Статья Семейное воспитание как фактор становления личности ребенка.
статья

Денисова Галина Ивановна

Аннотация

В данной статье рассматривается проблема семейного воспитания как фактора становления личности ребенка. Семья - уникальный первичный социум, который не могут дублировать общественные воспитательные институты в способности давать ребенку ощущение психологической защищенности, «эмоционального тыла» (3. Матейчек), поддержки, безусловного, безоценочного принятия. Каждая семья обладает большим или меньшим воспитательным потенциалом. Результаты семейного воспитания зависят от уровня педагогической компетентности родителей, важными составляющими которой являются педагогическая культура, педагогическая рефлексия. Признание приоритета семейного воспитания требует изменения линий отношений семьи и образовательного учреждения.

Ключевые слова: семейное воспитание, домашнее воспитание.

 

Современная педагогическая наука располагает многочисленными свидетельствами, подтверждающими бесспорный приоритет семейного воспитания в развитии личности ребенка (К.Д. Ушинский, В.А. Сухомлинский и др.). В последние годы усилилось внимание к семье как объекту исследования и были получены данные, позволяющие углубить характеристику этого важнейшего социального института воспитания [1, 7, 12]. Семья является источником и важным звеном передачи ребенку социально-исторического опыта, и, прежде всего, опыта эмоциональных и деловых взаимоотношений между людьми.

Современная наука располагает многочисленными данными, свидетельствующими о том, что без ущерба для развития личности ребенка невозможно отказаться от семейного воспитания, поскольку оно дает ребенку всю гамму чувств, широчайший круг представлений о жизни. Кроме того, его сила и действенность несравнимы ни с каким, даже очень квалифицированным, воспитанием в детском саду или школе [10, 11].

Ученые-психологи выявили особенности детей, присущие им в первые годы жизни, которые обуславливают их максимальную чувствительность (сензитивность) к воспитанию и обучению. К таким особенностям относятся пластичность высшей нервной и психической деятельности, подражаемость и внушаемость, эмоциональность. Уникальность домашнего воспитания объясняется прежде всего его первичностью, особой значимостью близких взрослых в жизни ребенка в силу его биологической и психологической зависимости от них. Процесс воспитания оптимизируется благодаря развитию у малыша ценных потребностей, какими являются потребности в общении, в получении новых впечатлений (позднее - в познании), в активной двигательной активности, в признании и любви и т.д.

С первых дней жизни ребенка окружает мир людей, природы, вещей. Однако далеко не любые взрослые и не любая обстановка благоприятны для развития ребенка с момента рождения. У оторванного от родителей (а чаще - брошенного ими) и помещенного в условия дома ребенка малыша снижается общий психический тонус, ухудшаются эмоционально-познавательные взаимодействия и, как результат, тормозится интеллектуальное развитие. Чем раньше ребенок отрывается от родительской семьи, чем дольше и в большей изоляции он находится в учреждении, тем более выражены деформации по всем направлениям его психического развития (И. Лангмейер, З. Матейчек, С.Ю. Мещерякова, В.С. Мухина, Е.О. Смирнова и др.) [4].

Как показывают психолого-педагогические исследования, из всего многообразия окружающего мира, который так или иначе влияет на маленького ребенка, особое значение имеет «интимный круг общения» (А.Н.Леонтьев) [9]. В этот круг входят родители и другие близкие люди, которые удовлетворяют потребность малыша быть защищенным, любимым и эмоциональный образ которых запечатлевается в его сознании иногда на всю жизнь. К активному использованию этого образа ребенка готов очень рано: еще в доречевой период (A.B. Запорожец, А.Д.Кошелева, Я.З.Неверович). И если малыш - желанный и любимый и его близкие излучают любовь и ласку, то к их воспитательным воздействиям он особенно чувствителен. И напротив, оказывается, что ребенок первых лет жизни не восприимчив к замечаниям, уговорам, советам «чужой» тети (например, попутчицы в транспорте, воспитательницы другой группы).

Вот почему в качестве первого и очень важного фактора, который определяет особую значимость семейного воспитания в формировании личности ребенка, делает его приоритетным по сравнению с другими воспитательными институтами (детский сад, школа, детский дом и др.), ученые называют глубоко эмоциональный, интимный характер семейного воспитания.

Оно строится на кровном родстве, и его «проводниками» являются родительская любовь к детям и ответные чувства (привязанность, доверие, нежность) детей к родителям (Ю.П. Азаров, И.В. Гребенников, Т.А. Маркова, А.В. Петровский, А.Г. Харчев и др.).

Однако это не единственный фактор, обеспечивающий действенность, силу, стойкость семейного воспитания. В исследовании Т.А. Марковой содержится обоснование еще двух факторов:

- постоянство и длительность воспитательных воздействий матери, отца, других членов семьи в самых разнообразных жизненных ситуациях, их повторяемость из дня в день;

- наличие объективных возможностей для включения детей в бытовую, хозяйственную, воспитательную деятельность семьи [5].

