Проект долгосрочный творческо- информационный «Ложки расписные, да звонкие такие!» Тема: «Искусство игры на деревянных ложках – как средство приобщения детей к традиционной русской культуре»»
материал

Романюта Екатерина Алексеевна

Интерес и внимание к народному искусству, в том числе и музыкальному, в последнее время в нашей стране еще более возрос. Все чаще говорят о необходимости приобщения детей к истокам русской культуры, о возрождении народных праздников с их традициями, обычаями  и верованиями. Ведь, приобщая детей к народному творчеству, мы тем самым приобщаем их к истории русского народа, к нравственным  общечеловеческим ценностям, которых так не хватает в наше неспокойное время. Нельзя не отметить роль народной культуры  и в духовно-нравственном воспитании дошкольников. Наши предки оставили нам воистину неисчерпаемый источник народной мудрости.

 

 

Актуальность.

Приобщая детей к народному творчеству, мы тем самым приобщаем их к истории русского народа, к нравственным общечеловеческим ценностям, которых так не хватает в наше неспокойное время. Нельзя не отметить роль народной культуры  и в духовно-нравственном воспитании дошкольников. Наши предки оставили нам воистину неисчерпаемый источник народной мудрости.

Музыкальный фольклор как часть народной культуры, обладая большим мировоззренческим, интеллектуальным и творческим потенциалом, является верным средством воспитания преемников традиций, открытых для диалога с другими народами.

В художественно-эстетическом образовании и воспитании детей значительную роль играет приобщение к народному музыкальному творчеству, к народной культуре. Народное музыкальное творчество Н. В. Гоголь образно называл «звучащей историей», «звонкими живыми летописями».

Уже в глубокой древности музыкальные инструменты играли немаловажную роль в воспитании детей. Первыми музыкальными инструментами в жизни ребёнка были звуковые игрушки — трещотки, погремушки, жужжалки, бубенцы и т. д. Они развивали у детей, сначала на уровне движений, чувство ритма, а в дальнейшем — интерес к музыкальной деятельности. Стоит отметить, что игрушки-инструменты являются своего рода посредниками в процессе адаптации ребёнка к окружающему миру в условиях традиционной культуры.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ  ДОШКОЛЬНОЕ

 ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ   УЧРЕЖДЕНИЕ   «ДЕТСКИЙ  САД   «ОСТРОВОК»

 «РАССМОТРЕНО »    

 Педагогическим Советом                                                                                                              

«УТВЕРЖДАЮ»

Заведующий   МБДОУ «Д/с «Островок»                                                              

 МБДОУ   «Д/с «Островок»

______________Н.Н.Баравая      

   Протокол №___ от_______ 2019г.                                                  

Приказ  № _____-ОД   от __________2019г                                                                                                                                                                                                                                                                                                                    

 

Долгосрочный творческо- информационный  проект

 «Ложки расписные, да звонкие такие!»

 Тема: «Искусство игры на деревянных ложках – как средство приобщения детей к традиционной русской культуре»»

срок реализации: январь 2019г-май 2020.

   

Составили: музыкальный руководитель

I квалификационной категории

                   Романюта Екатерина Алексеевна

 совместно с воспитателями.

с.Малокурильское.

2019г.

Актуальность.

Приобщая детей к народному творчеству, мы тем самым приобщаем их к истории русского народа, к нравственным  общечеловеческим ценностям, которых так не хватает в наше неспокойное время. Нельзя не отметить роль народной культуры  и в духовно-нравственном воспитании дошкольников. Наши предки оставили нам воистину неисчерпаемый источник народной мудрости.

 Музыкальный фольклор как часть народной культуры, обладая большим мировоззренческим, интеллектуальным и творческим потенциалом, является верным средством воспитания преемников традиций, открытых для диалога с другими народами.

В художественно-эстетическом образовании и воспитании детей значительную роль играет приобщение к народному музыкальному творчеству, к народной  культуре. Народное музыкальное творчество Н. В. Гоголь образно называл «звучащей историей», «звонкими живыми летописями».

 Уже  в глубокой древности музыкальные инструменты играли немаловажную роль в воспитании детей. Первыми музыкальными инструментами в жизни ребёнка были звуковые игрушки — трещотки, погремушки, жужжалки, бубенцы и т. д. Они развивали у детей, сначала на уровне движений, чувство ритма, а в дальнейшем — интерес к музыкальной деятельности. Стоит отметить, что игрушки-инструменты являются своего рода посредниками в процессе адаптации ребёнка к окружающему миру в условиях традиционной культуры.

Каждый родитель мечтает о том, чтобы его ребенок обладал какими-нибудь способностями – художественными, математическими, музыкальными и т.д. Стремясь их обнаружить и развить, мамы и папы ведут ребятишек в различные кружки, школы. А какие способности можно развивать дома? К сожалению, музыкальная деятельность в детском саду чаще ограничивается традиционными видами организации детей. Хотелось бы, чтобы музыка не заканчивалась на пороге музыкального зала, а звучала на протяжении всего дня, обогащая эмоциональную сферу ребенка новыми впечатлениями.

Почему именно деревянные ложки?

Ложки были и остаются одним из наиболее популярных у русского народа ударных инструментов. Деревянные ложки — это отражение самобытности нашей русской культуры и ее культурных традиций. Деревянные ложки пришли к нам из глубины веков, очаровывая всех своей неповторимостью и колоритом. Ещё в XVIII в. инструментальные ансамбли и солдатские хоры использовали в своём творчестве ложки. На них играли весёлые и шуточные песни. К этому времени относится изображение ложек на лубочных картинках со сценками из народной жизни. Скоморохи использовали ложки для ритмического сопровождения плясок и дополняли их звучание бубенцами, привязанными к ручкам ложек. В настоящее время этот музыкальный инструмент – обязательный атрибут фольклорных и инструментальных ансамблей.

Проблема

 Проблема построения модели образовательного процесса на основе многовековых традиций русского народа, его богатейшего культурного наследия, в частности, народной инструментальной музыки, является в настоящее время особенно актуальной.

