматное королевство  (просмотр диафильма «Приключенье в шахматной стране» И. Сухин до 6 слайда).

Воспитатель: - Ребята, посмотрите, что лежит у вас на столе? Правильно - это шахматная доска.  Давайте рассмотрим ее внимательно. На шахматной доске много-много белых и чёрных клеток-полей. Вот чёрные шахматные поля. Вот белые шахматные поля, а это черные шахматные  поля.

Какие шахматные поля больше – белые или черные? (ответы детей) 

Доска — место, где разыгрываются шахматные баталии. Состоит из 64 черно-белых полей всевозможных размеров. Баталия - это битва, сражение.

(просмотр диафильма до 8 слайда)

Воспитатель: - Ребята, посмотрите, как лежит ваша доска? Где находится белое поле?

В шахматы обычно играют два партнера, или, по-другому, противника. Шахматная доска располагается между ними таким образом, чтобы крайнее правое поле каждого партнера было белым.

Горизонтальная линия, или горизонталь, – это любая черно-белая дорожка из восьми полей, которая проходит от каждого партнера слева направо (или справа налево).

Вертикальная линия, или вертикаль, – это любая черно-белая дорожка из восьми полей, которая идет от одного противника к другому.

Как уже отмечалось, каждая из горизонталей и вертикалей состоит из восьми полей. За белым полем каждой горизонтали или вертикали следует черное поле, за черным – белое.

Печатное изображение шахматной доски называется диаграммой. Всего на доске 8 горизонталей. (Дети пальцем показывают все горизонтальные линии на своих шахматных досках)

- Ребята, посчитайте, сколько белых и сколько черных полей в каждой горизонтали? (По 4 квадрата белых и черных)

Вертикалей, как и горизонталей - 8. Поля в каждой вертикальной линии также чередуются. 

А сейчас мы возьмём карандаши в руки и нарисуем в тетради вертикальную и горизонтальную линии, но сначала сделаем пальчиковую гимнастику.

Пальчиковая гимнастика:
Раз, два, три, четыре, пять!                    (сжимаем – разжимаем кулаки)
Вышли пешки погулять!                        (пальчики шагают по столу)
Король на месте, по привычке,              (сжатые кулаки на столе)
А куда ему спешить?                               (разводят руки, пожимают плечами)
Прыгнет конь! Подковы звяк!                (ладони вперёд и хлопок)
Необычен каждый шаг!                           (указательный палец)
А ладья упряма,                                        (раскрытые ладошки скользят по столу вперед)
Ходит только прямо!                                                                                                          
Все фигуры встали стеной,                    (выпрямленные ладони перед собой на столе)
Им начинать этот сказочный бой.

Воспитатель: - А теперь нарисуйте, пожалуйста, вертикальную линию и в тетради.

-Ребята, посмотрите у меня в руках волшебный сундучок, что же там внутри?

Да это же шахматные фигуры! На шахматной доске сражаются две армии шахматных фигур. Один из противников командует армией светлых фигур. Это Белые. Другой шахматист командует армией тёмных фигур. Это Чёрные.

(Воспитатель, достаёт из сундучка шахматные фигуры, называет их.

Дети все вместе повторяют. Так знакомимся со всеми остальными фигурами.

У каждого ребёнка на столе коробочка с шахматными фигурами. Воспитатель, просит показать,  и назвать шахматную фигуру).  Для закрепления материала проводим следующие игры.

Игра «Волшебный мешочек».

Цель: Достать из мешочка заданную фигуру (в мешочке находятся все фигуры сразу, а дети на ощупь ищут определённую).

Игра «Кубик».

Задачи: Кубик бросается по очереди. Бросивший должен назвать фигуру, которая выпадает на верхней грани кубика.

Воспитатель:- Ребята я предлагаю вам рассказать сказку «Репка», используя при этом шахматные фигуры.

Игра «Шахматная репка».

Посадили « репку». Около нее ребёнок по росту выстраивает шахматные фигуры, поясняя: «Дед – это король, бабка – это ферзь, внучка – это слон, Жучка – это конь, кошка – это ладья, мышка – это пешка».

- Молодцы! А теперь пришло время для разминки.

Физкультминутка:
Воспитатель: - А сейчас мы с вами превратимся в пешек:
Ну- ка, пешки, поиграем.
Головой мы повращаем
Вправо – влево, а потом              (вращение головой)
3- 4, приседаем,
Наши ножки разомнём.               (приседания)
1,2,3 – на месте шаг.
Встали пешки дружно в ряд.
Мы размялись от души,
За столы мы вновь спешим.        (садятся за столы)

Словесная игра «Доскажи словечко».