Являясь малой группой, своего рода «микрокосмом», семья наиболее полно соответствует требованиям постепенного приобщения ребенка к социальной жизни и поэтапного расширения его кругозора и опыта. При этом следует учесть, что семья не однородная, а дифференцированная социальная группа. В ней представлены различные по возрасту (старшие и младшие члены семьи), полу (мужчины и женщины), а подчас и по профессии (мама-музыкант, папа - врач, бабушка - педагог, дедушка - биолог) «подсистемы». Это позволяет ребенку наиболее широко проявлять свои возможности, быстрее и полнее реализовать потребности (Ю.П. Азаров, И.В. Гребенников, А.Г. Харчев).

Таким образом, современная наука располагает данными о том, что семья - первый и наиболее значимый воспитательный институт в жизни человека.

Первые идеи семейного воспитания, представления о любви, родителях, детях, предках сложились в народной педагогике на основе многовекового житейского опыта. Они передавались из века в век, из семьи в семью посредством традиций, национально-этнической обрядности, обычаев, фольклора, произведений декоративно-прикладного искусства, что обеспечивало народу воспроизводство себя, своей духовной культуры, национального характера и психологии в ряду сменяющих друг друга поколений. В народной педагогике определился свой образ воспитания, своя «система» правил и норм поведения, воплощенных в этическом кодексе, традициях, обрядах, обычаях.

Семья занимает особое место в народной педагогике, поскольку она рассматривалась в традиционной культуре как естественное природное окружение, определяющее порядок домашнего воспитания, его содержание. Порядок домашнего воспитания обеспечивает определенный уклад семьи, традиции, обычаи, праздники, обряды. Домашнее воспитание ориентировано на мирскую, повседневную жизнь человека. Его цель - подготовить ребенка к этой жизни, чтобы она была ему «не в тягость, а в радость». Нравственная гарантия благополучия человеческой жизни - добросовестный труд, к которому приучают ребенка с малых лет. Об этом свидетельствует народная мудрость: «Человек рожден для труда», «Без труда нет добра», «Без хорошего труда нет плода», «Без дела жить только небо коптить» и др.

В созданных много веков назад и в бытующих в настоящее время средствах народной педагогики (сказках, пословицах, поговорках, легендах, песнях, играх) содержится своеобразная программа «домостроения», в которой определены основы семейной жизни, правила ведения хозяйства, этика отношений, приема гостей и др.

Прогрессивные черты русской семейной педагогики, в которых, как отмечал известный историк В.С.Соловьев, коренится «нравственное начало народа», включают почитание старших и особое внимание к малым, поклонение земле-кормилице, воздание чести дому, приобщение детей к истории семьи, сохранение традиций, обычаев, помогающих подрастающему поколению осознать свою роль наследников народных ценностей [3].

Таким образом, в семейной педагогике каждого народа отражаются его идеалы, представления о цели и средствах воспитания, реализация которых способствует формированию у детей лучших черт национального характера, готовит к самостоятельной достойной жизни. Естественно, что семейная педагогика как отрасль педагогической науки, разрабатывая теоретические основы домашнего воспитания, опирается на семейную народную культуру, в которой собран исторический опыт домашне-семейного воспитания (Г.Н.Волков и др.) [3].

Семья - одна из основных тем древнерусских литературно-педагогических памятников, относящихся к Х-ХIV вв., отечественных сборников ХIV-ХIХ вв. Педагогическая мысль Древней Руси отчетливо проявилась в «Поучении к детям» князя Владимира Мономаха, в таких памятниках литературы и письменности, как «Пчела», «Прологи», «Златоуст» и др. В понимании древнерусских авторов истинная мудрость семейного воспитания связана с высокой нравственностью, с христианскими добродетелями.

Воспитание детей в любви и уважении к родителям, почитании предков - одна из ведущих идей древнерусской педагогики. Другая идея - растить будущего семьянина с малых лет, путем привития положительных нравственных качеств (трудолюбия, кротости, терпимости, уступчивости, прилежания, скромности, честности и др.). Так, Владимир Мономах ратовал за упрочение семьи, высоко ставил роль отца в воспитании у мальчика трудолюбия, в подготовке защитника-воина, но главное - в выработке умения рачительно управлять своим домом. На страницах «Домостроя» (XVI в.) представлена своеобразная «программа» нравственного воспитания детей, семейной подготовки их к жизни, обучения тому, что необходимо в «домашнем обиходе». В этом отношении особый интерес представляют главы «Како дочь воспитати, с наделком замуж выдати», «Како детям отца и мати любити и беречи и повиноватися им, и покоити их во всем» [5].

