Картотека сюжетно-ролевых игр для детей подготовительной группы
учебно-методический материал (подготовительная группа)

ШИШОВА ЛЮДМИЛА НИКОЛАЕВНА

  Данный материал будет интересен воспитателям дошкольного образования. Ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте является - игра.  А сюжетно-ролевая игра занимает особое место в жизни дошкольника.  С помощью данного материала педагог сможет быстро  подобрать определенную  сюжетно-ролевую игру и включить ее в образовательную деятельность.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Картотека сюжетно-ролевых игр для подготовительной группы

Сюжетно - ролевая игра "Супермаркет"

Цель: создание условий для развития диалогической речи и умения классифицировать предметы по общим признакам, воспитывать чувство взаимопомощи, расширить словарный запас детей; принятия на себя определенной роли.

Оборудование: все игрушки, изображающие товары, которые можно купить в магазине, расположенные на витрине, деньги, касса, весы, тележки для грузчиков, машины, склад.

Игровые роли: администратор, покупатели, кассиры, грузчики, поставщик, маркетолог, кладовщик, диктор, продавцы-консультанты, охранники.

Предварительная работа: рассматривание альбома «Супермаркет», виртуальная экскурсия «Современные магазины», беседа-игра «Что мы будем покупать».

Сюжетно - ролевая игра "Детская больница"

Цель: создание условий для расширения представления о профессии врача; о функциональности пользования медицинских инструментах, уменияухаживать за больными; воспитывать в детях внимательность, чуткость, расширять словарный запас.

Оборудование: белый халат и  шапочка для врача;  повязку на руки для медсестры; талончики к врачу; рецепты на лекарства; "медицинские карточки" пациентов; карандаши; набор медицинских инструментов: градусник  (палочка от мороженного с нарисованными делениями фломастерами или вырезанный из картона), игрушечный шприц без иголки, фонендоскоп, шпателя для проверки горла ( палочка от мороженного); бинты, вата, марлевые салфетки, ватные палочки, пластырь (дети очень любят его наклеивать), пустые баночки из под лекарств, мерная ложечка, пустые упаковки из-под таблеток (внутрь можно положить пластилин), пустые коробочки из под лекарств; также можно дополнительно использовать: таблицу для проверки зрения , рентгеновские снимки ; куклы, игрушки-зверюшки; халат для санитарки; инвентарь для уборки кабинета: веник, совок,  ведро, швабра, тряпочка.

Игровые роли: врач, медсестра, пациент, рентгенолог, окулист, старшая медсестра, заведующий отделением, санитарка, лаборант.

Предварительная работа: рассматривание альбома «Больница», виртуальная экскурсия «Детская больница», беседа-игра «Добрый доктор Айболит», экскурсия в медицинский кабинет детского сада; рассказы и беседы о профессиях медицинских работников; чтение художественной литературы: "Айболит", "Телефон" К.И.Чуковского, "Заболел петух ангиной" А.И.Крылов, "Мой мишка" З.Александрова; знакомство с  медицинскими инструментами.

Сюжетно-ролевая игра "Аптека"

Цель: создания условий для расширения знаний о профессиях работников аптеки: фармацевт делает лекарства, кассир-продавец продает их, заведующая аптекой заказывает нужные травы и другие препараты для изготовления лекарств.

Оборудование: игрушечное оборудование аптеки, коробки от лекарств и трав, баночки, белый халат, касса, деньги, рецепты, машина, инструменты, баночки, коробки от витаминов, эмблема аптеки, колбочки, пробирки и т.д.

Игровые роли: фармацевт, покупатели, водитель, заведующая аптеки,

Предварительная работа: экскурсия в аптеку; рассматривание иллюстраций по теме; сюжетно-ролевые игры «Больница», «Поликлиника», «Скорая помощь»; беседы «Лекарственные растения», «Витамины – помощники здоровья»; рисование «Аптечная витрина», лепка «Витамины для зверей», аппликация «Рецепты для больных».

Сюжетно-ролевая игра "Строим дом"

Цель: создание условий для расширения представления детей о строительных профессиях, умения детей сооружать постройку несложной конструкции и брать на себя определенные роли; воспитания дружеских взаимоотношений в коллективе.

