Консультация для родителей:«Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста».
консультация (младшая группа)

Рыженко  Ирина Анатольевна

Консультация   для родителей

 «Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста».

         Мелкая моторика — способность манипулировать мелкими предметами, передавать объекты из рук в руки, а также выполнять задачи, требующие скоординированной работы глаз и рук. Мелкая моторика связана с нервной системой, зрением, вниманием, памятью и восприятием ребенка.

В дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки должна стать важной частью развития детской речи, формирования навыков самообслуживания и подготовки к письму. От того, насколько ловко научится ребенок управлять своими     пальчиками, зависит его дальнейшее развитие. Наряду с развитием мелкой моторики развиваются память, внимание, а также словарный запас. Главное – уровень сложности заданий должен соответствовать возрасту. При выборе игр и упражнений необходимо учитывать возможности и интересы детей. Слишком простые, как и слишком трудные игры и упражнения не вызывают у детей интереса. По мере усвоения программного материала игру можно усложнять, увеличив количество предметов для ее проведения, изменив (ускорив) темп, заменив наглядный материал игры на словесный и т. д.

Основные виды развития мелкой моторики рук

 

Пальчиковая гимнастика
«Пальчиковые игры» — это инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев. Многие игры требуют участия обеих рук, что дает возможность детям ориентироваться в понятиях «вправо», «влево», «вверх», «вниз» и т. д. В ходе пальчиковых игр дети, повторяя движения взрослых, активизируют моторику рук. Тем самым вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности.

Игра «Моя семья».
Этот пальчик – дедушка,
Этот пальчик – бабушка,
Этот пальчик – папочка,
Этот пальчик – мамочка,
Этот пальчик – я,
Вот и вся моя семья! (поочередное сгибание пальцев, начиная с большого)

Игра «Не плачь, куколка моя»
Не плачь, куколка моя,
Остаешься ты одна.
Не могу с тобой играть,
Нужно мне перестирать:
Твои платья и носки,
Твои юбки и чулки,
Свитер, варежки, жакет,
Шапочку, цветной берет.
Я налью воды чуток,
В таз насыплю порошок.
Пену снежную взобью,
Постираю и пойду.
Пока светит солнышко,
Натяну веревочку.
К ней одежду прикреплю,
Ветерком все посушу.
Утюгом туда-сюда
Белье быстро глажу я.
Поработали вдвоем,
А теперь и отдохнем.
(на первые четыре строчки имитировать укачивание куклы. Затем загибать поочередно пальцы. Далее имитировать движения, описанные в стихотворении. На последние строчки положить  ладони на стол или на колени)

Игра «Лошадки»
По дороге белой, гладкой
Скачут пальцы, как лошадки.
Чок-чок-чок, чок-чок-чок.
Скачет резвый табунок.
(Пальчики «скачут» по столу в ритме стихотворения)

 

Графические упражнения

 

Задание «Штриховка»

Нарисуйте контурную картинку, например, фрукт, либо овощ и дайте ребенку заштриховать картинку прямыми ровными линиями, не выходя за ее контуры.

Задание «Обведи рисунок»

Нарисуйте контурную картинку и дайте ребенку обвести рисунок точно по линиям, не отрывая карандаш от бумаги.

Задание «Соедини по точкам»

Нарисуйте контурную картинку пунктирными линиями и дайте ребенку соединить пунктиры (точки) одной сплошной линией, не отрывая карандаш от бумаги.

Задание «Нарисуй фигуры»

Нарисуйте две геометрические фигуры, одну большую, другую маленькую дайте ребенку нарисовать внутри большой фигуры, постепенно уменьшающиеся фигуры, а вокруг маленькой – постепенно увеличивающиеся фигуры. Касаться стенок предыдущей фигуры нельзя. Чем больше получится фигур, тем лучше.

Задание «Нарисуй такую же картинку»

Нарисуйте любую картинку и дайте ребенку повторить ваш рисунок.

Задание «Дорисуй картинку»

Нарисуйте левую половину картинки и дайте ребенку дорисовать правую половину рисунка.

