«Создание комфортной обстановки в ДОУ для реализации художественно-эстетического воспитания дошкольников».
материал

Семечкова Наталья Николаевна

     Основой процесса художественно-эстетического воспитания является совместная деятельность педагога и ребенка, которая направлена на развитие у него способностей к восприятию прекрасного, художественных ценностей и продуктивной деятельности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 29 присмотра и оздоровления г.Мончегорска  Мурманской области.

Выступление на педсовете по теме: «Создание комфортной обстановки в ДОУ для реализации художественно-эстетического воспитания дошкольников».

Воспитатель: Семечкова Н.Н.

Февраль 2019г.

Дети очень восприимчивы к окружающему, и поэтому вся обстановка детского сада имеет большое воспитательное значение. При внешней пассивности предметный мир активно воздействует на малышей. Они узнают названия вещей, сравнивают между собой игрушки, обращая внимание на их форму, цвет, пропорции, материал. С возрастом они замечают, как по-разному может быть расставлена мебель и размещены игрушки, как оформлены стены комнаты. Постепенно дети  и сами начинают принимать участие в подготовке занятия, сервировке стола к обеду, в оформлении групповой комнаты к празднику или развлечению. Устанавливая, таким образом, связи между предметами в пространстве, дети ориентируются и утверждают себя в этом мире. Они уже не только пользуются всем для них созданным,  но и сами учатся создавать необходимую обстановку. Эта преобразовательная деятельность детей при постоянной помощи взрослого способствует формированию у них представлений о красоте и пользе, воспитывает эстетический вкус и потребность к творчеству. Но чтобы этот процесс развивался успешно, необходимо, чтобы вся окружающая ребенка в детском саду среда была содержательно-информативна, привлекательна и доступна. А педагог должен хорошо разбираться в вопросах художественного воспитания детей и эстетики быта.

     Основой процесса художественно-эстетического воспитания является совместная деятельность педагога и ребенка, которая направлена на развитие у него способностей к восприятию прекрасного, художественных ценностей и продуктивной деятельности.

Средствами художественно- эстетического воспитания детей являются отобранные педагогом и специально организованные для воспитания детей предметы и явления окружающей действительности. К ним относятся:

1.Эстетика быта. Призвана научить ребенка чувствовать и понимать красоту жизни, воспитывать в нем стремление создавать и беречь ее..

•Немного поподробнее остановимся на среде, в которой ребёнок живёт и развивается, на эстетику быта. Если обстановка эстетична, красива (совсем необязательно – богата), если ребёнок видит красивые отношения между людьми, слышит красивую речь и т. п. , есть основания надеяться, что он с малых лет будет принимать эстетическое окружение как норму, а всё, что отличается от этой нормы, будет вызывать у него неприятие.

•Во все времена на протяжении всей жизни люди облагораживают свой быт, делают его рациональнее, удобнее. Для достижения этой цели создаются предметы быта, обстановка, интерьер. Красивые вещи радуют глаз, вызывают положительные эмоции, желание их сохранять. С первых лет жизни ребёнка важно и дома и в дошкольном учреждении уделять внимание эстетике быта. Красивая салфетка, посуда, цветы на столе – всё это создаёт эмоциональное настроение, приучает к красивому. Дети чутко реагируют на красивые предметы, хотят их иметь. Так в дошкольном учреждении, если среди чашек (другой посуды) появляется не такая, как все, а лучше, дети сразу замечают её и стремятся поставить себе или в крайнем случае другу, выражая тем самым ему свою любовь.

Слайд№2

Эстетика быта – это внешний вид человека. Небрежность, неопрятность в одежде, несуразность в подборе цветовой гаммы, неумение найти свой стиль – всё это противоречит законам красоты. Эстетика быта становится средством эстетического воспитания, если взрослые обращают внимание ребёнка на эстетическую сторону быта.

Одним из важных условий реализации системы художественно-эстетического воспитания в дошкольном учреждении является правильная организация предметно-развивающей среды. Окружающая предметная среда повышает активность, творческий характер художественно-эстетической деятельности дошкольников и её результативность.

Задачей педагога является создание для ребенка соответствующей развивающей среды, т. е. необходимо подобрать материал для разных видов художественно-эстетической деятельности. Необходимо, чтобы он обеспечивал свободу и вариации действий, находился в доступном для ребенка месте, и чтобы его не было слишком много одновременно, так как это рассеивает внимание.

Созданная в детском саду предметно-развивающая среда способствует познавательному развитию, развитию интереса к миру искусства, навыков в изобразительной, музыкальной, театрализованной деятельности, творчеству.

Слайд№3

2. Произведения искусства. Их используют в оформлении быта, во время обучения и самостоятельной деятельности. Это- живопись, графика,  скульптура, произведения декоративно-прикладного искусства.

Искусство как специфическая форма познания действительности всегда вызывает у дошкольников сильный эмоциональный отклик.

По отношению к воспринимающему и познающему искусство ребенку оно выполняет разнообразные функции: воспитательную и образовательную, приобщает к социальным явлениям, доставляет наслаждение, радость, формирует чувство прекрасного.

