Тренинг для педагогов «Взаимодействие с гиперактивными детьми»
материал

Хабарова Инна Алексеевна

Тренинг предназначен для педагогов и психологов, работающих в дошкольном учреждении с целью приобретения навыков и приемов работы с детьми с гиперактивностью. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл trening_s_pedagogami_po_giperaktivn.docx27.41 КБ

Предварительный просмотр:

государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области средняя общеобразовательная школа  № 1 «Образовательный центр»  имени 21 армии Вооруженных сил  СССР  п.г.т. Стройкерамика муниципального района Волжский Самарской области

структурное подразделение «Детский сад «Радуга»

Тренинг для педагогов

«Взаимодействие

с гиперактивными детьми»

Составил

 воспитатель:

Хабарова Инна Алексеевна

Цели:

1.повышение уровня знаний педагогов по теме «Гиперактивный ребенок», «Как общаться с гиперактивным ребенком»

2.обучение приемам  коррекционно-развивающей работы с детьми с гиперактивностью;

Задачи:

1. отработать навыки эффективного взаимодействия с детьми и их родителями;

2.обучить методам и приемам коррекционно-развивающей работы с детьми с гиперактивностью;

Организация тренинга:

группа педагогов от 7-10 человек.

Форма проведения тренинга – круг, возможно свободное перемещение по кабинету

Продолжительность – 40 минут.

Оборудование: ватман, маркер, фломастеры, альбомные листы.

План упражнений

1.Приветствие «Пожелания»

2.Игра «Давайте поздороваемся»

3. Мини-лекция «Что такое гиперактивность».

4. Упражнение «Портрет гиперактивного ребенка».

5. Мини-лекция «Как помочь гиперактивному ребенку».

6. Мини-лекция «Как играть с гиперактивными детьми»

7. Мини-лекция «Игры для родителей с детьми. Пальчиковые игры»

8. Практическое задание «Работа с родителями гиперактивного  ребенка»

9.Рефлексия

Ход тренинга:

1.Приветствие «Пожелания»

Цель: создание положительного настроя в группе

Каждый участник группы (по кругу) встает и произносит какую-либо фразу, обращенную ко всем остальным: «Добрый день», «Желаю всем узнать много нового и интересного» и т. д. Вместо фразы участник может использовать любой приветственный жест.

2. Игра «Давайте поздороваемся»

Цель:  снятие мышечного напряжения; создание  положительного настроя в группе;

Играющие хаотично передвигаются по комнате в удобном для них темпе и направлении. По определенному сигналу ведущего каждый участник должен успеть поздороваться как можно с большим числом играющих. Варианты сигналов ведущего: Хлопок в ладоши — надо пожать руку всем возможным партнерам; Звонок колокольчика — погладить по спине партнера; Звук свистка — поздороваться «спинками».

3. Мини-лекция «Что такое гиперактивность»

Цель: просвещение педагогов по данной теме

Тренер объясняет значение термина «гиперактивность».

Внешние проявления гиперактивности – невнимательность, отвлекаемость, импульсивность, повышенная двигательная активность.  Часто гиперактивности сопутствуют проблемы во взаимоотношениях с окружающими, трудности в обучении, низкая самооценка. При этом уровень интеллектуального развития у детей не зависит от степени гиперактивности и может превышать показатели возрастной нормы.

Существуют различные мнения о причинах возникновения гиперактивности: это могут быть генетические факторы, особенности строения и функционирования головного мозга, родовые травмы, инфекционные заболевания и т.д.

Ребенок с гиперактивностью непоседливый, проявляет «бестолковую» активность, не может усидеть на занятиях в детском саду, не станет заниматься тем, что ему неинтересно.

3 основных признака гиперактивности:

1.дефицит внимания;

2.импульсивность;

3.повышенная двигательная активность;

4. Упражнение «Портрет гиперактивного ребенка»

Цель: определение индивидуальных  психологических особенностей таких детей

Группа делится на З—4 подгруппы. Каждой подгруппе выдается карточка «Портрет ,,особого” ребенка» (см. приложение № 1) на которой перечислены индивидуальные особенности разных  категорий детей. Участники подгрупп совместно выбирают черты, которые свойственны рассматриваемой на данном занятии категории детей, дополняют этот список, таким образом, составляют портрет ребенка. Затем каждая подгруппа зачитывает составленную характеристику, после чего проводится общее обсуждение. В процессе обсуждения могут возникать разногласия. Задача тренера состоит в том, чтобы дать возможность высказаться каждому желающему участнику. И лишь затем выступать в роли эксперта. После того, как портрет составлен, основные характеристики ребенка данной категории фиксируются на доске или на стенде. К ним тренер может обращаться по мере необходимости на протяжении всех встреч.

