Дидактическое пособие " Весёлый огород"
методическая разработка (младшая группа)

Киселёва Светлана Николаевна

Цель: Побуждать детей к активной познавательной творческой и игровой деятельности

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodichka_vesyolyy_ogorod.docx433.51 КБ

Предварительный просмотр:

                           Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Детский сад № 23

городского округа-город Камышин

Многофункциональное дидактическое пособие

для детей дошкольного возраста

«Весёлый огород »

                                                    Камышин  2019 г

         

Назначение

                                                      Камышин 2019 г

Назначение.

Данный материал рекомендован воспитателям дошкольных учреждений для детей от 3-х до 7 лет, а так же может быть использован родителями, студентами педагогических ВУЗов и колледжей, логопедов.

Актуальность.

     

В настоящее время в дошкольных учреждениях появляется много инновационных технологий, программ, направлений. Для инновации характерно возникновение и накопление разнообразных новшеств и инициатив, которые в совокупности приводят к существенному изменению в сфере образования и трансформации его содержания и качества. Инновационная деятельность не может существовать и развиваться стихийно, она требует специальной, поэтапной и систематической организации.

         Основная образовательная программа дошкольного образования в соответствии с ФГОС ДО предполагает комплексность подхода, обеспечивая развитие воспитанников во всех взаимодополняющих образовательных областях. Реализовать эти требования позволяет наше авторское дидактическое пособие «Занимательная дачка». Основная цель нашего авторского дидактического пособия – это формирование познавательной активности у детей дошкольного возраста.

       В ходе модернизации системы образования, сложились принципиально новые условия для развития, обучения и воспитания дошкольников. Инновационные процессы на современном этапе развития общества затрагивают в первую очередь дошкольные учреждения, как начальную ступень развития и формирования личности ребенка.  

         Дидактическое  пособие предназначено для осуществления познавательного развития детей младшего и старшего дошкольного возраста. Многофункциональность пособия заключается в том, что его можно использовать в коррекционной работе с детьми с ОВЗ, в различных видах детской деятельности и в зависимости от поставленных задач может использоваться в разных возрастных группах. 
      Пособие реализует принципы развивающего обучения и воспитания и соответствует требованиям ФГОС ДО.  Работа с дидактическим пособием формирует познавательные интересы и познавательные действия ребенка в различных видах деятельности и направлено на сенсорное развитие дошкольников. Использование пособия в ДОУ способствует развитию у детей речи, внимания, мышления, обогащает знания об окружающей действительности.

 

 В непосредственно образовательной деятельности пособие выступает как демонстрационный материал, а так же используется для создания игровой мотивации и решения проблемных ситуаций.

      Предложенное пособие и система дидактических игр способствует: обогащению активного словаря по экологическому воспитанию, развитию речевых и творческих способностей дошкольников.

Методические    рекомендации

 Дидактическое пособие  « Весёлый огород » — это наглядное пособие, которое служить для развития связной речи, ее обогащения, также формирует элементарные математические представления о геометрических фигурах и цвете.  Дидактическая игра помогает детям воспринимать задания как игру, чувствовать заинтересованность в получении верного результата. Формирует уровень мыслительных способностей готовить ребенка физически и психически к умственной работе. Развитие познавательно исследовательской деятельности. Развитие познавательных интересов детей, расширение опыта ориентировки в окружающем, сенсорное развитие, развитие любознательности и познавательной мотивации.     Развитие восприятия, внимания, памяти, наблюдательности, способности анализировать, сравнивать, выделять характерные, существенные признаки предметов и явлений окружающего мира. Ознакомление с миром природы. Ознакомление с природой и природными явлениями.

 Цель: Побуждать детей к активной познавательной творческой и игровой деятельности. 

  Задачи:

- Формировать представления о работах, проводимых в весенний период в огороде.

- Расширять представление детей о жизни растений.

- Учить наблюдать за посадкой и всходами семян.

- Учить детей делать выводы на основе наблюдений.

- Участвовать в посильной практической деятельности.

- Воспитывать бережное отношение к растениям.

