Проект "Мой город Когалым"
проект (средняя группа)

Остапкевич Ольга Федоровна

Формирование патриотических и накопление знаний детей  о своем родном городе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_moy_gorod.docx370.49 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Золушка г. Когалыма

                                                                          Воспитатели;

Картинки по запросу когалымРазработали проект

 воспитатели:

Остапкевич О Ф.                

  Умарова И.И.      

Когалым 2020г.

Параметры информации

    Содержание информации

Авторы проекта

Воспитатели Умарова И.И., Остапкевич О.Ф.

Исполнители проекта

Дети, родители и воспитатели

Тип проекта

Познавательно – исследовательский.

Продолжительность проекта

Долгосрочный (февраль-май)

Проблема

Низкий уровень знаний детей о своем городе.

Цель проекта

Формирование патриотических чувств и накопление знаний детей о своем родном городе.

Задачи исследования

1.Сформировать у ребенка представление о себе, своей семье и социальном окружении;

2.Познакомить с различными социальными объектами, их взаимосвязями и значением для жизни города;

3.Познакомить с символикой города;

4.Формировать позитивное, уважительное отношение к родному городу, его жителям, труду;

5.Воспитывать у детей любовь к родному краю, эмоциональную отзывчивость, умение видеть и понимать красоту природы родного города, формировать эстетические чувства;

6.Развивать коммуникативные навыки.

Назначение проекта

Для детей средней группы и их родителей.

Условия реализации проекта 

Реализация проекта осуществляется через все виды детской деятельности.

Ресурсное обеспечение

Компьютер, мультимедийная установка, дидактические игры по познавательному развитию о городе. «Лото о достопримечательностях города». Настольная игра «Путешествие по городу».Участие в акциях, посвященных празднованию 75 Победы в Вов.

Используемые методы и приемы

Традиционные методы

1.Наглядные

2.Словесные

3.Практические

Инновационные методы

1.Проектный метод

2.Игровой метод

3.Использование ИКТ

Дата проведения проекта

Февраль-май 2020гг.

                                                         «Я узнал, что у меня

Есть огромная родня:

И тропинка, и лесок,

В поле - каждый колосок,

Речка, небо надо мною-

Это все мое, родное!»

В. Орлов

Актуальность проекта

Основы патриотизма начинают формироваться в дошкольном возрасте. Дети - это наше будущее, а значит будущее нашей страны. Каждый из нас должен любить свою страну. Но маленьким детям непонятны понятия страна, патриотизм, Родина… Начинать воспитание любви к своей Отчизне нужно с любви к своей малой родине - месту, где родился человек. Знакомство детей с родным краем: с историко-культурными, национальными, географическими, природными особенностями формирует у них такие черты характера, которые помогут им стать патриотом и гражданином своей Родины. Ведь, яркие впечатления о родной природе, об истории родного края, полученные в детстве, нередко остаются в памяти человека на всю жизнь. 
И действительно, как не велика наша страна, человек связывает свое чувство любви к ней с теми местами, где он родился, вырос; с улицей, по которой ходил не раз; с двором, где посадил первое деревце.

Для успешности работы с детьми по ознакомлению с городом, где они живут, необходимо применить проектный метод. Дошкольное детство можно назвать порой ежедневных открытий. Взрослым следует дарить детям радость этих открытий, наполнив их идеологическим и воспитательным содержанием, которые должны способствовать формированию нравственных основ и чувства патриотизма. Раздвигая горизонты познаваемого детьми, мы зароняем в их сердца искорку любви к родному краю, к Родине.

Цель проекта: Создать условия для развития у детей патриотических чувств, для повышения активности участия родителей в жизни группы.

Задачи:

  • Сформировать у ребенка представление о себе, своей семье и социальном окружении;
  • Познакомить с различными социальными объектами, их взаимосвязями и значением для жизни города;
  • Познакомить с символикой города;
  • Формировать позитивное, уважительное отношение к родному городу, его жителям, труду;
  • Воспитывать у детей любовь к родному краю, эмоциональную отзывчивость, умение видеть и понимать красоту природы родного города, формировать эстетические чувства;
  • Развивать коммуникативные навыки.

