Проектная деятельность в практике работы педагога-психолога
статья

Воробьева Варвара Сергеевна

Проектная деятельность в практике работы педагога-психолога

Скачать:


Предварительный просмотр:

Проектная деятельность в практике работы педагога-психолога

Воробьева В.С., педагог-психолог

ГБДОУ №3 «Андрейка» Василеостровского района

Санкт-Петербурга

В современных условиях одной из актуальных проблем в работе педагогов-психологов является поиск средств и методов формирования творческой личности, способной к саморазвитию, к свободному определению себя в профессии и в обществе. В связи с этим, проектная деятельность представляет значительный интерес, так как в ней соединяются исследовательские, образовательные, социально-преобразующие компоненты.

Проектная деятельность является одной из форм работы психолога в образовании. Особое место в профессиональной деятельности психолога образования занимают совместные формы работы с детьми, родителями, педагогическим коллективом и администрацией ОУ, основанные на проектной деятельности, актуальной сегодня в сфере образования.

Метод проекта – это совместная деятельность ребенка со сверстниками и взрослыми, направленная на создание реального продукта (литературное и музыкальное творчество, рукоделие и пр.), она активизирует индивидуальные способности каждого участника проекта. Проектом может быть названа только та деятельность, которая объединена единым контекстом и направлена на получение реального материального продукта (поделка, выставка, альбом и пр.).

Необходимо обозначить общие принципы проектной деятельности. Это наличие обоснованной психолого-педагогической цели; сочетание с традиционными формами и методами обучения и развития детей; активное использование детского творчества; ориентация на материально-выраженный результат.

Метод проекта позволяет реализовать следующие психолого-педагогические задачи:

  • создание комфортной психологической атмосферы для каждого участника проекта с учетом его интересов, возможностей;
  • создание условий для разных уровней социокультурного взаимодействия (семья, группа сверстников, самостоятельное взаимодействие со старшими детьми и взрослыми);
  • реализацию потребностей каждого ребенка и вместе с тем развитие его произвольности на основе подчинения своих желаний общей цели;
  • удовлетворение притязаний на успех каждого участника проекта;
  • получение реального продукта в реальном времени.

Проектная деятельность в детском саду предполагает свою реализацию в таких направлениях, как:

1)        содержание и способы социализации детей в группе сверстников: расширение коммуникативных возможностей детей в межличностных отношениях; формирование средств адаптации к новым социальным условиям и пр.;

2)        индивидуально-психологическое развитие детей, их личностный рост: формирование индивидуально-ориентированного подхода к детям (индивидуализация педагогических стратегий); активизация творческих способностей детей и пр.

Проектная деятельность, как ни какая другая поддерживает детскую познавательную инициативу в условиях детского сада и семьи.

Пример проекта на тему: «Я расту»

Предназначен для детей 3-4 лет.

Участники проекта: дети, родители, воспитатели, педагог-психолог.

Цель: формирование представлений о себе и окружающем мире, развитие навыков самостоятельности через игру.

Задачи:

  • Формирование самостоятельности в режимных моментах;
  • Снижение эмоционального напряжения в период адаптации в детском саду;
  • Снижение тревожности у детей и родителей при расставании на время посещения детского сада;
  • Адаптация к новым условиям, социализация в новом детском коллективе.

Включение ребенка в проект происходит через игру, главная задача педагога на начальном этапе – заинтересовать, чтобы ребенок мог самостоятельно, без принуждения, проявлять познавательную активность и получать при этом положительные эмоции и ценный опыт.

Продуктом данного проекта может являться: папка-портфолио, стендовая газета или плакат, альбом с рисунками или фотографиями, и т.п.

Примерное распределение тем и содержания проекта «Я расту».

  • «Мое имя»: написать или нарисовать с мамой (близким взрослым) свое имя;
  • «Мой день рождения»: в какое время года, в каком месяце, непосредственно день рождения. Можно вместе с мамой найти фотографии с первого дня рождения, рассмотреть их, одну вклеить в альбом, папку-портфолио и подписать дату рождения (подписывает мама);
  • «Давай узнаем, какой ты?»: к примеру, можно обвести в детском саду на занятии ладошку ребенка, заинтересовать его данной темой, чтобы дома он попросил маму и папу нарисовать их ладошки в его альбоме для сравнения. К данной теме также относить изучение первых простейших математических величин: можно взвеситься и записать в альбом свой вес; можно измерить свой рост в начале и в конце проекта.
  • «Какой я был? Какой я стал?»: сравнить свой фотографии, когда был совсем маленьким, и сейчас; измерение роста, скорее всего, лучше включать в эту тему, если делать замеры в начале и в конце проекта.
  • «Моя семья»: изучаем членов семьи, можно их нарисовать, принести фотографию и рассказать о каждом, написать рассказы (с маминой помощью) о каждом родственнике или только о самых близких, и т.д.
  • «Моя любимая игрушка»: принести ее в детский сад и рассказать о ней, нарисовать, сфотографировать, слепить, сделать аппликацию, и т.д.
  • «Мои любимые животные»: данная тема позволяет больше узнать об окружающем мире, домашних животных. Например, те дети, у кого нет домашних животных, могут с мамой посмотреть энциклопедии о животных, также каждый может рассказать о животном, которое ему больше всего нравится, нарисовать его.