Важным средством эстетического воспитания является народное искусство, через которое ребенок познает традиции, обычаи, особенности жизни своего народа и приобщается к его культуре. Этому способствует рассматривание произведений декоративно – прикладного искусства, слушание произведений народной музыки, интерес и яркое положительное эмоциональное отношение к ним. В процессе рассматривания и прослушивания воспитывается уважение к своему народу, труду народных мастеров, гордость за их талант и труд.

Слайд№4

3. Природа. Ребенок учится видеть гармоничность, красоту, богатство красок каждого времени года, воспроизводить свои впечатления в рисунках. Все это сопровождается рассказами педагога о том, что природа является мощным и совершенным творцом прекрасного, в ней черпают вдохновение живописцы, композиторы, писатели.

Очень эффективны экскурсии на природу, ведь пережитые ребенком в дошкольном возрасте впечатление остаются на всю жизнь.

Весомым средством эстетического воспитания является природа, потому что именно через нее человек познает законы красоты. Природа богатейший источник эстетических переживаний дошкольников, так как она натуральна и подвижна.. В каждый момент в окружающей природе есть что-то прекрасное.

Получить удовольствие от созерцания красоты природы позволяют поэтические строки, прочитанные во время наблюдений и в свободное время.

Слайд№5

4. Специальное обучение. Формирует представление о прекрасном, обучает навыкам художественно-творческой деятельности. Для этого используют различные виды занятий, игры, праздники, утренники, экскурсии, прогулки, просмотр кино спектаклей и т. п.

Занятия как организационная форма специального обучения дают возможность планомерно и систематически воздействовать на формирование художественного вкуса и заинтересованного отношения ребенка к материалу и самому учебному процессу. Причем речь идет не только о музыке, рисовании, поэзии, но и о занятиях по развитию речи, ознакомлению с общественными явлениями, природой и т. д. Ребенок успешнее усваивает разнообразную деятельность, познавательные функции активизируются, если воспитатель создает игровые ситуации, если художественный материал представлен в увлекательной форме, если между детьми возникают игровые соревнования.

Слайд№6

• На занятиях рисованием, лепкой, аппликацией дошкольники учатся бережно относиться к художественным материалом, у них формируются навыки культуры трудовой деятельности: планирование будущего рисунка, самоконтроль за своими действиями в процессе выполнения работы. При выполнении коллективных работ дети обучаются способам сотрудничества: договариваются об этапах работы над общей композицией рисунка, лепки, аппликации.

Устный фольклор – пословицы, поговорки, загадки, скороговорки, обогащает образную сторону речи и стимулирует эмоциональные отклики детей, делает процесс восприятия народного искусства более ярким, глубоким, осознанным.

Рассматривание произведений изобразительного искусства, беседы по ним, используются на различных занятиях. Дети рассказывают о том, что изображено, замечают характерные детали, а взрослые направляют внимание детей на выразительность изображаемых событий, людей, животных, цветовую гамму, что подводит к умению оценивать воспринятое.

Слайд№7

5. Самостоятельная художественная деятельность детей.

Для развития самостоятельной художественной деятельности в группе создают специальные зоны (центры) с необходимым оборудованием, материалами, которыми дети могут свободно пользоваться. Педагог при этом заботится о разнообразии различных видов художественной деятельности: изобразительной, художественно-речевой, театрально-игровой, музыкальной.

Самостоятельная художественная деятельность детей является важным средством эстетического воспитания дошкольников и обладает большими возможностями для осуществления многих задач и развития таких качеств личности, как инициативность, самостоятельность, творческая активность. В свободное от занятий время дети любят рисовать карандашами, мелками, красками, появляются попытки самостоятельного переноса приобретенного на занятиях умения к творческой инициативе.

• В свободное время можно предложить вспомнить и рассказать друг другу маленькие рассказы, сказки, стихи, стараясь задействовать в рассказывание всех по очереди, при этом учить доброжелательно относиться к выступлениям других детей.

В зимнее, темное время актуальны просмотры видеофильмов, мультфильмов, прослушивания в аудиозаписи произведения, исполняемые мастерами искусств (сказок, рассказов, песен, музыкальные произведения, так как они способствуют более глубокому восприятию содержания рассказов, сказок. Знакомые герои оживают на экране. Хорошо запоминается их облик, поступки, речь. Сказочные поэтические обороты речи сравнения, метафоры значительно обогащают речь детей, делая их образной и выразительной.

Очень ценны детьми организация временной выставки «Умельцев» из творческих работ, созданных своими руками из деталей разнообразного конструктора, проявление у детей оценочного отношения к творческим проявлениям, как своих сверстников, так и к своим собственным. На сменное панно вывешиваются рисунки, в которых отражаются впечатления от увиденного явления.

Слайд№8

6. Праздники. С ними связаны яркие эстетические переживания детей. Подготовка к празднику, формируют особое настроение.

Основное в празднике – идея, оформление в музыке, изобразительном искусстве, художественном слове.

