Консультация для педагогов: «Психологические основы причин формирования агрессивного поведения дошкольников»
консультация

Клевко Анна Ивановна

Консультация для педагогов

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_pedagogov.docx45.71 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №7 «Радуга»                                                                                          Кулундинского района Алтайского края                                                                              ул.50 лет СССР, 13

Консультация для педагогов

Тема:

«Психологические основы причин формирования агрессивного поведения дошкольников»

                                      Подготовила и выступила: 

Анна Ивановна Клевко

воспитатель высшей категории

Ребенка можно сравнить с зеркалом.

Он отражает, а не излучает любовь.
Если ему дать любовь, он возвращает ее.

Если ничего не дать, ничего в ответ и не получишь.

Р. Кэмпбелл

Все чаще и чаще можно услышать сегодня фразы: «Какой агрессивный ребенок! Откуда в нем столько агрессии?» Чтобы разобраться в этом, для начала важно знать, что агрессивность является нарушением поведения ребенка, а не симптомом психического заболевания. Необходимо помнить, что некоторые трудности в поведении детей носят возрастной характер и связаны с переживанием одного из кризисов развития (1 года, 3 и 7 лет). И эти периоды в жизни ребенка, несмотря на всю сложность, свидетельствуют о нормальном ходе процесса психического развития дошкольника.

 Итак, что же такое агрессия?

Агрессия – мотивированное деструктивное поведение, противоречащее нормам и правилам сосуществования людей в обществе, наносящее вред объектам нападения (одушевленным и неодушевленным).

Эмоциональная основа агрессии – гнев.

Агрессия (гнев) присуща каждому человеку, так как является инстинктивной формой поведения, основной целью которой является самозащита и выживание в мире. Но человек, в отличие от животных, с возрастом приучается трансформировать свои природные агрессивные инстинкты в социально приемлемые способы реагирования, т.е. у нормальных людей происходит социализация агрессии.

Виды агрессии:

- физическая агрессия (нападение) – использование физической силы против другого лица или объекта;

- вербальная агрессия – выражение негативных чувств как через форму (ссора, крик, визг), так и через содержание вербальных реакций (угроза, проклятья, ругань);

  Агрессивное поведение детей дошкольного возраста выражается всегда по-разному. И это поведение можно разделить на несколько видов:

  1. Внешняя агрессия – она направлена на окружающих людей, животных, игрушки. Ребенок может кричать, обзываться, угрожать, дразнить окружающих. Так же он может свою агрессию выражать жестами – пригрозить кулаком или пальцем, кривляться, передразнивать. Помимо устной и жестовой агрессии, ребенок может перейти и к физической, т.е. он может укусить, поцарапаться, подраться, ущипнуть, или толкнуть.
  2. Внутренняя агрессия – эта агрессия направлена на самого ребенка. Он может себе кусать ногти, биться головой об стену, кусать свои губы, выдергивать ресницы или брови.

Впервые агрессия у детей появляется в конце 1-го года жизни, когда ребенок уже в состоянии связывать свои чувства гнева, злости со взрослым, их вызывающим. Его направленный гнев является формой протеста против непонимания взрослых, из-за неудовлетворенности своим положением.

Причины агрессивного поведения

1.Образец агрессивного поведения.

Дисгармонические отношения родителей, жестокое обращение с детьми или  к другим людям. Разрешение на агрессию, одобрение агрессивного поведения.

2. Воздействие средств массовой информации. Систематический просмотр фильмов-ужасов, фильмов со сценами жестокости, насилием, агрессивных компьютерных игр.

3. Проявление психического заболевания (психопатии, нарушения интеллекта, и др.)

Эмоции регулируют все виды деятельности и поведения человека. Ребенок дошкольного возраста находится во власти внешних эмоциональных впечатлений и возникающих чувств. Чувства детей часто сменяются, быстро вспыхивают и также быстро гаснут. Одним из важных чувств, переживаемых дошкольником, является потребность в любви и одобрении, когда ребенок испытывает эмоциональное благополучие, чувство уверенности, защищенности.

 Как это ни парадоксально, агрессивные дети одинаково часто встречаются и у слишком мягких родителей, и у очень строгих. Наказания, применяемые взрослыми, следует также рассматривать как акты агрессии, которые лишают детей возможности радостного проживания своего детства. Дети привыкают к безрадостности. Безрадостные дети – это страшно. Это может у них остаться на всю жизнь. Печально, что такие дети, вырастая, воспринимают будущее как безрадостный мир, лишенный гармонии.

