Гимнастика «пробуждения» как составляющая закаливающих мероприятий в детском саду.
материал (средняя группа)

Шишлова Наталья Ивановна

                Закаливание – важнейшая часть физического воспитания детей дошкольного возраста. Лучшими средствами закаливания являются естественные силы природы: воздух, солнце и вода.

               В результате закаливания ребёнок становится менее восприимчивым к резким изменениям температуры, простудным и инфекционным заболеваниям. Закалённые дети обладают хорошим здоровьем, аппетитом, спокойны, уравновешенны, отличаются бодростью, жизнерадостностью, высокой работоспособностью. Таких результатов можно добиться лишь при правильном выполнении закаливающих процедур.

               Положительных результатов от закаливающих процедур можно ожидать только при соблюдении таких принципов, как постепенность, последовательность, систематичность, комплексность, учёт индивидуальных особенностей каждого ребёнка, а также активное и положительное отношение детей к закаливающим процедурам.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_word_5.docx27.94 КБ

Предварительный просмотр:

                Закаливание – важнейшая часть физического воспитания детей дошкольного возраста. Лучшими средствами закаливания являются естественные силы природы: воздух, солнце и вода.

               В результате закаливания ребёнок становится менее восприимчивым к резким изменениям температуры, простудным и инфекционным заболеваниям. Закалённые дети обладают хорошим здоровьем, аппетитом, спокойны, уравновешенны, отличаются бодростью, жизнерадостностью, высокой работоспособностью. Таких результатов можно добиться лишь при правильном выполнении закаливающих процедур.

               Положительных результатов от закаливающих процедур можно ожидать только при соблюдении таких принципов, как постепенность, последовательность, систематичность, комплексность, учёт индивидуальных особенностей каждого ребёнка, а также активное и положительное отношение детей к закаливающим процедурам.

               Закаливание воздухом – наиболее доступное средство закаливания в любое время года. Систематическое пребывание ребёнка на воздухе способствует более быстрой адаптации организма к смене температурных условий. Положительное воздействие закаливания воздухом повышается, если сочетается с физическими упражнениями.

                Физические упражнения во время закаливания воздухом улучшают кровообращение, усиливают влияние прохладного воздуха на совершенствование терморегулирующих механизмов. Дети выполняют те упражнения, которые они уже делали на занятиях (ходьба с различными движениями рук, ходьба в различном темпе в чередовании с бегом, обще развивающие упражнения, прыжки на одной, двух ногах на месте и с продвижением в разных направлениях, подвижные игры).

                Воздушные ванны оказывают слабое воздействие на организм ребёнка. Для их проведения нет необходимости специально отводить время в режиме дня. Как правило, их нужно сочетать с режимными моментами: переодевание, утренняя гимнастика, гимнастика после сна, физкультурные и музыкальные занятия в облегчённой одежде, прогулка. Продолжительность воздушных ванн определяется температурным режимом группы, состоянием здоровья детей (по указаниям медперсонала). При организации дневного сна воспитателю необходимо обеспечить одежду детям, соответствующую температуре воздуха. В холодное время года можно надевать детям тёплое бельё (пижамы). Перед сном в спальне проводится сквозное проветривание, во время сна фрамуги в спальне закрывают, а в групповой комнате открывают.

                Закаливание воздухом и солнцем.

*Приём детей на воздухе – все группы, кроме ясельной группы

*Утренняя гимнастика на воздухе (со второй младшей группы)

*Облегчённая одежда – все группы

*Режим проветривания – во всех группах

*Соблюдение режима прогулок

*Занятие в физкультурном зале (в физкультурной форме) – все группы

*Сон при открытых фрамугах (зимой фрамуги открывают только в группах)

*Гимнастика после сна (все группы)

*Ходьба босиком – все группы (до и после сна в спальне)

*Контрастные воздушные ванны (перебежки)

*Плавание в «сухом бассейне»

*День здоровья (все виды деятельности организуются на улице, кроме сна и приёма пищи)

                 Закаливание водой.

*Умывание прохладной водой

*Полоскание горла кипячёной водой комнатной температуры (с ясельной группы)

*Увлажнение воздуха

*«Топтание» в тазу

*Обливание, обтирание (проводят родители дома перед сном по рекомендации специалистов ДОУ)

    Гимнастика пробуждения

Забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя.