В дошкольном возрасте именно музыка наиболее непосредственно воздействует на развитие творческих способностей. В этот период жизни ребёнок эмоциональной открыт, у него преобладает образное восприятие окружающего мира. Музыка познается ребёнком как источник положительных эмоций, который расширяет его жизненный опыт, стимулирует к активной деятельности.

 К сожалению, в последнее время сложилась такая ситуация, что музыкальное искусство (в том числе и песенный жанр) под влиянием активного вторжения рыночных механизмов встало на путь примитивизации и коммерциализации. Ребёнок начинает принимать за музыку произведения новомодных, но не долговечных на сцене исполнителей, чьё «искусство» ограничивается незамысловатыми мелодиями, банальными, избитыми ритмами и сюжетными штампами. Его уже в раннем детстве программируют на одностороннее, упрощённое, стандартизированное миросозерцание, легко управляемое средствами массовой информации. Между тем доступность музыки не обуславливает её высокую художественную ценность.

Можно избежать этой ситуации, если первоначальное музыкальное воспитание детей осуществляется с опорой на традиции народной музыки и исполнительства на народных инструментах. Вход в мир народной музыки и инструментов, ребёнок подсознательно ощущает в себе «зов предков». Характерные для русской народной культуры звуки, тембры, орнаменты, мелодии, формы «пронизывают» его насквозь.

Ребёнок осознаёт, что он является неотъемлемой частью своего общества, своей культуры. Народная музыка и музыкальные инструменты придают этому процессу социализации детей большую естественность.

Уже в глубокой древности музыкальные инструменты играли немаловажную роль в воспитании детей. Первыми музыкальными инструментами в жизни ребёнка были звуковые игрушки — трещотки, погремушки, жужжалки, бубенцы и т. д. Они развивали у детей, сначала на уровне движений, чувство ритма, а в дальнейшем — интерес к музыкальной деятельности. Стоит отметить, что игрушки-инструменты являются своего рода посредниками в процессе адаптации ребёнка к окружающему миру в условиях традиционной культуры.

Воспитание ребенка через приобщение к лучшим традициям русской народной музыкальной культуры, желание детей играть  на народных инструментах  и   стремление более полно развивать у детей уже имеющиеся музыкальные способности, побудило меня к проектной деятельности. Я считаю, что включение народной музыки в повседневную жизнь детского сада позволит привить ребенку элементы музыкальной культуры и повысить качество музыкального воспитания.

Новизна проекта:

 Проект направлен на формирование духовно-нравственного, патриотического

 воспитания, т.к. помогает приобщению детей к русской культуре.

Цель проекта:

Обогащение духовной культуры детей через игру на русских народных инструментах (ложках).

Задачи проекта:

 ♦ Приобщать детей к русской национальной культуре;

 ♦ Обучать основам техники игры на ложках;

 ♦ Развивать музыкальные способности и творческий потенциал детей;

 ♦ Способствовать созданию условий для самовыражения ребенка и развитию его исполнительских, артистических качеств.

 ♦ Воспитывать у детей гордость за свой  народ, формировать уважение к  традициям и обычаям страны, края.

 ♦ изучить историю возникновения ложек;

 ♦ совершенствовать исполнительские приемы игры на ложках;

 ♦ участие  в концертной деятельности;

Участники проекта: дети старшей и  подготовительной группы, музыкальный руководитель, воспитатели.

Тип проекта:творческо-информационный, коллективный.

Продолжительность проекта: долгосрочный (6 месяцев).

МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА

Предварительная работа

1.Подбор CD и DVD дисков для просмотра и слушания с детьми звучание деревянных инструментов в грамзаписи.

2.Подбор художественной литературы: К. Пино «История деревянной ложки».

3.Подбор для рассматривания с детьми иллюстраций, альбомов с изображением русских народных инструментов;

4.Подбор для слушания с детьми народных музыкальных произведений в исполнении балалаечников, гармонистов, ложечников на CD и DVD дисках.

5.Подбор методической литературы для знакомства детей с русским народным костюмом, с промыслами.

6.Подбор музыкальных произведений (плюс, минус фонограмм) для разучивания песен и танцев.

7.Составление конспектов непосредственно-образовательной деятельности по музыкальному воспитанию.

8.Составление рекомендаций для родителей по изготовлению экспериментальных инструментов (инструментов-самоделок).

Работа с воспитателями

 Презентация проекта: представление и защита на педагогическом  совете;

          Консультация «Роль фольклора в развитии детей» (музыкальный стенд);

 ♦ Мастер-класс «Искусство игры на деревянных ложках»

Продукт проектной деятельности

 ♦ Дидактические игры, фотографии досугов, модели непосредственно-образовательной деятельности, папки-передвижки с консультациями, музыкальные произведения на CD и DVD дисках, рисунки детей «Моя расписная ложка»,

Роль родителей в реализации проекта

Презентация проекта на родительском собрании;

Консультации: «Музыкальный фольклор – как средство всестороннего развития ребенка» (папка-передвижка),

«Организация музыкально-эстетического воспитания в семье в современных условиях» (папка-передвижка),

«Рекомендации по изготовлению экспериментальных инструментов» (папка-передвижка),

♦  Изготовление в домашних условиях инструменты-самоделки;

План осуществления проекта:

• практические занятия по обучению  приемам игры на ложках;

  Показ  Открытого занятия по теме « Ложки рассписные , да  звонкие такие» на муниципальном уровне в конкурсе «Воспитатель года-2019»  

• Мастер-класс для педагогов ( обучение приемам игры на ложках)

• участие детей в концертной деятельности перед детьми детского сада -выступление  ансамбля " Мы ребята- ложкорята»;

  • Выступление детей на празднике, посвященному 8 Марту, 9 мая.
  •  Ансамбль ложкарей « Мы ребята- ложкарята»  принимал участие  в  детском дошкольном муниципальном конкурсе « Солнышко в ладошках», в номинации « Оригинальный жанр» дети стали победителями!

Содержание работы.

Беседа с детьми с использованием модели   вопросов.

-Что мы знаем о ложках?

-Кто первый стал играть на ложках?

-Как давно и где они появились?

Глава1

Краткая история возникновения ложек.

