Загадки в жизни дошкольника
статья (младшая группа)

Кузьмина Вера Владимировна

загадки в жизни дошкольника

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл publikatsiya_2020.docx20.77 КБ

Предварительный просмотр:

Загадки в жизни дошкольников.

«Духовная жизнь ребёнка полноценна лишь тогда, когда он живёт в мире игры, сказки, музыки, фантазии. Без этого он – засушенный цветок»

                                                                                                                       В.А.Сухомлинский.

         Перед современными педагогами ставится главная задача - воспитание творческой личности, а творчество не приходит просто так, творчеству надо учиться. В.А. Сухомлинский призывал не упустить тот счастливый период: «…добраться в каждом человеке до той жилки, с которой начинается неповторимый талант». И здесь, как одно из эффективных средств развития мыслительной деятельности и речи ребенка, выступает загадка.

         Что же такое загадка? В «Литературной энциклопедии» загадка определяется, как «замысловатое поэтическое описание какого-либо предмета или явления, испытывающее сообразительность отгадывающего»
Другой советский фольклорист В. П. Аникин определяет загадку, как «мудреный вопрос, поданный в форме замысловатого, краткого, как правило, ритмически организованного описания какого-либо предмета или явления». Учитывая эти признаки, загадку можно определить так: загадка — это краткое описание предмета или явления, часто в поэтической форме, заключающее в себе замысловатую задачу в виде явного (прямого) или предполагаемого (скрытого) вопроса.

        Загадка — это малый жанр фольклора. Знакомство ребенка с произведениями художественной литературы начинается с миниатюр народного творчества: потешек, песен,  загадок, сказок и т.д.  Непременный юмор, образность языка, моральная направленность – особенность этих фольклорных произведений. Народ – непревзойденный учитель речи. Ни в каких других произведениях, кроме народных, не найти такого идеального сочетания труднопроизносимых звуков, такого продуманного по звучанию расположению слов. А доброжелательный народный юмор – лучшее средство против лени, трусости, упрямства, капризов, эгоизма.

Зачем нужна загадка?

        Загадка для ребёнка, наряду с песенками и потешками, является образцом народной поэзии. Значительна её роль в развитии у детей поэтического слуха.

        Загадки учат детей умению наблюдать, подмечая что-то особенное, умению увидеть сущность предмета, его назначение. Загадка всегда заключает в себе вопрос, требующий мыслительной деятельности, сосредоточенности, работы воображения и конечно дает ребенку новые знания об окружающем мире. Это знания о новых предметах, о природе и ее явлениях, о животных и их повадках, об отношениях между людьми. Загадки в символической форме, доступной детям, отражают детский опыт познания действительности.

         Загадка, возбуждая мыслительную активность ребенка, всегда ставит его на путь решения определенной проблемы.  Разгадывание загадок развивает способность к анализу, обобщению, формирует умение самостоятельно делать выводы, умозаключения. Загадка учит четко выделять наиболее характерные, выразительные признаки предмета или явления, ярко и лаконично передавать образы предметов, развивает у детей поэтический взгляд на действительность.        

         Отгадывание и придумывание загадок оказывает влияние на разностороннее развитие речи детей. Употребление для создания в загадке метафорического образа, употребление различных средств выразительности (приема олицетворения, различных определений, эпитетов, сравнений, особой ритмической организации) способствуют формированию образности речи детей дошкольного возраста. Загадки обогащают словарь детей за счет многозначности слов, помогают увидеть вторичные значения слов, формируют представления о переносном значении слова. Они помогают усвоить звуковой и грамматический строй русской речи, заставляя сосредоточиться на языковой форме и анализировать ее.