При работе над проектом всегда необходимо помнить, что это должна быть самостоятельная деятельность ребенка, задача педагога заинтересовать его, давать мотивацию к дальнейшему изучению тем проекта, давать шаблонные идеи для совместной работы с мамой или близким взрослым. Проектная деятельность должна протекать в формате исследования.

Ожидаемые результаты проекта:

  • Понимание и осознание ребенком себя;
  • Формирование представлений о ближайшем окружении;
  • Пополнение словарного запаса, развитие связной речи;
  • Развитие творческих навыков;
  • Налаживание контакта с родителями;
  • Адаптация к новым условиям через игру и исследовательскую деятельность.

Грамотная работа педагога-психолога по поддержанию интереса к проекту, по формированию мотивации к участию в нем – одна из основных задач. Ведь именно проектная деятельность позволяет не только поддерживать детскую инициативу, но и оформить ее в виде культурно-значимого продукта.

Литература:

  1. Матяш Н. В. Психология проектной деятельности школьников в условиях технологического образования / Под ред. В. В. Рубцова. Мозырь: РИФ «Белый ветер», 2000. С. 46.
  2. Панкова Е. П. Образовательные проекты в детском саду. – М.: Айрис-Пресс, 2008. – 208 с.
  3. Мартыненко Л. А., Постоева Л. Д. Играй! Слушай! Познавай! – СПб.: Речь, 2010. – 95 с.
  4. Проектная деятельность в детском саду: наука и педагогическая практика / Сост. Т. В. Меркулова и др. – М.: Школьная пресса, 2010. – 64 с.
  5. Проектный метод в деятельности дошкольного образования / Авт.-сост. Л. С. Киселева, Т. А. Данилина, Т. С. Лагода, М. Б. Зуйкова – М.: АРКТИ, 2012. – 95 с.
  6. Синягина Н. Ю., Косарецкий С. Г. Методические рекомендации по психолого-педагогическому сопровождению учащихся в образовательном процессе в условиях модернизации Российского образования // Школьный психолог. 2004 № 1. С. 10.




По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектная деятельность в практике работы педагога-психолога

Собстаенный опыт реализации в работе проекта по развитию эмоционального интеллекта "Мр моих эмоций"...

: Проектная деятельность в практике работы педагога-психолога (из опыта работы)

Основной целью проектного метода в ДОУ является развитие свободной творческой личности ребёнка, которое определяется задачами развития и задачами исследовательской деятельности детей...

"Проектная деятельность в практике работы педагога-психолога в ДОО: традиции и новации (из опыта работы)"

В данной статье говорится о необходимости использования совместных форм работы психолога  с детьми, родителями, педагогическим коллективом и администрацией ОУ, среди которых одной из наиболоее ак...

Проектная деятельность в практике работы педагога-психолога в ДОО: традиции и новации (из опыта работы)

В настоящее время одной из актуальных задач в работе педагогов-психологов является поиск средств и методов формирования творческой личности, способной к саморазвитию, к свободному определению себя в о...

Проектная деятельность в практике работы педагога-психолога в ДОО: традиции и новации (из опыта работы)

В настоящее время одной из актуальных задач в работе педагогов-психологов является поиск средств и методов формирования творческой личности, способной к саморазвитию, к свободному определению себя в о...

Выступление на ММО педагогов-психологов, тема: "Проектная деятельность в практике работы педагога-психолога"

Выступление на ММО педагогов-психологов, тема: "Проектная деятельность в практике работы педагога-психолога"...

Проектная деятельность в совместной работе педагога-психолога и педагогов в условиях ДОУ

В современной образовательной системе в целом и в коррекционно-развивающей в частности, педагоги вовлечены в инновационные процессы, касающиеся обновления содержания дошкольного образования, форм его ...