Дидактические и подвижные игры по шахматам.
картотека по математике (старшая группа)

Захарова Варвара Алексеевна

Уимся играя.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл didakticheskie_i_podvizhnye_igry_po_shahmatam.docx844.11 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение города Якутска «Детский сад №89 «Парус»

Учимся играя

Картотека дидактических и подвижных игр по

шахматам

Картинки по запросу шахматы и дети

Пояснительная записка

Шахматы – это целый мир со своими законами, легендами, «королями» и трагедиями. Это древняя игра настолько глубока, что в ней могут найти себя самые разные люди, в том числе и дети.

Целью является помочь детям старшего дошкольного возраста усвоить основы шахмат.

Благодаря шахматам можно постигать основы шахматных знаний и развить навык самоорганизации, привить чувство ответственности за принятое решение. И тем самым научить детей старшего дошкольного возраста играть в шахматы. Наконец, шахматы могут стать замечательной формой проведения свободного времени: общения со сверстниками, нахождения общих интересов с взрослыми. Думаем, что наша работа принесет реальную пользу воспитателям в работе с детьми в дошкольных учреждениях и родителям.

Желаем успехов! Удачного Вам творчества!

Волшебный мешочек

Дидактическая игра

Цель:

Повторить шахматные фигуры, их первоначальную расстановку и развитие мелкой моторики руки; вызвать интерес к игре.

Материалы для игры:
  • Мешочек
  • Шахматная доска
  • Шахматные фигуры
  • Пластилин (черный, белый), доски для лепки
Правила игры:

Вариант 1.Могут играть все дети. Детям предлагают по очереди достать шахматные фигуры из

«Волшебного мешочка» и ставить фигуры на шахматной доске, где они должны стоять перед игрой. Вариант 2. Играют все. Детям раздают черные, белые пластилины и доски для лепки. Предлагаем по очереди по одному достать шахматные фигуры из «Волшебного мешочка». Тот кто достал фигуру говорить и ставить фигуры на шахматной доске, остальные дети лепят из пластилина

такую фигуру.

Шахматное лото

Дидактическая игра

Цель:

Повторить шахматные фигуры; развивать внимание и вызвать интерес к игре.

Материалы для игры:

  • Мешочек
  • Шахматные фигуры
  • Большие карточки с фигурами 20-30 шт.
  • Фишки 50-80 шт.

Правила игры:

Детям раздают по 2-3 шт. большие карточки, где нарисованы фигуры и фишки 15-20 шт.. Один ребенок достает из мешочка и говорит какая это шахматная фигура. У кого есть такая фигура, тот вставит фишку на большую карточку. Выигрывает тот, кто закрыл фишкой все фигуры большой карточки.

Город

Дидактическая игра

(авторы книги «Шахматный учебник для детей и родителей»

В.Костров, Д.Давлетов)

Цель:

Повторить положение шахматных фигур на доске.

Правила игры:

Предлагаем детям представить шахматный город, где есть дома с улицами, номерами домов. Улицы - это вертикали, дома – это горизонтали.

Для начала поселим фигуры в городе. Каждая клеточка –

площадь, где стоит дом. Дети должны называть, где живет каждая фигура. И на какой улице живете? А еще какие по соседству живут? Кто больше знает кто, где живет?

Например, король живет на улице «b» в доме № 7, ферзь живет на улице «с» в доме № 4 и т.д.

Морской бой

Дидактическая игра

(авторы книги «Шахматный учебник для детей и родителей» В.Костров, Д.Давлетов)

Цель:

Научить, быстрей отыскивать любое шахматное поле.

Правила игры:

Играют по два ребенка. Берем две доски и фигуры каждой доске по одному цвету, сажаем детей друг от друга подальше. Предлагаем представить, что они стали адмиралами,

руководящими мощными эскадрами кораблей, а доски будут у вас – морями, океанами.

Ставим на доске из фигур и пешек эскадру кораблей и по- очереди говорим место фигуры так начинается бой. Первыми начинают фигуры белые. После боя меняем фигурами.

Если снаряд не попал в цель – «мимо», попали – «ранен» или «убит». Кто больше попадет, тот победитель.