-Расширять, обогащать, активизировать словарь детей.

-Способствовать взаимодействию семьи и детского сада.

           Образовательные :                                                                                                                                                                                                      1. познакомить воспитанников с многообразием овощных растений,

2.рассказать о практической значимости выращивания и использования овощных культур,

3.уточнить представления детей о роли растений в жизни людей,

           Развивающие:

1. работать над коррекцией речи, внимания,

2. развивать умения наблюдать, сравнивать,

3. развивать речевое общение и мыслительные процессы, развивать умение 4.работать в едином темпе,

5 .обогащать словарный запас детей, расширять кругозор.                                                                                                                                                                                      

Воспитывающие:                                                                                                                                                                   1. Воспитывать трудолюбие, наблюдательность и бережное отношение к растительному миру.                                              

2. Воспитывать желание быть сильным и смелым.                                                                                                                   3. Воспитания дружеских взаимоотношений  в игре между детьми.                                                                              4. Воспитывать умение объективно оценивать свою работу, действовать по инструкции педагога.                                                                                                                                                          5.  Воспитывать самостоятельность.                                                                                                                                             

                   Материал для игрового пособия:

Макет огорода с грядками, разложенными в виде лабиринта (грядки выполнены из плотной темной ткани ) Ширина грядки 20 см, длина 40 см .Вязанные части растений разного периода вегетации: моркови, редис, болгарский перец, свеклы, лука, помидора, огурца; баклажана, горошек, карточки с цифрами, картинки овощей, предметы по уходу за огородом.

Дидактическая игра  « Сажаем овощи на грядку»

Цель: Формирование представлений об овощах (морковь, тыква, свекла, капуста, лук), развивать сенсорные ощущения, умение слышать воспитателя, отвечать на вопросы.

Ход игры: Ребята сегодня мы с вами посадим овощи на нашу грядку. Для того чтобы наши овощи выросли мы с начало посадить семена. Далее у нас должны прорости семена. Ребята а давайте теперь посмотрим что взошло  у нас на грядке.

         

         

Дидактическая игра  « Собери урожай»

Цель: Учить детей классифицировать овощи,  выделять их признаки.

память, речь, логическое мышление.

Ход игры: Воспитатель показывает детям картинки с изображением овощей и предлагает разложить  овощи, которые о  растут в земле ,а другие  на грядке . Ребенок берет овощ говорит:

- У меня помидор. Это - овощ. Он растёт на грядке.

Далее игра может усложняться. Дети не просто называют, а отмечают цвет, форму, вкусовые качества, где растет.

Воспитатель предлагает одному ребенку выбрать один овощ  и описать, то, что он выбрал, дети должны угадать по описанию название овоща.

               

           Дидактическая игра « Что растёт на грядке»

Цель: расширять объем словаря, развивать зрительное восприятие, совершенствовать тактильные ощущения.

Ход игры: Воспитатель загадывает загадки об овощах,  и предлагает отгадать загадку и положить отгадку в  корзину.

Загадки: 

Сидит дед, во сто шуб одет,

Кто его раздевает,

Тот слезы проливает (лук)

Сто одёжек, и все без застёжек (капуста) 

Расту в земле на грядке я.

Красная, длинная, сладкая (морковь)

  

Растут на грядке

Зеленые ветки,

А на них

Красные детки (помидоры)

 

         Летом в огороде свежие, зелёные,

А зимой в баночке вкусные, солёные (огурцы)

 

В огороде - желтый мяч.

Только не бежит он вскачь

Он как полная луна.

Вкусные в нём семена (тыква)

                  Дидактическая игра « Сосчитай грядки »

  Цель: Формировать представление о числе и количестве, упражнять детей в количественном счёте по заданному числу, закреплять счёт в пределах 10, называть соседние числа.

Ход игры: цифры врассыпную находятся на столе. Ребенок берет одну из них, называет ее и откладывает такое же количество овощей. Можно дать обратное задание: посчитать овощи  и найти такую же цифру.