Предполагаемые итоги реализации проекта

Предполагаемый итог реализации проекта со стороны детей:

  • Обогащены и систематизированы знания детей о родном городе. Сформирован устойчивый интерес к изучению данной проблемы.
  • У детей обогатился словарь новыми словами, повысилось умение самостоятельно рассуждать.
  • Дошкольники приобретут навыки социального общения с взрослыми.

Предполагаемый итог реализации проекта со стороны педагогов:

  • Использование новых технологий в образовательном процессе.
  • Пополнение развивающей среды группы.
  • Накопление практического дидактического материала по различным видам детской деятельности в рамках работы над проектом.

Предполагаемый итог реализации проекта со стороны родителей:

  • Привлечение родителей к активному участию в мероприятиях, конкурсах, выставках проводимых в рамках проекта;
  • Помощь в проведении экскурсий и целевых прогулок;
  • Повышение интереса к работе в ДОУ. 

При выстраивании педагогического процесса по ознакомлению дошкольников с родным городом учитываются следующие принципы.

Механизмы реализации проекта

Реализация проекта проходит в три этапа

Этапы работы над проектом

Деятельность педагога

Работа с родителями

Первый этап организационный (подготовительный)

•        Выдвижение   гипотезы,

определение цели и задач проекта.

•        Изучение необходимой литературы ,

подбор методического материала.

•        Разработка тематического плана для реализации проекта.

•        Диагностирование детей, и родителей

•        . Анкетирование лишь подтвердило наше предположение о том, что родителей тоже необходимо просвещать. Отчасти эту работу мы проводила через детей. Родителям было предложено вместе с детьми сделать генеалогическое древо семьи; принять участие в оформлении альбома «Туристические прогулки по городу»; «Профессия моих родителей; оформлении стенда «Я и мой город»; выращивание комнатных цветов для группы.

Второй этап прак-тический (реализа-ция намеченных планов)

Для реализации поставленных задач, работа проходила через все виды образовательных областей: коммуникация, познание, чтение художественной литературы, социализация, безопасность, трудовая деятельность, музыкальное развитие, физическое развитие, здоровье.

В своей работе применяли самые разнообразные формы работы с дошкольниками: экскурсии, беседы, словотворчество, рассказ, сюжетно-ролевые игры, пальчиковые, дидактические игры, продуктивная деятельность (лепка, рисование, аппликация, конструирование) и др.

Создана предметно-развивающая среда: стенд в группе по нравственно-патриотическому воспитанию; изготовлены дидактические игры, атрибуты к сюжетно-ролевым играм; разработаны альбомы («Мой город Когалым», «Памятники города», «Растительный и животный мир родного края»); подборка художественной литературы.

Совместно с родителями оформлены альбомы: «Я гуляю по городу», «Профессия моих родителей», стенд в приемной «Я и мой город».

С детьми читали различные произведения о семье, о городе, природе, защитниках Отечества, армии.

Дети рассказывали о своей семье по изготовленным вместе с родителями генеалогическим древам.

К нам в группу приходили гости: повар детского сада, медицинская сестра,

ветеран ВОВ, папа Виктора К.  с рассказом о своей работе полицейского, папа Айдара  рассказал о своей работе шофера.

Совершали экскурсии и целевые прогулки: в библиотеку, парикмахерскую, стоматологический кабинет к памятникам, к проезжей части.

Родительское собрание

тема : : «Основы нравственно-патриотического воспитания детей среднего возраста путём приобщения к культурным и сем. ценностям"».  

  • Кнсультация «Как вырастить патриота»
  • Проведение просветительской работы (консультации, рекомендации).
  • Посещение семьи.
  • Индивидуальные беседы.
  • Изготовление плаката на тему: «Любимые места в моем городе»;
  • буклетов, памяток.
  • Создание лэпбука «О войне мы не забудем»

Третий этап заключительный

Диагностирование детей с целью определения уровня усвоения материала в рамках реализации проекта.