Мы узнали, что родина деревянной ложки – Египет. Это было очень давно. Сначала ложки делали из камня. Каменная ложка – тяжёлая, очень неудобная. Потом ложку стали делать из дерева. Деревянные ложки пришли к нам из глубины веков.

Как давно и где они появились сказать теперь совершенно невозможно. Первые довольно подробные сведения о них появились  в конце 18 века и свидетельствовали  о широком распространении их среди крестьян. Некоторые исследователи предполагают, что ложки возникли у русских в подражание испанским кастаньетам.

То, что инструмент бытовал задолго до конца 17 века, косвенно свидетельствуют лубочные картинки, относящиеся к 18-19 векам. Например, ложки изображены в руках потомственных скоморохов Савоськи и Парамошки. Их инструменты украшены бубенцами. Под другой картинкой, изображающей козу и медведя,есть надпись: «Медведь с козою прохлаждается, на музыке своей забавляются. Медведь шляпу вздел, в дудку играл, а коза сива в сарафане красивом – с рожками и с колокольчиками, и с ложками скачет, и в присядку пляшет».

Эти красивые ложки делают русские умельцы. Расписная деревянная ложка с давних времён гостит не только на столах. В наши дни деревянная ложка – знаменитый русский сувенир. Каждый гость нашей страны старается увезти его с собой на память.

Деревянные ложки – это отражение самобытности нашей русской культуры и народных традиций.

Деревянные ложки хороши ещё и тем, что их можно использовать по прямому назначению. Пища станет во сто крат вкуснее и ароматнее, если её есть деревянными ложками. К тому же, если пользоваться деревянной ложкой во время еды, то вы никогда не сможете обжечься горячей пищей. Это прекрасный обычай, который не стоит забывать.

Материал и технология изготовления ложек.

Деревянные изделия не только красивы – это экологически чистый материал. Для изготовления ложек использовалась древесина яблони, липы, рябины и т. д. Пользоваться деревянными изделиями полезно для здоровья. Недаром на Руси испокон веков ели из деревянной посуды деревянными столовыми приборами и были здоровы до самой старости.

Вырезать настоящую русскую ложку непросто, от мастера требуется большое мастерство и талант. Вырезание деревянных сувениров – это целое искусство, которому обучаются годами. Вначале столяру нужно определиться с формой ложки: круглая или овальная, плоская, объёмная или гранёная.

Каждая форма деревянной ложки соответствует своему назначению. Это может быть ложка для солений, десертная ложечка, шумовка, ложка для горчицы, соли и т. п. Деревянные ложки имеют нарядный видЛожку украшают изящной резьбой, иногда настолько искусной, что приходится разглядывать в лупу отдельные её детали.

Другие ложки расписывают вручную настоящие художники, применяя старинную технику письма, затем покрывают специальным лаком.

Ложка как музыкальный инструмент.

Деревянные ложки можно использовать и как превосходный музыкальный инструмент. Дело в том, что когда мы ударяем ложками друг о друга, они издают удивительно гармоничный чистый звук. Подобное свойство деревянных изделий сразу оценили музыканты всего мира, и сейчас существует целая школа игры на деревянных ложках.

Музыкальные ложки по внешнему виду мало чем отличаются от обычных столовых деревянных ложек. Есть народные мастера, которые делают только музыкальные ложки. Их ложки отличаются несколько большей толщиной, а значит, прочностью и большой звучностью; они используют лучшие породы древесины. Такие ложки называются «звончатые».

Глава 2.

Реализация творческого проекта. Ход работы. Описание этапов творческого процесса.

Когда мы начали заниматься в ансамбле, было трудно не то что правильно держать ложки, чтобы они звучали, даже ритм иногда не получалось простучать. Мы слушали разную музыку, пробовали отбивать ее ритм, играли в специальные игры, в которых можно было потренироваться и посоревноваться друг с другом. Учились разным приемам игры на ложках:  

ПРИЕМЫ ИГРЫ НА ДЕРЕВЯННЫХ ЛОЖКАХ ДЛЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

«Ладошки»

Держать ложки за черенки и ударять друг о друга «щеками».

«Маятник»

Скользящие удары ложки о ложку, напоминающие движения маятника. Ложки можно держать как в вертикальном положении, так и в горизонтальном.

«Лошадка»

Полость черпака одной ложки зажать в ладони левой руки. Удар производится другой ложкой. Приоткрывание полости между ложкой и ладонью, которая выполняет роль резонатора, позволяет извлекать звуки различной высоты.

«Удар двумя ложками»

Ложки держатся в правой руке, между их черенками (посередине) находится указательный палец. «Щеки» черпаков обращены друг к другу (интервал между ложками 1 см), черенки ложек зажаты в ладони. Удары осуществляются по ладони левой руки перед собой, справа, слева.

«Мячики»

На счет один, два, три, четыре ударяем ложками по колену, ложки как мячики, отскакивают от колена.

«Трещотка»

Ложки ставят между коленом и ладонью левой руки и выполняют удары. Нужно обратить внимание на удары, которые получаются от соприкосновения ложек с левой ладонью.

«Соседи»

Руки вытянуть, скрестить перед собой, правая рука сверху левой, ударяем ложками по ладони соседа слева, свою левую руку держать вверх ладонью для ударов соседа справа.

«Коленочки»

Ударяют ложками по ладони левой руки и по колену соседа справа.

«Плечики»

Ударяют ложками, которые держат в правой руке, по ладони левой руки и по плечу соседа слева.

«Качели»

Ударяют ложками по колену и по кисти приподнятой до уровня глаз левой руки с одновременным небольшим наклоном корпуса влево, вправо. На счет «раз» - удар по колену; «два» - полунаклон влево, удар по ладони приподнятой левой руки; на счет «три» - удар по колену; «четыре» - полунаклон корпуса вправо, удар по ладони приподнятой левой руки.

«Глиссандо»

Обе ложки держат тыльными сторонами друг к другу в правой руке и выполняют скользящие удары по коленям.

«Дуга»

На счет «раз» - удар ложками по колену, на счет «два» - удар ложками по локтю левой руки.