С ними связаны яркие эстетические переживания детей, стремление испытать себя в разных жанрах искусства. Подготовка к празднику, участие детей в создании его программы, условия проведения, ожидание праздничного действа формируют особое предпраздничное коллективное настроение. К участию в подготовке и праздновании часто привлекают родителей детей, что придает им эмоциональную теплоту.

Слайд№9

Методы реализации образовательной области «Художественно – эстетическое развитие»:

•метод целостного восприятия;

•метод убеждения;

•метод приучения, упражнения;

•метод побуждения к сопереживанию;

•метод проблемных ситуаций;

•методы, которые направлены на приобщение детей к искусству - показ, наблюдение, объяснение, анализ, пример взрослого;

•методы, которые связаны с формированием навыков художественной деятельности - показ, упражнение, объяснение, метод поисковых ситуаций.

Основными методами художественно- эстетического воспитания дошкольников являются:

- методы обучения художественной деятельности. Среди них выделяют наглядные (образец, показ приемов выполнения действий, словесные (беседы, инструкции, указания, советы, оценка и самооценка результатов деятельности детей) ;

К ним предъявляются определенные требования. Исполнение литературных и музыкальных произведений должно быть художественно-выразительным, эмоциональным, иначе встреча с искусством не окажет своего влияния. В словесном методе также необходимо добиваться яркой образности, чтобы дети поняли не только содержание картины, стихотворения, песни или смысл задания, но и пережили настроение, соответствующее настроению персонажей

Так же для развития художественно-творческих способностей детей используют такой метод как, решение проблемно-поисковых задач, в нестандартных ситуациях, основывающийся на выработке детей умения действовать.

Исследователи предлагают использовать в художественно- эстетическом воспитании дошкольников игровые приемы обучения, игровые ситуации, обыгрывание детских работ на занятиях, что создает положительную эмоциональную атмосферу. Особенно важно обеспечить сочетание различных видов деятельности в развитии художественных умений дошкольников.

Методы художественно- эстетического воспитания зависят от многих условий: объема и качества художественной информации, форм организации и видов деятельности, возраста ребенка, его индивидуальных особенностей. Немалую роль играет и мастерство педагога. Меняются методы и в зависимости от форм организации деятельности.

Дети, у которых выявлены определенные навыки, интересы к художественно-изобразительной деятельности, привлекаются в художественные кружки, студии, творческие мастерские, где с ними работают квалифицированные педагоги со специальным образованием.

В результате комплексного, умелого воплощения всех средств и методов эстетического воспитания повышается эстетическая культура личности, обеспечивается полноценное художественное развитие ребёнка.

Эстетическое воспитание в детском саду – это ежедневная работа во всех видах деятельности ребенка. Художественно-эстетическое воспитание детей является одной из главных основ всей дальнейшей воспитательной работы ДОУ. Развитие детского художественного творчества, интереса к самостоятельной творческой деятельности (изобразительной, конструктивно-модульной, музыкальной и др.)приводит к удовлетворению потребностей детей в самовыражении.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический совет "Художественно-эстетическое воспитание детей и создание комфортной обстановки в ДОУ"

Педагогический совет в форме деловой игры "Педагогический пробег", даны материалы тематического контроля к педсовету....

Рекомендации для воспитателей:"Создание комфортной обстановки облегчает протекание адаптации детей"

Создание комфортной обстановки в группе, достаточное количество игрушек и дидактического материала, имеет огромное значение для облегчения течения адаптации, а так же снятию психоэмоционального напряж...

Методическая разработка по теме: РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ ДОУ «ЗНАЧЕНИЕ СОЗДАНИЯ КОМФОРТНОЙ ОБСТАНОВКИ В ГРУППЕ ДОУ ДЛЯ БЛАГОПРИЯТНОГО ПРОТЕКАНИЯ АДАПТАЦИОННОГО ПЕРИОДА ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА"

Методическая разработка по теме: РЕКОМЕНДАЦИИ  ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ ДОУ «ЗНАЧЕНИЕ СОЗДАНИЯ КОМФОРТНОЙ ОБСТАНОВКИ В ГРУППЕ ДОУ ДЛЯ БЛАГОПРИЯТНОГО ПРОТЕКАНИЯ АДАПТАЦИОННОГО ПЕРИОДА ДЕТЕ...

РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ ДОУ «ЗНАЧЕНИЕ СОЗДАНИЯ КОМФОРТНОЙ ОБСТАНОВКИ В ГРУППЕ ДОУ ДЛЯ БЛАГОПРИЯТНОГО ПРОТЕКАНИЯ АДАПТАЦИОННОГО ПЕРИОДА ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА"

РЕКОМЕНДАЦИИ  ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ ДОУ «ЗНАЧЕНИЕ СОЗДАНИЯ КОМФОРТНОЙ ОБСТАНОВКИ В ГРУППЕ ДОУ ДЛЯ БЛАГОПРИЯТНОГО ПРОТЕКАНИЯ АДАПТАЦИОННОГО ПЕРИОДА ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА"...