                                Дидактическая игра «Наш  огород»

Цель: может быть использована педагогами дошкольных учреждений в работе с детьми младшего дошкольного возраста на занятиях по ознакомлению с окружающим миром, формированию элементарных математических представлений, развитию речи.

Ход игры: Воспитатель  предлагает  ребёнку разместить на «грядке» определенное количество овощей.

Например: посадить 2 капусты и  3 помидора.

                       Дидактическая игра «Чудесный   мешочек»

  Цель: правильно называть его цвет, развивать внимание, память,

  устную   речь

Ход игры: воспитатель показывает мешочек и говорит:

Я-чудесный мешочек,

Всем ребятам я — дружочек.

Очень хочется мне знать,

Как вы любите играть.

Дети складывают в мешочек муляжи овощей и фруктов. Далее по очереди берут из мешочка предмет, на ощупь определяют, что это, называют его, а потом достают.

Дидактическая игра « Хлопай  в  ладоши»

Цель:  закреплять умение на слух воспринимать названия овощей и фруктов, находить их на картинках, развивать слуховое внимание,

Ход игры: читается стихотворение, дети должны запомнить и назвать овощи которые упоминались в стихотворении, и показать или выложить картинки с их изображением. Когда читается стихотворение во второй раз, дети хлопают в ладоши, если услышат название овоща .

Вот вам морковка
Красная головка,

Хвостик зелёный.

И огурчик крепкий,

Солнцем позлащённый.

На рядах капусты
Кочаны жмутся густо

В листьях лохматых,

          Вот горошек сладкий,

          Зёрнышки в порядке

Спят в стручках усатых.

Что за вкусный народ

Населил наш огород!

Помидорыогурцы
Зреют дружно - молодцы!
и 
капуста
Растёт на грядке густо-густо.
И все дружно говорят:
"Мы растём здесь для ребят.
За усердие и труд
Урожай весь соберут
".

Дидактическая игра  «Доскажи  словечко»

Цель:  развитие внимания, памяти, совершенствование знаний об овощах.

Ход игры: взрослый читает, а дети добавляют слова.

- Здесь весною было пусто, летом выросла… (капуста).

- От дождя земля намокла – вылезай, толстушка … (свёкла).

- Из земли – за чуб плутовку тянем сочную … (морковку).

- Помогает деду внук – собирает с грядок … (лук).

Вот и всё! Хоть и устали, урожай мы весь собрали!

 Дидактическая игра «Назови как можно больше признаков»

Цель: учить детей согласованию существительных с прилагательными

Ход игры:  Воспитатель называя овощ, задаёт ребёнку вопрос, он должен  как можно больше назвать признаков.

Морковь (какая?) — оранжевая, длинная, сладкая, полезная, твердая

помидор (какой?) — красный, сочный, аппетитный, круглый

Огурец (какой?) — овальный, хрустящий, зеленый, длинный, ароматный

                            Подвижная игра « Вершки и корешки»

            Задачи: закреплять знания о способе произрастания овощей,

            развивать  внимание, зрительное и слуховое восприятие, память.

Атрибуты: муляжи овощей или натуральные овощи.
Ход игры: Вариант 1: взрослый показывает овощ (муляжи или натуральные), дети называют его и показывают движениями, где он произрастает, если на земле — тянут руки вверх, если под землёй — приседают. В качестве взрослого может выступать и ребёнок, который сам показывает овощи.

Вариант 2: взрослый только говорит название овоща, а дети показывают движениями, где он растёт.

         

            Дидактическая игра – загадки  «Что растёт на грядке

Цель: Закрепить представление об овощах.

Описание игры. Игра многофункциональная:

1 вариант: детям раздаются таблички с картинками овощей. Воспитатель читает текст с загадками, во время чтения загадки дети рассматривают свои карточки, и если среди них найдётся овощ, являющийся отгадкой, то ребёнок должен дать правильный ответ на загадку и поместить эту карточку в ячейку – «посадить овощ на грядку»Игра продолжается  пока  дети не посадят все овощи – карточки «на грядку». Для повторного проведения игры дети могут поменяться карточками.