«Солнышко»

Удары ложками по ладони левой руки, постепенно поднимая руки и обводя вокруг головы слева на право (получается круг)

«Линеечка»

Удары ложками по ладони левой руки, колену левой ноги, пятке и полу.

К концу года нами уже были созданы музыкальные композиции- это были русские народные мелодии и мелодии в стилизованных современных обработках: Мы учились играть слаженно и выразительно, старались  слушать друг друга во время игры. В концертных выступлениях дети  участвовали с удовольствием и поддерживали друг друга во время исполнения.

  1. Ход работы

На одном из занятий детям  было предложено прослушать произведение, которое мы слышали раньше, но не знали, как оно называется. Оказалось, что это музыка австрийского композитора Вольфганга Амадея Моцарта. Вместе с преподавателем мы прослушали его, разобрались в строении и характере музыки (количество частей, повторяющиеся эпизоды, в соответствии с выводами нами были выбраны приемы игры на ложках, наиболее выразительно передающие характер той или иной части музыкального произведения. Так, для основной части мы решили взять прием «мячики», а для 2 части – прием «размах». В ходе работы эти приемы были дополнены, например на последнюю фразу 1 части добавили «мячики» по локтю и плечу. В заключительной части включили два варианта «перемены» и поочередное вставание участников, а завершается выступление эффектной «корзиночкой».

От занятия к занятию нам становилось все интереснее работать над этой музыкой, появлялись новые идеи и дополнения, которые еще лучше смогут «украсить» произведение. Поскольку над произведением Моцарта мы работаем впервые и вполне сознаем ответственность перед слушателями в исполнении классической музыки, мы старались не «перегружать» основное звучание, а лишь оттенять его и дополнять самобытным звучанием деревянных ложек. Над слаженностью исполнения работали усердно и с желанием. Не сразу стали получаться «перемены», т. к. это довольно сложный прием и требует концентрации внимания всех участников, что в силу индивидуальных особенностей ребят составляет большую сложность. И все-таки, через несколько занятий у нас стала «вырисовываться» основная картинка музыкальной композиции, а в процессе индивидуальной работы с некоторыми ребятами и у них стало получаться ритмичное исполнение данного приема. Когда были отработаны основные приемы, мы соединили композицию в единое целое, сначала в медленном темпе, а затем в темпе оригинала.

Нами были найдены интересные оркестровки «Рондо», мы с удивлением обнаружили, что написанная для фортепиано соната может звучать так ярко и необычно в исполнении симфонического оркестра, гитары и даже оркестра русских народных инструментов. Мы поняли, что язык музыки богат и многообразен, а участвовать в ее создании - большая радость и колоссальный труд.

Оценка творческого проекта.

В результате работы над проектоммы пришли к таким выводам:

• Ложки бывают разные по назначению, по форме, по строению.

• Музыкальные ложки по внешнему виду мало отличаются от обычных ложек.

• Ложки, сделанные из разных пород деревьев, звучат по-разному.

• Классическая музыка получает новое необычное звучание в различном исполнении.

Заключение.

Прошло время, и мы научились играть на двух ложках. Наши ребята с удовольствием играют на ложках, нам очень нравится этим заниматься. Мы выступаем на концертах, участвуем в конкурсах. В репертуар ансамбля обязательно будем включать музыку известных композиторов, которую раньше считали трудной и несовременной.

Перспективы дальнейшего развития проекта.

(возможность дальнейшего продолжения проекта)

1. Продолжать знакомство с традициями народной культуры:

- русскими календарными праздниками;

- народным песенным искусством.

2. Развивать исполнительское мастерство на русских народных инструментах:

-совершенствовать технику игры на двух  и на трех ложках ;

- находить новые приемы игры на ложках;

-выступать перед родителями на утренниках.

3. С помощью родителей и воспитателей сделать театр ложек.

Литература

1. Дыбина О. В. Что было до…: Игры – путешествия в прошлое предметов. – М.: ТЦ «Сфера», 2001.

2. Латышина Д. И. Живая Русь. Быт, культура, обычаи русского народа с древнейших времён. – М.: ЦГО, 1995.

3. Исакова И. Г., Кравчук В. М. В мире народных инструментов… – Псков: Изд-во ПОИПКРО, 1995.

4. http://www.sozvezdieoriona.ru/lcad/vneklassnaja_rabota/muzyka/11-1-0-7545.

5. использовани интернет ресурсов.

Приложения

Иллюстрации деревянных ложек с художественной росписью.

Фотографии ансамбля.



Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ  ДОШКОЛЬНОЕ

 ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ   УЧРЕЖДЕНИЕ   «ДЕТСКИЙ  САД   «ОСТРОВОК»

«УТВЕРЖДАЮ»

Заведующий   МБДОУ «Д/с «Островок»                                                              

______________Н.Н. Баравая      

Приказ  № _____-ОД   от __________2019г                                                                                                                                                                                                                                                                                                                    

КОНСПЕКТ МУЗЫККАЛЬНОГО ЗАНЯТИЯ 

«ИСТОРИЯ ЛОЖКИ-КАК ОДИН ИЗ НЕОБХОДИМЫХ ПРЕДМЕТОВ»   

                                        старший-подготовительный возраст

   Составила:                                  

 музыкальный руководитель    

  I квалификационной категории

Романюта Е. А.                          

Дата проведения 28.06.2019 г.  

с.Малокурильское

2019г.

«История ложки — как один из необходимых предметов»

Цель: прививать устойчивый познавательный интерес детей к процессу открытия новых, необычных знаний о знакомом предмете – ложке.

Задачи:

  • Расширить кругозор детей об истории и народных традициях, познакомить с предметами быта старины, нацелить на воссоздание культурных ценностей русского народа.
  • Воспитывать чувство любви и гордости к Родине,
  • Продолжать работу по сплочению коллектива детей, совершенствовать коммуникативные качества, творческие способности.

Муз рук: Здравствуйте, дорогие ребята. Я рада вас приветствовать на нашем мероприятии.

Я принесла вкусное, ароматное варенье и хотела бы вас всех угостить. Угощайтесь, пожалуйста!

Дети: А как?

Муз рук: Ах, я совсем забыла приготовить ложки. Мы ведь не сможем есть без них варенье!