Задача игрока:

Потопить раньше вашего соперника корабли противника. Стрелять будем по очереди, но если попали, то ход снова ваш.

Курица и зернышки

Дидактическая игра

(авторы книги «Шахматный учебник для детей и родителей» В.Костров, Д.Давлетов)

Цель:

Повторить передвижение фигур по шахматной доске.

Материалы для игры:

  • Курица (любая шахматная фигура);
  • Зернышко (фигура пешки);
  • Демонстрационная доска. Правила игры:

Расставляем на демонстрационной доске несколько фигур пешек (зернышко) любого цвета и курицей (любая фигура) уничтожаем все зернышки по очереди.

Задачей курицы в том, чтобы как можно меньше делать ходов и съесть все зернышки. Надо тратить не более двух ходов на уничтожение каждой зернышки.

И важная задача:

Курица не может перепрыгивать зернышки.

Снайпер

Дидактическая игра

Цель:

Повторить координаты шахматной доски; вызвать интерес к игре.

Правила игры:

Игра проводится на демонстрационной доске, играют двое детей. Один из них на доске, хаотично, расставляет 8 пешек. Другой должен стрелять, т.е. угадать координаты пешек.

Если снаряд не попал в цель – «мимо», попали – «убит».

Нападающий делает 8 выстрелов. Потом играющие меняются местами. Подсчитываются очки. Кто сделал больше попаданий, тот выигрывает

Цель:

Найди ошибку

Развитие внимания, сообразительности и смекалки, умение видеть фигуры на доске.

Правила игры:

Обучающиеся должны внимательно посмотреть на шахматную доску и быстро найти ошибки:

  • На шахматной доске расставлены два чёрного Слона, оба на белых полях. По правилам один должен стоять на белом поле, а другой на чёрном.
  • Два Короля стоят рядом. Короли по шахматным правилам вместе не стоят.
  • Первоначально не правильно поставлены Король и Ферзь. В начале игры Ферзь любит свой цвет. Поэтому чёрный ферзь стоит на чёрном поле, а белый на белом.

Сложи фигуру

Цель:

Развитие смекалки, логического мышления.

Правила игры:

На столах выложены конверты с разрезными на 3-4 части шахматными фигурами. Учащиеся должны подобрать так части, чтобы получилась шахматная фигура, затем взять бросовый материал – косточки и выложить из них такую же шахматную фигуру.

Игра на смекалку

Цель:

Развитие смекалки, воображения; расширение кругозора.

Правила игры:

На большом листе ватмана написаны большим шрифтом вопросы, учащиеся должны быстро и правильно на них ответить, например:

  • У какого Слона нет хобота? (у шахматного)
  • Какой Король не умеет говорить? (шахматный)
  • Что за чудо-поле, на котором мышке тесно, а свободно Слону? (на шахматной).
  • На каком Слоне нельзя прокатиться? (на шахматном)H:\КАРТИНКИ ПО ШАХМАТАМ\3831_шахматный-праздник-278x185.jpg
  • Какая клетка всегда только квадратная? (шахматная)
  • Если их соединить, угол можно получить (горизонталь и диагональ, горизонталь и вертикаль, вертикаль и диагональ)
  • Какая фигура грамоту знает, что ни ход, то буква? (Конь).

Живые шахматы

Подвижная игра

Цель:

Повторить шахматные фигуры и их первоначальную расстановку; вызвать интерес к игре.

Материалы для игры:

  • Шапочки шахматных фигур и накидки (на каждого ребенка)
  • Шахматное поле 3х3м.

Правила игры:

Игра проводиться на шахматном поле. Дети становятся «шахматными фигурами» (надевают шапочки шахматных фигур и накид).

Шахматные фигуры (дети) в начале игры стоят на шахматном поле, где их фигура находится.

Звучит музыка - шахматные фигуры танцуют. Когда музыка остановиться должны встать на шахматное поле, где стояли в начале игры шахматные фигуры и должны рассказать на каком месте стоят.

Задача играющих:

Не перепутать свои места. После меняются своими фигурами и игра продолжается.

Почтальон

Подвижная игра

Цель:

Научить по записи находить положения фигур на шахматной доске.

