Дидактическое пособие: Кукольный театр на ложках.
методическая разработка (старшая группа)

Сбойчакова Марина Григорьевна
Дошкольный возраст – это период, когда у ребенка начинают формироваться вкусы, интересы, определенное отношение к окружающему, поэтому очень важно уже детям этого возраста показывать примеры дружбы, правдивости, отзывчивости, находчивости, храбрости и т. д. Для осуществления этих целей кукольный театр располагает большими возможностями.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Дидактическое пособие:  Кукольный театр на ложках.

Дошкольный возраст – это период, когда у ребенка начинают формироваться вкусы, интересы, определенное отношение к окружающему, поэтому очень важно уже детям этого возраста показывать примеры дружбы, правдивости, отзывчивости, находчивости, храбрости и т. д. Для осуществления этих целей кукольный театр располагает большими возможностями.

Дошкольники очень впечатлительны и быстро поддаются эмоциональному воздействию. Они активно включаются в действие, отвечают на вопросы, задаваемые куклами, охотно выполняют их поручения, дают им советы, предупреждают об опасности. Эмоционально пережитый спектакль помогает определить отношение детей к действующим лицам и их поступкам, вызывает желание подражать положительным героям и быть непохожими на отрицательных. Увиденное, в театре расширяет кругозор детей и надолго остается у них в памяти: они делятся впечатлениями с товарищами, рассказывают о спектакле родителям. Но самое яркое отражение кукольный спектакль находит в творческих играх: дети устраивают театр и сами или при помощи игрушек разыгрывают виденное. Эти игры развивают творческие силы и способности детей.

Таким образом, кукольный театр имеет большое значение для всестороннего воспитания детей.

Кукла на ложке, ложка в руке – этот принцип помогает детям освоить приемы кукловождения, развивает координацию движения, гибкость.    

Еще одно преимущество ложкового театра – широкие возможности его использования для театрализации для детей от двух до семи лет. В четыре года ребенок может помогать взрослым в изготовлении куклы, а в пять – даже сделать ее сам.

Тряпичная кукла на ложке -  это,  прежде всего кукла игровая. Ее делали для того, чтобы занять, развеселить, отвлечь ребенка.  Такие куклы были распространены на севере России, в Архангельской губернии.  

Используя   народную традиционную технологию изготовления куклы на ложке, мы  разработали   кукол – персонажей для кукольного  театра по  сказкам. При изготовлении кукол мы обращаем внимание детей на художественный образ куклы, подбираем соответствующие  персонажу театра куски ткани, по цвету и фактуре, бижутерию, фурнитуру; изготавливаю дополнительные элементы (уши, грудка, хвост, глаза, лапы   и д.р.)  к  сказочным персонажам. При декорировании куклы на ложке у детей  развивается мелкая моторика пальцев, технические навыки в использовании клея и сборке мелких деталей для глаз, волос, бантиков, ротика и носика.

Театр кукол на ложках  позволяет:

- приобщение  дошкольников  к театральной   деятельности;

- развитие  интереса  к  народным куклам ;

- развитие  мелкой  моторики,  развитие  всех сторон  речи;  

- развитие  эмоциональное   выразительности  речи  и мимики;

- развитие  творчества, эмоционально-личностного  развития, интересов, склонностей, потребностей  детей;

- развитие  игровой  мотивации  детской  речи;  

- совершенствование звуковой стороны речи  в сфере  произношения,  восприятия  и выразительности;

- формирование нравственно-эстетического  словаря;

- приобщение детей  к прошлому  и настоящему русской культуры, фольклору;

- доставлять  эмоциональное  удовольствие.

 В зависимости от  содержания спектакля,  меняются персонажи сказки.  В результате  драматизации известных сказок, инсценировок, сценок развивается диалогическая и монологическая, связанная  речь, речь становится грамматически правильной, дети получают радость и эмоциональное удовольствие.

Данный театр можно использовать  как в непосредственно образовательной деятельности, так и для самостоятельной игры дошкольников. Его можно адресовать как   педагогам дополнительного образования, так и воспитателям ДОУ.

        Направление образовательной работы – социально-коммуникативное, познавательное, речевое, художественно-эстетическое и физическое   развитие дошкольников.

Цель пособия:

Развитие личности ребенка средствами театрализованной деятельности, обеспечение условий для взаимосвязи с другими видами детской деятельности в целостном педагогическом процессе.

Задачи, реализуемые в процессе использования данного  кукольного театра на ложках:

  1. Социально – коммуникативное развитие: усвоение нравственны норм и ценностей русской культуры, развитие культуры общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания.

  1. Познавательное развитие: знакомство с новым видом кукольного театра – театром ложек, развитие умение обыгрывания слов куклами; развитие воображения и творческой активности, интереса к духовно – нравственной культуре,  представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках.

  1. Речевое развитие: обогащение словаря, развитие речевой культуры, в том числе связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи, речевого творчества, звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой.

  1. Художественно-эстетическое развитие: становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора; формирование предпосылок ценностно – смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), обучение детей изготовлению кукол для театра ложек, мотивация к самостоятельным играм с театральными куклами и включению в самостоятельные игры песенных и танцевальных импровизаций;

  1. Физическое развитие: приобретение опыта в двигательной деятельности, развитие физических их качеств (координация и гибкость), развитие мелкой моторики обеих рук, привитие ценностей здорового образа жизни при формировании полезных привычек через традиции русской культуры.

Используя   народную традиционную технологию изготовления куклы на ложке, можно   изготовить   различных  кукол – персонажей для кукольного  театра по  сказкам,  дети могут  с ними разыграть  известные  сказки и сказки собственного сочинения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Пособие «Театр на ложках»

Задачи :  Приобщение  дошкольников  к театральной   деятельности.  Развитие  интереса  к различным  видам  театра,  развитие   умений...

методические рекомендации по изготовлению кукольного театра на ложках

Разные виды кукольного театра всесторонне развивают дошкольников, помогают легче понять содержание литературных произведений. Наиболее интересны театры сделанные руками педагогов и самих воспитатннико...

Методическая разработка дидактического пособия "Кукольный домик"

        Для ребёнка дошкольного возраста игра является ведущей деятельностью, в которой проходит его психическое развитие, формируется личность в целом.      ...

Фотоотчёт мастер класс с родителями "Театр на ложках"

Фотоотчёт мастер класс с родителями "Театр на ложках"...

Музыкально-дидактическое пособие "Театр в ложках"

Данное пособие может использоваться в различных вариантах: как театр, как музыкальный инструмент отстукивающий ритм детски песенок и потешек, как дополнительное инсценировани к детскому исполнению...

Дидактическое пособие «Кукольный домик на липучках»

Материал: пособие   выполнено из коробки, бумаги и картона.Представляет собой книжку-раскладушку. Состоит из 10 листов, на которых изображены: игровая площадка, фасад дома, гостиная, кухня, спаль...

Дидактические пособие "Кукольный театр "Колобок".

Дидактическое пособие «Кукольный театр «Колобок» представляет собой многофункциональное пособие, которое можно использовать для решения различных коррекционно-развивающих, обра...