Ребенок:

Я ложкой люблю есть пирожное.
Варенье, повидло, мороженое,
Рассольник и кашу, бульон и окрошку,
Вот сколько всего можно выхлебать ложкой!!!

Муз рук: Оказывается, ложка - очень важный предмет в нашей жизни, и без него невозможно обойтись. За завтраком или за обедом вы берете в руку ложку, и никто не задумывается, когда впервые появилась ложка и какой она

 была. А Вы, дети, хотели бы узнать что-то интересное о ложках?

Дети: Да.

Муз рук: Тогда я приглашаю вас отправиться в путешествие “В историю ложки” ( звучит  муз фон )

Исстари русский народ считался хлебосольным. Самыми ценными продуктами для простого человека всегда были хлеб и соль.

И обед нам не обед,
Если к супу хлеба нет.
И не та на вкус картошка,
Если хлеба нет ни крошки.
Даже каша с хлебом краше,
Хлеб – кормилец, пища наша.
Чем же ели на Руси?
Всех кормлю с охотою,
А сама безротая. (Ложка)

Муз рук:

Как вы думаете, какими ложками ели в давние времена на Руси? На Руси ложки начали делать очень-очень рано. Простые русские люди с незапамятных времен ели щи да кашу деревянными ложками” Как вы думаете, из чего делали ложки? А из каких деревьев? Ложки на Руси вырезали из дерева - липы. Ложки получались легкими, удобными, они не нагревались от горячей пищи. Ложки на Руси делали с выдумкой: расписные, вырезные, непохожие на другие. Ложки изготавливали специальные мастера, их называли ложкари, ложечники”

Включается аудиозапись песни “Антошка”

Стук в дверь.

Муз рук:

- Ой, кто это к нам в гости пришел? Ребята, это Антошка услышал песню про себя и пришел посмотреть, что мы здесь делаем! Здравствуй Антошка!!!

Антошка:

- Здравствуйте!!!! Я тут встретил одну девочку, и она сказала, что вы умеете делать красивые ложки, а у меня как раз любимая ложка испортились.

Муз рук:

- А что стало с твоей ложкой Антошка???

Антошка: (виновато и грустно):

- Я всегда ходил со своей любимой ложкой. Я люблю кушать везде где меня угощают. Ем я своей любимой ложкой. И вот она сломалась, а я ничего не умею и не люблю делать, и не могу починить свою ложку.

Муз рук:

- Ребята! Так как хитрый Антошка ничего не любит делать, кроме как есть, давайте подарим ему много красивых ложек, и он перестанет грустить.

Вот видите, у нас есть нераскрашенные ложки, и я вам предлагаю украсить эти ложки для Антошки с помощью кистей и красок.

(Показывает образцы ложек с разными орнаментами и узорами).

- Посмотрите, какие красивые ложки, какие на них узоры, давайте мы с вами нарисуем цветочки на наших ложках, а Антошка посидит и посмотрит как мы умеем это делать!

Муз Рук: Давным-давно, в глухой деревушке, жил-был парень Иван – деревянных дел мастер. Бывало, заготовит он древесины из разных пород деревьев: из берёзы, осины, липы. Возьмёт в руки инструменты: топор, нож, резаки разные и давай мастерить. Умелые руки Ивана то табурет, то лавочку, то саночки, то кадку сладят. А вот из остатков дерева, из обрубочков, резал мастер ложки.

Уж такие у него замечательные ложечки выходили: большие и маленькие, лёгкие и тяжёлые. Были они беленькие с гладкими, тёплыми щёчками! Всем хороши ложки, да вот только сам мастер смотрел на них и вздыхал. Сделает ложку из обрубочка, все неровности, шероховатости снимет, да и уберёт с глаз долой, на полку – пылиться. Долго лежали, скучали ложечки.

Но как- то раз заглянула на чаёк к Ивану Марья – девица Мастерица. А Марья очень рисовать любила. Увидала Марья, что у мастера на полках ложек видимо – невидимо. Позабыты они, позаброшены, лежат, скучают, от пыли, да от времени темнеют. Пожалела девица ложки. Украсила их узорами разными. Все ложки у Ивана преобразились, одна другой краше. Любо – дорого взглянуть, в руки взять.

Быстро разлетелась по округе молва о ложках деревянных – расписных. Понаехало народу со всех волостей, и скупили у Мастера и Мастерицы все ложки.

И до сих пор они вместе ложки деревянные расписные мастерят, дружно живут и нас с вами в гости ждут!

Муз рук: Заготовки для деревянных ложек называли “баклушами”, отсюда и выражение “бить баклуши”. Так как разбивать полено на баклуши считалось работой очень простой. После каждого зачерпывания ложку облизывали и клали на стол, лишь прожевав пищу, снова брали ложку со стола. Если кто-то плохо себя вел за столом, его наказывали, ударив ложкой по лбу.

Муз рук: У меня есть большая деревянная ложка, она волшебная кто её возьмёт должен рассказать загадку, стишок или пословицу.

Дети, передавая ложку друг другу, рассказывают стихи, пословицы, загадывают загадки.

Муз рук: На самый великий, светлый праздник Пасхи среди маленьких детей устраивались игры-забавы с яйцами и ложками: “Пронеси воду в ложке”. “Пронеси яйцо в ложке”. Мы сейчас тоже с вами поиграем в игру “Пронеси – не урони” (дети разделяются в команды, по сигналу бегут и проносят в ложке какой-либо предмет, стараясь его не уронить по пути)

Антошка:

- Ой, ну когда же ребята сделают мне красивую ложку? Пойду –ка я поищу, может найду какую- нибудь другую ложку. Вот, для варенья – нашел, для сахара – нашел, для повидла – нашел, а для каши – нет!

Муз рук:

- Антошка, а зачем ты наши ложки забрал?

Антошка:

- А это ничьи были. Я тут хожу, хожу, даже уже устал! Я большую ложку ищу, а нашел только такие – маленькие какие-то, даже каши как следует, не зачерпнешь! Хочу, хочу БОЛЬШУЮ! (ударят ложку об ложку, и замирает, слыша звуки) Ого, они еще и дразнятся!