Исследования показали, что родители, резко подавляющие агрессивность у своих детей, вопреки своим ожиданиям не устраняют это качество, а, напротив, взращивают его, развивая в своем сыне или дочери чрезмерную агрессивность, которая будет проявляться даже в зрелые годы. Ведь всем известно, что зло порождает только зло, а агрессия – агрессию.

Как отрицательный факт, способствующий проявлению агрессивного поведения, многими исследователями выделяется авторитарный стиль общения в семье, когда взрослые, чувствуя свое превосходство, добиваются от детей слепого, беспрекословного подчинения, исключая любое объяснение, аргументацию: злоупотребляют отрицательными оценками. При таком стиле общения и воспитания уровень требований и контроль за поведением сверхвысокий, строгость и наказание – основное педагогическое средство. Дети переносят стиль семейных отношений в сферу общения с товарищами в детском саду, во дворе, а потом, повзрослев, в систему общения во вновь образуемую семью.

        Не меньший вред приносит ребенку деспотизм материнской любви.  Жалея своих детей, не желая напрягать свои силы, мать может излишней нежностью ослабить их энергию. Чрезмерное внимание, баловство и изнеживание детей со стороны матери и есть «деспотизм материнской любви». Этот более утонченный, ласковый, мягкий тип авторитарного воспитания не менее опасен, чем деспотизм палки. При мягком деспотизме за ребенка думают все, кроме него самого, его желания предубеждаются в тех границах, в каких это считается нужным. У ребенка, окруженного трогательной заботой матери, не возникает мысли о том, как адаптироваться в современном мире. Он парализован неразумным ласковым воспитанием. Безотчетная, безоглядная материнская любовь, не знающая меры и разума, вредна. Она может развить в ребенке чрезмерную чувствительность, излишнюю уступчивость, которая для мальчиков становится источником серьезных проступков.

        Неблагоприятный климат в семье является источником агрессивного поведения детей. Ссоры и драки между родителями, а также агрессивное поведение их с другими людьми оказывают влияние на поведение ребенка со сверстниками.

        Ритм и условия сегодняшней жизни обостряют чувствительность маленьких людей, а вместе с ней повышают уровень его тревожности.

        Состояние агрессии может быть внешне ярко выражено в драчливости, грубости, «задиристости», а может иметь форму скрытного недоброжелательства и озлобленности.

Психологический портрет агрессивного ребёнка

Знайте, что агрессивный ребёнок требует особенной помощи родителей и педагогов. Детская агрессия, особенно в дошкольном возрасте - это, в первую очередь отражение внутреннего дискомфорта, неспособность адекватно отвечать на происходящие события.

Агрессивный ребёнок чаще других чувствует себя ненужным. Он пытается привлечь внимание и получается у него это «в меру своих сил и своего жизненного опыта». Подобные действия вызывают у взрослых и сверстников отрицательную реакцию.

Агрессия у как взрослых детей, так и в дошкольном возрасте очень часто делает детей подозрительными и настороженными. Такие дети стремятся переложить свою вину на других. Агрессивные дети обычно не относят себя к агрессивным, а наоборот думают, что окружающие его люди агрессивные, им трудно распознать другие эмоции кроме агрессии. Если Вы заметили признаки агрессии у своего ребенка, Вы немедленно должны ему помочь.

Признаки агрессивного поведения дошкольника:

- Постоянно теряет контроль над собой.

- Слишком говорлив, чрезмерно подвижен.

- Не понимает чувств и переживаний других детей.

- Часто специально раздражает, спорит и ругается со взрослыми.

- Создает конфликтные ситуации.

- Постоянно винит других в своих ошибках.

- Суетлив, импульсивен.

- Часто дерется, сердится.

- Не может адекватно оценить свое поведение.

- Имеет мускульное напряжение.

- Мало и беспокойно спит

- Отказывается участвовать в коллективных играх

- Отказывается выполнять правила.

- Завистлив, мстителен.

- Чувствителен, резко реагирует на различные действия окружающих, нередко раздражающих его.

Делать какие-либо предположения о наличии агрессии у ребенка, можно тогда, когда на протяжении не менее шести месяцев в его поведении наблюдаются хотя бы четыре из  перечисленных признаков.