Ни к чему, ребята, спешка –

Потеряться может… (пешка)

На доске есть у меня

Две лошадки, два …(коня)

Мне приснился странный сон:

С муравьем боролся…(слон)

В углу стоит бадья,

В бадье плывёт…(ладья)

Кто сможет подсказать пароль?

Его Величество…(король).

Воспитатель:- Дети, шахматные фигуры устали, им пора отдохнуть.

Игра «Полна горница»

Шахматные фигуры стоят на столе. Шахматная доска лежит полями вниз. Воспитатель предлагает детям взять одну из шахматных фигур, назвать её и уложить «спать» в шахматную доску. И так далее, пока все шахматные фигуры не окажутся в коробке. После этого дети защёлкивают шахматную доску.

Воспитатель: - Что нового вы сегодня узнали? Что вам больше всего понравилось

В конце занятия задайте детям такие вопросы:

  1. Что делают партнеры, противники за шахматной доской? (Играют в шахматы.)
  2. Сколько клеточек на шахматной доске? (64)
  3. Какая шахматная дорожка тянется слева направо? (Горизонталь.)
  4. Сколько белых полей в каждой горизонтали? (4.)
  5. Сколько чёрных полей в каждой горизонтали? (4.)
  6. Сколько полей в каждой горизонтали? (8.)
  7. Сколько на шахматной доске горизонталей? (8.)
  8. Сколько белых полей в каждой вертикали? (4.)
  9. Сколько чёрных полей в каждой вертикали? (4.)
  10. Сколько полей в каждой вертикали? (8.)
  11. Сколько на шахматной доске вертикалей? (8.)
  12. Что такое баталия? (битва)

Литература:

  1. И.Г.Сухин «Программы курса «Шахматы – школе»: Для начальных классов общеобразовательных учреждений» (Обнинск: Духовное возрождение, 2010, 2011, 2013.)
  2. Сухин И. Г. Шахматы, первый год, или Там клетки черно-белые чудес и тайн полны: Учебник для 1 класса четырёхлетней и трёхлетней начальной школы. В 2-х частях. – Обнинск: Духовное возрождение, 2012.
  3. Сухин И.Г. Шахматы, первый год, или Учусь и учу: Пособие для учителя – Обнинск: Духовное возрождение, 2011.
  4. Степовая Т. Ю.; Рабочая тетрадь «Тигренок в шахматном королевстве»: - Русский шахматный дом, 2017.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по шахматам "Как ладья похудела"

Цель занятия: Рассказать о рокировке.Зачем она нужна. Как делается рокировка. Развивать данным материалом творческое, логическое мышление, память , внимание....

Конспект занятия: "Жанры живописи".( с использованием интерактивной доски).

Цель: Продолжать знакомить детей с интеративной доской, как современными инструментами информационной деятельности. Познакомить детей с жанрами живописи: пейзаж, натюрморт, портрет. Развивать любознат...

План-конспект занятия по шахматам "Шахматная доска"

План-конспект занятия по шахматам "Шахматная доска"...

Конспект занятия по шахматам. Тема: «Шахматные фигуры».

Конспект занятия по шахматамТема: «Шахматные фигуры».Цель: повторение шахматных понятий (горизонталь, вертикаль, диагональ), белые и чёрные поля, знакомство с шахматными фигурами.Задачи по...

Конспект занятия по шахматам На тему: «Шахматы – пробный камень ума» для старшей группы

Цель: популяризация и развитие интереса к шахматам у детей дошкольного возраста, привлечения дошкольников к систематическим занятиям шахматами.Задачи: 1. Сформировать первоначальные представления и за...

Конспект занятия по шахматам на тему: «Шахматная викторина»

Конспект занятия: «Шахматная викторина»(для детей старшего дошкольного возраста)Цель: Систематизировать и закрепить знания и навыки детей в шахматной игре.Задачи:Развивать, память, вн...

Конспект непосредственно образовательной ситуации по шахматам на тему: «Шахматный конь для трех Богатырей» старшая группа

Непосредственно образовательная деятельность состоит из взаимосвязанных между собой частей, в ходе которых дети поэтапно выполняли различные действия. Содержание занятия соответствует поставленным цел...