        Загадки нельзя разделить на простые и сложные, ориентируясь на их восприятие детьми, однако строение загадок дает возможность распределить их по группам. Можно выделить следующие группы загадок:

1. загадки-описания, в которых производятся простая совокупность признаков и характерные для загаданного предмета действий;

2. загадки, содержащие ключевой признак, свойственный только данному объекту:

3. загадки, в которых описание дается через отрицание;

4. загадки, в тексте которых содержатся разного рода подсказки;

5. загадки, содержание которых не несет прямого указания на загаданный предмет (загадки построенные с использование сравнений, метафор);

6. загадки-рифмовки;

7. загадки-обманки;

8. загадки на смекалку и др.

        Рассмотрим: первую группу загадок. Использование таких загадок в работе с детьми способствует развитию у них навыков речи-доказательства и речи-описания. Учить доказать — это не только уметь правильно, логически мыслить, но и правильно выражать свою мысль, формируя ее в точную словесную форму. Чтобы вызвать у детей потребность в доказательстве, необходимо при отгадывании загадок ставить перед ребенком конкретную цель: не просто отгадать загадку, но обязательно доказать, что отгадка правильна. Следует вызвать у детей интерес к процессу доказательства, к рассуждению, к подбору фактов и доводов. Для этого я организовываю межу детьми соревнование: «Кто полнее и точнее докажет?», «Кто правильней докажет?». Необходимо учить детей воспринимать предметы и явления окружающего мира во всей полноте и глубине связей и отношений, заранее знакомить с теми предметами и явлениями, о которых будут предлагаться загадки. Тогда доказательства будут более обоснованными и полными.                                                                                                                                   Загадывая детям загадки, повторяю их несколько раз, чтобы дети их лучше понимали, запоминали и выделяли признаки. После этого даю детям образец и план доказательства в соответствии со структурой загадки. Например: «У кого мордочка усатая, а шубка полосатая? Кто часто умывается без воды? Кто ловит мышек? Кто любит рыбкой полакомится? Про кого эта загадка?».

«Безрук, без ног

А в окно стучится». (Ветер.)

         Вторая группа загадок — загадки, содержащие ключевой отличительный признак загаданного предмета. Загадки этой группы считаются наиболее простыми. Опыт работы показывает что детям далеко не всегда дается выделить в тексте загадки фрагмент, емко и однозначно указывающий на знакомый объект.

Есть в реке работники,

Не столяры, не плотники,

А выстроят плотину —

Хоть пиши картину. (Бобры.)

Первая строка указывает лишь на то, что речь идет об обитателях реки. И только в сочетании с третьей строкой формируется ключевой признак (отгадка) — существа, обитающие в реке и строящие плотины.

        Сложность загадок третьей группы, содержащих описание через отрицание, заключается, прежде всего в их построении — перечисление признаков перемещается указанием на то, чем или кем не является загаданный объект, это мешает детям сосредоточиться на описании самого предмета.

Сер, да не волк,

Длинноух, да не заяц.

С копытами, да не лошадь.

Серый, длинноухий, с копытами (Осел.)

В данном примере указание на то, кем не является загаданный объект, не дает нам дополнительной информации. Но ряде загадок отрицающая часть более информативна, это дает возможность более полно использовать развивающий потенциал загадки.

        Четвертая группа — загадки, в которых помимо описания предмета, существа или явления даются и другие подсказки.

Например, указываются буквы, которые есть в слове-отгадке.

Начинается на «о»

И кончается на «о».

Я хвораю, не гуляю,

Целый день гляжу в него. (Окно.)

Дополнительной подсказкой служит рифма — отгадка является последним словом текста загадки и рифмуется чаще всего с последним словом предпоследней строфы.

Я сегодня утром рано

Умывался из под … (Крана.)

Практика показывает, что такая подсказка чаще отвлекает детей от поиска элементов описания, от рассуждения. Они стараются услышать правильный ответ в тексте, что довольно сложно.

        Пятая группа — загадки, содержание которых не несет прямого указания на загаданный предмет. Такие загадки строятся на основе метафор, гипербол, сравнений. Их достаточно трудно разгадать, выстраивая рассуждение. Дети часто не могут определить по какому именно признаку загаданный объект сравнивается с предметом или существом, «заменяющим» его в тексте загадки. Им также бывает непросто выбрать нужное значение многозначных слов.

