Проект "Масленица"
проект

Федоренчик Марина Вячеславовна
Россия богата своими традициями, обычаями, народными праздниками. Одним из таких праздников является большое народное гулянье в конце зимы «Масленица».

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon maslenitsa_zanyatie.ppt2.52 МБ
Файл proekt_maslenitsa.docx394.23 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

Русская масленица

Слайд 3

Масленица - один из праздников проводов зимы. Она приходится на неделю предшествующему Великому посту. Масленица - это праздник обильной и сытной пищи (кроме мяса), а молочные продукты ещё можно употреблять - вот и пекут блины масленые. По этой же причине Масленицу называют Сырной неделей.

Слайд 4

Масленица - самый весёлый, шумный народный праздник. Каждый день недели имеет своё название и говорит о том, что в этот день полагается делать.

Слайд 5

Наряжают куклу-чучело. ПОНЕДЕЛЬНИК - «встреча» масленицы. Начинают печь блины.

Слайд 6

В этот день начинаются весёлые игры, а за потеху и веселье угощают блинами. ВТОРНИК - «заигрыш».

Слайд 7

На первом месте в ряду угощений, конечно, блины. СРЕДА - «лакомка».

Слайд 8

Это время называется Широкой Масленицей. ЧЕТВЕРГ - «разгуляй».

Слайд 9

ПЯТНИЦА - «тёщины вечерки».

Слайд 10

СУББОТА - «золовкины посиделки». В этот день сжигают чучело Масленицы и окончательно прощаются с зимой.

Слайд 11

Заканчивается гулянье, на ледяных горках разводят костры, чтобы лед растопить, холод уничтожить. Прощения просят. ВОСКРЕСЕНЬЕ - «прощеный день.



Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД» №17 «КОЛОСОК»

12156104.png

Проект

Участники проекта: дети старшей группы, родители, муз. руководитель, воспитатели.

Сроки реализации проекта: краткосрочный- 5 дней.

Группа «Солнышко»

Воспитатель: Федоренчик М.В

Муз. руководитель: Литвинова В.Ю.

 «Каким мы хотим видеть наше будущее, во многом зависит от нас и от тех принципов, которые мы заложим в сознание детей. Каков человек, такова его деятельность, таков и мир, который он создает вокруг себя.»

Ш. Амонашвили

Актуальность:

В дошкольном возрасте формируются глубокие чувства любви и привязанности к своей культуре, к своему народу, к своей земле. Знание истории своего народа, родной культуры, участие в народных праздниках, духовно обогащают ребенка, воспитывают гордость за свой народ, поддерживает интерес к его истории и культуре.

 Россия богата своими традициями, обычаями, народными праздниками. Одним из таких праздников является большое народное гулянье в конце зимы «Масленица». Здесь всегда находятся желающие силой потягаться, удаль свою показать, вкусными блинами угоститься да песни попеть. Масленица один из самых радостных и светлых праздников на Руси.

Цель проекта: приобщение дошкольников к истокам русской народной культуры, развитие у них творческих способностей, интереса к совместной деятельности.

Задачи:

- познакомить с русским народным праздником Масленицей, его историей, обычаями;

- использовать в активной речи детей русский фольклор;        

- познакомить с правилами и научить играть в русские народные игры;

- обогащать духовный мир детей;

-обобщить и закрепить знания детей о празднике «Масленица».

Ожидаемый результат:

- повышение уровня знаний детей старшего дошкольного возраста,

- повышение уровня практических умений детей в рисовании, лепке и конструировании;

- пополнение методической « копилки» тематическими конспектами совместной образовательной деятельности для старшего дошкольного возраста, методическими материалами.

Методическая литература:

1. «От рождения до школы».

Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования / под редакцией Н.Е.Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой.

М.: Мозаика – Синтез, 2011.

2. «Художественный труд в детском саду».

Конспекты занятий и методические рекомендации. Старшая группа.

И.А.Лыкова

3. «366 моделей оригами».

Сержантова Т.Б.

М.: Айрис – пресс, 2008. – 192 с.

4.«Развивайте у дошкольников творчество».

Т.Г. Казакова.

М.: Просвещение, 1985.

5. «Детские подвижные игры народов СССР».

М.: Просвещение, 1988. 

Этапы работы по проекту:

  1. Информационный:

- подбор методической литературы о масленице, об истории его возникновения, о праздновании этого праздника.

- составление плана мероприятий на масленичную неделю.

- подбор потешек, закличек, пословиц и поговорок о Масленице, о весне.

2. Продуктивный:

2.1 Совместная деятельность педагога с детьми:

- изготовление различных поделок,

- разучивание потешек, пословиц и закличек о весне, о Масленице,

- разучивание русских народных игр: «Молчанка», «Ручеек», «Гори – гори ясно», «Пень», «Гуси – лебеди», «Чурбан», «Ходит Ваня».

