Консультация для родителей «Кризисы дошкольного возраста»
консультация

Консультация для родителей
«Кризисы дошкольного возраста»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_roditeley.docx19.94 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №3 города Ельца»

Консультация для родителей
«Кризисы дошкольного возраста»

 

         

Подготовила:
педагог-психолог
Хохлова О.А.

2019г.

От рождения до семи лет большинство детей переживают определённые критические моменты, которые называют кризисами. У каждого ребёнка они проходят по-разному.

Кризис - это необходимый и закономерный этап в жизни ребенка, когда накапливаются изменения в поведении и развитии и происходит переход на качественно новый этап.

Л.С. Выгодский выделил следующие возрастные кризисы детей:

  • кризис новорожденности - отделяет эмбриональный период развития от младенческого возраста;
  • кризис одного года - отделяет младенчество от раннего детства;
  • кризис трёх лет - переход к дошкольному возрасту;
  • кризис семи лет - соединительное звено между дошкольным и школьным возрастом.

          Обойти их не возможно - через это проходят практически все дети. Но для одних этот переход происходит проще, для других сопровождается более серьезными, значительными поведенческими проявлениями. Родители удивляются, ища причины таких внезапных изменений в поведении дочки или сына. Но эти изменения закономерны, свойственны всем детям в определенном возрасте, поэтому их назвали "кризисами развития". Каждый кризис сопровождается появлением упрямства, непослушания, капризов, которые малыш чрезвычайно ярко проявляет.

Кризис первого года жизни. К концу первого года жизни самостоятельность ребенка резко возрастает. К этому возрасту он уже встает на ноги и учится самостоятельно ходить. Свобода передвижения приносит ему чувство независимости от взрослого, с которым он был неразрывно связан раньше. Он бегает по квартире, залезает во все углы, хватает, бросает и тянет все, что попадается ему на глаза. Он опрокидывает банки с вареньем, разливает мамины духи, грызет обувь своими молочными зубами, пробует на вкус бабушкины лекарства. Стремление к независимости нередко выражается в негативном поведении ребенка. Он резко протестует против управления собой и сам пытается управлять близкими взрослыми. Он сам хочет решать, когда и куда пойдет, когда и что будет надевать или во что играть. Если ему отказывают или его не понимают, он может неистово кричать и закатывать настоящие истерики. Это и есть кризис первого года жизни – главное событие, которым отмечен переход от младенчества к раннему возрасту. В этот период разрывается первичная связь со взрослым и возникает автономность ребенка от взрослого, резко повышающая его собственную активность. Но эта автономность весьма относительна. Малыш еще ничего не умеет делать сам. Он постоянно нуждается в помощи взрослого. Противоречие между стремлением к самостоятельности и зависимостью от взрослого составляет суть этого возрастного кризиса.

Чего  делать, когда у ребенка кризис одного года?

Необходимо дать ребенку больший простор для игр – не вырывайте из рук крохи все то, что конкретно для игр не предназначено. Все хрупкие, острые и дорогие вещи просто уберите повыше, а с остальным ребенку можно вполне позволить поиграть

Нельзя потакать всем капризам ребенка, баловать его.Поэтому для родителей годовалого малыша действуют следующие правила:

  • запретов должно быть как можно меньше;
  • лучше не запрещать, а отвлекать;
  • отвлекайте не предметом, а действием: если ребенка не привлекла желтая пластиковая баночка вместо вазы, которую он хотел схватить – покажите действие, которое можно осуществить с этой банкой (постучать по ней ложкой, насыпать что-нибудь внутрь, засунуть в нее шуршащую газету и т.д.).

Кризис трех лет. Кризис трех лет - один из самых известных и изученных кризисов развития маленького человечка. Особенность этого кризиса - ещё более, по сравнению с предыдущими годами, возросшая самостоятельность. Теперь малыш не просто изучает мир, он хочет взаимодействовать с ним. И хочет взаимодействовать самостоятельно, совершенно не соизмеряя собственные желания и возможности. Здесь он требует права на собственное решение, как бы изучая и определяясь, «что я значу в этом мире и что значат в этом мире другие».

Граница между ранним и дошкольным возрастом – один из наиболее трудных моментов в жизни ребенка. Это разрушение, пересмотр старой системы социальных отношений, кризис выделения своего «Я», по Д.Б. Эльконину. Ребенок, отделяясь от взрослых, пытается установить с ними новые, более глубокие отношения. Появление феномена «Я сам», по Выготскому это новообразование «внешнее Я сам». «Ребенок пытается установить новые формы отношения с окружающими – кризис социальных отношений».