В XVII в. ценный вклад в развитие семейной педагогики внесли Епифаний Словинецкий и Симеон Полоцкий. Первый написал 164 правила для детей, назвав их «Гражданством обычаев детских». С.Полоцкий создал две книги - «Обет душевный» и «Вечеря душевная», в которых раскрывались основные каноны воспитания почтения к родителям, другим родственникам и т.д. С.Полоцкий - один из первых высказался против применения розг, суровых мер наказания [6].

Анализ семейного воспитания конца XVIII - начала XIX в. содержится в работах А.Н.Радищева (1749-1802), Н.И.Новикова (1744-1818). Авторы проводят мысль о том, что домашнее воспитание - нелегкое и сложное дело, выходящее за рамки семьи: дети воспитываются для жизни в обществе. Цель семейного воспитания - растить «счастливых людей и полезных граждан» (Н.И.Новиков), давать начальное запечатливающееся на всю жизнь «образование ума и сердца сынов отечества» (А.Н.Радищев). Условия такого воспитания - духовное общение в семье, внимание к развитию тела, ума, добрых нравов ребенка, сочетание любви и требовательности.

Проблема семьи и домашнего воспитания привлекала внимание прогрессивной общественности, что отразилось в творчестве В.Г.Белинского (1811-1848), А.И.Герцена (1812-1870), Н.И.Пирогова (1810-1881), Н.А.Добролюбова (1836-1861) и других. В работах указанных авторов современное им семейное воспитание критикуется за присущие ему такие негативные черты, как подавление личности ребенка, пренебрежение его действительной жизнью, игнорирование природных особенностей, раннее обучение «разговорному чужому языку», телесные наказания. Одновременно высказывались предложения к совершенствованию воспитания детей в семье, предполагающие понимание ребенка, обеспечение развития его внешних чувств, формирование привычек нравственного поведения, развитие активности, самостоятельности мысли и действий и т.д.

Во второй половине XIX- начале XX в. теория семейного воспитания, уже как самостоятельная область педагогических знаний, занимала видное место в трудах К.Д.Ушинского (1824-1870), Н.В.Шелгунова (1824-1891), П.Ф.Лесгафта (1837-1909), П.Ф.Каптерева (1849-1922), М.И.Демкова (1859­1939) и других. В русской классической педагогике подчеркивается необходимость изучения семьи как естественной жизненной среды для ребенка, микрокосма того общества, которое ее создало. Домашнее воспитание рассматривается как первейшая обязанность родителей, а правильное и доброе воспитание - как священное право каждого ребенка. Под правильным воспитанием понимается всестороннее развитие самодеятельной творческой личности. Такое воспитание основывается на знании возрастных и психологических особенностей детей, что требует специальной подготовки родителей. Низкий уровень семейного воспитания, о котором писали исследователи того периода, во многом был обусловлен слабой подготовкой родителей, прежде всего матери, к воспитанию детей. В семьях, которые заботятся о воспитании детей, налажен уклад жизни, царит согласие и взаимное уважение; нравственное поведение взрослых - образец для подражания детей.

Об интересе общественности конца XIX в. к семье и домашнему воспитанию свидетельствует организация так называемого «Родительского кружка» (Петербург, 1884). Члены кружка ставили целью изучение опыта семейного воспитания и разработку теории вопроса. Кружок создал свой печатный орган - «Энциклопедию семейного воспитания». В течение 1898-1910гг. под редакцией П.Ф. Каптерева было опубликовано 59 выпусков «Энциклопедии семейного воспитания», в которых обобщался опыт семейного воспитания, делались попытки теоретически обосновать его специфику.

Педагоги предреволюционного периода рассматривали семью как источник формирования у детей национальных чувств и идеалов. Акцент на этой стороне семейного воспитания был неслучаен: достаточно вспомнить историческую ситуацию накануне революции, напряженность жизни общества на переломе эпох, обусловленную социальными и национальными проблемами. Ученые (П.Ф.Каптерев, В.Н.Сорока-Росинский и др.) в качестве таких ценностей называли религию, труд, произведения народной культуры (сказки, песни, былины и т.д.). Религия скрепляет духовно семью в одно целое, что дает ей нравственное единство и одну общую цель, регулирующую и направляющую жизнь всей семьи: от отца до самых малых детей. Труд объединяет семью психологически, сплачивая ее членов в повседневной практической жизни и придавая единство их интересам. Произведения устного народного творчества, идущие из глубины веков, воздействуют на чувства и фантазию ребенка, формируют его национальную индивидуальность.

