Главные вкладки

    Проект просветительской и профилактической работы с родителями, воспитывающими ребенка с ОВЗ "Содружество"
    проект (старшая группа)

    Мищенко Ольга Ивановна

     

        Организация                      психолого-педагогической                 и       социальной    поддержки семьи, подбор адекватных способов взаимодействия с ребѐнком, его воспитания и обучения, коррекция отклонений в развитии.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл 1._proekt_sodruzhestvo_-_kopiya.docx34.67 КБ

    Предварительный просмотр:

    Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

    «Детский сад «Аленький цветочек» г. Надыма»

    МДОУ «Детский сад «Аленький цветочек» г. Надыма»

    «Содружество»

    Проект просветительской и профилактической работы с родителями, воспитывающими  ребенка с ОВЗ

    Актуальность проекта

    Мир «особого» ребенка интересен и пуглив.

    Мир «особого» ребенка безобразен и красив.

    Неуклюж, порою странен, добродушен и открыт

    Мир «особого» ребенка. Иногда он нас страшит.

    Почему он агрессивен? Почему он так закрыт?

    Почему он так испуган? Почему не говорит?

    Мир «особого» ребенка – он закрыт от глаз чужих.

    Мир «особого» ребенка допускает лишь своих!

    Семья – это особый мир, внутри которого разворачиваются индивидуальные счастливые и несчастливые истории человеческих взаимоотношений, формируется либо деформируется личность ребѐнка. Для ребѐнка, имеющего дефект психического или соматического характера, семья, как первичное, наиболее эмоционально значимое пространство жизнедеятельности, должна выполнять своѐ базовое предназначение – стать для него своеобразной коррекционно-развивающей средой, обеспечивающей компенсацию дефекта.

    Включаясь в такую среду, ребѐнок с ограниченными возможностями здоровья учится возмещать свои природные недостатки, обретает возможность справиться с возрастными задачами иными путями. Однако жизнь большинства семей, в которых рождается такой ребѐнок, сопровождается целым рядом деструктивных переживаний (вины, разочарования, страха, одиночества, душевной боли, отчаяния), и родители зачастую сами нуждаются как в психологической поддержке, направленной на повышение самооценки, оптимизацию психологического климата в семье, так и в педагогической помощи, которая связана с овладением необходимыми знаниями и навыками по воспитанию ребенка. Именно поэтому особая деятельность по психолого-педагогическому сопровождению таких семей является востребованной и актуальной.

    Проблема: 

    Традиционно проблемы семей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья, рассматривались исключительно через призму проблем самого ребенка.

    Работа с родителями такого ребенка в большинстве случаев ограничивалась консультациями по вопросам его обучения и воспитания, но при этом упускался из внимания очень серьезный аспект — эмоциональное состояние самих родителей и его влияние на ребенка с особенностями развития. Рождение ребенка с нарушениями в развитии всегда является стрессом для семьи.

    Дети с ограниченными возможностями здоровья – это дети, состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ вне специальных условий обучения и воспитания. С самого рождения каждый человек для своего нормального развития долгое время нуждается не только в уходе и удовлетворении своих физических потребностей в еде, тепле, безопасности, но и в общении с близкими, любящими его людьми.

    Через это общение происходит передача ценностей, которые делают нас людьми: способность сопереживать, любить, понимать себя и других людей, контролировать свои агрессивные импульсы и не наносить вреда себе и окружающим, добиваться поставленных целей, уважать свою и чужую жизнь. Эти духовные ценности могут быть восприняты только в совместном переживании событий жизни взрослого и ребёнка.    Для   семьи, воспитывающей ребёнка с ограниченными возможностями, важными  являются и такие функции, как коррекционно-развивающая работа, с целью которой является восстановление психофизического и социального статуса ребёнка. Однако функции семьи  могут быть нарушены в результате влияния весьма широкого круга факторов, в т.ч. особенности личностей её членов и взаимоотношений между ними, определены условия жизни личностей её членов и взаимоотношений между ними, определённые условия жизни семьи, нарушение структуры семьи.