      Выбирайте игры и задания, подходящие по возрасту и развитию именно вашему ребенку, не допускайте его переутомления. В ходе игры старайтесь больше разговаривать с малышом, ведите диалог, разыгрывайте сценки; сочиняйте сказки и истории. Старайтесь попробовать в течение определенного времени как можно больше различных игр на развитие мелкой моторики, но помните, что нельзя занимайтесь всем сразу. Не ограничивайте детей в проявлении инициативы и фантазии. Пальчиковые игры и задания должны приносить ребенку радость! Помните: чтобы заинтересовать ребенка и помочь ему овладеть новым видом деятельности, новой информацией, нужно превратить обучение в игру; не забывайте поддерживать и хвалить ребенка за каждый успех! Работа по развитию мелкой моторики руки должна проводиться регулярно.

Советы родителям

 

       Для развития мелкой моторики с детьми младшего дошкольного возраста необходимо использовать следующие упражнения, которые помогут усовершенствовать свои навыки:

1. Пальчиковая гимнастика.

 2. Игры с крупой, бусинками, пуговицами, мелкими камешками.

3. Вырезание ножницами.

 4. Аппликации.

5. Лепка из пластилина, глины и соленого теста.

6. Рисование, раскрашивание.

7. Графические упражнения.                                                                                                  

 8. Штриховка.

В домашней обстановке родителям можно использовать подручные

материалы для развития мелкой моторики рук:

1. Смешайте фасоль, горох  и попросите ребёнка разобрать всё в разные чашечки. Для интереса назовите игру «Золушка».

2. Для мальчиков можно создать игру «Юный механик», для которой потребуются только болты с гайками. Попросите раскрутить или накрутить гайку. Для интереса попробуйте посоревноваться с ребёнком, кто быстрее справиться или даже устроить семейный турнир. Хорошо ещё если болты и гайки будут разными по величине. Это ещё будет способствовать развитию глазомера.

3. Завяжите на шнурке несколько, не очень тугих узелков и ребёнка попросите их развязать, и наоборот.

4. Для девочек хорошо подойдёт нанизывание бусин, макарон или пуговиц на проволоку.                                                                                                                                                                                                                  5. Прищепки. При развешивании белья попросите ребёнка вам помочь. Или возьмите картонные геометрические фигуры и пусть ребёнок с помощью прищепок превратит фигуру в какой - то предмет.

 Заданий и упражнений, направленных на развитие мелкой моторики очень много. При желании, особенно, если подключить фантазию и воображение, придумывать их можно бесконечно. И главное здесь - учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка, его возраст, настроение, желание и возможности.

Таким образом, если будут развиваться пальцы рук, то будут развиваться речь и мышление ребенка.

      А так же можно развивать мелкую моторику  рук с помощью дидактических игр. Дидактические игры – отличное средство, помогающее всесторонне и эффективно развивать мелкую моторику и речевую функцию у детей. Игра развивает сгибательные  и разгибательные мышцы рук и пальцев, их гибкость, учит прикладывать силу в движениях. Формирует навыки зрительного контроля и сглаженность в движениях рук:

 Игра "Чудесный мешочек". Дети находят на ощупь предметы по форме, по материалу, по названию.

Игра "Выложи буквы". Дети выкладывают буквы из различных материалов(счетные палочки, трубочки, крестики, косточки и т.д).

 Игра "Выложи картину". Дети с помощью геометрических фигур выкладывают медведя, зайца и т.д.

 Игра "Помоги бабушке". Дети развязывают узелки на бельевой веревке, сматывают клубочки.

 Игра "Выложи нитками". Дети выкладывают контуры картинок нитками(птичка, цветок и т.д.). Игры с водой и пипеткой - капли по контору рисунка, различные переливания.

Игра "Сплетем коврик". Дети плетут коврики из полосок цветной бумаги.

Игры с песком "Нарисуй пальчиком, палочкой".
Заданий и упражнений, направленных на развитие мелкой моторики и координации движений очень много. При желании, особенно если подключить фантазию и воображение, придумывать их можно бесконечно. И главное здесь - учитывать индивидуальные способности каждого ребенка, его возраст, настроение, желание и возможности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_motorika.docx429.63 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация

         для родителей

C:\Users\имя\Downloads\слайд14.jpg

 «Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста».

C:\Users\имя\Downloads\slide-1.jpg

         Мелкая моторика — способность манипулировать мелкими предметами, передавать объекты из рук в руки, а также выполнять задачи, требующие скоординированной работы глаз и рук. Мелкая моторика связана с нервной системой, зрением, вниманием, памятью и восприятием ребенка.

В дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки должна стать важной частью развития детской речи, формирования навыков самообслуживания и подготовки к письму. От того, насколько ловко научится ребенок управлять своими     пальчиками, зависит его дальнейшее развитие. Наряду с развитием мелкой моторики развиваются память, внимание, а также словарный запас. Главное – уровень сложности заданий должен соответствовать возрасту. При выборе игр и упражнений необходимо учитывать возможности и интересы детей. Слишком простые, как и слишком трудные игры и упражнения не вызывают у детей интереса. По мере усвоения программного материала игру можно усложнять, увеличив количество предметов для ее проведения, изменив (ускорив) темп, заменив наглядный материал игры на словесный и т. д.

C:\Users\имя\Downloads\1-0.jpg

Основные виды развития мелкой моторики рук

Пальчиковая гимнастика
«Пальчиковые игры» — это инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев. Многие игры требуют участия обеих рук, что дает возможность детям ориентироваться в понятиях «вправо», «влево», «вверх», «вниз» и т. д. В ходе пальчиковых игр дети, повторяя движения взрослых, активизируют моторику рук. Тем самым вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности.

Игра «Моя семья».
Этот пальчик – дедушка,
Этот пальчик – бабушка,
Этот пальчик – папочка,
Этот пальчик – мамочка,
Этот пальчик – я,
Вот и вся моя семья! (поочередное сгибание пальцев, начиная с большого)

Игра «Не плачь, куколка моя»
Не плачь, куколка моя,
Остаешься ты одна.
Не могу с тобой играть,
Нужно мне перестирать:
Твои платья и носки,
Твои юбки и чулки,
Свитер, варежки, жакет,
Шапочку, цветной берет.
Я налью воды чуток,
В таз насыплю порошок.
Пену снежную взобью,
Постираю и пойду.
Пока светит солнышко,
Натяну веревочку.
К ней одежду прикреплю,
Ветерком все посушу.
Утюгом туда-сюда
Белье быстро глажу я.
Поработали вдвоем,
А теперь и отдохнем.
(на первые четыре строчки имитировать укачивание куклы. Затем загибать поочередно пальцы. Далее имитировать движения, описанные в стихотворении. На последние строчки положить  ладони на стол или на колени)

Игра «Лошадки»
По дороге белой, гладкой
Скачут пальцы, как лошадки.
Чок-чок-чок, чок-чок-чок.
Скачет резвый табунок.
(Пальчики «скачут» по столу в ритме стихотворения)

Графические упражнения

Задание «Штриховка»

Нарисуйте контурную картинку, например, фрукт, либо овощ и дайте ребенку заштриховать картинку прямыми ровными линиями, не выходя за ее контуры.

Задание «Обведи рисунок»

Нарисуйте контурную картинку и дайте ребенку обвести рисунок точно по линиям, не отрывая карандаш от бумаги.

Задание «Соедини по точкам»

Нарисуйте контурную картинку пунктирными линиями и дайте ребенку соединить пунктиры (точки) одной сплошной линией, не отрывая карандаш от бумаги.

Задание «Нарисуй фигуры»

Нарисуйте две геометрические фигуры, одну большую, другую маленькую дайте ребенку нарисовать внутри большой фигуры, постепенно уменьшающиеся фигуры, а вокруг маленькой – постепенно увеличивающиеся фигуры. Касаться стенок предыдущей фигуры нельзя. Чем больше получится фигур, тем лучше.

Задание «Нарисуй такую же картинку»

Нарисуйте любую картинку и дайте ребенку повторить ваш рисунок.

Задание «Дорисуй картинку»

Нарисуйте левую половину картинки и дайте ребенку дорисовать правую половину рисунка.

      Выбирайте игры и задания, подходящие по возрасту и развитию именно вашему ребенку, не допускайте его переутомления. В ходе игры старайтесь больше разговаривать с малышом, ведите диалог, разыгрывайте сценки; сочиняйте сказки и истории. Старайтесь попробовать в течение определенного времени как можно больше различных игр на развитие мелкой моторики, но помните, что нельзя занимайтесь всем сразу. Не ограничивайте детей в проявлении инициативы и фантазии. Пальчиковые игры и задания должны приносить ребенку радость! Помните: чтобы заинтересовать ребенка и помочь ему овладеть новым видом деятельности, новой информацией, нужно превратить обучение в игру; не забывайте поддерживать и хвалить ребенка за каждый успех! Работа по развитию мелкой моторики руки должна проводиться регулярно.

