Конспект досуга в старшей группе «Песочные фантазии»
план-конспект занятия (старшая группа)

Кутьина Юлия Владимировна

 Конспект досуга на летний период направлен на обеспечение детей на полноценный  активный отдых на прогулке. Предоставляет  им  возможность участвовать в разнообразных играх, познавательной,  развлекательной и художественной деятельности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ГБДОУ детский сад №79 Выборгского района

Конспект досуга в старшей группе

«Песочные фантазии»

Воспитатель: Кутьина Ю.В.

 «Песочные фантазии»

Воспитатель: Кутьина Ю.В.

Первая половина дня

Утренняя гимнастика на улице:

- разминка (выполняем ходьбу вокруг площадки  перекатом с пятки на носок, руки на поясе);

- основные упражнения (комплекс «Мы – художники»» Харченко Т.Е. стр. 53)

- дыхательная гимнастика.

Чтение художественной литературы:

Чтение рассказа Н. Носова «Фантазеры»

Обсуждение прочитанного произведения.

Непрерывно - образовательная деятельность опытно-экспериментальная

Воспитателя Кутьиной Ю.В. с детьми:

Тема: «Удивительный песок»

Цель: Создание условий для развития познавательно-исследовательской интересов у детей старшего дошкольного возраста, посредством ознакомления с песком, как с природным компонентом и его составом.

Задачи:

- систематизировать знания детей о песке и его свойствах;

- формирование умения осуществлять осознанную деятельность (Как это сделать?, Что я знаю? Что сделано?);

- дать элементарные представления о свойствах фильтрации.

- развивать память, логическое мышление, внимание,  речь и мелкую моторику;

-развивать навыки опытно-экспериментальной деятельности с использование схем;

- воспитывать бережное отношение к природе;

- воспитывать чувства ответственности и работы сообща.

Предварительная работа:

Беседа о свойствах песка, проведение элементарной опытно-экспериментальной деятельности, с песком и водой, рассматривание иллюстраций, чтение познавательной литературы, наблюдения.

Оборудование и материалы:

Стаканчики, песок, вода, пробирки, губки, воронки, салфетки, одноразовая посуда, схемы, лупы, очки, игровая атрибутика и т.д.

Ход НОД:

Дети находят письмо, в котором Неумейкин просит ребят помочь разобраться с «непонятными рисунками» (схемами) и пишет  о том, что слышал  об удивительном песке. Вот только почему он удивительный, не знает. И просит помочь провести исследование. Детям будет он очень благодарен.

 Воспитатель: - А, как вы думаете, кто такие исследователи?

 Дети: (предполагаемые ответы). Люди, ученые..

Воспитатель: -А что мы с вами планируем исследовать, по просьбе Неумейкина?

Дети: песок.

Воспитатель: - Давайте превратимся в исследователей, а для этого нам надо одеть защитные очки, без которых нельзя проводить исследования.

Воспитатель предлагает детям превратиться в исследователей и Профессора- Воспитателя, а также помочь Неумейкину узнать, как же можно больше о свойствах песка.

Опытническая деятельность.

Воспитатель: - А теперь давайте будем искать в песке что-то удивительное?!!!

Опыт 1

Воспитатель: - Возьмите мерной ложкой и насыпьте песок на тарелку.

-Легко ли сыпется песок?

Дети: Легко, свободно..

Воспитатель: - А почему, как вы думаете?

Дети: Песок сухой, рассыпается.

Работа с лупой.

Воспитатель: - Ребята, давайте возьмем в правую руку лупу и внимательно рассмотрим песок. Найдите как можно больше особенностей у песчинок, чем похожи и чем отличаются?

Дети: (индивидуальные ответы): по размеру (большие - маленькие), по форме (круглые, квадратные, овальные и т.д.), по цвету (светлые-темные, белые, коричневые, желтые).

Воспитатель: - А, как вы думаете, они скреплены между собой???

Дети: нет, он сыпучий, их можно разделить по одной.