         

2 вариант: Физкультминутка «В нашем огороде». Все дети выполняют упражнения, а те, у кого в руках находятся карточки с соответствующими овощами, услышав названия, поднимают их вверх, показывая остальным играющим.

Мы ходили  в огород  (шагают  на месте, собирали  все в мешок (приседают, как бы собирая что-то):

Справа  картошка (редиска)  (наклон  туловища  вправо, слева морковь (горох) (наклон туловища влево,

прямо кабачок (чеснок, помидор) (наклон туловища вперед) - все сложили в мешок.

На спину забросили (имитируем , закидываем  на плечо, радовались подаркам осени! (гладим  по животу, улыбаемся).

3 вариантИгра «Назови ласково»

Цель: Учить образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами.

Ход: Воспитатель ребенку загадывает загадку и предлагает выбрать карточку с изображением правильно угаданного овоща, например, огурца, но ответ должен быть в уменьшительно-ласкательной форме (огурчик).

4 вариантИгра «Собираем урожай»

Цель: Учить детей отгадывать загадки, запоминать их.

Воспитатель читает текст с загадками, во время чтения загадки дети рассматривают «грядку с овощами», и если на ней «растёт овощ», являющийся отгадкой, то ребёнок должен дать правильный ответ на загадку и показать (вынуть)эту карточку из ячейки. Игра продолжается  пока дети не соберут весь урожай.

                             

                          Дидактическая игра «Кто больше назовет блюд»

       

 Цель: развивать быстроту реакции на вопрос, внимание; воспитывать выдержку, терпеливость.

Ход игры: Педагог называет овощ или фрукт и просит вспомнить блюдо, которое из него можно приготовить. Тот, кому брошен мяч, должен назвать блюдо, не повторяясь. Ошибившийся или ничего не сказавший ребенок пропускает кон. Педагог может задать какое- то блюдо, а дети должны вспомнить его составляющие и договориться, какой составляющей будет каждый из них. Ведущий выкрикивает, что он хочет положить в кастрюлю, а узнавший себя впрыгивает в круг. Следующий впрыгивает и берет за руку предыдущего. Пока все компоненты не окажутся в круге, игра продолжается.


               Дидактическая игра «Что едят в сыром виде, а что в вареном? »

Цель: развивать фразовую речь, произвольное внимание; формировать умение выслушивать своих товарищей, терпеливо ждать своей очереди.

 Ход игры. Педагог показывает детям поочередно овощи и спрашивает, что   можно есть в сыром виде, а что нельзя. Дает образец ответа: «Огурец  можно есть в сыром виде» (лук, помидор, морковь, капуста, горох), «Свеклу» надо варить (тыкву. Баклажан) Затем педагог предлагает хлопать в ладоши, если овощ можно есть в сыром виде, и сидеть тихо, если нельзя.

Игра  развлечения  «Весёлый огород»                                

     Ход игры:

  Воспитатель: Ребята, скажите, пожалуйста, какое сейчас время года?

 Дети: Весна! 
 Воспитатель: Кто может назвать весенние месяцы (март, апрель, май)? 
Воспитатель: В мае у людей много забот на цветнике, огороде, что это за заботы, вы знаете? (Возможные ответы детей)

Дети: Нужно приготовить грядки и посеять семена овощей, на клумбах посадить цветы, в саду окопать деревья, подрезать веточки, посадить огород. 
Воспитатель: Правильно, ребята. Очень много работы весной у людей 

Воспитатель: Я приготовила для вас сюрприз, посмотрите на столик здесь много разных овощей они в корзиночках хранятся. А вот в какой корзине, какой овощ хранится – вы должны отгадать. Отгадаете? (Каждая корзинка накрыта салфеткой).

Дети: Да!

Воспитатель: Ну, тогда загадываю первую загадку.

Где весною было пусто. Летом выросла...

Дети: Капуста!

(Дети отгадывают загадки, снимается с корзины салфетка.)

Воспитатель: Молодцы, ребята, отгадали правильно. Давайте посмотрим на капусту. Какого цвета капуста? А по форме она, какая? А капуста маленькая или большая?