Усилиями ученых конца XIX - начала XX в. заложено начало семейного воспитания как научного направления: определены цели, задачи воспитания и обучения детей в семье. Многие положения, сформулированные педагогами того времени, остаются актуальными для сегодняшнего дня. Например, воспитание ребенка как гражданина, имеющего обязанности перед семьей, государством, обществом. Своевременно звучит требование единого, целостного характера воспитания, опирающегося на специфику возраста, индивидуальные предпосылки и тенденции развития.

В свое время Ж.-Ж. Руссо заметил, что каждый последующий воспитатель оказывает на ребенка меньшее влияние, чем предыдущий [8]. Современные родители осуществляют сегодня воспитательную функцию в условиях возрастания социально-психологической неуверенности людей в своем будущем. Ситуация экономического давления расшатывает институт семьи. В современных условиях происходят процессы трансформации семьи, отмечаемые социологическими, экономическими, психологическими и другими научными данными, что приводит к формированию иной ее структуры (система внутрисемейных отношений, состав семьи). Эти процессы проявляются в тенденциях нуклеаризации современной семьи (отделение молодой семьи от старшего поколения), сокращении числа детей (малодетности), эгалитаризации (равенства) внутрисемейных отношений. Ряд авторов говорят об отмирании института главы семьи в прежнем смысле, некоторые вкладывают в это понятие новое содержание, отдавая главенство не одному, а всем членам семьи.

Характерной особенностью современного семейного института является чрезвычайная его нестабильность. По мнению доктора психологических наук А.Б. Орлова, современная семья становится своеобразной экспериментальной лабораторией человеческих отношений, где люди экспериментируют на своих собственных жизнях и жизнях других людей. Проведение опросов родителей в дошкольных учреждениях, где в числе других вопросов был: «Удовлетворены ли вы своей семейной жизнью?», до 35-40% отвечающих не дают утвердительного ответа на него. Это значит, что риск эмоционального напряжения в межличностных семейных отношениях достаточно высок [2].

Как показывают социально-психологические и социально- педагогические исследования, отмечаемые тенденции в развитии семейного института приводят к уменьшению его педагогического потенциала и сокращению его адаптационных резервов. Это в свою очередь, вызывает нарушения в детско-родительских отношениях, ведет к увеличению числа дисфункциональных семей (Л.Ф. Безлепкина, Н.Я. Соловьев, А.Б. Орлов, Н.М. Римашевская, Н.В. Самоукина и др.).

Таким образом, семья – это уникальный первичный социум, который не могут дублировать общественные воспитательные институты в способности давать ребенку ощущение психологической защищенности, «эмоционального тыла» (3. Матейчек), поддержки, безусловного, безоценочного принятия. В этом непреходящее значение семьи для человека. Не случайно среди специалистов в области семейного воспитания считается признанным, что семейный институт есть институт эмоциональных отношений.

 

Список использованных источников

  1. Абульханова - Славская К.А. Время личности и время жизни. – СПб.: Алетейя, 2001.
  2. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. - М.: Питер, 2008.
  3. Волков Г.Н. Этнопедагогика. - М.: Академия, 1999.

4.Воспитание детей в неполной семье / З. Марова, З. Матейчек

5.Воспитание дошкольника в семье: (Вопросы теории и методики) / Под ред. Т. А. Марковой.— М.: Педагогика, 1999.

6. Газман О.С. Воспитание: цели, средства, перспективы // Новое педагогическое мышление / Под ред. А.В. Петровского.         - М.: Педагогика, 1989.

7. Каган В.Е. Семейное воспитание и тоталитарное сознание: от психологии насилия к личностному росту // Современная семья: проблемы, решения, перспективы развития. - М., 1992.

8. Коменский Я.А., Локк Д., Руссо Ж.Ж., Песталоцци И.Г. Педагогическое наследие / Сост. В. М. Кларин, А. Н. Джуринский.— М.: Педагогика, 1989.

9. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. - М.: Изд-во МГУ, 1981.

10. Овчарова Р.В. Психология родительства: учебное пособие.— М.: Академия, 2005.

11.Толстых А.В. Взрослые и дети: парадоксы общения. - М.: Педагогика, 1998.

12. Формирование взаимоотношений дошкольников в детском саду и семье / Под ред. В.К. Котырло.- М.: Педагогика, 1987.

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Семейное воспитание как фактор становления личности ребенка.

Денисова Галина Ивановна,

воспитатель 1квалификационной категории,

Аннотация

В данной статье рассматривается проблема семейного воспитания как фактора становления личности ребенка. Семья - уникальный первичный социум, который не могут дублировать общественные воспитательные институты в способности давать ребенку ощущение психологической защищенности, «эмоционального тыла» (3. Матейчек), поддержки, безусловного, безоценочного принятия. Каждая семья обладает большим или меньшим воспитательным потенциалом. Результаты семейного воспитания зависят от уровня педагогической компетентности родителей, важными составляющими которой являются педагогическая культура, педагогическая рефлексия. Признание приоритета семейного воспитания требует изменения линий отношений семьи и образовательного учреждения.

