Статья "Роль воспитателя в создании комфортной обстановки в группе"
статья

Остапенко Ольга Николаевна

         Воспитатель – это не только профессия, это призвание, которым отмечен далеко не каждый человек, это призвание нужно заслужить, заслужить своим трудом, своим талантом, своим желанием постоянно меняться, преобразовываться и совершенствоваться.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Статья

«Роль воспитателя в создании комфортной обстановки в группе»

         Воспитатель – это не только профессия, это призвание, которым отмечен далеко не каждый человек, это призвание нужно заслужить, заслужить своим трудом, своим талантом, своим желанием постоянно меняться, преобразовываться и совершенствоваться.

         Хороший воспитатель всегда знает, как увлечь и занять малыша, помочь ему справиться с нелегким расставанием с родителями. Дети очень тонко чувствуют, когда педагог искренне интересуется их проблемами. Таких воспитателей ребята очень любят и всегда вспоминают о них с теплотой и нежностью, даже покинув стены детсада.

         Успешное развитие личности ребёнка - дошкольника, повышение эффективности учебных и воспитательных задач, благоприятное, эмоциональное становление во многом определяется тем, насколько велика будет роль воспитателя с детьми и подразумевает выполнение им в своей деятельности функций.

  • Воспитатель изучает индивидуальность ребёнка, анализирует характер развивающейся личности
  • Воспитатель способствует овладению детьми культурой общения, поведения, содействует успешной социальной адаптации детей
  • Влияет на общение в группе сверстников

       

        Климов Е.А. в своей книге отметил «развитие личности ребёнка это «нелепый «цветок», требующий систематического профессионального «ухода». Ребёнок нуждается в поддержке, которая будет направлена на то, чтобы помочь ему окрепнуть и обрести способность к социальной адаптации в соответствии со своими индивидуальными особенностями и возможностями. Важным способом оказания поддержки ребёнка - является искренне самовыражение воспитателя, т. к. даже самый маленький ребёнок чувствует отношение к себе, как бы тщательно оно не скрывалось. Поддержка должна оказываться вопросительным, соучастным или ласковым взглядом «глаза в глаза», доброжелательным жестом, улыбкой «открытой», легким тактильным прикосновением, чтобы расположить ребёнка к себе и эффективно воздействовать на него - необходимо открытое, искреннее поведение, выражение откровенной симпатии, солидарности.

        Каковы же качественные понятия воспитателя - педагога?

         Это:

  • терпимый
  • внимательный
  • вежливый
  • помогающий
  • активно слушающий
  • одобряющий
  • сотрудничающий
  • добросердечный
  • открытый

          Благодаря такому поведению воспитателя дети будут чувствовать себя внутренне раскованными и свободными, что оказывает положительное влияние на развития их чувства достоинства, смелости, уверенности в себе.

         Задача воспитателя не только в создании положительной эмоциональной атмосферы, но и в преодолении эмоциональных трудностей. В своей работе воспитатель может использовать различные психогимнастические игры, коррекционно-развивающие упражнения, творческие, сюжетно-ролевые игры, игры-драматизации, различные этюды. Например, в утреннее время хорошо провести такие игры, как «Подари теплоту и доброту», или начинать каждый день с «Круга друзей», во время которого можно поинтересоваться, как дети провели вечер, что интересного узнали, поделиться с ними радостной новостью.

         Использование в работе современных игр, которые учат детей самовыражению, помогает воспитателю понять каждого ребенка. Эти игры влияют на общую атмосферу в коллективе.

         Для формирования комфортного психоэмоционального состояния ребёнка воспитателям рекомендую опираться в своей работе на следующие приемы:

  • Создание обстановки доверительности - воспитатель

подчёркивает свою уверенность в успехе каждого ребёнка, создаёт благоприятную атмосферу общения        и взаимодействия, предугадывает трудности и возможные способы преодоления.

  • Акцентуирует внимание на личности в общении, на индивидуальных возможностях каждого ребёнка в обучении и воспитании, поэтому, приветствуются любые вопросы обсуждения.
  • Творческое сотрудничество - педагог отождествляет себя с детьми, развивает стремление фантазировать и сочинять, организует совместную деятельность с целью эффективного взаимодействия, сплочения в коллективе.
  • Акцентирует на успехах ребёнка, выделяет их, хвалит его.
  • Обстановка дружелюбия, воспитатель должен быть настроен дружелюбно, эмоционально приветливо должен уметь слушать детей.
  • Отделять эмоциональные реакции от фактов.
  • Активизирует речь детей путём одобрения.
  • Перефразирования, повторения.
  • Речь должна иметь поддерживающий характер: образность, понятность, упорядоченность изложения, выделение главного, с эмоциональной окраской.
  • Должна присутствовать стимуляция: интерес, прямое обращение, сравнение, вопросы удивления.
  • Самопомощь - давать возможность действовать самому, уметь совершать выбор

   

    Ребёнок должен многое увидеть, услышать, проходить свой  путь, «борясь» со своими страхами, учиться преодолевать    проблемы, понимать себя и других.  

    Роль воспитателя - педагога в формировании комфортного    психоэмоционального состояния ребёнка заключается в  сохранении и укреплении психического и психологического  здоровья. А создание нравственно-психологической атмосферы комфорта предполагает внимание к внутреннему миру ребёнка,    к его чувствам и переживаниям, увлечениям и интересам, способностям и знаниям.