Ответы детей.

Воспитатель: Молодцы. Слушайте следующую загадку.

Летом в огороде –
Свежие, зеленые.
А зимою в бочке –
Крепкие, соленые.
Догадались, молодцы.
Как зовут их?

Дети: Огурцы!

Воспитатель: Правильно, огурцы. Какого цвета огурцы? А по форме они какие? (Ответы детей)

Вот вам следующая загадка.

Красная девица сидит в темнице,

А коса на улице.

Дети: Морковь.

Воспитатель: Да, это морковка. Смотрите, какая красивая и, наверное, вкусная (снимает салфетку с корзины). Какого цвета морковка? (Ответы детей)

Слушайте дальше.

Вверху зелено, внизу красно.

В землю вросло.

Дети: Свекла.

Воспитатель: Молодцы, угадали. Какая свекла по цвету? Покажите мне, пожалуйста, где маленькая свекла, а где большая? (Дети показывают)

Воспитатель: Слушайте внимательно

Неказиста, шишковата,

а придет на стол она

 – скажут весело ребята

«ну рассыпчата, вкусна!»

Дети: Картошка.
И, наконец, последняя загадка.

Прежде чем его мы съели,

Все наплакаться успели. Что это?

Дети: Лук!

Воспитатель: Правильно, лук! А как вы догадались? А какой лук. Расскажите мне про него (ответы детей).

Воспитатель: Молодцы, ребята. Все мои загадки отгадали. А вы знаете, что во всех овощах много витаминов, которые очень для нас полезны. Если вы будете кушать овощи, то вырастите здоровыми и сильными.

А знаете ли вы, где растут овощи?

Дети: На огороде, на грядке.

Воспитатель: Правильно, на огороде. А у кого есть огород? (ответы детей) 

А вы любите трудиться на огороде?

Дети: Да!

Воспитатель: А как? Вы мне покажете?

Дети: Да!

физкультминутка «На огороде»

В огород сейчас пришли – ходьба на месте
И лопаты принесли, – 
имитация переноса лопат на плече
Будем дружно мы копать,

Семена потом сажать,

Лейки в руки мы возьмем,

Грядки дружно все польем

Дети выполняют движения согласно тексту.

Осенью придем опять,

Чтобы урожай собрать – руки на поясе, 3 шага вперед, притоп. 3 шага назад, притоп.

Воспитатель: Ребята, а вы знаете, что растения появляются из семян?

Давайте рассмотрим семена и определим их сходства и различия.

Дети рассматривают семена, определяют, какие они на ощупь, какие по размеру, по форме, цвету (семена: помидора, огурца, кукурузы, свёклы, кабачка).

Воспитатель: А теперь мы с вами поиграем в игру «Семена и плоды» (дети находят плоды (муляжи) к семенам)

Воспитатель: Куда можно посадить семена? Для чего?

Дети предлагают посадить семена на грядку. А сажают семена, для того чтобы съесть их, когда вырастут. Договариваются, что нужно для посадки и кто, что будет сажать.

Воспитатель: Что нужно для роста и растений? (свет, вода, солнечное тепло, земля)

 Воспитатель:

 Да, нужно солнце, свет, тепло,

 Чтобы все кругом росло.

 И без дождика, друзья,

 Тоже ведь нельзя.

Воспитатель: Давайте вспомним какие орудия труда нам пригодятся.
Зубасты, а не кусаются.

(Грабли)
Огородник Федос – у него длинный нос,

Где ни поклонится – вода потечёт.

(Лейка)

Дети идут на огород, взяв с собой семена, грабли, лейку, таблички.

 Грядка уже готова к посадке. Дети совместно с взрослыми делают бороздки по всей длине грядки и в них (на определенном расстоянии) кладут семена выбранных растений. Борозды засыпают землёй, поливают.

По окончании работы воспитатель с детьми ставят возле грядок указатели (с названиями семян и датой посадки)

Воспитатель предлагает детям вспомнить и рассказать пословицы о труде:

«Трудиться - всегда пригодится»

«Терпение и труд все перетрут»

«Что посеешь, то и пожнешь»

Воспитатель: Почему грядки получились красивые и аккуратные?