Муз рук:

- Нет, Антошка это не простые ложки, а музыкальные. Ведь ложками можно не только кушать, на них можно и играть.

Антошка:

- А я и не слышал, да и вообще, разве могут они играть, чтоб мне танцевать захотелось, это же ложки – так деревяшки.

Муз рук:

- Да, правильно ты заметил, Антошка – ложки делают из дерева.

Ребята, вы знаете, откуда появилась ложки? И почему ей не только кушают, но и на них играют?

Сейчас я расскажу вам о возникновении русской ложки.

Просмотр презентации “История возникновения ложки”

Давным-давно у людей не было ложек и они ели руками. Затем у них появились первые ложки, которые люди делали из глины, но эти ложки были не прочные, они ломались, крошились. Люди стали делать каменные ложки. Эти ложки были тяжёлые, неудобные и тоже ломались. Первые ложки, похожие на современные, появились в Египте. Ложки украшали драгоценными камнями, наряжали. Ложки были только у богатых людей. У нас на Руси ложки появились во времена царя Алексея Михайловича. У богатых были золотые и серебряные ложки, а у бедных деревянные. Деревянные ложки некрасивые и люди расписывали их разными узорами. Сейчас ложки есть у всех.

Ложками ели жидкую пищу, мясо – руками: вилок на Руси, как на средневековом Западе, не было до очень позднего времени. Пищу резали ножом, который обычно носил с собой каждый человек (обычно за поясом, иногда в кожаных ножнах). Интересен сам обряда приёма пищи на Руси. После того, как еду зачерпывали из общей миски и клали в рот, ложку опускали на стол. Лишь тщательно прожевав пищу, человек снова брался за ложку и черпал ею из миски. Если же кто-то ел из миски, не выпуская ложку из рук, то он считался прожорливым.

Делали ложки из разных пород деревьев. При этом иногда первые этапы - раскалывание чурбана на баклуши (чурки), обтесывание баклуши вчерне - доверяли детям, а заключительные - скобление готовой продукции ножом, ошкуривание и полировку - женщинам. Отсюда, кстати, пошло выражение "бить баклуши", которое первоначально означало: делать очень несложное дело, а позже приобрело иной смысл - бездельничать, праздно проводить время. При изготовлении ложек резчик использовал особый ложкарный топорик, рашпили, резцы, тесло и нож. У опытного мастера процесс производства деревянной ложки, начиная с простейшей топорной заготовки - "баклуши", занимал 20 минут.

С ложками на Руси было связано немало поверий. Например, до сих пор сохраняется примета, по которой добрая хозяйка всегда должна смотреть, чтобы на каком-то блюде не оказалось лишней ложки. Верили, что тогда нечистая сила сумеет сесть с людьми за один стол. Также нельзя было класть ложку внутренней частью вверх, так как считалось, что злой дух непременно захочет положить в неё отраву; или класть ложку черенком на стол, а головой на край блюда, потому что так нечистая сила может забраться со стола в кушанье. Кроме того, ложки были непременным атрибутом в гаданиях, народном лечении и многочисленных русских обрядах.

В традиционной культуре ложку рассматривали как личную вещь. Свои ложки помечали и избегали пользоваться чужими. Мужской ложкой нельзя мешать пищу, чтобы мужчина не ссорился с женой. Парни и девушки свои ложки применяли в любовной магии. На вечеринках девушка, которая задумала приворожить парня, кормила его из своей ложки. Потом она эту ложку прижигала и никому уже ее не давала. Не разрешалось оставлять ложку на столе или на бортике миски. Это значило открыть доступ для враждебных человеку сил. Ложки часто носили при себе в особых футлярах либо просто за поясом или голенищем сапога. По этому поводу народ создал много присказок и поговорок: "Запасливый гость без ложки не ходит" или "Со своей ложкой по чужим обедам"

Деревянные изделия не только красивы — это экологически чистый материал. Для изготовления ложек использовалась древесина яблони, липы, рябины и т.д. Пользоваться деревянными изделиями не только безопасно, но и полезно для здоровья. Недаром на Руси испокон века ели из деревянной посуды деревянными столовыми приборами и были здоровы до самой старости

Особенно любили те ложки, которые носили подарочный характер. Они были расписаны сказочными цветами и травами. Блеск золота и киновари на них воспринимался как драгоценность, ассоциировался с царственной роскошью. Такие ложки были праздничными, а по будням продолжали пользоваться ложками неокрашенными, из простого дерева.

Однако это еще не все достоинства изделий из дерева. Деревянные ложки можно использовать и как превосходный музыкальный инструмент. Дело в том, что они при соприкосновении издают удивительно гармоничный, чистый звук. Подобное свойство деревянных изделий немедленно оценили музыканты всего мира, и сейчас существует целая школа игры на деревянных ложках.

“Ложкарной столицей” России и признанным центром всемирно известной хохломской росписи называют в народе город Семенов, что находится в глубине керженских лесов Нижегородского края. Здесь бережно сохраняется, приумножается и передается из поколения в поколение традиционный промысел предков, мастеривших замечательный щепной товар.

Сегодня деревянная ложка - чаще всего просто расписной сувенир, однако и есть ими - большая радость. Сегодня есть мастера ложкари, кто вырезает настоящие деревянные ложки, которыми можно есть.

Деревянные ложки — это отражение самобытности нашей русской культуры и ее наших культурных традиций. Деревянные ложки пришли к нам из глубины веков, очаровывая всех своей неповторимостью и колоритом.

Муз рук:

- Людей, которые играют на ложках, называют ложкари.

А вы слышали, как играют на ложках? Посмотрите, к нам в гости пришли настоящие ложкари.

(Просмотр видеоролика “Игра на ложках”)

Антошка:

- Хочу также, что тут сложного вот смотрите (ударяет ложками, берет их не правильно), какие - то ложки у меня неправильные!

Муз рук:

- Правильные у тебя ложки, Антошка, просто, чтобы уметь на них играть, как и на любом музыкальном инструменте, нужно много учиться.