    Без поддержки семьи ребёнок с ОВЗ не в состоянии справиться с нагрузками обычной школы, медленно вливается в коллектив и может получить серьёзную психологическую травму, приводящую к домашнему обучению и одиночеству; дети с ОВЗ даже с нормальным и высоким умственным развитием требуют особого ресурсного обеспечения. Поэтому возникла необходимость разработки проекта  просветительской и профилактической работы с родителями, воспитывающие ребенка с ОВЗ «Содружество»

    Объект проекта:

    Психолого – педагогическое просвещение родителей дошкольников.

    Предмет проекта:

    Содержание и формы психолого – педагогического просвещения

              Основными документами, регламентирующими ценностно-целевые и методологические основы основной образовательной программы МБДОУ, являются:

    1. Федеральный закон РФ «Об образовании в Российской федерации» No273-ФЗ от 29.12.2012г.
    2. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (далее ФГОС ДО) (приказ Министерства образования и науки РФ от 17.10.2013г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»).
    3. СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций» (приложение). Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013г. № 26 (зарегистрировано в Минюсте России 29 мая 2013г. №  28564).
    4. Приказ Министерства образования и науки РФ «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования» от 30.08.2013г. № 1014.
    5. Приказ Министерства образования и науки РФ «Об утверждении Порядка приема на обучение по образовательным программам дошкольного образования» от 08.04.2014г. № 293.

    Направления деятельности:

    1. Просветительское – предоставление информации для психолого- педагогической культуры родителей
    2. Практически действенное – повышение заинтересованности родителей в выполнении общего дела, проявления творческих способностей, полноценном эмоциональном общении.

    Цель проекта:

        Организация        психолого-педагогической        и        социальной    поддержки семьи, подбор адекватных способов взаимодействия с ребѐнком, его воспитания и обучения, коррекция отклонений в развитии.

    Задачи проекта:

    1. проведение психолого-педагогического обследования детей с нарушениями развития (риском нарушения) и их семей;
    2. оказание комплексной коррекционно-развивающей помощи детям с нарушениями развития (риском нарушения) и психолого -педагогической поддержки их семьям;
    3. нормализация        психологического        климата        в        семье,  формирование педагогической компетентности родителей, обучение их коррекционным и оздоровительным методикам, применяемым в домашних условиях;
    4. создание условий для обмена опытом семейного воспитания: повышение мотивации к саморазвитию, знакомство с оптимальными способами общения, сплочение групп родителей (законных представителей) на основе общих интересов и потребностей;
    5. повышение   профессионального   уровня   специалистов, участников реализации проекта.

    Участники проекта:

    родители, воспитатели группы,  специалисты ДОУ (педагог-психолог, музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре,  медсестра)

    Тип проекта:

    1. По доминирующей в проекте деятельности: просвещение родителей (законных представителей) воспитанников ДОУ.

    2. По продолжительности – долгосрочный. Реализация проекта рассчитана на 9 месяцев: с 1 сентября 2019 по 20 мая 2020 года.

    Принципы реализации проекта

    1. принцип научности предполагает учѐт особенностей детей с ОВЗ и их семей, анализ названных материалов с точки зрения их возможностей и такой организации обучения, при которой они не будут испытывать интеллектуальных, моральных, физических нагрузок;
    2. принцип системности предполагает целенаправленную системную деятельность всех специалистов ДОУ по обеспечению оптимальных условий жизнедеятельности для детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями;
    3. принцип комплексности предполагает получение родителями и их детьми различных услуг: психологических, педагогических, правовых и т.д;
    4. обеспечение эмоциональной безопасности для родителей. Работа со специалистами может вызвать у родителей различные страхи (неопределѐнности, некомпетентности и др.), катастрофические ожидания и предчувствия, боязнь негативного влияния любых событий на свою жизнь, понятные формы; 
    5. принцип мотивирование родителей к взаимодействию со специалистами и другими родителями разными способами. Мотивирование необходимо как с точки зрения информирования о функциях специалистов, так и с точки зрении я актуализации собственных проблем возможности поддержки в их преодолении. Когда перед семьѐй возникает проблема, от которой невозможно уйти и которую вместе с тем невозможно решить при помощи выработанных ранее способов адаптации, появляется непродуктивная адаптация к жизни.