От жизнерадостности, бодрости детей

Зависит их духовная жизнь,

Мировоззрение, умственное развитие,

Прочность знаний, вера в свои силы.

В. А. Сухомлинский

 Поэтому не только в утренние часы надо проводить гимнастику, но и после сна. Одним из таких видов является корригирующая гимнастика. В обиходе детского сада такую гимнастику часто называют гимнастикой “пробуждения». Она состоит из физических упражнений, которые помогают организму ребенка проснуться. В практике очень часто используются комплексы корригирующей гимнастики, направленные на коррекцию ортопедических и психомоторных нарушений у детей.

Гимнастика после сна состоит из нескольких частей:

  • Комплекс упражнений для разминки в постели (гимнастика пробуждения)
  • Дыхательная гимнастика
  • Ходьба по массажным дорожкам

   Гимнастика необходима для обеспечения детям плавного перехода от сна к бодрствованию, подготовке к активной деятельности. Гимнастику начинают проводить с проснувшимися детьми, остальные присоединяются по мере пробуждения. Гимнастика пробуждения происходит под звуки плавной музыки. Музыка вызывающая приятные положительные эмоции (пение птиц, шум леса, классическая музыка для детей). Или под словесное сопровождение.

Дыхательная гимнастика:

  • Улучшает носовое дыхание
  • Уменьшает заболевания верхних дыхательных путей
  • Улучшает состояние сердечно- сосудистой системы
  • Ликвидирует различные неврозы
  • Улучшает работу органов пищеварения
  • Улучшает звучание голоса

Ходьба по массажным дорожкам

Применяется с целью:

  • Создания положительного настроя и заряда бодрости.
  • Закаливания организма.
  • Профилактики и коррекции плоскостопия.
  • Сохранения и укрепления здоровья детей, формирования привычки к ЗОЖ.

Заканчиваться гимнастика может обтиранием холодной водой или контрастным обливанием (рук или ног).

Общая длительность оздоровительной гимнастики после дневного сна должна составлять не менее 10-15 минут. Главное правило гимнастики после сна – исключить резкие движения, которые могут вызвать растяжения мышц, перевозбуждение, перепад кровяного давления и, как следствие, головокружение.

Таким образом, утренняя гимнастика и гимнастика пробуждения является неотъемлемым организующим моментом в режим

Литература

 1.Гигиенические основы воспитания детей от 3 до 7 лет: Кн. Для работников дошк. учреждений /Е. М. Белостоцкая, Т. Ф. Виноградова, Л. Я. Каневская, В. И. Теленчи; Сост. В. И. Теленчи. – М.: Просвещение, 1987.

2.Харченко Т. Е. «Бодрящая гимнастика для дошкольников», Санкт-Петербург, 2011.

3. Горькова Л. Г., Обухова Л. А. Занятия физической культурой в ДОУ: Основные виды, сценарии занятий. – М., 2005.

4. Прокопенко В. И., Волошина Л. Н., Громыко Ю. И. Физкультурно-оздоровительная работа в ДОУ: Учебно-методическое пособие. – Екатеринбург, 2002.

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ДЕТСКИЙ САД  №3»

ЭНГЕЛЬССКОГО РАЙОНА  САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Выступление на педсовете

Тема: Гимнастика «пробуждения» как составляющая закаливающих мероприятий в детском саду.

Воспитатель: Шишлова Н.И.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Закаливающие мероприятия в детском саду.Сочетание воздушной ванны с физическими упражнениями, босохождение с использованием ребристой дорожки, массажных ковриков"

здоровьесберегающая технология :• укрепить здоровье, иммунитет и опорно-двигательный аппарат детей;• повысить жизненный тонус и эмоциональное состояние;• развить координацию движений;• научит ды...

Закаливающие мероприятия в детском саду с детьми от 3-7лет

Закаливание детей в детском садуО пользе закаливания известно еще с самых древних времен. Хорошо известно, что на него очень быстро откликаются нервная, дыхательная, сердечно-сосудистая системы. Быстр...

Система закаливающих мероприятий в детском саду

План закаливающих мероприятий для старшей группы ....

закаливающие мероприятия в детском саду

В данном материале представлены формы и методы проведения закаливающих мероприятий , направленных на укрепление здоровья детей дошкольного возроста...

Статья на тему:"Закаливающие мероприятия в детском саду"

Статья на тему: "Закаливающие мероприятия в детском саду"...