Вкусны — оближешь пальчики! -

Оранжевые мячики. (Апельсины.)

Под крышей четыре ножки,

А на крыше суп да ложки. (Стол.)

        Особенно непросто докопаться до истины при столкновении с загадкой, построенной на базе метафоры-парадокса, т.е. сочетания противоположных, несовместимых по смыслу признаков, понятий. Проникая в скрытый смысл метафоры, отгадывающий должен сопоставить, сравнивать предметы или явления из разных, часто очень далеких областей, увидеть в них черты сходства, выделить их, отнести к одной смысловой категории и на основе этого определить загаданное.

Без рук, без ног,

А рисовать умеет. (Мороз.)

Иногда рассказ о загаданном объекте в загадке умышленно направляет слушателя по ложному пути:

        Шестая группа — загадки-рифмовки. Отгадывать такие загадки несравнимо легче, чем завуалированные народные загадки. Ведь нужное слово так и просится на язычок, но польза от таких словесных игр также огромная.

Апельсины и бананы очень любят … (обезьяны);

У меня пропал носок, утащил его … (щенок);

В реке большая драка: поссорились два … (рака);

Подставив солнышку бочок, лежит на грядке … (кабачок).

        Следующая группа — загадки-обманки. Такие загадки также как и загадки-рифмовки рифмуются, но в этом-то и весь фокус. Отгадку нужно подбирать не в рифму, а по смыслу. Подобные загадки учат детей думать и быть внимательными, не поддаваться на хитрый обман. А еще развивают чувство юмора.

Кто любит по ветвям носиться? Конечно, рыжая … лисица (белка);

Дочерей и сыновей учит хрюкать … соловей (свинья);

Кто в малине знает толк? Косолапый, бурый … волк (медведь);

По сосне, как в барабан, застучал в лесу … кабан или баран (дятел);

Кто грызёт на ветке шишку? Ну, конечно, это ... мишка (белка)

В следующую группу входят особые загадки, в решении которых не поможет богатый жизненный опыт и энциклопедические знания. Смекалка — это сообразительность, умение быстро уловить суть дела, острота ума, наблюдательность, интуиция. Загадки на смекалку тренируют интуицию и быстроту реакции на неожиданность, учат детей мыслить нестандартно, помогают уйти от стереотипов мышления, развивают чувство юмора. В них всегда есть подвох, недоговоренность, многозначность.

От чего плавает утка (от берега);

За чем язык во рту (за зубами);

Какой рукой лучше размешать чай? (чай лучше размешивать ложкой).

        К.Д. Ушинский писал, что загадка доставляет уму ребенка полезное упражнение, а для воспитателя дает возможность сделать занятие занимательным, интересным, а что может быть интереснее, чем самому найти ответ-отгадку или придумать новую, свою собственную?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Что такое загадки? Загадки и развитие дошкольника»

Загадки — один из самых древних фольклорных жанров.Еще Аристотель при рассмотрении поэтического искусства, говоря про загадки, метко называл этот жанр хорошо составленной метафорой.Существует не...

Консультация для родителей «Загадки в жизни ребёнка дошкольного возраста»

На протяжении дошкольного детства дошкольник стремиться узнать, рассказать, составить рассказ об увиденном.Порой забываем про народные формы фольклора, их поэтичность, красоту и многообрази...

Загадки в жизни ребёнка. Знакомимся с птицами.

Загадки в жизни ребёнка. Знакомимся с птицами....

Роль загадки в жизни детей

Загадка это зарядка для детского ума...

"Загадки в жизни малышей"

Жизнь полна загадок и секретов, и мы с раннего детства пытаемся разгадать их. Необходимо воспитывать в ребенке чувство восприятия красоты, учить постигать мир, понимать все его многообразие. Но загадк...

Загадка в жизни ребенка

как можно использовать загадки в развитии детей...