    Условия необходимые для реализации проекта

    1. наличие семей с детьми с ОВЗ, готовых прийти в детский сад;
    2. психологическая готовность руководителя и коллектива ДОУ к инклюзии, включающая в себя знакомство с основными ценностями, целями и методиками организации инклюзивной практики и согласие с ними;
    3. материально-техническая база;
    4. нормативная база;
    5. предметно-развивающая среда;
    6. наличие специальных условий обучения и воспитания детей с ОВЗ, в том числе безбарьерной среды;
    7. возможность повышения квалификации педагогов.

    Ожидаемый результат:

    1.  Возникновение у родителей интереса к процессу развития ребенка, желание и умение видеть маленькие, но важные для ребенка, достижения.
    2. Участие родителей в коррекционно-образовательном процессе ребенка с пониманием значимости этого для их ребенка; развитие чувства удовлетворенности от успешного применения своих знаний в воспитании и развитии ребенка.
    3. Повышение активности родителей в вопросах сотрудничества со специалистами учреждения; желание участвовать в психолого-педагогических мероприятиях (семинары, деловые столы, психологические тренинги, консультации  т.д.).
    4. Расширение круга общения среди родителей учреждения.

    Формы работы с родителями (законными представителями)

    • Индивидуальные и групповые консультации;
    • Методические рекомендации;
    • Информационные стенды;
    • Совместные экскурсии и целевые прогулки;
    • Анкетирование;
    • Мастер-классы;
    • Подбор методической и обучающей литературы по запросу родителей;
    • Совместная деятельность детей и родителей под руководством специалистов.

    Этапы реализации проекта «Содружество»

    I этап. Подготовительный.

    II этап Основной

    III этап Заключительный

    № этапа

    Задачи

    Сроки исполнения

    Подготовительный

    *Выявление актуальности проблемы.

    *Изучение литературы по проектной деятельности и по взаимодействию ДОУ и семьи, где есть дети с ОВЗ.

    *Сбор информации с Интернет-ресурсов по данной проблеме.

    *Анализ и обобщение информации по данной теме.

    *Постановка цели и задач проекта.

    *Определение педагогических принципов  реализации проекта.

     *Создание перспективного плана просвещения родителей, имеющих детей с ОВЗ.

    Сентябрь 2019 –

    май 2020

    Сентябрь 2019 –

    май 2020

    Основной

    *Выполнение плана действий; 

    Информационно-просветительское направление сопровождения семьи, воспитывающей, ребенка с ОВЗ

    Консультативная работа

    1. Проведение профилактических бесед, лекций с детьми по вопросам здорового образа жизни.

    2.Проведение индивидуального и группового консультирования детей и родителей по проблемам обучения, развития, жизненного и профессионального самоопределения, взаимоотношений со сверстниками, взрослыми.

    3. Проведение консультирования воспитателей, учителей по вопросам обучения, воспитания детей с ОВЗ.

    Коррекционно-развивающая работа

    1.Развитие и коррекция познавательных процессов детей, формирование мотивации к обучению.

    2.Индивидуальная и групповая коррекционно-развивающая работа с учащимися, имеющими трудности в обучении

    3.Коррекция нестабильности эмоциональной сферы, межличностных отношений и социальных контактов учащихся, связанных с ростом межличностных и

    внутриличностных отношений (консультации).

    4. Привлечение к участию в праздниках и  мероприятиях.

    Сентябрь 2019 –

    май 2020

    Заключительный

    *Подведение итогов:

    - оценка проведенной работы родителями и педагогом;

    - соотнесение ожидаемых результатов по проекту и действительных результатов (продолжение или закрытие проекта).