2.2. Участие в проекте родителей:

- оформление мини – выставки «Русские женщины – мастерицы и красавицы»

2.3. Деятельность воспитателя:

- оформление информационного стенда « Широкая Масленица»,

- подготовка и проведение музыкального развлечения «Масленица».

2. Результативный:

- оформление проекта «Широкая Масленица»,

- оформление в группе книжки – малышки с потешками, пословицами, поговорками, закличками, небылицами,

- проведение муз. развлечения «Масленица» в старшей группе ,


Примерное тематическое планирование совместной образовательной деятельности (НОД) на масленичную неделю

Старший дошкольный возраст.

 

Форма организации:

Название:

Цели:

Интеграция

образ. обл.:

Ожидаемый

результат:

Утро радостных встреч

«Скоморошка в гостях у ребят»

- познакомить детей с определением

«встреча» Масленицы, побеседовать об особенностях его празднования, развивать мышление, ловкость, воспитывать интерес к праздникам.

«познавательное развитие»,

«социально-коммуникативное»,

«физическое развитие».

- конспект

беседы

Широкая

Масленица.

Минуты вхождения в день

«Масленица

пришла –

пословицы,

поговорки

принесла»

- познакомить детей с малыми формами устного народного творчества, развивать память, воспитывать интерес к русской народной культуре.

«социально-коммуникативное»

«художественно-эстетическое развитие».

- оформление книжки-малышки.

ОД

по ручному труду

«Куклы – самокрутки»

- познакомить с историей изготовления старинных кукол – оберегов, научить скручивать их из ткани и ниток, развивать творческие способности, воспитывать самостоятельность.

«художественно-эстетическое развитие», «социально-коммуникативное»

«познавательное развитие».

- мини – выставка

«Куклы»

ОД

по рисованию

«Посуда из Хохломы»

- закреплять элементы узора хохломской росписи : завиток, цветок, листок, ягода, оживки, блики; развивать художественные способности, воспитывать художественный вкус.

«эстетическое развитие»,

«художественно-эстетическое развитие»,

«социально-коммуникативное»

-выставка

детских

рисунков

«Мастера

Хохломы»

ОД

по физической

культуре

«Масленичные

гуляния»

- упражнять в езде на санках, развивать ловкость, выносливость, быстроту, воспитывать привычку к ЗОЖ, эмоциональное положительное отношение к празднику.

«физическая

развитие»,

 «социально-коммуникативное»

«познавательное развитие».

- фото – выставка

«Зимние

забавы»

ОД

по лепке

(тестоплас-

тика)

«Талисманы

и обереги»

- учить детей лепке малых форм скульптуры: олени, барашки; упражнять в работе с формочками и шаблонами, развивать ручную умелость, воспитывать аккуратность и самостоятельность

«социально-коммуникативное»

«художественное

творчество»,

«художественно-эстетическое развитие».

- выставка

поделок детей

ОД по

конструированию из бумаги

«Солнышко»

- упражнять в складывании полоски бумаги «гармошкой», развивать творческие способности, фантазию, воспитывать желание сделать что – то красивое, приятное.

«познавательное развитие».

«социально-коммуникативное»

 «художественно-эстетическое развитие».

- выставка детских поделок

Сладкий час

«Лакомка»

- рассказать детям об обычаях празднования Масленицы в других странах, закреплять знания обычаев своей страны, воспитывать гордость за русский народ.

«познавательное развитие».

«социально-коммуникативное»

«физическое развитие».

презентация

«Масленица в старину»

Праздничные гуляния

«Масленица»

- приобщать к русским традициям, к родной культуре. Создать праздничное настроение

 «художественно-эстетическое развитие»,

 

- катание на лошадях, сжигание чучело, угощения блинами.

Беседа  

«Русский

народный

костюм»

- познакомить с историей русского народного костюма его особенностями и отличиями, развивать речь, мышление, формировать понятие русской народной культуры в жизни страны, общества.

«познавательное развитие».

«социально-коммуникативное»

«художественно-эстетическое развитие».

- конспект

беседы

«русский

костюм»

- выставка

«Предметы

старины».

Анализ проекта:

Внедрение проекта в воспитательно-образовательный процесс помогло обогатить его содержание. Обеспечило развитие у детей любознательности, стремление изучить традиции родной страны. Дети ближе познакомились с традициями родной страны. Работа по проекту помогла развить у них кругозор, эстетическую восприимчивость. Сделанная нами подборка различных  игр и игр - инсценировок на развитие двигательных и музыкальных способностей, дали возможность развивать у детей чёткую выразительную речь, мимику, движения. Дети получили возможность почувствовать себя свободными, раскрепощенными, обрели уверенность в себе, в своих силах, в умении мыслить, фантазировать.

Анализируя результаты проекта, мы увидели, что дети с большим интересом включаются в различные виды деятельности, проявляют чувство ответственности за себя и других. Реализуя проект, мы ставили перед собой цель - сделать жизнь своих воспитанников интересной и содержательной, наполнить её яркими впечатлениями, интересными делами, радостью творчества.