Ребенок:

Была березовая чурка,
Валялась, где лежат дрова.
Потом из чурки вышло чудо,
Точнее не одно, а два.
Два чуда –
Две чудесных ложки!
Округлых, звонких расписных!
Чечетку даже без гармошки,
Я так отплясывал под них!

Ребенок:

Бежали по дорожке, собирали ложки.
Ложки не простые, ложки хохломские
Вятские, смоленские, ложки деревенские.
Ложки сосчитаем, в ложки вам сыграем.
Ой, же – говори, заиграем ложкари.

(Группа детей показывает игру на ложках под мелодию “Посею лебеду”)

Муз рук:

- Посмотри, Антошка, какие ложки получились у ребят! Вон теперь сколько их.

Антошка: - Вот молодцы ребята, какая красота! Спасибо вам ребятки, теперь у меня много ложек красивых!

Муз рук:

- А сейчас, ребята, я предлагаю вам выполнить упражнение “Собери загадку”

Загадки

Если я пуста бываю,
Про тебя я забываю,
Но когда несу еду -
Мимо рта я не пройду.

Длиннохвостая лошадка
Привезла нам каши сладкой.
Ждёт лошадка у ворот -
Открывай пошире рот.

Кто такая?
Каши зачерпнёт
И отправит в рот.

Неприступная на вид,
Подбоченившись стоит,
А внутри-то, посмотри,
Угощение внутри!

По моей тарелке
Лодочка плывёт.
Лодочку с едою
Отправляю в рот.

Сама не ем,
А людей кормлю.

Кто такая?
Каши зачерпнет
И отправит в рот.

Я совсем как поварешка,
Но счастливее немножко,
- Людям я милей и ближе,
Ведь меня еще и лижут!

Сама не ест,
А людей кормит.

Воспитатель: Старинное предание рассказывает: жил когда-то в нижегородских лесах, на берегу тихой реки, человек. Кто он и откуда пришел, нам не ведомо. Вырезал тот человек деревянные чашки да ложки и так их расписал, что, казалось, сделаны они из чистого золота. Узнал об этом царь и рассердился: “Почему у меня во дворце нет такого мастера?! Ко мне его! Немедленно!” Стукнул посохом, топнул ногой и послал солдат, чтобы доставили умельца во дворец. Отправились солдаты выполнять царский приказ, но найти чудо мастера не смогли.

- Ушел он неведомо куда, но прежде научил местных крестьян делать золотую посуду. В каждой избе сверкали золотом чашки да ложки.

Муз рук: Да, ребята, ничто не стоит на месте. Идет время, и благодаря знаниям и умениям человека все вокруг изменяется. Изменяются условия жизни, изменяются бытовые приборы, изменяется мебель, изменяется одежда. Сегодня, путешествуя с вами, мы увидели, как появилась русская деревянная ложка.

А на прощание давайте с вами построим “Пирамиду желаний” (дети озвучивают свои пожелания).



Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ  ДОШКОЛЬНОЕ

 ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ   УЧРЕЖДЕНИЕ   «ДЕТСКИЙ  САД   «ОСТРОВОК»

«УТВЕРЖДАЮ»

Заведующий   МБДОУ «Д/с «Островок»                                                              

______________Н.Н. Баравая      

Приказ  № _____-ОД   от __________2019г                                                                                                                                                                                                                                                                                                                    

КОНСПЕКТ МУЗЫККАЛЬНОГО ЗАНЯТИЯ 

«ИСТОРИЯ ДЕРЕВЯННОЙ ЛОЖКИ»   

                                            старший-подготовительный возраст

   Составила:                                  

 музыкальный руководитель    

  I квалификационной категории

Романюта Е. А.                          

с.Малокурильское

2019г.

«История деревянной ложки»

Цель  прививать устойчивый познавательный интерес детей к процессу открытия новых, необычных знаний о знакомом предмете – ложке.

Задачи:

  • Расширить кругозор детей об истории и народных традициях, познакомить с предметами быта старины, нацелить на воссоздание культурных ценностей русского народа.
  • Воспитывать чувство любви и гордости к Родине,
  • Продолжать работу по сплочению коллектива детей, совершенствовать коммуникативные качества, творческие способности.

Ход занятия:

Муз рук: Оказывается, ложка - очень важный предмет в нашей жизни, и без него невозможно обойтись. За завтраком или за обедом вы берете в руку ложку, и никто не задумывается, когда впервые появилась ложка и какой она была. А Вы, хотели бы узнать что-то интересное о ложках?

Оказывается, ложка - очень важный предмет в нашей жизни, и без него невозможно обойтись.

Тогда я приглашаю вас отправиться в путешествие “В историю ложки”

Исстари русский народ считался хлебосольным. Самыми ценными продуктами для простого человека всегда были хлеб и соль.

Просмотр презентации “История возникновения ложки”

Давным-давно у людей не было ложек и они ели руками. Затем у них появились первые ложки, которые люди делали из глины, но эти ложки были не прочные, они ломались, крошились. Люди стали делать каменные ложки. Эти ложки были тяжёлые, неудобные и тоже ломались. Первые ложки, похожие на современные, появились в Египте. Ложки украшали драгоценными камнями, наряжали. Ложки были только у богатых людей. У нас на Руси ложки появились во времена царя Алексея Михайловича. У богатых были золотые и серебряные ложки, а у бедных деревянные. Деревянные ложки некрасивые и люди расписывали их разными узорами. Сейчас ложки есть у всех.

Ложками ели жидкую пищу, мясо – руками: вилок на Руси, как на средневековом Западе, не было до очень позднего времени. Пищу резали ножом, который обычно носил с собой каждый человек (обычно за поясом, иногда в кожаных ножнах). Интересен сам обряда приёма пищи на Руси. После того, как еду зачерпывали из общей миски и клали в рот, ложку опускали на стол. Лишь тщательно прожевав пищу, человек снова брался за ложку и черпал ею из миски. Если же кто-то ел из миски, не выпуская ложку из рук, то он считался прожорливым.