5. Мини-лекция «Как помочь гиперактивному ребенку»

  • Важно научиться давать инструкции гиперактивному ребенку. Указания должны быть немногословными и содержать не более 10 слов.  Их выполнение строго контролировать!
  • Взрослому необходимо быть последовательным в воспитании. Запретов не должно быть много и они должны быть продуманными и четко сформулированными.
  • Одно из важнейших условий успешного взаимодействия с гиперактивным ребенком – соблюдение режима дня!
  • Желательно выработать систему поощрений. Например за каждое выполненное действие ребенок получает награду:  право идти гулять, вкусное лакомство и т.д.

6. Мини-лекция «Как играть с гиперактивными детьми»

В игре таким деткам  трудно дожидаться своей очереди и считаться с интересами других. Поэтому включать детей в коллективную работу целесообразно поэтапно. Начинать можно с индивидуальной работы, затем подключать ребенка к играм в малых подгруппах, и только после этого переходить к коллективным играм. Коллективные игры с участием гиперактивных детей могут быть следующими: «Черепаха», «Дотронься до» и др. Тренер предлагает поиграть в них.

  • Игра «Кулак—ребро—ладонь»

     Цель: развитие навыков  самоконтроля

Ребенку показывают три положения руки на плоскости стола, последовательно сменяющих друг друга. Ладонь на плоскости, ладонь сжатая в кулак, ладонь ребром на плоскости стола, распрямленная ладонь на плоскости стола. Ребенок выполняет пробу вместе с педагогом, затем по памяти в течение 8—10 повторений моторной программы. Проба выполняется сначала правой рукой, потом — левой, затем — двумя руками вместе.

  • Игра «черепаха».

Цель: развитие навыков самоконтроля, самоорганизации

Ход игры: Тренер встает у стены помещения, остальные участники располагаются вдоль противоположной стены. По сигналу ведущего они начинают движение. Далее тренер говорить: «Представьте себе, что все мы — черепахи. Я — большая черепаха, а вы — маленькие черепашки. Я пригласила вас в гости на день рождения. Я жду вас в гости. Но вот беда: праздничный торт еще не готов. По моей команде вы можете идти ко мне, нигде не останавливаясь. Помните: Вы — черепахи и должны идти как можно медленнее, чтобы дойти только в тот момент, когда торт будет уже готов. Тренер следит, чтобы никто не останавливался и не спешил. Через 2—З минуты он дает новый сигнал, по которому все замирают. Побеждает тот, кто оказался дальше всех от черепахи - именинницы. Игра может повторяться несколько раз. Затем ведущий обсуждает с группой в кругу, трудно ли им было двигаться медленно и что им помогло выполнить инструкцию.

  • Игра «маленький зверек»

Цель: снятие психоэмоционального напряжения

Ход игры: Тренер просит участников закрыть глаза, после чего тихим спокойным голосом произносит следующий текст «Положите, пожалуйста, руки на колени, соединив ладони вместе. Представьте, что вы держите в руках маленького пушистого зверька. Это может быть котенок, щенок. Он такой крохотный, что свободно помещается у вас в ладошках. Он засыпает, поэтому Вы стараетесь, сидеть без движений, чтобы не разбудить его. Если кому-то очень хочется погладить своего зверька, сделайте это осторожно, легким движением больших пальцев рук. Мысленно успокойте зверька, скажите ему что-нибудь ласковое, улыбнитесь ему. Почувствуйте, как его дыхание становится более ровным, медленным, спокойным, и вы тоже дышите в такт с ним. Осторожно переложите зверька на теплое одеяло, которое находится рядом с вами (соседнем стуле), Убедитесь, что зверек в полной безопасности; улыбнитесь ему еще раз. Теперь можете открыть глаза». Обсуждение Тренер задает вопрос о том, что чувство каждый из участников, выполняя данное упражнение. Трудно было сидеть неподвижно в течение его выполнения? Если бы участник получил информацию «Сидеть неподвижно 3 минуты, что бы он чувствовал во время выполнения инструкции? А после завершения такого упражнения?