Воспитатель: - Уважаемые исследователи, а давайте понюхаем песок?

Дети: песок не пахнет.

Воспитатель: -Правильно, сухой песок не имеет запаха.

-А теперь, давайте обратим наше внимание, на размер песчинок… они одинаковые?

Работа с ситом. (предлагается детям индивидуальная работа с песком и ситом, на проверку свойств).

Воспитатель: - Если песок сыпется, то он какой??

Дети: сыпучий, легкий, рассыпающийся.

Предложить исследователям рассмотреть «Схемы с человечками» -Модели твердого, жидкого и газообразного вещества, определить их отличия. (элементы ТРИЗ)

Рис.1 Молекулы твёрдого тела изображается человечками, которые стоят близко и держатся за руки.

Рис.2 Молекулы жидкости человечками, которые стоят близко, но за руки не держатся. Рис.3 Молекулы газа человечками, которые находятся далеко друг от друга и не держатся за руки.

Вывод: Песок сыпучее вещество, имеет отдельные твердые крупинки, которые не скреплены между собой и разные по размеру.

Опыт 2.

Воспитатель: -Продолжаем изучать свойства песка. Юные мои исследователи, а как вы думаете, где мы можем найти песок в окружающем нас мире?

Дети: -на прогулочном участке, в песочнице, во дворе, на пляже, на стройке.

Воспитатель: -А на обеденном столе мы можем встретить песок?

Дети: да, сахарный.

Воспитатель: -А как вы думаете, в чем отличие?

Дети: цветом, из сахарного песка не сделать куличик (он развалится), песок с улицы есть нельзя.

Воспитатель: - А у меня возник такой вопрос: «Какой песок быстрее растворяется в воде??»

Дети: сахарный песок растворяется быстрее.

Воспитатель: -Необходимы доказательства наших слов…

Детям предлагается продолжить исследовательскую деятельность. Индивидуальная работа с 2 стаканчиками, изготовление детьми растворов речного и сахарного песка (с пояснениями воспитателя походу опыта).

Вывод: сахарный песок растворяется быстрей, и вода остается светлая (а на вкус сладкая).. а речной песок полностью не растворяется в воде (образует на дне осадок) и вода становиться мутной.

Физкультминутка «Это лёгкая забава»

Это лёгкая забава —

Повороты влево-вправо.

Нам известно всем давно —

Там стена, а там окно. (Повороты туловища вправо и влево.)

Приседаем быстро, ловко.

Здесь видна уже сноровка.

Чтобы мышцы развивать,

Надо много приседать. (Приседания.)

А теперь ходьба на месте,

Это тоже интересно. (Ходьба на месте.)

Опыт 3.

Воспитатель: Подойдите к свои рабочие места, уважаемые исследователи и продолжаем. Как замечательно у нас получается изучать свойства песка. Теперь давайте попробуем очистить воду от песка, как вы думаете, что для этого надо сделать??

Дети: надо слить воду и останется песок..

Воспитатель: - Можно и так сделать…. А для чего нам губка??

Дети: вымыть стаканчики.

Воспитатель: - Она сможет нам помочь очистить воду от песка. Давайте попробуем вылить раствор с песком через губку в чашу. Как изменилась вода?

Дети: вода стала светлая, а песок остался на губке.

Вывод: губку можно использовать как самый простой фильтр, чтобы очистить воду от примесей песка. НО ПИТЬ ЕЕ ВСЕ равно НЕЛЬЗЯ!!

Опыт 4.

Опыт по схеме. Детям предлагается действовать по определенному алгоритму.  Выполнение самостоятельно.

Дети самостоятельно выполняют задание, используя приборы и материалы указанные на схеме.

Воспитатель: -Какой песок стал??

Дети: мокрый, влажный, темный.

Воспитатель:  -А что происходит с мокрыми песчинками??

Дети: они слипаются.

Воспитатель: - А как, наши исследователи, думают…. А какой песок тяжелей?

Дети: мокрый.

Воспитатель: -А что можно делать из мокрого песка??