Рекомендации педагогам:

  • Необходимо сообщить о подобном поведении родителям и предложить консультацию психолога
  • Контролировать конфликтные ситуации среди сверстников
  • Сохранять спокойствие и объяснить недопустимость такого поведения
  • Показать, что Вы понимаете эмоции ребёнка: «Ты рассердился потому что…»
  • Предложить конструктивный вариант решения конфликта, учить выражать недовольство словами и контролировать агрессию
  • Не навешивать на ребёнка ярлык «монстра, изгоя» в группе, а постараться помочь ему. Поощрять за малейшие проявления позитивного общения.
  • Работать с семьёй ребёнка – тактично подсказывая приёмы коррекции агрессии.

Профилактика агрессивного поведения

Для профилактики детской агрессивности важно поддерживать в коллективе детского сада атмосферу заботы,  поддержки, а также теплоты. Также такая атмосфера должна поддерживаться и в семье ребенка, так как чувство защищенности и уверенность в любви родителей способствует более продуктивному развитию ребенка.

Важно помочь ребенку научиться владеть собой, контролировать собственное поведение. Дети должны иметь представление о последствиях того или иного своего поведения, а также знать о том, как их действия могут восприниматься окружающими людьми. Следует также обсуждать педагогам спорные моменты с родителями и объяснять причины тех или иных поступков, все это способствует формированию и развитию такой важной характеристики, как чувства ответственности за поведение у родителей.

Ребенок имеет право выражать собственные негативные эмоции, вместе с тем, делать это он должен не только посредством крика, визга, драк, ломания и швыряния игрушек. Необходимо дать понять ребенку, что его агрессивное поведение никогда не принесет выгоды. Следует учить детей выражать собственные переживания, называть всё своими именами. Важно помнить о том, что чем больше агрессии со стороны взрослого, то больше враждебности зарождается в душе ребенка. Не имея возможности ответить своим обидчикам, ребенок начинает отыгрываться на младших или более слабых детях или на животных.

Для ребенка порой важно просто понимание, и даже одно доброе и ласковое слово способствует снятию агрессивности у ребенка. Основная задача и педагогов и родителей заключается в том, чтобы научить дошкольника правильным образом направлять и проявлять собственные чувства, то есть обучить ребенка разряжаться – избавляться от негативных чувств и эмоций, но только социально приемлемыми способами.

В любом случае, важно помнить о том, что только личный пример и формирование таких качеств, как сопереживание, сочувствие, желание помогать другим людям, способно противостоять агрессии и всему тому негативу, что окружают любого человека.

ПРИЛОЖЕНИЕ

Работа педагога с детьми

УПРАЖНЕНИЯ, НАПРАВЛЕННЫЕ НА ОБУЧЕНИЕ ДЕТЕЙ ПРИЕМЛЕМЫМ СПОСОБАМ РАЗРЯДКИ ГНЕВА И АГРЕССИВНОСТИ

- Бить подушку или боксерскую грушу.

- Топать ногами.

- Написать на бумаге все слова, которые хочется сказать, скомкать и выбросить бумагу.

- Втирать пластилин в картонку или бумагу.

- Посчитать до десяти.

- Самое конструктивное - спортивные игры, бег.

- Вода хорошо снимает агрессию.

- Комкать и рвать бумагу.

РЕЛАКСАЦИОННЫЕ ТЕХНИКИ, НАПРАВЛЕННЫЕ НА ОБУЧЕНИЕ РЕБЕНКА УПРАВЛЕНИЮ СВОИМ ГНЕВОМ И СНИЖЕНИЕ УРОВНЯ ЛИЧНОСТНОЙ ТРЕВОЖНОСТИ

У агрессивных детей отмечается высокий уровень мышечного напряжения. Особенно он высок в области рук, лица, шеи, плеч, грудной клетки и живота. Такие дети нуждаются в мышечной релаксации. Релаксационные упражнения лучше проводить под спокойную музыку.

Регулярное выполнение релаксационных упражнений делает ребенка более спокойным, уравновешенным, а также позволяет ребенку лучше понять, осознать чувство собственного гнева. Релаксационные упражнения позволяют ребенку овладеть навыками саморегуляции и сохранить более ровное эмоциональное состояние. Примером может служить упражнение “Апельсин”.

 

Упражнение “Апельсин (или лимон)”

Дети лежат на спине, голова чуть набок, руки и ноги слегка расставлены в стороны. Попросите детей представить, что к их правой руке подкатывается апельсин, пусть они возьмут его в руку и начнут выжимать из него сок (рука должна быть сжата в кулак и очень сильно напряжена 8-10 сек.)