Оборудование: крупный и мелкий строительный материал, машины, подъемный кран, игрушки для обыгрывания постройки, картинки с изображением людей строительной профессии: каменщика, плотника, крановщика, шофера и т. д., каски, инструменты.

Игровые роли: каменщик, строитель, крановщик, плотник, сварщик, рабочий, отделочник, маляр, штукатур, электрик, бригадир.

Предварительная работа: экскурсия вокруг сада рассматривание здания сада; просмотр мультфильма «На стройке»; «Специальная техника»; «Маленькие строители»; рассматривание сюжетных картин и предметных картинок по теме; чтение художественной литературы С. Баруздин «Кто построил этот дом?»; разучивание игры с движением «Мы –ребята-мастера»; игры с конструктором и строительным материалом.

Сюжетно - ролевая игра "Зоопарк"

Цель: создание условий для расширения знания детей о диких животных, их повадках, образе жизни, питании; умения договариваться и проигрывать определенные роли до завершения игры.

Оборудование: игрушечные дикие звери, знакомые детям, клетки (из строительного материала), билеты, деньги, касса, продукты питания для зверей, больничка.

Игровые роли: директор, водитель, ветеринар, посетители, рабочие.

Предварительная работа: беседы о животных с использованием иллюстраций о зоопарке, рассматривание альбома «Дикие животные», загадывание и отгадывание загадок о животных, чтение художественной литературы о животных, изображение   животных   трафаретами в   изодеятельности (лепка, рисование, аппликация).

Сюжетно - ролевая игра "Детский сад"

Цель: создание условий для расширения представлений детей о назначении детского сада, о профессиях тех людей, которые там работают, умения договариваться между собой и находить компромиссы.

Оборудование: все игрушки, необходимые для игры в детский сад.

Игровые роли: воспитатель, младший воспитатель, кастелянша, повар, вахтер, заведующая, старший воспитатель, медсестра, учитель-логопед, музыкальный руководитель, физинструктор, хореограф, завхоз, сантехник, электрик, педагог-психолог, воспитанники.

Предварительная работа: беседа-игра «Наш любимый детский сад», рассматривание альбома «Кто работает в детском саду», презентация «Наш детский сад», экскурсия по детскому саду.

Сюжетно - ролевая игра "Салон красоты"

Цель: создание условий для расширения представлений детей о профессии парикмахера, умения договариваться и распределять роли.
Оборудование: халат для парикмахера, накидка для клиента, инструменты парикмахера - расческа, ножницы, флакончики для одеколона, лака, фен, заколки, альбомы с прическами, палитра окрашивания, парики, бигуди, принадлежности для окрашивания волос, резинки, и т.д., детская косметика.

Игровые роли: парикмахер, клиент, администратор, визажист.

Предварительная работа: беседа-игра «Парикмахерская», рассматривание альбома    «Модные прически -2020», рисование с элементами моделирования «Стильная прическа», создание альбома «Красивые прически».

Сюжетно - ролевая игра «Путешествие по лесу»

Цель: создание условий для закрепления названий различных видов растений, семян, грибов. Воспитание интереса и любви к природе.

Оборудование:  коллекции цветов, листьев, семян, грибов. Рисунки стволов деревьев. Костюмы для детей. Ключ из картона. Угощение.

Предварительная работа: экскурсия в лес. Изготовление совместно с родителями костюмов для игры. Разучивание лесных танцев. Выставка коллекций семян, листьев, цветов, грибов. Подготовка игр и аттракционов для лесного карнавала.

Игровые роли: хозяева лесных опушек, гости леса.

Сюжетно - ролевая игра «Путешествие по реке Абакан»

Цель: создание условий для развития умения детей реализовывать и обогащать сюжет игры. Расширения представлений о видах речного транспорта, о значимости труда взрослых — работников речного порта для городов и сел страны.

Оборудование:  строительный материал, пластилин, картон и другие материалы; атрибуты для игры: тельняшки, фуражка капитана, штурвал, компас, якорь, спасательный круг.