Анализ результатов реализации проекта.

Презентация проекта.

Оформление стенгазеты для родителей по итогам реализации проекта.

 

     

На 1 этапе проекта мы провели поисковую работу по подбору материала по данной теме. Определили цель и задачи проекта, составили план. С использованием игровой ситуации сформулировали перед детьми задачу. К нам в группу приходил Незнайка из Солнечного города и рассказывает детям о своем городе. Незнайка задает вопросы детям о городе, в котором они живут, но, к сожалению, дети знают о нем очень мало. Мы пригласили прийти Незнайку к нам еще раз, через полгода, а мы с ребятами постараемся узнать о своем городе много интересного и обязательно ему расскажем.

       Была проведена диагностика детей по данной теме. Результаты показали низкий уровень знаний у детей о своем городе.

Проведено анкетирование родителей по данной теме. Анкетирование лишь подтвердило наше предположение о том, что родителей тоже необходимо просвещать. Отчасти эту работу мы провели через детей. Родителям было предложено вместе с детьми сделать генеалогическое древо семьи; принять участие в оформлении альбома «Туристические прогулки по городу»; «Профессия моих родителей; оформлении стенда «Я и мой город»; выращивание комнатных цветов для группы.

На 2 этапе проекта для реализации поставленных задач, работа проходила через все виды образовательных областей: коммуникация, познание, чтение художественной литературы, социализация, безопасность, трудовая деятельность, музыкальное развитие, физическое развитие, здоровье.

В своей работе применяли самые разнообразные формы работы с дошкольниками:

  • экскурсии,
  • беседы,
  • словотворчество, рассказ,
  • сюжетно-ролевые игры,
  • пальчиковые, дидактические игры,
  • продуктивная деятельность (лепка, рисование, аппликация, конструирование) и др.

Создана предметно-развивающая среда: стенд в группе по нравственно-патриотическому воспитанию; изготовлены дидактические игры, атрибуты к сюжетно-ролевым играм; разработаны альбомы («Мой город Когалым», «Памятники города», «Растительный и животный мир родного края»); подборка художественной литературы.

Совместно с родителями оформлены альбомы: «Я гуляю по городу», «Профессия моих родителей», стенд в приемной «Я и мой город».

С детьми читали различные произведения о семье, о городе, природе, транспорте, защитниках Отечества, армии.

Дети рассказывали о своей семье по изготовленным вместе с родителями генеалогическим древам.

К нам в группу приходили гости: повар детского сада, медицинская сестра,

ветеран ВОВ, папа Виктора К.  с рассказом о своей работе полицейского, папа Айдара рассказал о своей работе шофера.

Совершали экскурсии и прогулки: в прачечную, кухню детского сада, медицинский кабинет, по территории детского сада.

 Проблемы. Из-за погодных условий и карантина не удалось провести большинство экскурсий.

На 3 этапе состоялась открытая презентация проекта.

В гости к детям приходит Незнайка. Дети совершили вмести с ним увлекательную онлайн «экскурсию по родному городу».

  • Дети читали стихотворения о своем городе,
  • Участвовали в Акциях «Укрась окно», «Я помню, я горжусь»
  • Приняли участие в конкурсе Открытого Всероссийского онлайн фестиваля «Спасибо за Победу»
  • В онлайн выступлениях дети рассказали об улицах, домах, важных социальных объектах, транспорте.
  • Показали знания о правилах безопасного поведения на дороге.
  • Дети чувствовали себя комфортно и непринужденно.

Результаты работы над проектом:

Проект «Мой город» явился ярким примером взаимодействия всех участников воспитательно-образовательного процесса: детей, родителей, педагогов. Установлены партнерские отношения с родителями. Опыт работы на сайте воспитателей.