«Разожмите кулачек, откатите апельсин (некоторые дети представляют  что они выжали сок ) ручка теплая …, мягкая.., отдыхает…»

Затем апельсин подкатился к левой руке. И та же процедура выполняется с левой рукой. Желательно делать упражнения 2 раза (при этом поменять фрукты), если оно выполняется только одно; если в комплексе с другими упражнениями - достаточного одного раза (с левой и правой рукой).

«Сильный ветер»

(этюд на осознание собственных мышечных и эмоциональных ощущений)


Ветер подул такой сильный. Никак не дает подняться. Прямо к земле валит. Встали гномики на четвереньки, так легче против ветра подняться. Поставили ножки шире, устойчивее, чуть вперед наклонились, голову ручками прикрываем и идем против ветра. Ветер на нас давит, идти не дает. А гномики хитрее, то одним боком, то другим повернутся, ножки шире ставят. Вот уже до леса дошли, здесь ветер нас недостанет. Ух, пришли! 

«Шарик»


Цель: расслабление мышц живота. 
Представьте, что вы надуваете воздушный шар. Положите руку на живот. Надувайте живот, будто это большой воздушный шар. Мышцы живота напрягаются. Это сильное напряжение неприятно! Сделайте спокойный вдох животом так, чтобы рукой почувствовать небольшое напряжение мышц. Плечи не поднимайте. Вдох – пауза, выдох – пауза. Мышцы живота расслабились. Стали мягкими. Теперь легко сделать новый вдох. Воздух сам легко входит внутрь. И выдох свободный, ненапряженный! 
Вот как шарик надуваем! 
А рукою проверяем
(вдох). 
Шарик лопнул, выдыхаем, 
Наши мышцы расслабляем.

Игры с правилами, игры-соревнования,

длительные совместные игры

Игры с правилами хороши тем, что в них четко предусмотрены требования к поведению детей. Ребенок вынужден подчиняться этим требованиям (т.е., не нарушать правила), если он желает играть и не хочет разрушить игру.

В 
играх-соревнованиях правила отличаются не только четкостью, понятностью, но и открытостью: выполняет ребенок правила игры или нарушает — это сразу - же замечают другие игроки, что создает наилучшие условия для самостоятельного контроля  над собственным поведением и одновременно за выполнением правил. Игры-соревнования — наиболее сильное «испытание» для импульсивного, нетерпеливого ребенка. Особенно поначалу, когда только зарождающаяся выдержка и самообладание вытесняются безудержным стремлением ребенка к выигрышу, желанием быть первым и лучшим. Постепенно, в процессе коррекционно-развивающей работы, нетерпеливость и импульсивность, проявляющиеся в установке выиграть любой ценой, ослабевают. В основе этих позитивных изменений, несомненно, лежат факторы осознания и усвоения правил игры, а также приобретенные ребенком навыки выдержки и самообладания.

Популярная настольная игра «Лото» — это пример игры с правилами и одновременно игры-соревнования. У каждого играющего ребенка карточка с цифрами. Ведущий достает из мешочка фишки и сообщает обозначенное на ней число. Играющие проверяют свои карточки. У кого есть названная цифра, тот закрывает соответствующее поле фишкой. Выигрывает ребенок, первым заполнивший карточку.  Эта, элементарная на первый взгляд, игра чрезвычайно полезна для детей с импульсивным поведением.

От ребенка  потребуется: быть внимательным и собранным, чтобы не пропустить у себя на карточке называемые цифры; быть сдержанным и не выражать бурно свои эмоции, если объявленная цифра есть; быть терпеливым и не указывать другим игрокам на имеющиеся у них или пропущенные ими цифры; быть выдержанным и не обижаться до слез в случае проигрыша и т.д.
На примере этой игры можно также показать универсальные способы усложнения игр с правилами. Будучи усложненной, игра с успехом используется на последующих этапах коррекционно-развивающей работы с импульсивными детьми. 
Для усложнения игр с правилами целесообразно:
♦ подключить к игре действия, требующие от детей большей внимательности, наблюдательности (например, прежде чем закрыть фишкой каждое нечетное число, теперь необходимо подложить под фишку красный бумажный квадратик; или заполнять одновременно не одну, а две карточки);

♦ внести в игру дополнительные запреты
(два-три), и тем самым усилить элемент произвольности в игре (например, запрещается переспрашивать ведущего какую цифру он назвал; о наличии у себя на карточке названной цифры сообщать молча, т.е. поднятием руки, а не выкрикивать: «У меня! Мне!»;
♦ ввести в игру новые формы организации ее участников
(например, штрафы-санкции за нарушение игровых правил);

♦ ввести в уже известные традиционные игры элементы творческой активности, то есть, усложнить игру новыми правилами, придуманными  самими детьми.