7. Мини-лекция «Игры для родителей с детьми. Пальчиковые игры» Гиперактивные дети непоседливы, а их руки часто находятся в постоянном, иногда бесцельном движении, поэтому полезно обучить этих детей специальным играм, которые бы направили избыточную активность в нужное русло. С этой целью можно использовать, например, пальчиковые игры. При совместных занятиях родителей и детей они будут способствовать улучшению взаимопонимания в семье.

8. Практическое задание «Работа с родителями гиперактивного  ребенка»

Участники, работая в подгруппах, составляют список рекомендаций по работе с детьми для оформления уголка для родителей. Затем проводится совместное обсуждение в группе.

    9.Рефлексия:

    -Как вы себя чувствуете?
   - Что полезного вы узнали на сегодняшнем тренинге?
   - Будете ли вы применять полученные знания?

    Каждому участнику тренингового занятия выдаётся памятка, с           рекомендациями по работе с гиперактивным ребенком.

ПРИЛОЖЕНИЕ №1  КАРТОЧКА «ПОРТРЕТ «ОСОБОГО» РЕБЕНКА»

Ребенок:

  • слишком говорлив
  • продуктивно работает
  • отказывается от коллективной игры
  • чрезмерно подвижен
  • имеет высокие требования к себе
  • не понимает чувств и переживаний других людей
  • ощущает себя отверженным
  • любит ритуалы
  • имеет низкую самооценку
  • часто ругается со взрослыми
  • создает конфликтные ситуации
  • отстает в развитии речи
  • вертится на месте
  • совершает стереотипные механические движения
  • постоянно контролирует свое поведение
  • чрезмерно беспокоится по поводу каких-либо событий
  • сваливает вину на других
  • беспокоен в движениях
  • имеет соматические проблемы: боли в животе, в горле, головные боли
  • часто спорит со взрослыми
  • суетлив
  • кажется отрешенным, безразличным к окружающему
  • любит заниматься головоломками, мозаиками
  • часто теряет контроль над собой
  • отказывается выполнять просьбы
  • импульсивен
  • плохо ориентируется в пространстве
  • часто дерется
  • имеет отсутствующий взгляд
  • часто предчувствует «плохое»
  • не может адекватно оценить свое поведение
  • имеет плохую координацию движений
  • опасается вступать в новую деятельность
  • часто специально раздражает взрослых
  • задает много вопросов, но редко дожидается ответов
  • робко здоровается
  • годами играет в одну и ту же игру
  • мало и беспокойно спит
  • толкает, ломает, рушит все кругом
  • чувствует себя беспомощным

Литература:

«Тренинг эффективного взаимодействия с детьми»

Е.К.Лютова Г.Б.Монина


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тренинг «Взаимодействие с гиперактивными детьми»

Цель: обучение педагогов особенностям работы с гиперактивным ребенком....

Тренинг для педагогов "Взаимодействие с гиперактивными детьми"

Данный материал предназначен для педагогов - психологов, работающих в ДОУ. Описание тренинга с педагогами, работающими в ДОУ  с гтперактивными детьми. В него включены мини- лекции "Что такое гипе...

Тренинг с гиперактивными детьми в условиях СК

Цель: развитие навыков произвольности и самоконтроля научить детей.Задачи: - способствовать развитию внимания и воображения;- способствовать развитию координации движений и моторных навыков;- формиров...

Программа когнитивно-поведенческого тренинга с гиперактивными детьми

В последнее время родители и воспитатели все чаще сталкиваются с детьми, двигательная активность которых выходит за рамки представлений о просто подвижном ребенке. Большинство детей дошкольного возрас...

Тренинг для педагогов «Взаимодействие с гиперактивными детьми»

Цель: обучение педагогов особенностям работы с гиперактивным ребенком.Задачи:Познакомить педагогов с понятием «гиперактивный ребенок».Расширить опыт педагогов по использованию техник эффек...

Консультация для педагогов и родителей по теме: «Гиперактивность. Как играть с гиперактивными детьми? Музыкотерапия для профилактики гиперактивности.»

Консультация содержит материал, какой он гиперактивный ребенок. Как играть с гиперактивными детьми?...