Для выявления результативности опыта работы по проекту и анализа конечных результатов усвоения детьми предлагаемого материала, дети были продиагностированы по разработанным материалам в декабре 2019г и феврале 2020г.

Уровень усвоения предлагаемого материала по критериям определялся на основе бесед с детьми, а также анализе детских работ, наблюдения за детьми во время занятий, в свободных видах деятельности.

Результаты диагностики подтвердили эффективность влияния проектной деятельности, уровень знаний детей по ознакомлению с родным городом Когалымом значительно вырос. Отмечена положительная динамика по всем показателям.

Тематический план работы по нравственно - патриотическому воспитанию         детей средней группы.

    тема

Работа с детьми, с родителями

месяц

«Наши защитники»

«Народное творчество»

-Беседа с детьми о папе, с рассматриванием фотографий.

-Рассматривание картины Васнецова «Три богатыря».

-Изготовление подарков для пап

-Аппликация «Самолеты».

-Заучивание песен и стихов об армии

-Игровая ситуация «Мы солдаты».

-  Празднование праздника «Масленица»,

-Д/и «Народная игрушка»,

-Слушание р. н. песни «Детская кадриль».

- Видео презентация р. н. танца «Калинка»,

-Знакомство с дымковской росписью. Рисование «Платочек».

-Изготовление газеты « Мой папа самый лучший»

февраль

«Моя семья»

-Рассказы детей о членах своей семьи.

-Изготовление альбома «Моя семья»

-Беседа «Что значит любить родителей?»

-Беседа «Каждый при деле» - домашние обязанности членов семьи.

-Разыгрывание ситуаций: «Как поднять настроение маме?», «Праздник в семье», «Вечер в семье».

-Д/и « Ты да я – мы семья»

-Консультация «Как весело и с пользой провести выходные с семьёй»

март

«Мой любимый город»

-НОД «Символы России»,

-Мультимедийная презентация «Москва - столица нашей Родины»

-Беседы с детьми: «Мой адрес», «Улица, на которой я живу».

-Рассматривание фотографий с улицами города,

-Д/и «Узнай свой город»,

-Д/и «Народная игрушка»,

-Просмотр видиофильма «г. Когалым

- Изготовление альбома совместного творчества детей и родителей «Я рисую Когалым»

-Родительское собрание : «Основы нравственно-патриотического воспитания детей среднего возраста путём приобщения к культурным и сем. ценностям"».  

-Фотовыставка «Мой любимый Когалым»

-Консультация для родителей «Познакомьте ребёнка с Когалымом».

-Презентация книг, статей из газет и журналов на тему патриотического воспитания детей.

март

Использованная литература:

Комратова Н. Г., Грибова Л. Ф., «Патриотическое воспитание детей 4 - 6 лет» - М., 2007;

Алешина Н. В., «Знакомим дошкольников с родным городом» - М., 2007;

Алешина Н. В., «Патриотическое воспитание дошкольников» - М., 2008;

Казаков А. П., Шорыгина Т. А., «Детям о Великой Победе» - М., 2007;

Куцакова Л.В. «Нравственно-трудовое воспитание в детском саду». Для работы с детьми 3-7лет;

Микляева Н.В., Микляева Ю.В., Ахтян А.Г. «Социально-нравственное воспитание детей от 2 до 5 лет» - М., 2009;

Чиркова С.В. «Родительские собрания в детском саду» (средняя группа). – «ВАКО» 2009;

Голицына Н.С. Перспективное планирование в детском саду» (средняя группа) – М.,2011;

Воспитатель (1/2008) «Люби и знай свой родной край»;

Воспитатель (5/2009) «Город в котором я живу»;

Воспитатель (9/2010) «Любовь к родному краю»;

Воспитатель (4/2010) «Программа патриотического воспитания»;

Воспитатель (7/2010) «Воспитываем любовь к родному краю»;

Воспитатель (2/2018) «Формы работы по нравственно-патриотическому воспитанию вне занятий»;

Дошкольная педагогика (2/2019) Проект «С чего начинается Родина»;

Дошкольное воспитание (7/2010) «Патриотическое воспитание».