Вместе с детьми с импульсивным поведением к играм с правилами целесообразно привлекать и их недисциплинированных сверстников. В заданных игрой обстоятельствах, под воздействием игровых правил, прежде свойственные недисциплинированным детям безответственность, неряшливость, эгоистичность постепенно нивелируются, а их место занимают новые, желательные качества: выдержка, организованность, ответственность.

Игры на снятие агрессивного поведения

Игра "ОБЗЫВАЛКИ"

Цель: эта игра вносит оживление в группу, помогает выплеснуть гнев в приемлемой форме, полезна не только для агрессивных, но и для обидчивых детей. Кроме того, игра может помочь воспитателю провести занятие по классификации.

Содержание: Участники игры, передавая мяч по кругу, называют друг друга разными необидными словами (заранее обговаривается условие, какими обзывалками можно пользоваться. Это могут быть названия овощей, фруктов, грибов или мебели.) Каждое обращение должно начинаться со слов: А ты . . .морковка."

В заключительном круге обязательно следует сказать своему соседу что-нибудь приятное, например: "А ты .. солнышко".

Примечание: Игра будет полезна, если проводить ее в быстром темпе, а перед началом следует предупредить детей, что это только игра и обижаться друг на друга не надо.

Игра "ЖУЖА"

Цель: Игра учит агрессивных детей быть менее обидчивыми, а также дает возможность посмотреть на себя глазами окружающих, "побыть в шкуре" того, кого они обычно обижают не задумываясь.

Содержание: "Жужа" сидит на стуле с полотенцем в руках. Все остальные бегают вокруг нее, строят рожицы, дразнят, дотрагиваются до нее, щекочут. "Жужа" терпит, но когда ей все это надоедает, она вскакивает и начинает гоняться за "обидчиками" вокруг стула, стараясь задеть их полотенцем по спинам.

Примечание: Воспитатель должен следить, чтобы "дразнилки" не были слишком обидными.

Игра "КОРОЛЬ"

Цель: Эта игра предоставляет детям возможность на некоторое время оказаться в центре внимания, при этом никого не смущая и не обижая. Наиболее полезна она для стеснительных и агрессивных детей. Они получают право высказывать все свои желания, не боясь "потерять лицо".

Содержание: Кто из вас когда-нибудь мечтал стать королем? Какие преимущества получает тот, кто становится королем? А какие неприятности это приносит? Вы знаете, чем добрый король отличается от злого?

В этой игре вы можете побыть королем. Не навсегда, конечно, а минут на десять. Все остальные дети становятся слугами и должны делать все, что приказывает король. Естественно, король не имеет права отдавать такие приказы, которые могут обидеть других детей, но он может позволить себе многое. Например, чтобы его носили на руках, кланялись, чтобы подавали питье, чтобы слуги были у него "на посылках" и т д.

Примечание: Пусть со временем каждый ребенок получит возможность побыть королем. Сразу надо сказать детям, что наступит очередь каждого. За один раз в этой роли могут побыть 2-3 ребенка. Когда время правления короля закончится, на групповом сборе обсудите полученный в игре опыт. Это поможет следующим королям соизмерять свои желания с внутренними возможностями других детей и войти в историю добрым королем.

Игра "ВОРВИСЬ В КРУГ"

Цель: Дети, по какой-либо причине чувствующие себя отвергнутыми, склонны исполнять либо роль тирана, проявляя при этом особенно агрессивное поведение, либо жертвы. Эта игра поможет им проанализировать свое чувство отверженности и обсудить возможные варианты конструктивного поведения в подобных ситуациях.

Содержание: Кто из вас бывал когда-нибудь в ситуации, когда другие дети не принимали его в игру? Что вы делали в таких случаях? Что происходит, если одного и того же ребенка постоянно не принимают в игру?

Встаньте в один большой круг и крепко сцепитесь руками, один ребенок должен остаться за кругом и попытаться прорваться в круг. Как только ему это удастся, следующий должен выйти за круг и попытаться прорваться в него и остаться в нем. Будьте осторожны, чтобы никому не причинить боль.

