Логоритмика в детском саду
статья (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

Морданова Юлия Александровна

«Использование логоритмических упражнений на занятиях музыки  и их интеграция в разнообразных видах деятельности дошкольников в целях повышения эффективного образовательного процесса, способствующего всестороннему развитию каждого ребёнка.»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл logoritmika_v_detskom_sadu.docx29.84 КБ

Предварительный просмотр:

Логоритмика в детском саду

Тема выступления (педагогическая гостиная): «Использование логоритмических упражнений на занятиях музыки  и их интеграция в разнообразных видах деятельности дошкольников в целях повышения эффективного образовательного процесса, способствующего всестороннему развитию каждого ребёнка.»


І. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Дошкольный  возраст ребёнка – это чрезвычайно ответственный период развития человека, когда происходит закладка фундамента его личности.

В дошкольном возрасте у детей речь становится доминирующей линией развития. Быстро пополняется словарь, качественно улучшается умение строить предложения, совершенствуется звуковая сторона речи. Ребёнок учится сравнивать, строить умозаключения наглядно-действенного характера. Речь служит средством общения и саморегуляции поведения.

Чему же должны научиться дети в этот возрастной период?

  • Научиться подражать звукам окружающей среды. Например, показать, как гудит машина, как капает дождик и т.д.
  • Научиться повторять за взрослым слоги и слова. Например, топ-топ, ля-ля, дя-дя и т.д.
  • Научиться по просьбе взрослого показывать части тела.
  • Узнавать знакомые предметы и называть их.
  • Рассматривая книги, ребёнок должен по просьбе взрослого уметь показать на картинках предметы одежды, игрушки, предметы домашнего обихода, а также называть их.
  • Уметь словесно выражать свои желания.
  • Должны научиться говорить предложения, состоящие из двух слов.

Особое место в работе над речью детей занимают музыкальные игры, пение и движение под музыку. Это связано с тем, что музыка воздействует в первую очередь на эмоциональную сферу ребёнка. На положительных реакциях дети лучше и быстрее усваивают материал, незаметно учатся говорить правильно.

Задачи музыкального развития этого возраста:

  1. Увлекать, удивлять и радовать детей музыкой.
  2. Развивать умение прислушиваться к словам песни, самим воспроизводить простейшие интонации.
  3. Учить выполнять под музыку игровые и плясовые движения, соответствующие словам и характеру музыки.
  4. Учить играть на детских музыкальных инструментах (ложках, погремушках, колокольчиках).

Так как задачи речевого и музыкального развития перекликаются, с детьми этого возраста целесообразней проводить музыкально-логоритмические занятия.

Фонетическую и логопедическую ритмику с успехом используют в психотерапии как часть кинезотерапии («лечение движением»). Занятия ритмикой с детьми, имеющими слуховые, речевые, двигательные и интеллектуальные нарушения способствуют решению коррекционных задач. Однако, использовать современные методики развития чувства ритма необходимо и в обычных, не коррекционных детских садах.

Ритмическая способность является одной из универсальных базовых способностей человека. Вне ритма ни музык а, ни организованное движение существовать не могут. Не случайно понятие ритма введено в само название курса - логоритмика.

Известно два пути воздействия ритма на человека. Целесообразно использовать оба, причем последовательно.

На ранних этапах преобладает моторная заразительность, затем ритм подключается к регулированию длительности психических процессов. Движения помогают глубже прочувствовать музыкально-эмоциональные характеристики слова, осмыслить его. Ребенок, когда учится говорить, прежде всего, учится петь.

Он учит не слово, а звуковые формы, которые воспроизводит в звуке. Таким образом, музыкальная речь и вербализация мысли органически взаимосвязаны так же, как фонематический и музыкальный слух. Не менее важным фактором развития являются управляемые элементарные движения. По мере того, как пальчики ребенка становятся умелыми и сильными, его смышленость и сообразительность возрастают. Слово и музыка организуют и регулируют двигательную сферу ребенка, что активизирует познавательную деятельность, способствует адаптации ребенка к новым условиям.

Известно, что в раннем дошкольном возрасте адекватность восприятия действительности, в том числе воспитательно-педагогического воздействия, определяется эмоциональным отношением ребенка. Высокая эмоциональная активность стимулирует адекватность восприятия, а постоянно выраженное отрицательное эмоциональное состояние приводит к физиологическим изменениям в организме и заболеваниям, что, в конечном итоге, оказывает разрушительное воздействие на информационно-энергетические структуры личности. И тут приходит на помощь великий эмоциональный стимулятор - музыка.