Дети: играть в песочнице, строить фигурки.

Воспитатель: -Теперь кончиком ложки нарисуйте на мокром песке, какой-нибудь знак или картинку…

Воспитатель: Получилось… Попробуем, легонько потрясти тарелку… Рисунок исчез??

Дети: нет

Воспитатель: А почему он сохранился на мокром песке??

Дети: тяжелый и не двигается.

Воспитатель подводит детей к выводу: Когда песок намокает, воздух между песчинками исчезает, а мокрые грани песчинок слипаются и удерживают форму…

Воспитатель: -Давайте вспомним, что мы хотели сделать в начале нашего занятия??

Дети: Помочь Неумейкину.

Воспитатель: -Итак, мы помогли Неумейкину узнать удивительные свойства песка?

Дети: да

Воспитатель: -И каковы же свойства песка???

Дети: Песок сыплется, мокрый становится тяжелым и из него можно лепить, если опустить в воду и размешать, осадок опустится на дно, песок пропускает воду.

Воспитатель: -Как сделать одинаковые горстки песка разными по весу??

Дети: намочить песок водой, он станет тяжелым.

Воспитатель: -Если мы сделаем бумажный домик, а для защиты от дождя посыплем крышу песком, защитит ли он нас??

Дети: нет, так как песок пропускает воду и бумага намокает.

Воспитатель: Молодцы!!!

В награду Профессор показывает фокус с мокрым песком «Вулкан» (имитация извержения вулкана с помощью соды и уксуса).

Сюжетно- ролевая игра «Кондитерский магазин »

Цель: формировать у детей уверенность, умение общаться с окружающим миром. Учить распределять роли и действовать согласно принятой себя роли.

Вторая половина дня

Художественно-эстетическое развитие:

Воспитатель Кутьина Ю.В.

Тема: «Рисуем цветным песком»

Цель: Формировать навыки и умения в рисовании нетрадиционным методом.

Задачи:

- Учить детей разным нетрадиционным способам рисования, познакомить с новым необычным изобразительным материалом.

- Развивать цветовосприятие, умение подбирать для своей композиции соответствующие цветовые сочетания.

-Учить аккуратно пользоваться клеем, наносить его на рисунок тонкой струйкой.

- Развитие любознательности, воображения, мышления.

- Развивать координацию движений, мелкую моторику кистей рук.

- Воспитание аккуратности, бережного отношения к рабочим материалам и инструментам.

Материал: рисунок-раскраска, клей ПВА, кисточка, сухой крашеный песок, ватная палочка.

Предварительная работа: подготовить «цветной песок».

Ход НОД

Сядьте ровно.

Ножки вместе.

Ручки полочкой на стол.

Начинаем разговор…

Ребята, закройте глаза и представьте:

«Лето. Пляж. Светит яркое солнце….вам тепло и приятно….вы трогаете песок руками , вы сидите на нем, можно даже лечь на теплый песочек, можно посыпать его на ножки или ручки…..а теперь сделать горку, куличики из песка, замок, а может даже крепость…..

- Отлично, а теперь потихоньку возвращаемся в группу…открываем глаза!

Вам понравилось на пляже? Вы ощутили теплый песок?

- Сегодня мы будем раскрашивать картинки цветным песком.

Для песочных рисунков нам понадобятся сухой крашеный песок, клей, и раскраска. Выберите себе рисунок, который вам понравился и присаживайтесь за столы.

Перед рисованием разомнем пальчики.

Пальчиковая гимнастика:

Раз, два, три, четыре, пять-поочередное соприкосновение подушечек пальцев правой и левой руки: большой с большим, указательный с указательным и т. д.

Вышли пальчики гулять

(хлопки в ладоши)

Этот пальчик самый сильный,

Самый толстый и большой.

(Поочередный массаж пальцев от основания к ногтю, начиная с большого пальца левой руки, затем то же для правой руки.)

Этот пальчик для того чтоб показывать его.