C:\Users\имя\Downloads\slide-1.jpg


Советы родителям

       Для развития мелкой моторики с детьми младшего дошкольного возраста необходимо использовать следующие упражнения, которые помогут усовершенствовать свои навыки:

1. Пальчиковая гимнастика.

 2. Игры с крупой, бусинками, пуговицами, мелкими камешками.

3. Вырезание ножницами.

 4. Аппликации.

5. Лепка из пластилина, глины и соленого теста.

6. Рисование, раскрашивание.

7. Графические упражнения.                                                                                                  

 8. Штриховка.

В домашней обстановке родителям можно использовать подручные

материалы для развития мелкой моторики рук:

1. Смешайте фасоль, горох  и попросите ребёнка разобрать всё в разные чашечки. Для интереса назовите игру «Золушка».

2. Для мальчиков можно создать игру «Юный механик», для которой потребуются только болты с гайками. Попросите раскрутить или накрутить гайку. Для интереса попробуйте посоревноваться с ребёнком, кто быстрее справиться или даже устроить семейный турнир. Хорошо ещё если болты и гайки будут разными по величине. Это ещё будет способствовать развитию глазомера.

3. Завяжите на шнурке несколько, не очень тугих узелков и ребёнка попросите их развязать, и наоборот.

4. Для девочек хорошо подойдёт нанизывание бусин, макарон или пуговиц на проволоку.                                                                                    5. Прищепки. При развешивании белья попросите ребёнка вам помочь. Или возьмите картонные геометрические фигуры и пусть ребёнок с помощью прищепок превратит фигуру в какой - то предмет.

 Заданий и упражнений, направленных на развитие мелкой моторики очень много. При желании, особенно, если подключить фантазию и воображение, придумывать их можно бесконечно. И главное здесь - учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка, его возраст, настроение, желание и возможности.

Таким образом, если будут развиваться пальцы рук, то будут развиваться речь и мышление ребенка.

C:\Users\имя\Downloads\015 (1).jpg

      А так же можно развивать мелкую моторику  рук с помощью дидактических игр. Дидактические игры – отличное средство, помогающее всесторонне и эффективно развивать мелкую моторику и речевую функцию у детей. Игра развивает сгибательные  и разгибательные мышцы рук и пальцев, их гибкость, учит прикладывать силу в движениях. Формирует навыки зрительного контроля и сглаженность в движениях рук:

 Игра "Чудесный мешочек". Дети находят на ощупь предметы по форме, по материалу, по названию.

Игра "Выложи буквы". Дети выкладывают буквы из различных материалов(счетные палочки, трубочки, крестики, косточки и т.д).

 Игра "Выложи картину". Дети с помощью геометрических фигур выкладывают медведя, зайца и т.д.

 Игра "Помоги бабушке". Дети развязывают узелки на бельевой веревке, сматывают клубочки.

 Игра "Выложи нитками". Дети выкладывают контуры картинок нитками(птичка, цветок и т.д.). Игры с водой и пипеткой - капли по контору рисунка, различные переливания.

Игра "Сплетем коврик". Дети плетут коврики из полосок цветной бумаги.

Игры с песком "Нарисуй пальчиком, палочкой".
Заданий и упражнений, направленных на развитие мелкой моторики и координации движений очень много. При желании, особенно если подключить фантазию и воображение, придумывать их можно бесконечно. И главное здесь - учитывать индивидуальные способности каждого ребенка, его возраст, настроение, желание и возможности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста"

Основные виды развития мелкой моторики рук. Пальчиковые игры. Графические упражнения....

Консультация для родителей «Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста»

«Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста»...

Консультация для родителей: "Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста"

Полезная, необходимая информация для родителей по развитию мелкой моторики руки ребенка дома....

Консультация для родителей.Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста.

Консультация для родителей.Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста.Развитие мелкой моторики рук ребенка и развитие его речи взаимосвязаны. Пальцы рук снабжены огромным количеств...

Консультация для родителей "Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста"

          Родителей всегда волнует вопрос, как обеспечить полноценное развитие ребенка и как правильно подготовить его к школе. Учеными доказано, что развитие руки нахо...

Консультация для родителей " Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста"

Все взрослые знают, что у детей нужно развивать мелкую моторику рук. Но не все знают, как правильно это делать, да и вообще что является мелкой моторикой и какие особенности она имеет? Какие занятия, ...