Ключевые слова: семейное воспитание, домашнее воспитание.

Современная педагогическая наука располагает многочисленными свидетельствами, подтверждающими бесспорный приоритет семейного воспитания в развитии личности ребенка (К.Д. Ушинский, В.А. Сухомлинский и др.). В последние годы усилилось внимание к семье как объекту исследования и были получены данные, позволяющие углубить характеристику этого важнейшего социального института воспитания [1, 7, 12]. Семья является источником и важным звеном передачи ребенку социально-исторического опыта, и, прежде всего, опыта эмоциональных и деловых взаимоотношений между людьми.

Современная наука располагает многочисленными данными, свидетельствующими о том, что без ущерба для развития личности ребенка невозможно отказаться от семейного воспитания, поскольку оно дает ребенку всю гамму чувств, широчайший круг представлений о жизни. Кроме того, его сила и действенность несравнимы ни с каким, даже очень квалифицированным, воспитанием в детском саду или школе [10, 11].

Ученые-психологи выявили особенности детей, присущие им в первые годы жизни, которые обуславливают их максимальную чувствительность (сензитивность) к воспитанию и обучению. К таким особенностям относятся пластичность высшей нервной и психической деятельности, подражаемость и внушаемость, эмоциональность. Уникальность домашнего воспитания объясняется прежде всего его первичностью, особой значимостью близких взрослых в жизни ребенка в силу его биологической и психологической зависимости от них. Процесс воспитания оптимизируется благодаря развитию у малыша ценных потребностей, какими являются потребности в общении, в получении новых впечатлений (позднее - в познании), в активной двигательной активности, в признании и любви и т.д.

С первых дней жизни ребенка окружает мир людей, природы, вещей. Однако далеко не любые взрослые и не любая обстановка благоприятны для развития ребенка с момента рождения. У оторванного от родителей (а чаще - брошенного ими) и помещенного в условия дома ребенка малыша снижается общий психический тонус, ухудшаются эмоционально-познавательные взаимодействия и, как результат, тормозится интеллектуальное развитие. Чем раньше ребенок отрывается от родительской семьи, чем дольше и в большей изоляции он находится в учреждении, тем более выражены деформации по всем направлениям его психического развития (И. Лангмейер, З. Матейчек, С.Ю. Мещерякова, В.С. Мухина, Е.О. Смирнова и др.) [4].

Как показывают психолого-педагогические исследования, из всего многообразия окружающего мира, который так или иначе влияет на маленького ребенка, особое значение имеет «интимный круг общения» (А.Н.Леонтьев) [9]. В этот круг входят родители и другие близкие люди, которые удовлетворяют потребность малыша быть защищенным, любимым и эмоциональный образ которых запечатлевается в его сознании иногда на всю жизнь. К активному использованию этого образа ребенка готов очень рано: еще в доречевой период (A.B. Запорожец, А.Д.Кошелева, Я.З.Неверович). И если малыш - желанный и любимый и его близкие излучают любовь и ласку, то к их воспитательным воздействиям он особенно чувствителен. И напротив, оказывается, что ребенок первых лет жизни не восприимчив к замечаниям, уговорам, советам «чужой» тети (например, попутчицы в транспорте, воспитательницы другой группы).

Вот почему в качестве первого и очень важного фактора, который определяет особую значимость семейного воспитания в формировании личности ребенка, делает его приоритетным по сравнению с другими воспитательными институтами (детский сад, школа, детский дом и др.), ученые называют глубоко эмоциональный, интимный характер семейного воспитания.

Оно строится на кровном родстве, и его «проводниками» являются родительская любовь к детям и ответные чувства (привязанность, доверие, нежность) детей к родителям (Ю.П. Азаров, И.В. Гребенников, Т.А. Маркова, А.В. Петровский, А.Г. Харчев и др.).

Однако это не единственный фактор, обеспечивающий действенность, силу, стойкость семейного воспитания. В исследовании Т.А. Марковой содержится обоснование еще двух факторов:

- постоянство и длительность воспитательных воздействий матери, отца, других членов семьи в самых разнообразных жизненных ситуациях, их повторяемость из дня в день;

- наличие объективных возможностей для включения детей в бытовую, хозяйственную, воспитательную деятельность семьи [5].

Являясь малой группой, своего рода «микрокосмом», семья наиболее полно соответствует требованиям постепенного приобщения ребенка к социальной жизни и поэтапного расширения его кругозора и опыта. При этом следует учесть, что семья не однородная, а дифференцированная социальная группа. В ней представлены различные по возрасту (старшие и младшие члены семьи), полу (мужчины и женщины), а подчас и по профессии (мама-музыкант, папа - врач, бабушка - педагог, дедушка - биолог) «подсистемы». Это позволяет ребенку наиболее широко проявлять свои возможности, быстрее и полнее реализовать потребности (Ю.П. Азаров, И.В. Гребенников, А.Г. Харчев).