Приложение.

Приложение 1

Анкета для родителей  

1. Что Вы понимаете под термином «патриотическое воспитание»?

2. Возможно ли патриотическое воспитание в детском саду?

3. Как, по Вашему мнению, следует сформулировать цель патриотического воспитания детей дошкольного возраста?

4. Как Вы считаете, кто несет основную ответственность за патриотическое воспитание детей - педагоги или родители?

5. Как Вы считаете, следует ли знакомить детей дошкольного возраста с символикой города, достопримечательностями, профессиями города, улицами и т.д.?

6. Как Вы считаете, актуальна ли в современном обществе тема ознакомления с родословной семьи? Есть ли в Вашем доме семейные традиции?

Приложение 2

Рекомендации для родителей:

Воспитание маленького патриота начинается с самого близкого для него - родного дома, улицы, где он живет, детского сада.

Обращайте внимание ребенка на красоту родного города

Во время прогулки расскажите, что находится на вашей улице, поговорите о значении каждого объекта.

Дайте представление о работе общественных учреждений: почты, магазина, библиотеки и т.д. Понаблюдайте за работой сотрудников этих учреждений, отметьте ценность их труда.

Вместе с ребенком принимайте участие в труде по благоустройству и озеленению своего двора.

Расширяйте собственный кругозор

Учите ребенка правильно оценивать свои поступки и поступки других людей.

Читайте ему книги о родине, ее героях, о традициях, культуре своего народа

Поощряйте ребенка за стремление поддерживать порядок, примерное поведение в общественных местах.

Приложение 3

Консультация для родителей

о воспитании детей любви к Родному краю.

Целенаправленное ознакомление ребенка с родным городом нужно рассматривать как составную часть формирования у него патриотизма. Ведь чувство Родины малыша связывается с местом, где он родился и живет. Задача родителей - углубить это чувство, помочь растущему человеку открывать Родину в том, что ему близко и дорого - в ближайшем окружении. Это улица и сквер, где малыш бывает постоянно, двор, где играет с ребятишками, детский сад, который для него является вторым домом... Все это, пока ребенок мал, воспринимается им как неотъемлемая часть его жизненно необходимой среды, без которой он не мыслит свое "я". Расширить круг представлений о родном городе, дать о нем некоторые доступные для ребенка исторические сведения, показав все то, что свято чтут люди, - значит раздвинуть горизонты познаваемого, заронив в детское сердце искорку любви к Родине.

Дошкольное детство - пора открытий. Задача взрослых - помочь ребенку делать открытия, наполнив их воспитывающим содержанием, которое бы способствовало формированию у него нравственных чувств. Пусть маленький человек с вашей помощью открывает красоту родного города, удивляется тому новому, которое, казалось бы, давно ему известно. Взрослые, гуляя с дошкольником, каждый раз находят объект для наблюдения. Вот ребенок видит свою улицу утром, когда идет в детсад. Это улица деловая, размеренно спешащая, с группками людей на автобусных остановках. Одна сторона улицы озарена солнцем, другая в тени. Вечерняя улица совсем иная: дома кажутся выше, небо на фоне ярких фонарей - бездонно темным, витрины магазинов - особенно нарядными... Ребенок видит зимнюю улицу, когда выпал первый снег, и весеннюю с искрящейся капелью, с лужицами-зеркалами, отражающими солнечных зайчиков, летнюю улицу, озаренную светом, и осеннюю - с серыми дождями. А сколько радости возникает у дошкольника при виде предпраздничной улицы, украшенной флагами, транспарантами, гирляндами цветов и огней! Все это впечатления, помогающие ему знакомиться с улицей в разных ракурсах, открывая новое в привычном, обыденном. Так ребенок с помощью близких, всматривается в то, что его окружает, видит трудовую и праздничную жизнь родного города.