Дети: Потому что, мы все вместе очень старались.

Воспитатель: Как спасти наши посевы от птиц, чтобы не склевали урожай?

Высказывания и предложения детей. Поставить пугало.

 

Вместе с детьми наряжаем пугало, изготавливаем шумелки, которые развешиваем на веточки деревьев.

Ну а теперь пришло время поиграть.

Игра с Пугалом 

Дети идут по кругу и громко поют.

Пугало стоит в центре круга, вытянув руки в сторону. 

В огороде пугало, пугало стоит

Колоски нам пугало рвать с грядки не велит (грозят пальчиком)

Мы тихонько подойдем

Колосочков мы нарвем (дети идут на носочках к Пугалу)

Пугало громко поет

Колоски нельзя здесь рвать

Буду я вас догонять  

Заключительная работа

Беседа. Что больше всего понравилось на занятии, было ли вам трудно сажать семена и т.д.

Результаты: обобщили и расширили знания дошкольников об овощах, о том, как ухаживать за растениями в природе, перечислили все необходимые условия для роста и развития растений, научили бережно ухаживать за садом-огородом, отмечать изменения в росте и развитии, обогатили словарный запас детей, привлекли родителей к совместной деятельности.

                          Результаты  использования:

За период работы  с пособием у детей наблюдалась положительная динамика  уровня развития мелкой моторики, связанной речи. Играя,  ребенок учится сопоставлять, сравнивать, устанавливать простые закономерности, принимать самостоятельные решения. Использование  огорода  помогает организовать работу разнообразнее,  поддерживать интерес детей на протяжении всего обучения. Данное  пособие  способствует  формированию познавательного мышления и сенсорных способностей у детей, а так же способствует расширению  и обогащению  имеющиеся знаний о необходимых условиях для роста растений . Благодаря такой познавательно-исследовательской работе у детей формируется собственный жизненный опыт ребёнка, развивается:

• способность наблюдать, сравнивать, сопоставлять, планировать свои действия,

• умение изобретать, самостоятельно делать выводы, устанавливать причинно-следственные связи, эмоционально реагировать при встречи с прекрасным, контролировать своё поведение, поступки, чтобы не причинить вреда окружающей среде, оценивать их с позиции «хорошо-плохо».

Сведения о разработчиках:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Детский сад № 23

городского округа-город Камышин

(МБДОУ Дс № 23)

403876, Россия, Волгоградская область, город Камышин, 5 микрорайон, дом 75, тел (884457)5-65-41,5-64-39

Электронная почта : dou23kam@yandex.ru

Сайт учреждения :  http://detsad23-kam.ru

 

                          Киселёва  Светлана  Николаевна   воспитатель,

                       

    


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактическое пособие Весёлые цифры"

Данная игра подготавливает детей к школе. Развивается моторика пальцев рук, ориентировка в пространстве, усидчивость, аккуратность....

Разработка электронно-дидактического пособия "Весёлая геометрия".

Пояснительная записка.Данное электронное пособие предназначено для детей среднего возраста.Актуальность: понятие о геометрических фигурах важно для развития логического мышления и формирования о...

Дидактическое пособие "Весёлый паровозик"

Цель: при помощи наглядных средств повысить эффективность логопедического воздействия, сформировать интерес к занятиям, создать положительную мотивацию у детей....

Дидактическое пособие "Весёлый паровозик"

Цель: при помощи наглядных средств повысить эффективность логопедического воздействия, сформировать интерес к занятиям, создать положительную мотивацию у детей. ...

Многофункциональное дидактическое пособие "Весёлый Художник"

Многофунциональное дидактическое пособие предназначено для организации работы по коррекции звукопроизношения у старших дошкольников...

Наглядно - дидактическое пособие "Весёлый самолёт"

Наглядно – дидактическое пособие «Весёлый самолёт».Предназначено для работы с детьми 5 – 7 лет.Цель: овладение  приёмами звуко – буквенного анализа....