Таким образом, современная наука располагает данными о том, что семья - первый и наиболее значимый воспитательный институт в жизни человека.

Первые идеи семейного воспитания, представления о любви, родителях, детях, предках сложились в народной педагогике на основе многовекового житейского опыта. Они передавались из века в век, из семьи в семью посредством традиций, национально-этнической обрядности, обычаев, фольклора, произведений декоративно-прикладного искусства, что обеспечивало народу воспроизводство себя, своей духовной культуры, национального характера и психологии в ряду сменяющих друг друга поколений. В народной педагогике определился свой образ воспитания, своя «система» правил и норм поведения, воплощенных в этическом кодексе, традициях, обрядах, обычаях.

Семья занимает особое место в народной педагогике, поскольку она рассматривалась в традиционной культуре как естественное природное окружение, определяющее порядок домашнего воспитания, его содержание. Порядок домашнего воспитания обеспечивает определенный уклад семьи, традиции, обычаи, праздники, обряды. Домашнее воспитание ориентировано на мирскую, повседневную жизнь человека. Его цель - подготовить ребенка к этой жизни, чтобы она была ему «не в тягость, а в радость». Нравственная гарантия благополучия человеческой жизни - добросовестный труд, к которому приучают ребенка с малых лет. Об этом свидетельствует народная мудрость: «Человек рожден для труда», «Без труда нет добра», «Без хорошего труда нет плода», «Без дела жить только небо коптить» и др.

В созданных много веков назад и в бытующих в настоящее время средствах народной педагогики (сказках, пословицах, поговорках, легендах, песнях, играх) содержится своеобразная программа «домостроения», в которой определены основы семейной жизни, правила ведения хозяйства, этика отношений, приема гостей и др.

Прогрессивные черты русской семейной педагогики, в которых, как отмечал известный историк В.С.Соловьев, коренится «нравственное начало народа», включают почитание старших и особое внимание к малым, поклонение земле-кормилице, воздание чести дому, приобщение детей к истории семьи, сохранение традиций, обычаев, помогающих подрастающему поколению осознать свою роль наследников народных ценностей [3].

Таким образом, в семейной педагогике каждого народа отражаются его идеалы, представления о цели и средствах воспитания, реализация которых способствует формированию у детей лучших черт национального характера, готовит к самостоятельной достойной жизни. Естественно, что семейная педагогика как отрасль педагогической науки, разрабатывая теоретические основы домашнего воспитания, опирается на семейную народную культуру, в которой собран исторический опыт домашне-семейного воспитания (Г.Н.Волков и др.) [3].

Семья - одна из основных тем древнерусских литературно-педагогических памятников, относящихся к Х-ХIV вв., отечественных сборников ХIV-ХIХ вв. Педагогическая мысль Древней Руси отчетливо проявилась в «Поучении к детям» князя Владимира Мономаха, в таких памятниках литературы и письменности, как «Пчела», «Прологи», «Златоуст» и др. В понимании древнерусских авторов истинная мудрость семейного воспитания связана с высокой нравственностью, с христианскими добродетелями.

Воспитание детей в любви и уважении к родителям, почитании предков - одна из ведущих идей древнерусской педагогики. Другая идея - растить будущего семьянина с малых лет, путем привития положительных нравственных качеств (трудолюбия, кротости, терпимости, уступчивости, прилежания, скромности, честности и др.). Так, Владимир Мономах ратовал за упрочение семьи, высоко ставил роль отца в воспитании у мальчика трудолюбия, в подготовке защитника-воина, но главное - в выработке умения рачительно управлять своим домом. На страницах «Домостроя» (XVI в.) представлена своеобразная «программа» нравственного воспитания детей, семейной подготовки их к жизни, обучения тому, что необходимо в «домашнем обиходе». В этом отношении особый интерес представляют главы «Како дочь воспитати, с наделком замуж выдати», «Како детям отца и мати любити и беречи и повиноватися им, и покоити их во всем» [5].

В XVII в. ценный вклад в развитие семейной педагогики внесли Епифаний Словинецкий и Симеон Полоцкий. Первый написал 164 правила для детей, назвав их «Гражданством обычаев детских». С.Полоцкий создал две книги - «Обет душевный» и «Вечеря душевная», в которых раскрывались основные каноны воспитания почтения к родителям, другим родственникам и т.д. С.Полоцкий - один из первых высказался против применения розг, суровых мер наказания [6].