    Продукт проекта: «Методические рекомендации для родителей, воспитывающих детей с ОВЗ»

    Июнь-август 2020

    Мероприятия для реализации проекта «Содружество»

    № п/п

    Тема мероприятия/целевые ориентиры

    Сроки

    АНКЕТА для опроса родителей детей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью

    «Особый ребенок в семье» 

    Родительское собрание на тему

    Цель: выявить актуальные формы работы родителей с детьми в семье.

    Решать проблемы семьи ребенка с ОВЗ.

    Планировать формы взаимодействия с родителями.

    Формировать желание родителей понять проблемы развития своих детей.

    Буклет «Инклюзивное образование»

    «Ребенок с ОВЗ»

     Индивидуальная  консультация для родителей

    Цель: повышение педагогической компетенции родителей и помощь семьям в адаптации и интеграции детей с ОВЗ в общество

    «Психологическое здоровье дошкольников»

    Семинар-практикум с элементами тренинга для родителей детей с ОВЗ

    Цель: повышение уровня психолого-педагогических знаний у родителей:

    - о воспитании, развитии, - психологической безопасности детей: создания благоприятного микроклимата в семье, профилактика психологического дискомфорта для ребёнка с ОВЗ.

    «Обучение детей с ОВЗ»

    Семинар-практикум для родителей в детском саду 

    Цель: Познакомить родителей с логопедическими терминами и понятиями, с направлениями и приемами коррекции речевых нарушений

    «Игра в развитии ребенка»

    Практикум для родителей, имеющих детей с ОВЗ.

    Цель: повышение уровня психолого-педагогических знаний у родителей, имеющих детей с ОВЗ.

    «Использование приемов мнемотехники в логопедической работе с детьми ОВЗ»./ презентация

    Мастер-класс для родителей ДОУ.

    Цель: ознакомление родителей  с методикой, обеспечивающей эффективное запоминание текста.

    Рекомендации  для родителей, воспитывающих детей  ОВЗ

    «Здоровье в ладошках»

    Консультация логопеда для родителей, воспитывающих детей  ОВЗ

    Роль родителей (законных представителей) ребенка с ОВЗ в успешной адаптации в группе сверстников.

    (презентация)

    «Преодоление агрессии у детей с ОВЗ»

    Консультация для родителей

    Снятие эмоционального напряжения

    Тренинг  для родителей, имеющих детей с ОВЗ                                          

    Цель: снятие эмоционального напряжения для укрепления психологического здоровья родителей, имеющих детей с ОВЗ.

    Подвижные игры для детей с ОВЗ

    Консультация для родителей

    Рекомендации для родителей детей с ОВЗ об использовании в домашних условиях коррекционных игр математической направленности

    Практические рекомендации родителям детей с ЗРР 

    Права детей с ОВЗ и детей-инвалидов на образование в свете нового закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»

    Консультация для родителей.

    Подборка  информационных ресурсов, которые, возможно, будут  полезны родителям и помогут найти ответы на интересующие вопросы, получить необходимую информацию и поддержку

    «Пальчиковый игротренинг» 

    Групповое занятие с родителями детей с ОВЗ

    Цель: повысить педагогическую культуру родителей, информировать родителей о значении пальчиковых игр в развитии высших психических функций и речи ребенка; познакомить с играми на развитие мелкой моторики и координации кистей рук.

    «Галерея эмоций» 

    Мероприятия с родителями и детьми с ОВЗ

    Цель: создать непринужденную, психологическую атмосферу, положительный эмоциональный фон; настроить детей и родителей на позитивное восприятие друг друга; предоставить детям возможность осознать свое эмоциональное состояние через игру.

    «Путешествие в страну спорта».

     Совместное развлекательное мероприятие для родителей детей с ОВЗ.

    "Организация игровой деятельности дома"

    Рекомендации для родителей по организации игровой деятельности в домашних условиях для ребенка с ОВЗ.