Примечание: Дайте возможность как можно большему числу детей собственными силами проникнуть в круг. Если ребенок оказывается не в состоянии сделать это, проследите, пожалуйста, чтобы он находился вне круга не более одной минуты. Дети должны пропустить этого ребенка в круг, а кто-то другой выходит и продолжает игру.

Игра"ДАВАЙТЕ ПОЗДОРОВАЕМСЯ"

Цель: Разнообразие тактильных ощущений, сопутствующих проведению этой игры, даст возможность агрессивному ребенку почувствовать свое тело, снять мышечное напряжение. Смена партнеров по игре поможет избавиться от ощущения отчужденности.

Содержание: Дети по сигналу ведущего начинают хаотично двигаться по комнате и здороваются со всеми, кто встречается на их пути (а возможно, что кто-либо из детей будет специально стремиться поздороваться именно с тем, кто обычно не обращает на него внимания). Здороваться надо определенным образом: 1 хлопок — здороваемся за руку, 2 хлопка — здороваемся плечиками, 3 хлопка — здороваемся спинками.

Примечание:  Для полноты тактильных ощущений желательно ввести запрет на разговоры во время этой игры.

Подвижные игры

«Два барана"
Цель: снять невербальную агрессию, предоставить ребенку возможность "легальным образом" выплеснуть гнев, снять излишнее эмоциональное и мышечное напряжение, направить энергию детей в нужное русло.
Воспитатель разбивает детей на пары и читает текст: "Рано-рано два барана повстречались на мосту". Участники игры, широко расставив ноги, склонив вперед туловище, упираются ладонями и лбами друг в друга. Задача — противостоять друг другу, не сдвигаясь с места, как можно дольше. Можно издавать звуки "Бе-е-е". Необходимо соблюдать "технику безопасности", внимательно следить, чтобы "бараны" не расшибли себе лбы.


"Тух-тиби-дух"

Цель: снятие негативных настроений и восстановление сил.
"Я сообщу вам по секрету особое слово. Это волшебное заклинание против плохого настроения, против обид и разочарований. Чтобы оно подействовало по-настоящему, необходимо сделать следующее. Сейчас вы начнете ходить по комнате, ни с кем не разговаривая. Как только вам захочется поговорить, остановитесь напротив одного из участников, посмотрите ему в глаза и трижды, сердито-пресердито произнесите волшебное слово: "Тух-тиби-дух". Затем продолжайте ходить по комнате. Время от времени останавливайтесь перед кем-либо и снова сердито-пресердито произносите это волшебное слово.
Чтобы волшебное слово подействовало, необходимо говорить его не в пустоту, а глядя в глаза человека, стоящего перед вами. В этой игре заложен комичный парадокс. Хотя дети должны произносить слово "Тух-тиби-дух" сердито, через некоторое время они не могут не смеяться.


"Попроси игрушку" — вербальный вариант


Цель: обучить детей эффективным способам общения.
Группа делится на пары, один из участников пары
(участник 1) берёт в руки какой-либо предмет, например, игрушку, тетрадь, карандаш и т. д. Другой участник (участник 2) должен попросить этот предмет.

Инструкция участнику 1:" Ты держишь в руках игрушку (тетрадь, карандаш), которая очень нужна тебе, но она нужна и твоему приятелю. Он будет у тебя ее просить. Постарайся оставить игрушку у себя и отдать ее только в том случае, если тебе действительно захочется это сделать". Инструкция участнику 2: "Подбирая нужные слова, постарайся попросить игрушку так, чтобы тебе ее отдали". Затем участники 1 и 2 меняются ролями.


"Попроси игрушку" – невербальный вариант


Цель: обучение детей эффективным способам общения.
Упражнение выполняется аналогично предыдущему, но с использованием только невербальных средств общения
(мимики, жестов, дистанции и т.д.). После проведения обоих его вариантов (вербального и невербального) можно обсудить упражнение. Дети по кругу могут поделиться своими впечатлениями и ответить на вопросы: "Когда было легче просить игрушку (или другой предмет)?", "Когда тебе действительно хотелось ее отдать? Какие нужно было произносить слова?" Эту игру можно повторять несколько раз (в разные дни), она будет полезна особенно тем детям, которые часто конфликтуют со сверстниками, так как в процессе выполнения упражнения они приобретают навыки эффективного взаимодействия.