Анализ семейного воспитания конца XVIII - начала XIX в. содержится в работах А.Н.Радищева (1749-1802), Н.И.Новикова (1744-1818). Авторы проводят мысль о том, что домашнее воспитание - нелегкое и сложное дело, выходящее за рамки семьи: дети воспитываются для жизни в обществе. Цель семейного воспитания - растить «счастливых людей и полезных граждан» (Н.И.Новиков), давать начальное запечатливающееся на всю жизнь «образование ума и сердца сынов отечества» (А.Н.Радищев). Условия такого воспитания - духовное общение в семье, внимание к развитию тела, ума, добрых нравов ребенка, сочетание любви и требовательности.

Проблема семьи и домашнего воспитания привлекала внимание прогрессивной общественности, что отразилось в творчестве В.Г.Белинского (1811-1848), А.И.Герцена (1812-1870), Н.И.Пирогова (1810-1881), Н.А.Добролюбова (1836-1861) и других. В работах указанных авторов современное им семейное воспитание критикуется за присущие ему такие негативные черты, как подавление личности ребенка, пренебрежение его действительной жизнью, игнорирование природных особенностей, раннее обучение «разговорному чужому языку», телесные наказания. Одновременно высказывались предложения к совершенствованию воспитания детей в семье, предполагающие понимание ребенка, обеспечение развития его внешних чувств, формирование привычек нравственного поведения, развитие активности, самостоятельности мысли и действий и т.д.

Во второй половине XIX- начале XX в. теория семейного воспитания, уже как самостоятельная область педагогических знаний, занимала видное место в трудах К.Д.Ушинского (1824-1870), Н.В.Шелгунова (1824-1891), П.Ф.Лесгафта (1837-1909), П.Ф.Каптерева (1849-1922), М.И.Демкова (18591939) и других. В русской классической педагогике подчеркивается необходимость изучения семьи как естественной жизненной среды для ребенка, микрокосма того общества, которое ее создало. Домашнее воспитание рассматривается как первейшая обязанность родителей, а правильное и доброе воспитание - как священное право каждого ребенка. Под правильным воспитанием понимается всестороннее развитие самодеятельной творческой личности. Такое воспитание основывается на знании возрастных и психологических особенностей детей, что требует специальной подготовки родителей. Низкий уровень семейного воспитания, о котором писали исследователи того периода, во многом был обусловлен слабой подготовкой родителей, прежде всего матери, к воспитанию детей. В семьях, которые заботятся о воспитании детей, налажен уклад жизни, царит согласие и взаимное уважение; нравственное поведение взрослых - образец для подражания детей.

Об интересе общественности конца XIX в. к семье и домашнему воспитанию свидетельствует организация так называемого «Родительского кружка» (Петербург, 1884). Члены кружка ставили целью изучение опыта семейного воспитания и разработку теории вопроса. Кружок создал свой печатный орган - «Энциклопедию семейного воспитания». В течение 1898-1910гг. под редакцией П.Ф. Каптерева было опубликовано 59 выпусков «Энциклопедии семейного воспитания», в которых обобщался опыт семейного воспитания, делались попытки теоретически обосновать его специфику.

Педагоги предреволюционного периода рассматривали семью как источник формирования у детей национальных чувств и идеалов. Акцент на этой стороне семейного воспитания был неслучаен: достаточно вспомнить историческую ситуацию накануне революции, напряженность жизни общества на переломе эпох, обусловленную социальными и национальными проблемами. Ученые (П.Ф.Каптерев, В.Н.Сорока-Росинский и др.) в качестве таких ценностей называли религию, труд, произведения народной культуры (сказки, песни, былины и т.д.). Религия скрепляет духовно семью в одно целое, что дает ей нравственное единство и одну общую цель, регулирующую и направляющую жизнь всей семьи: от отца до самых малых детей. Труд объединяет семью психологически, сплачивая ее членов в повседневной практической жизни и придавая единство их интересам. Произведения устного народного творчества, идущие из глубины веков, воздействуют на чувства и фантазию ребенка, формируют его национальную индивидуальность.

Усилиями ученых конца XIX - начала XX в. заложено начало семейного воспитания как научного направления: определены цели, задачи воспитания и обучения детей в семье. Многие положения, сформулированные педагогами того времени, остаются актуальными для сегодняшнего дня. Например, воспитание ребенка как гражданина, имеющего обязанности перед семьей, государством, обществом. Своевременно звучит требование единого, целостного характера воспитания, опирающегося на специфику возраста, индивидуальные предпосылки и тенденции развития.