    Методические рекомендации родителям в речевом развитии детей с ограниченными возможностями здоровья

    «ЛЕГО-конструирование для развития творческих способностей у детей с ОВЗ»

    Консультация для родителей

    Формирование самостоятельности у детей с ОВЗ

    Рекомендации для родителей

    Арт-терапия в работе  с детьми с ограниченными возможностями здоровья

    Лекция для родителей, имеющих детей с ОВЗ

    Изотерапия как нетрадиционная форма работы с детьми ЗПР.

    Презентация

    «Путешествие в сказку».

    Мастер – класс для родителей по сказкотерапии

    «Здоровьесберегающие технологии: массаж Су-Джок и гимнастика для рук»

    Круглый стол для детей с ОВЗ и их родителей

    «Играем вместе» 

    Игровой практикум для родителей  детей с ОВЗ

    Цель: повышение педагогической компетенции родителей в воспитании и развитии  ребенка с ограниченными возможностями здоровья.

    «Логопедический калейдоскоп»        

    Круглый стол для родителей

    Цель: привлечь родителей к участию в обучении ребенка с речевыми проблемами.

    «Песочная терапия в работе с дошкольниками с ОВЗ» 

    Семинар-практикум для родителей

    Цель: дать возможность родителям получить информационно – практическую помощь по использованию песочной терапии в развитии речи детей дошкольного возраста;

    «Музыкотерапия как эффективный метод оздоровления дошкольников»

    Консультация для родителей

    «Палочка - выручалочка» 

    Сценарий совместной игры педагогов, родителей и детей с ОВЗ

    Цель: Расширять представление родителей о развивающих возможностях игры для детей с ОВЗ. Создать условия для проявления родителей в роли руководителей игровых мастерских. Развивать потребность родителя к самостоятельной и совместной игровой деятельности с ребенком с ОВЗ, придумыванию авторских вариантов игры.

    «Мама, папа, я – спортивная семья»

    Сценарий спортивного мероприятия родителей и детей с ОВЗ

    Заключение

        Проект «Содружество»  способствовал  укреплению ресурсного потенциала семей, воспитывающих детей с ОВЗ  (повышается желание заниматься ребенком), и их социально-реабилитационных компетенций (родители обучаются взаимодействию с ребенком), формирование позитивной мотивации к образованию новых социальных связей (расширяется круг общения). Наметилось  повышение уровня навыков общения, укрепление ресурсного потенциала семей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями, мотивации к образованию новых социальных связей.

            Повысился  уровень родительской компетенции в вопросах воспитания и развития детей, их отдыха и оздоровления.

            Проект   способствовал повышению уровня навыков общения, увеличению интереса к разнообразным видам творчества, укреплению ресурсного потенциала семей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями, мотивации к образованию новых социальных связей. Родители, прошедшие проект  в полном объёме, могут стать помощниками родителей и здоровых детей, так как здоровые дети порой ещё больше нуждаются в поддержке семьи.

            Таким образом, предложенный нами проект  будет способствовать эффективной социально-педагогической поддержке семье, воспитывающей ребенка-инвалида.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Рекомендации логопеда по развитию речи с направлениями профилактической работы для родителей и педагогов ДОУ

    В материале представлены игры и упражнения для развития речи  дошкольников 3-4 лет, 5лет, 6-7лет....

    Просветительская и мотивационная работа с родителями.

    Просветительская  работа с родителями, ориентированна на здоровый образ жизни, направлена на формирование у детей дошкольного возраста представления о человеке как о главной ценности общества....

    Различные формы просветительской и профилактической работы учителя - логопеда с родителями.

    Заинтересовать и привлечь родителя к совместной деятельности с учителем логопедом в коррекционно-развивающей работе....

    Профилактическая работа с родителями детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях ДОУ

    Профилактическая работа с родителями детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях ДОУ....

    Перспективный план профилактической работы с родителями.

    Разработка по всем возрастным группам...