Предварительная работа: экскурсия в порт. Беседа о порте с использованием иллюстративного материала. Чтение отрывков из книги Ф. Лева «Мы плывем на самоходке». Сооружение из строительного материала причалов и судов. Рисование различных кораблей. Изготовление карты-схемы реки «Абакан». Лепка подарков для отправки в другие города. Подготовка выставки рисунков. Рассматривание картины «Морской флот». Изготовление совместно с воспитателем атрибутов игры. Просмотр фильмов и фрагментов на тему «В порту». Мультимедийная презентация «Абакан-река», чтение хакасской легенды про реку Абакан, стихов.

Игровые роли: капитан, матросы, грузчики, пассажиры, жители города, директор завода, рабочие.

Сюжетно-ролевая игра «Почта»

Цель: создание условий для обогащения сюжета игры. Расширение и закрепление знаний детей о разных формах почтовой связи: почта, телеграф, телефон, радио. Воспитание чуткого и внимательного отношения к товарищам и близким.

Оборудование: плакат «Почта», прилавки, почтовый ящик, открытки, конверты, белая и цветная бумага, карандаши, деньги, кошельки, детские журналы и газеты.

Предварительная работа:  экскурсия на почту, краткая беседа с работниками почты, наблюдения за их трудом. Рассматривание и чтение детских книг: Н. Григорьева «Ты опустил письмо», Е. Мара «История одного пакета», А. Шейкина «Вести приходят так», С. Я. Маршака «Почта». Показ фильма или мультфильма по теме «Почта». Беседа по картине «На почте». Изготовление совместно с воспитателем игровых атрибутов: почтовой бумаги, маленьких конвертов, марок, почтового ящика дляписем, сумки, денег, кошельков и др.

Игровые роли:  работники почты: сортировщица, почтальон, телеграфист, оператор по приему бандеролей и посылок, начальник почты, шофер, посетители.

Сюжетно-ролевая игра «Ателье»

Цель: создание условий для  формирование трудовых умений, развитие творческого воображения детей. Расширение представлений дошкольников о том, что такое ателье и для чего оно нужно. Формирование умения выполнять усвоенные нормы и правила культуры поведения в общественных местах. Воспитание уважения к труду работников ателье.

Оборудование:  строительный  материал, цветная бумага, картон, линейка, сантиметровая лента, ножницы, сумки, кошельки, блокнот, зеркало, предметы-заместители.

Предварительная работа:  экскурсия в ателье. Экскурсия в магазин готовой одежды. Беседа с работниками ателье. Рассматривание иллюстраций по теме «Ателье». Изготовление совместно с воспитателем атрибутов для игры. Рисование образцов одежды.

Игровые роли. Приемщица, закройщица, портниха, заказчик, художник, заведующая ателье.

Игру «Ателье» в последующем можно соединить с другими играми: «Фотография», «Парикмахерская», «Прачечная». Совместно с детьми подобрать атрибуты, предметы, игрушки для реализации игровых замыслов (альбом «Модели одежды (причесок)», набор лоскутов, швейные машинки, фотоаппараты, наборы парикмахера и др.).

Сюжетно-ролевая игра «Улица»

Цель: создание условий для  закрепления  представлений о правилах дорожного движения, профессиях, умения  реализовывать и развивать сюжет игры. Закрепление названий машин, правил поведения на улице и в общественном транспорте.

Оборудование:  картонные дома, вывески, фигурки людей, игрушки-машины, светофор, рули.

Предварительная работа:  тематические прогулки — экскурсии по улице. Беседы с использованием иллюстративного материала. Изготовление совместно с воспитателем атрибутов игры. Просмотр фильмов и фрагментов на тему «Улица».

Игровые роли. Пешеходы, шоферы, милиционер, дворник и др.

Сюжетно-ролевая игра «Строительство плотины»

Цель: создание условий для развития интереса в игре, расширения представления о профессиях, формирование взаимоотношений между детьми, умения выполнять роль до завершения игры, воспитание у детей уважения к труду строителя.

оборудование: машины различных марок, светофор, бензозаправочная колонка, строительный материал, рули, фуражка и палка милиционера- регулировщика, куклы.

Предварительная работа: наблюдения за работой строителей. Экскурсия на плотину. Наблюдение за играми старших детей и совместные игры с ними. Чтение и рассматривание иллюстраций по теме «Строители». Постройка плотины из строительного материала. Постройка из песка мостов, туннелей, дорог, плотины. Игровые роли: строители, шоферы, инженер, директор, милиционер - регулировщик.