Делали ложки из разных пород деревьев. При этом иногда первые этапы - раскалывание чурбана на баклуши (чурки), обтесывание баклуши вчерне - доверяли детям, а заключительные - скобление готовой продукции ножом, ошкуривание и полировку - женщинам. Отсюда, кстати, пошло выражение "бить баклуши", которое первоначально означало: делать очень несложное дело, а позже приобрело иной смысл - бездельничать, праздно проводить время. При изготовлении ложек резчик использовал особый ложкарный топорик, рашпили, резцы, тесло и нож. У опытного мастера процесс производства деревянной ложки, начиная с простейшей топорной заготовки - "баклуши", занимал 20 минут.

С ложками на Руси было связано немало поверий. Например, до сих пор сохраняется примета, по которой добрая хозяйка всегда должна смотреть, чтобы на каком-то блюде не оказалось лишней ложки. Верили, что тогда нечистая сила сумеет сесть с людьми за один стол. Также нельзя было класть ложку внутренней частью вверх, так как считалось, что злой дух непременно захочет положить в неё отраву; или класть ложку черенком на стол, а головой на край блюда, потому что так нечистая сила может забраться со стола в кушанье. Кроме того, ложки были непременным атрибутом в гаданиях, народном лечении и многочисленных русских обрядах.

В традиционной культуре ложку рассматривали как личную вещь. Свои ложки помечали и избегали пользоваться чужими. Мужской ложкой нельзя мешать пищу, чтобы мужчина не ссорился с женой. Парни и девушки свои ложки применяли в любовной магии. На вечеринках девушка, которая задумала приворожить парня, кормила его из своей ложки. Потом она эту ложку прижигала и никому уже ее не давала. Не разрешалось оставлять ложку на столе или на бортике миски. Это значило открыть доступ для враждебных человеку сил. Ложки часто носили при себе в особых футлярах либо просто за поясом или голенищем сапога. По этому поводу народ создал много присказок и поговорок: "Запасливый гость без ложки не ходит" или "Со своей ложкой по чужим обедам"

Деревянные изделия не только красивы — это экологически чистый материал. Для изготовления ложек использовалась древесина яблони, липы, рябины и т.д. Пользоваться деревянными изделиями не только безопасно, но и полезно для здоровья. Недаром на Руси испокон века ели из деревянной посуды деревянными столовыми приборами и были здоровы до самой старости

Особенно любили те ложки, которые носили подарочный характер. Они были расписаны сказочными цветами и травами. Блеск золота и киновари на них воспринимался как драгоценность, ассоциировался с царственной роскошью. Такие ложки были праздничными, а по будням продолжали пользоваться ложками неокрашенными, из простого дерева.

Однако это еще не все достоинства изделий из дерева. Деревянные ложки можно использовать и как превосходный музыкальный инструмент. Дело в том, что они при соприкосновении издают удивительно гармоничный, чистый звук. Подобное свойство деревянных изделий немедленно оценили музыканты всего мира, и сейчас существует целая школа игры на деревянных ложках.

“Ложкарной столицей” России и признанным центром всемирно известной хохломской росписи называют в народе город Семенов, что находится в глубине керженских лесов Нижегородского края. Здесь бережно сохраняется, приумножается и передается из поколения в поколение традиционный промысел предков, мастеривших замечательный щепной товар.

Сегодня деревянная ложка - чаще всего просто расписной сувенир, однако и есть ими - большая радость. Сегодня есть мастера ложкари, кто вырезает настоящие деревянные ложки, которыми можно есть.

Деревянные ложки — это отражение самобытности нашей русской культуры и ее наших культурных традиций. Деревянные ложки пришли к нам из глубины веков, очаровывая всех своей неповторимостью и колоритом.

Муз рук:

- Людей, которые играют на ложках, называют ложкари.

А вы слышали, как играют на ложках?

- А сейчас, ребята, я предлагаю вам выполнить упражнение “Собери загадку”

Загадки

Если я пуста бываю,
Про тебя я забываю,
Но когда несу еду -
Мимо рта я не пройду.

Длиннохвостая лошадка
Привезла нам каши сладкой.
Ждёт лошадка у ворот -
Открывай пошире рот.

Кто такая?
Каши зачерпнёт
И отправит в рот.

Неприступная на вид,
Подбоченившись стоит,
А внутри-то, посмотри,
Угощение внутри!

По моей тарелке
Лодочка плывёт.
Лодочку с едою
Отправляю в рот.

Сама не ем,
А людей кормлю.

Кто такая?
Каши зачерпнет
И отправит в рот.

Я совсем как поварешка,
Но счастливее немножко.
- Людям я милей и ближе,
Ведь меня еще и лижут!

Сама не ест,
А людей кормит.

Муз рук: Идет время, и благодаря знаниям и умениям человека все вокруг изменяется. Изменяются условия жизни, изменяются бытовые приборы, изменяется мебель, изменяется одежда. Сегодня, путешествуя с вами, мы увидели, как появилась русская деревянная ложка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект «Русские народные игрушки и игры» как средство приобщения детей к истокам русской народной культуры.

Данный проект выполняется воспитателем и специалистами дошкольного учреждения, деятельность организуется с родителями и детьми для выполнения запланированных мероприятий. Эта разработка будет осущест...

Проект "Русские народные игрушки и игры" как средство приобщения детей к истокам русской народной культуры"

Как жили люди на Руси? Чем занимались? В какие игры и какими игрушками играли? Данный проект поможет ответить на все вопросы....

Методическая разработка "Народная кукла как средство приобщения дошкольников к традиционной русской культуре."

Войдя в третье тысячелетие, общество соприкоснулось с проблемой кризиса в духовно-нравственном воспитании подрастающего поколения, что связано с появлением новых “идеалов”. В такой ситуаци...

ПРОЕКТ Приобщение детей к традиционной народной культуре средствами и формами дополнительного образования

ПРОЕКТ Приобщение детей к традиционной народной культуре средствами и формами дополнительного образования...

Детско-родительский образовательный проект «Искусство игры на деревянных ложках – как средство приобщения детей к традиционной народной культуре».

Проект направлен на формирование духовно - нравственного воспитания, способствует созданию единого воспитательного пространства дошкольного образовательного учреждения и семьи, объединенных общей гума...

Искусство игры на деревянных ложках как средство приобщения детей к традиционной народной культуре

                              Искусство игры на деревянных ложках               ...