Этот пальчик самый длинный и стоит он в середине.

Этот пальчик безымянный.

Избалованный он самый.

А мизинец, мой любимец

Поведу его в зверинец,

Эскимо ему куплю,

Очень маленьких люблю!

Раз, два, три, четыре, пять-

(интенсивное растирание кистей рук)

Вышли пальцы погулять.

(энергичное встряхивание кистями рук)

- Приступайте к рисованию, а чтобы ваши картинки получились красивые вам поможет волшебная музыка.

Дети рисуют цветным песком за столами.

- Наносим клей ПВА на нужные участки и, пока клей не высох, насыпьте на него песок нужного цвета так, чтобы бумага под ним не просвечивала. Оставьте рисунок на время высыхания клея. Потом стряхните лишний песок - песочный рисунок готов.

В конце совместной деятельности предложить детям провести выставку детских работ.

Организация выставки

Прогулка

Наблюдение за песком

Цель: закрепить знания о свойствах песка.

Ход наблюдения

Посреди двора — гора,

На горе идёт игра.

Прибегайте на часок,

Залезайте на песок:

Чистый, жёлтый и сырой,

Хочешь — рой,

А хочешь — строй,

Хочешь — куклам испеки

Золотые пирожки.

Приходите к нам, ребята,

Не забудьте взять лопаты

Экскаваторы, совки,

Вёдра и грузовики.

Тут и крики, тут и смех,

И работа есть у всех.

Воспитатель предлагает детям сравнить сухой и мокрый песок.

Задает детям вопросы:

♦ Какого цвета песок?

♦ Сухой или влажный?

♦ Липкий или сыпучий?

 Песок в песочнике стал сухой. Из сухого песка лепить нельзя, так как он рассыпается. Сухой песок можно насыпать в ведро, просеить через сито (решето), насыпать горку.

Из сырого песка можно лепить, строить.

Загадывает детям загадку:

Он рассыпчатый такой,

А на солнце золотой.

Как намочишь ты его,

Так построишь хоть чего. (Песок)

Дидактическая игра

«Что я построю из песка».

Цель: научить составлять предложения на заданную тему.

Трудовая деятельность.

Рыхление песка

Цель: воспитывать трудолюбие и усердие.

Подвижные игры

«Не оставайся на земле». «Не пропусти песчинку»

Цель - развить ловкость, быстроту реакции на сигнал.

Индивидуальная работа

 «Веселые прыжки». Цель: закреплять прыжки через два предмета.

Самостоятельная деятельность с выносным материалом по желанию детей

Цель: продолжать учить детей выбирать себе игру по интересу, объединятся в группу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект досуга в старшей группе "Путешествие на межпланетном круизере"

Конспект досуга в старшей группе "Путешествие на межпланетном круизере"...

Конспект досуга в старшей группе по теме: "Уроки Мойдодыра".

В нашем д/с проходил проект под названием "Уроки Мойдодыра". Итогом данного проекта стала досуговая деятельность детей старшей группы....

Конспект НОД в старшей группе "Весенние фантазии"

Интегрированное занятие по художественно-эстетическому развитию детей...

Конспект досуга в старшей группе, посвященный дню Толерантности «Путешествие с игрой»

конспект физкультурного досуга, посвященный дню толерантности. Во время мероприятия дети "путешествуют"  по карте, знакомятся с национальными подвижными играми ....

Конспект досуга в старшей группе совместно с родителями «Старина, старина, до чего ж ты хороша!»

Цель: приобщать детей к русской национальной культуре на основе использования фольклора. Задачи: пробудить интерес к истории и культуре России; способствовать развитию познавательной активности и люб...

Конспект открытого занятия с элементами песочной терапии педагога-психолога с гиперактивными дошкольниками старшей группы «Песочные фантазии»

Цель: развитие эмоционально-волевой сферы, коррекция дефицита внимания и гиперактивности средствами песочной терапии. Обогатить и разнообразить эмоциональный опыт гиперактивного ребенка, помочь ему ов...