"Прогулка с компасом" 
Цель: формирование у детей чувства доверия к окружающим.
Группа разбивается на пары, где есть ведомый
("турист") и ведущий ("компас"). Каждому ведомому (он стоит впереди, а ведущий сзади, положив партнеру руки на плечи) завязывают глаза. Задание: пройти все игровое поле вперед и назад. При этом "турист не может общаться с "компасом" на вербальном уровне (не может разговаривать с ним). Ведущий движением рук помогает ведомому держать направление, избегая препятствий — других туристов с компасами. После окончания игры дети могут описать, что они чувствовали, когда были с завязанными глазами и полагались на своего партнера.

Рекомендации родителям

по профилактике агрессивного поведения:

-  Будьте терпеливы и внимательны к нуждам вашего ребенка;

- Дети копируют поведение родителей. Покажите ребенку неагрессивную модель поведения;

-  Не ссорьтесь и не выясняйте отношения в присутствии ребенка;

-  Если ребенок что- то сделал не так, критиковать нужно не ребенка вообще, а его конкретный неправильный поступок;

- Будьте последовательны в применении наказаний. Они не должны быть унизительными для малыша;

- Обучайте ребенка приемлемым формам проявления негативных эмоций. Отрабатывайте с ним умение неагрессивно реагировать в сложных ситуациях;

- Развивайте в малыше способность к сочувствию и умение брать ответственность за свои поступки на себя;

- Окружите своего ребенка заботой и любовью. Дайте ему понять, что вы всегда поддержите его и будете на его стороне в трудных ситуациях.

-   Упорядочить систему требований, следите за своими поступками, показывая личный (положительный) пример.

-  Поддерживайте дисциплину, выполняйте установленные правила.

-  Дайте понять ребенку, что вы его любите таким, какой он есть.

-  Собственным примером приучайте ребенка к самоконтролю.

-  Направьте его энергию в положительное русло, например: в спорт, где ребенок может научиться контролировать эмоции, управлять своим поведением (бокс, ушу, рисование, пение, плаванье, бег)

-  Предъявляя ребенку свои требования, учитывайте его возможности, а не свои желания.

-  Игнорируйте легкие проявления агрессивности, не фиксируйте на них внимание окружающих.

-  Включайте ребенка в совместную деятельность, подчеркивайте его значимость в выполняемом деле.

-  На проявление агрессии устанавливайте жесткий запрет в том случае, когда агрессия, не являясь защитной реакцией, служит для ребенка своеобразным «развлечением».

-   Научите ребенка жалеть. Он должен понять, что своим поведением доставляет огорчение, причиняет страдания близким людям.

-  Никогда не заставляйте ребенка забывать, что он добрый (например скажите ему: Зачем ты так делаешь, ведь ты хороший, добрый!)

-  Если у ребенка имеется потребность выплеснуть агрессивные эмоции, ему можно предложить, громко спеть любимую песню, пробежать несколько кругов возле дома или вокруг сада, покидать мяч об стену, порвать бумагу; устроить соревнование «Кто громче крикнет?», «Кто выше прыгнет?», «Кто быстрее пробежит?»

Работа родителей с детьми:

Если у ребенка появляются приступы агрессии, то необходимо знать, в чем заключается  коррекция агрессивного поведения у детейи сразу же начинать ее проводить.

  1. Для начала взрослым нужно работать над собой, ведь их поступки и поведение всегда служат примером  для детей. При ребенке не должно быть никаких ссор и конфликтов.
  2. Не нужно родителям наказывать ребенка по любому поводу. Ребенок больше нуждается в любви и понимании, а не в постоянных наказаниях.
  3. Когда ребенка начинает одолевать злоба, нужно постараться сразу переключить его внимание на что-то интересное и увлекательное.
  4. Если ребенок проявил агрессию, нагрубил или кого-то обидел, нужно с ним поговорить. Объяснить, что так поступать нехорошо, что такие поступки огорчают маму или папу, но при этом любить меньше его никто не стал. Он должен чувствовать поддержку своих близких.
  5. Если ребенку нужно избавиться от негативных эмоций, можно предложить ему побить подушку или порвать старые газеты. А также специально для этой цели купить боксерскую грушу.
  6. Проводите с вашим ребенком больше времени, спокойно разговаривайте с ним о том, что делается в детском саду, интересуйтесь тем, как там играют, как гуляют, а не только тем, какие проводятся занятия
  7. Ищите вместе с ребенком способы разрешения конфликтов, не побуждая его дать сдачи или как-либо еще защититься физически.
  8. Помогите своему малышу не утверждаться в образе «трудного ребенка» и не поддерживайте этот его образ в глазах воспитателей. Вы легче добьетесь положительных результатов, если вместо того, чтобы конфликтовать с детским садом, будете рассматривать ситуацию с вашим ребенком критически.

