Возможности детей разного возраста в освоении чтения
статья (старшая группа)

Карпус Мария Александровна

Дети разного возраста из-за особенностей развития их познавательной сферы (восприятия, внимания, памяти, мышления, речи) имеют разные возможности в освоении навыков чтения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vozmozhnosti_detey_raznogo_vozrasta_v_osvoenii_chteniya.docx12.68 КБ

Предварительный просмотр:

Возможности детей разного возраста в освоении чтения

Дети разного возраста из-за особенностей развития их познавательной сферы (восприятия, внимания, памяти, мышления, речи) имеют разные возможности в освоении навыков чтения.

Дети до четырех лет активно осваивают окружающий мир: они постепенно усваивают основные цвета и формы, осваивают произнесение простых звуков речи, решают практические и учебные задачи методом элементарных действий с предметами, их внимание очень неустойчиво и кратковременно. Учитывая все эти особенности понятно, что освоение чтения до четырех лет не является актуальной и легко выполнимой задачей для ребенка. Буквы намного сложнее фигур или цвета, правильно произнести некоторые их названия для детей в этом возрасте затруднительно, а действовать с буквами, как с предметами невозможно, целенаправленно заниматься в этом возрасте дети не могут. При взаимном желании взрослого и ребенка в игровой форме целесообразно выучить только некоторые буквы русского языка (А, О, У, М, П, например). Складывать буквы в слоги ребенку пока недоступно.

Конечно, бывают исключения: некоторые дети благодаря своей природной одаренности и/или целенаправленным стараниям взрослого могут научиться читать даже короткие слова к возрасту четырех лет. Но время и силы, потраченные на обучение, в данном возрасте целесообразнее все же потратить на развитие внимания, восприятия, памяти и мышления малыша. А позднее ребенок с меньшими усилиями и в более короткие сроки сможет освоить навыки чтения.

К четырем годам в развитии детей происходят значительные изменения: улучшается качество произношения звуков, внимание становится более устойчивым, дети могут дольше заниматься учебной деятельностью, постепенно учатся «думать образами» и целенаправленно запоминать предложенную информацию. Особенное влияние на успешность обучения чтению в этом возрасте оказывает появление интереса к языку в целом. Очевидно, что многие дети после исполнения им четырех лет могут успешно учить буквы, по своим индивидуальным возможностям научиться читать слоги и слова. Прочтение предложений доступно лишь некоторым четырехлеткам.

В пять лет возможности дошкольников в освоение чтения увеличиваются: почти все дети способны в этом возрасте не только выучить буквы русского языка и научиться читать слоги, но и освоить чтение слов и предложения, а некоторым доступно и чтение простых текстов «Букварей» и «Азбук». Это обусловлено появлением произвольности во всех психических процессах: пятилетки могут целенаправленно слушать и смотреть, запоминать и думать. Так же увеличиваются возможности мышления в этом возрасте: дети легко анализируют информацию, находят сходства и различия, умеют классифицировать и систематизировать предметы и явления.

Из-за высокого уровня развития произвольного внимания и памяти, речи и мышления, успехи шестилеткок в обучении чтению практически безусловны. К шести годам многие дети уже успешно читают не только предложения, но и тексты, выполняют разнообразные задания со словами и звуками. Даже если в шесть лет только начать учить буквы, ребенок в очень короткие сроки может освоить чтение благодаря высокой организации познавательной деятельности – сформировавшимся предпосылкам логического мышления, богатого словаря, правильного произношения, умения сосредотачивать и переключать внимание, активно формирующемуся осмысленному запоминанию.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие речевых возможностей детей раннего возраста в разные сеситивные периоды.

О развитии речевых возможностей детей в разные сенситивные (возрастные) периоды - периоды особой восприимчивости детей к способам, видам деятельности, поведения, и т.д. – вплоть до того, что каж...

Консультация на тему: «Основные задачи работы по чтению художественной литературы детей разного возраста»

Художественная литература - могучее действенное средство умственного нравственного и эстетического воспитания детей. Произведения литературы дают образцы русской литературной речи.В раннем возрасте уд...

«Активизация деятельности детей раннего возраста по освоению предметно-развивающей среды»

Современное понимание здоровья -  это не только отсутствие болезней, но и полное физическое, психическое и социальное благополучие. Все понимают значение здоровья для человека, но его качество по...

Доклад на тему: Развитие познавательной активности у детей раннего возраста посредством освоения сенсорных эталонов

Развитие познавательной активности у детей раннего возраста посредством освоения сенсорных эталонов...

Консультация на тему: «Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста, через освоение различных приемов лепки»

Консультация на тему: «Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста, через освоение различных приемов лепки»...

Презентация "Роль художественной литературы в развитии детей дошкольного возраста"2 Слайд «Чтение - это окошко через которое дети познают мир и самих себя.» В.Сухомлинский. Привлечение детей к чтению книг в наше время стало большой проблемой и ст

laquo;Чтение - это окошко через которое дети познают  мир и самих себя.» В.Сухомлинский.Привлечение детей  к чтению книг в наше время стало большой проблемой и стало актуально. ...

Педсовет "Формирование привычки к ЗОЖ у детей дошкольного возраста". Выступление: "Представление о ЗОЖ у детей разных возрастов". (17.02.2022)

Детский сад — это то место, где ребёнок дошкольного возраста проводит бо́льшую часть своего времени. Именно поэтому в учебно-воспитательный процесс дошкольных образовательных учреждений (ДОУ) по...