Формируется самооценка ребенка.В этом случае для родителей и педагогов  трехлетки будут действовать следующие правила:

  • позвольте ребенку иметь свое пространство (комнату, игрушки, одежду и пр.), которым он будет распоряжаться сам;
  • уважайте его решения, даже если они неправильные: иногда метод естественных последствий лучший учитель, чем предостережения;
  • подключайте ребенка к обсуждению, спрашивайте совета: что приготовить на ужин, какой дорогой пойти, в какой пакет положить вещи и т.д.;
  •  притворитесь незнайкой, пусть ребенок научит вас, как чистить зубы, как одеваться, как играть и т.д.;
  • самое главное примите тот факт, что ребенок действительно взрослеет и заслуживает не только любви, но и настоящего уважения, потому что он уже личность;
  • на ребенка не нужно и бесполезно влиять, с ним нужно договариваться, т.е. учиться обсуждать ваши конфликты и находить компромиссы;
  • иногда, когда это возможно (если вопрос не стоит остро), можно и нужно идти на уступки, тем самым вы учите ребенка своим примером быть гибким и не упрямиться до последнего.

Кризис семи лет. Кризис семи лет основывается на переходе с одной ведущей деятельности на другую: от игровой к учебной. При переходе от дошкольного к школьному возрасту, ребенок очень резко меняется и становится более трудным в воспитательном отношении, чем прежде. Это какая-то переходная ступень – уже не дошкольник и еще не школьник. Ребенок начинает безо всяких причин кривляться, манерничать, капризничать. В его поведение появляется что-то нелепое и искусственное. Ребенок может говорить писклявым голосом, ходить изломанной походкой. Это бросается в глаза и производит впечатление какого-то странного, немотивированного поведения.

Указанные черты являются главными симптомами переходного периода от дошкольного к школьному возрасту. В этот период происходят важные изменения в психики ребенка -утрата детской непосредственности (Л.С.Выгодский).  

В кризис 7 лет рекомендуется:

  • избегать крайностей в общении с ребёнком (нельзя всё позволять малышу или всё запрещать). Важно согласовать стиль поведения со всеми членами семьи.
  • На этом этапе родителям очень важно придерживаться в своей воспитательной стратегии принципа динамического равновесия, подразумевающего гармонию в расширении прав и обязанностей ребенка. То есть сын или дочь должны понимать, что получение новых прав сопряжено с появлением новых обязанностей: «Да, ты можешь сам сходить к Мише. Ты ведь уже совсем большой!»
  • Нужно поощрять его инициативу, побуждать к ней (если её нет). Но при этом ребёнок должен всегда чувствовать поддержку и одобрение значимого для него взрослого.
  • Хвалить побольше, ведь всегда есть за что.
  • Всегда выслушивайте его рассказы о том, как он хочет учиться. Никогда не критикуйте при нём воспитателей и учителей.
  •  Укрепляйте уверенность ребёнка в своих силах.
  • Примете то, что Ваш ребёнок вырос и постарайтесь относиться к нему соответственно.
  •  Активно поощряйте и поддерживайте стремление малыша к новому, более "взрослому" положению в жизни, приветствуйте самостоятельность детей - это способствует развитию их интеллекта и инициативы.
  • Но надо помнить, что ребёнок в своём поведении и поступках подражает взрослым, и постараться подавать ему хороший личный пример.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "Кризис семилетнего возраста"

В данной консультации указываются признаки проявления кризиса, приемы его разрешения и тактика для родителей....

Консультация для родителей "Кризис раннего возраста"

Формирование характера ребенка начинается в возрасте около 2-3 лет. Именно в этом возрасте маленький человечек вступает в свой первый кризисный возраст и ему необходима любовь и поддержка родителей. Н...

Консультация для родителей "Кризис трехлетнего возраста у детей"

Еще вчера ваш малыш, которому нет еще и трех, был ангелом, розовощеким путти с каритины Рафаэля, а сегодня стал коварным бесенком, маленьким вождем краснокожих на тропе войны. Что случилось и кто вино...

Консультация для родителей детей дошкольного возраста на тему: «Анатомо-физиологические особенности дошкольного возраста.»

Уважаемые родители!         Интенсивность ростовых процессов после 3 лет снижается, Пропорции тела продолжают изменяться, ребенок вытягивается, его туловище пос...

Консультация для родителей. Кризис трёхлетнего возраста.

Информация для родителей о кризисе трёхлетнего возраста детей. Советы и рекомендации психолога. Как вести себя родителям,если ребёнок не слушается....

Консультация для родителей: « Кризис трёхлетнего возраста»

Цель: Помочь родителям и воспитателям пережить "кризис трёхлетнего возраста" у детей младшего дошкольного возраста. Ознакомить с физиологическим обоснованием «кризиса трёх лет&raq...

Консультация для родителей "Кризис трехлетнего возраста"

В древней Индии говорили: «До пяти лет ребёнок – ваш царь. С пяти до десяти – ваш слуга. С десяти до пятнадцати &nd...