В свое время Ж.-Ж. Руссо заметил, что каждый последующий воспитатель оказывает на ребенка меньшее влияние, чем предыдущий [8]. Современные родители осуществляют сегодня воспитательную функцию в условиях возрастания социально-психологической неуверенности людей в своем будущем. Ситуация экономического давления расшатывает институт семьи. В современных условиях происходят процессы трансформации семьи, отмечаемые социологическими, экономическими, психологическими и другими научными данными, что приводит к формированию иной ее структуры (система внутрисемейных отношений, состав семьи). Эти процессы проявляются в тенденциях нуклеаризации современной семьи (отделение молодой семьи от старшего поколения), сокращении числа детей (малодетности), эгалитаризации (равенства) внутрисемейных отношений. Ряд авторов говорят об отмирании института главы семьи в прежнем смысле, некоторые вкладывают в это понятие новое содержание, отдавая главенство не одному, а всем членам семьи.

Характерной особенностью современного семейного института является чрезвычайная его нестабильность. По мнению доктора психологических наук А.Б. Орлова, современная семья становится своеобразной экспериментальной лабораторией человеческих отношений, где люди экспериментируют на своих собственных жизнях и жизнях других людей. Проведение опросов родителей в дошкольных учреждениях, где в числе других вопросов был: «Удовлетворены ли вы своей семейной жизнью?», до 35-40% отвечающих не дают утвердительного ответа на него. Это значит, что риск эмоционального напряжения в межличностных семейных отношениях достаточно высок [2].

Как показывают социально-психологические и социально- педагогические исследования, отмечаемые тенденции в развитии семейного института приводят к уменьшению его педагогического потенциала и сокращению его адаптационных резервов. Это в свою очередь, вызывает нарушения в детско-родительских отношениях, ведет к увеличению числа дисфункциональных семей (Л.Ф. Безлепкина, Н.Я. Соловьев, А.Б. Орлов, Н.М. Римашевская, Н.В. Самоукина и др.).

Таким образом, семья – это уникальный первичный социум, который не могут дублировать общественные воспитательные институты в способности давать ребенку ощущение психологической защищенности, «эмоционального тыла» (3. Матейчек), поддержки, безусловного, безоценочного принятия. В этом непреходящее значение семьи для человека. Не случайно среди специалистов в области семейного воспитания считается признанным, что семейный институт есть институт эмоциональных отношений.

Список использованных источников

  1. Абульханова - Славская К.А. Время личности и время жизни. – СПб.: Алетейя, 2001.
  2. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. - М.: Питер, 2008.
  3. Волков Г.Н. Этнопедагогика. - М.: Академия, 1999.

4.Воспитание детей в неполной семье / З. Марова, З. Матейчек

5.Воспитание дошкольника в семье: (Вопросы теории и методики) / Под ред. Т. А. Марковой.— М.: Педагогика, 1999.

6. Газман О.С. Воспитание: цели, средства, перспективы // Новое педагогическое мышление / Под ред. А.В. Петровского.         - М.: Педагогика, 1989.

7. Каган В.Е. Семейное воспитание и тоталитарное сознание: от психологии насилия к личностному росту // Современная семья: проблемы, решения, перспективы развития. - М., 1992.

8. Коменский Я.А., Локк Д., Руссо Ж.Ж., Песталоцци И.Г. Педагогическое наследие / Сост. В. М. Кларин, А. Н. Джуринский.— М.: Педагогика, 1989.

9. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. - М.: Изд-во МГУ, 1981.

10. Овчарова Р.В. Психология родительства: учебное пособие.— М.: Академия, 2005.

11.Толстых А.В. Взрослые и дети: парадоксы общения. - М.: Педагогика, 1998.

12. Формирование взаимоотношений дошкольников в детском саду и семье / Под ред. В.К. Котырло.- М.: Педагогика, 1987.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Значение сенсорного воспитания в творческом становлении личности ребенка"

Сенсорное развитие ребенка  - это развитие его восприятия и формирования представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахи, вк...

Семейное воспитание в развитии творческой личности ребенка

Семья – колыбель духовного рождения человека. Многообразие отношений между её членами, обнажённость и непосредственность чувств, которые они питают друг к другу, обилие различных форм проявления этих ...

Статья: Роль классической музыки в становлении личности ребенка

материал может быть использован в работе с родителями...

Статья. Семейное воспитание как фактор становления личности ребенка.

Семейное воспитание как фактор становления личности ребенка.Денисова Галина Ивановнавоспитатель 1квалификационной категорииАннотацияВ данной статье рассматривается проблема семейного воспитания как фа...

Методическая разработка на тему:«Развитие эмоционально-волевой сферы дошкольника, как фактор становления личности ребенка»

Проблема эмоционально-волевой сферы в развитии дошкольника сегодня весьма актуальна, именно эмоциональное развитие и воспитание является фундаментом, на котором закладывается и всю жизнь реконструируе...

СЕМЕЙНАЯ СРЕДА КАК ФАКТОР СТАНОВЛЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА

Статья посвящена рассмотрению семьи в качестве среды, играющей ведущую роль в развитии психологической безопасности ребенка. Пред- ставлено функциональное обоснование данной позиции. Обозначены ос- но...