Четырехлетний малыш способен усвоить название своей улицы и той, на которой находится его детский сад. Внимание ребенка постарше полезно привлечь к тем объектам, которые расположены на ближайших улицах, - школа, кинотеатр, библиотека, почта, аптека, универмаг, парикмахерская, рассказать об их названиях, подчеркнуть, что все это создано для удобства людей.

Диапазон объектов, с которыми знакомят старших дошкольников, расширяется - это близлежащая улица, район в целом и его достопримечательности. Ребенку полезно объяснить, в честь кого назвали улицу, почему район, в котором он живет, носит то или иное название. Его знакомят с памятными местами родного города. И в этом родителям принадлежит особая роль, ведь они имеют больше возможности, чем детский сад, чтобы поехать с ребенком на экскурсию в любую, даже отдаленную часть города.

Какой объем сведений о родном городе способен усвоить старший дошкольник? Какие понятия доступны его пониманию?

С помощью взрослого он постепенно усваивает следующее:

У каждого человека есть родной дом и город или село, где он родился и живет. Когда говорят: "москвич" или "киевлянин", "харьковчанин" или "саратовец", "курянин" или "воронежец" и т.д., это указывает на принадлежность человека к тому городу, где он живет. Каждый человек любит родной город и гордится им;

Старший дошкольник должен знать название своего города и своей улицы, в честь кого она названа, знать почтовый адрес, путь от дома до детского сада, ориентироваться в ближайших улицах;

Знать отдельные достопримечательности и исторические места родного города, главные улицы и проспекты, архитектурные ансамбли и памятники;

Знать о столице нашей Родины Москве: это главный город России, в центре Москвы - Кремль, Красная площадь, мавзолей, в Кремле работает российское правительство. Москва - самый большой город нашего государства, в котором живут и гостят не только русские, но и люди различных национальностей, приехавшие из других стран. Москву считают интернациональным городом. Москва промышленный город, где заводы и фабрики выпускают огромное количество различной продукции. Столица (как и все города нашей страны) славится тружениками, учеными, инициативными начинаниями, которые подхватываются в различных уголках Родины.

Родной город... В каком бы городе вы не жили - это всегда самый близкий вашему сердцу край. Каждый город славен своей историей, традициями, памятниками, местами, связанными с прошлым, героизмом людей в годы Великой Отечественной войны, лучшими людьми Родины.

При ознакомлении ребенка с родным городом необходимо опираться на имеющийся у него опыт, а также учитывать психологические особенности дошкольника. Так, например, нельзя не принимать во внимание эмоциональность восприятия ими окружающего, образность и конкретность мышления, впечатлительность. Вот почему знакомство с родным городом должно осуществляться на самом главном, ярком, запоминающемся. И еще: воспитывать любовь к родному городу как начало патриотизма - значит связать весь воспитательный процесс с окружающей общественной жизнью и ближайшими и доступными объектами. Весь комплекс воздействия должен быть направлен на то, чтобы вызвать у дошкольника чувство восхищения родным городом, воспитать у него любовь и привязанность к тем местам, где родился и живет.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД в старшей группе "Наш город Когалым"

Цель: расширить и углубить знания детей об истории возникновения города Когалыма.                                 ...

Мой город- Когалым

Это занятие в подготовительной группе о родном городе...

Буклет " Мой любимый город- Когалым"

Буклет о родном сибирском городе - жемчужине Западной Сибири....

Проект "Родной сердцу город-Когалым"

Малая Родина… У каждого человека она своя, но для всех является той путеводной звездой, которая на протяжении всей жизни определяет очень многое, если не сказать – все.Какая притягательна...

Тематический вечер "Мой город Когалым. Мною ты всегда любим!"

Цель: Способствовать патриотическому воспитанию детей, прививать любовь к родному городу через художественно-эстетическое и познавательное развитие детей.Программные задачи:- Продолжать  знакомст...

Итоговое занятия в рамках реализации проекта "Моя малая Родина- город Когалым" в средней группе

Цель: обогащение знаний детей о родном городе посредством использования игровых технологи...