Материалы для игры:

  • Конверты с письмами
  • Шахматное поле
  • Шахматные фигуры

Правила игры:

В этой игре повторяется расположение фигур на доске. Фигуры заранее находят свои места на шахматном поле – это их расположение домов (адрес, где они живут). Один ребенок становится  почтальоном и должен доставить фигурам письма по адресу. На письме написано адрес дома, а имя фигуры не называется. Почтальон по записи доставляет письмо и говорит, какая фигура там живет.

Так игра продолжается до тех пор, пока не раздаст все письма. Затем меняются местами фигуры, почтальоном становится другой ребенок.

Ставим ловушки

Подвижная игра

Цель:H:\КАРТИНКИ ПО ШАХМАТАМ\46979993-имбирь-и-мило-шахматист-с-шахматной-доской.jpg

Повторение хода коня; вызвать интерес к игре.

Материалы для игры:

  • шахматное поле 3х3м
  • шапочка коня и накид
  • ловушки из красного картона 64 шт.
Правила игры:

Вариант 1.Игра начинается с угла а1 на шахматном поле. Один        из играющих одевает шапочку коня и ходит на шахматном поле ходом коня, т.е. буквой «Г». После каждого хода ставим и считаем ловушки.

Задача играющего – расставить как можно больше ловушек на шахматном поле.

Вариант 2.Играют двое сразу. Начинают с угла а1 и h8. вдвоем одевают шапочку коня и ходят ходом коня, т.е. буквой «Г». После каждого хода ставим и считаем ловушки. Выигрывает тот у кого больше ловушек на поле.

Шахматный чудокуб

Подвижная игра

Цель:

Повторение знание фигур, их место на шахматном поле; вызвать интерес к игре.Картинки по запросу рисунок шахматные фигуры

Материалы для игры:

  • Чудокуб
  • Шахматное поле
  • Шапочки шахматных фигур и накид
  • Пластилины (белые, черные), доски для лепки

Правила игры:

Вариант 1. Игра проводится на шахматном поле. Дети по-очереди бросают «Шахматный чудо-куб» ( не имеет роли цвет шахматной фигуры). Ребенок, бросивший «Шахматный чудо-куб» говорит какая это фигура. Затем одевает шапочку этой шахматной фигуры и накид (фигура, накид может быть любой). Потом находит ее места на шахматном поле – говорит букву и цифру.

Вариант 2. Игра проводится на шахматном поле. Дети по-очереди бросают «Шахматный чудо-куб» (расположены только белые фигуры или только черные). Ребенок, бросивший «Шахматный чудо-куб» говорит какая это фигура. Потом находит ее места на шахматном поле – говорит букву и цифру. Затем одевает шапочку этой  шахматной фигуры и накид (фигура, накид может быть или черным, или белым). Потом находит ее места на шахматном поле – говорит букву и цифру.

Вариант 3. Играют все дети. На столе лежат пластилин белый и черный, доски для лепки и на шахматном поле стоит «Шахматный чудо-куб». Дети по-очереди бросают «Шахматный чудо-куб» (расположены только белыефигуры или только черные). Ребенок, бросивший «Шахматный чудо-куб» говорит какая это фигура, остальные дети лепят из пластилина эту фигуру.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактические и подвижные игры с детьми дошкольного возраста

Дидактические и подвижные игры для детей дошкольного возраста, имеющих проблемы в развитии /эмоционально-волевой сферы/, подобраны с учетом возможности их использования педагогами как на занятиях, так...

Дидактические и подвижные игры с детьми дошкольного возраста

Дидактические и подвижные игры для детей дошкольного возраста, имеющих проблемы в развитии /эмоционально-волевой сферы/, подобраны с учетом возможности их использования педагогами как на занятия...

Картотека дидактических и подвижных игр по шахматам

Шахматы – это целый мир со своими законами, легендами, «королями» и трагедиями. Это древняя игра настолько глубока, что в ней могут найти себя самые разные люди, в том числе и ...

Картотека дидактических и подвижных игр по шахматам

Картотека дидактических и подвижных игр по шахматам...

Картотека дидактических и подвижных игр по шахматам

Шахматы – это целый мир со своими законами, легендами, «королями» и трагедиями. Это древняя игра настолько глубока, что в ней могут найти себя самые разные люди, в том числе и дети.Ц...