Профилактика агрессивного поведения детей заключается в следующем:

  • Нужно следить за содержанием фильмов и мультфильмов, которые просматривает ребенок.
  • Следить за друзьями ребенка, их поведением. А так же ознакомиться с играми, в которые они играют.
  •  Развивать любовь и доброжелательные отношения с братиками и сестренками.
  • И главное любить и понимать своего ребенка.

Если профилактика агрессивного поведения детей будет проводиться постоянно, то агрессия ребенка может и не коснуться.

Обнаружив у своего ребёнка признаки агрессивного поведения, поиграйте с ним в игры, представленные ниже. Это можно сделать в кругу семьи, при участии близких родственников (братья, сёстры), а также с друзьями своего ребёнка.

Самое главное – попробуйте раскрепоститься сами, отдайтесь игре, ведь ребёнок непременно почувствует вашу искренность и оценит это.

"ВЫБИВАЕМ ПЫЛЬ"

(для детей с 4 лет)

Каждому участнику даётся "пыльная подушка". Он должен, усердно колотя руками, хорошенько её "почистить".

"ДЕТСКИЙ ФУТБОЛ"

(для детей с 4 лет)

Вместо мяча – подушка. Играющие разбиваются на две команды. Количество играющих от 2-х человек. Судья – обязательно взрослый. Играть можно руками и ногами, подушку можно пинать, кидать, отнимать. Главная цель – забить в ворота гол.

Примечание: взрослый следит за соблюдением правил – нельзя пускать в ход руки, ноги, если нет подушки. Штрафники удаляются с поля.

"ЧАС ТИШИНЫ И ЧАС “МОЖНО”

(для детей с 4 лет)

Договоритесь с ребёнком, что иногда, когда вы устали и хотите отдохнуть, в доме будет час тишины. Ребёнок должен вести себя тихо, спокойно играть, рисовать, конструировать. Но иногда у вас будет час "можно", когда ребёнку разрешается делать почти всё: прыгать, кричать, брать мамины наряды и папины инструменты, обнимать родителей и висеть на них и т.д.

Примечание: "часы" можно чередовать, а можно устраивать их в разные дни, главное, чтобы они стали привычными в семье.

"ПАДАЮЩАЯ БАШНЯ"

(для детей с 5 лет)

Из подушек строится высокая башня. Задача каждого участника – штурмом взять её (запрыгнуть), издавая победные крики типа:

 "А-а-а", "Ура!" и т.д. Побеждает тот, кто запрыгивает на башню, не разрушив её стены.

Примечание:

· Каждый участник может сам себе построить башню такой высоты, которую, по его мнению, он способен покорить.

· После каждого штурма "болельщики" издают громкие крики одобрения и восхищения: "Молодец!", "Здорово!", "Победа!" и т.д.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс для педагогов ДОУ «Возможности педагогической коррекции агрессивного поведения дошкольников»

Описание материала:предлагаю Вашему вниманию психологический мастер-класс для педагогов ДОУ "Возможности педагогической коррекции агрессивного поведения у детей старшего дошкольного возраста". Данный ...

Материал из опыта работы мастер-класс для педагогов ДОУ «Возможности педагогической коррекции агрессивного поведения дошкольников».

Данный мастер-класс поможет педагогам расширить круг методов и приемов в решении профилактики и коррекции агрессивного поведения у детей дошкольного возраста....

Психологические причины формирования агрессивного поведения

Что такое агрессия, причины агрессивного поведения....

Консультация для педагогов "Система педагогических методов воспитания культуры поведения дошкольника"

laquo;Культурное воспитание ребенка должно начинаться очень рано, когда ребенку еще очень далеко до грамотности, когда он только что научился хорошо видеть, слышать и кое – как говорить»....

Мастер-класс для педагогов ДОУ «Возможности педагогической коррекции агрессивного поведения дошкольников»

Мастер-класс для педагогов ДОУ«Возможности педагогической коррекции агрессивного поведения дошкольников»...

Консультация для педагогов "Система педагогических методов воспитания культуры поведения дошкольника"

Культура поведения в своей основе имеет глубоко социальное, нравственноечувство – уважение к человеку, к законам человеческого общества. Хочешьчтобы тебя уважали, — уважай других. Чтобы во...

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ «ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ»

С чего же начать патриотическое воспитание ребёнка? С воспитания у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу. Формировать бережное отношение к...