Доказано, что любая эмоциональная реакция своим конечным этапом имеет то или иное движение. Это обязательное двигательное окончание любого эмоционального акта является психофизиологической константой. Иными словами, отрабатывая определенную систему движений, регулируя и направляя их, мы непосредственно воздействуем на эмоциональную сферу ребенка.

Разделы занятий разнообразны по форме и представляют собой совокупность средств эмоционального, музыкального, двигательного и речевого воздействия.

ІІ. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ЛОГОРИТМИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ С ДЕТЬМИ РАННЕГО ВОЗРАСТА

2.1 Цель

Максимальное использование разнообразных видов детской деятельности и их интеграция в целях повышения эффективности образовательного процесса; всестороннее развитие каждого ребенка.

2.2 Задачи

Общие задачи:

  • Развитие речи и музыкальности.
  • Формирование положительного настроя.
  • Развитие эмоциональности.
  • Формирование навыков общения.

Задачи речевого развития:

  • Расширение и обогащение словаря.
  • Совершенствование звуковой культуры речи.
  • Учить детей произносить слова с разной интонацией и громкостью, менять темп речи.

Задачи музыкального развития:

  • Учить слушать спокойные, бодрые песни, музыкальные пьесы разного характера. Понимать и эмоционально реагировать на их содержание.
  • Вызывать активность детей при подпевании и пении. Постепенно приучать к самостоятельному пению.
  • Развивать эмоциональность и образность музыки через движения.
  • Воспринимать и воспроизводить движения, показываемые взрослым.
  • Учить начинать и заканчивать движения одновременно с музыкой.
  • Учить передавать художественные образы.
  • Развивать ритмический, звуковысотный и тембровый слух.
  • Закреплять навык игры на бубне, барабане, погремушках, колокольчиках.

Задачи физического развития:

  • Коррекция общей и мелкой моторики.
  • Развитие координации «речь – движение».
  • Формировать умение действовать совместно – на основе подражания воспитателю или в соответствии с его указаниями.

Задачи психического развития:

  • Формирование положительного настроя.
  • Развитие эмоциональности.
  • Развитие навыков общения.

Программа по логоритмике для раннего возраста, характеризуется широким охватом всего арсенала средств музыкально-эмоционального, двигательного и речевого воздействия.

ІІІ. Средства логоритмики для раннего возраста

(ранний возраст):

1. Восприятие

  • Зрительное.
  • Слуховое.
  • Тактильное

2. Исполнительство

2.1. Музицирование.

  • Вокальное.
  • Звуковое.
  • Инструментальное.

2.2. Речедвигательные упражнения

  • Игровой самомассаж, пальчиковая гимнастика.
  • Дыхательно-артикуляционный тренинг.

2.3. Танцевально-ритмические упражнения.

  • Игро-ритмика.
  • Игро-гимнастика.
  • Игро-танец.

VІ. Характеристика разделов

  1. Восприятие

Основные виды восприятия формируются на базе внешних (зрительных, слуховых, кожных) и внутренних (двигательных) ощущений.

Таким образом, можно выделить следующие виды восприятия:

  • зрительное;
  •  слуховое;
  • тактильное

Полноценное восприятие является залогом успешного развития творческих способностей и психических процессов детей. В раздел вошли: игры, направленные на развитие сенсорики, музыкального и фонематического слуха, активизацию зрительного восприятия. Восприятие музыки и тактильно-кинестетическое восприятие вызывают значительное эмоциональное воздействие. Для получения простых непосредственных эмоций рука как орган осязания имеет преимущества даже по сравнению со зрением и слухом.

Оценка деятельности ребенка

Хотя восприятие является внутренним процессом, его можно оценивать по внешним показателям. Выявление степени реакции одновременно дает представление об активности и пассивности восприятия.

Можно выделить три степени активности восприятия: недостаточная, средняя и высокая.

При пассивном восприятии необходимо дифференцировать подавленное восприятие от его отсутствия. Для этого применяются различные стимулы. Констатировать отсутствие восприятия возможно только после реализации всех стимулов. Очевидно, что объективных показателей не существует, следователь но, целесообразно сопоставление реакций в группе испытуемого. Вмешательство взрослого посредством предложения различных стимулов направлено на повышение степени активности восприятия.

  1. Исполнительство

Первично подразумевает реализацию чужой воли для приобретения умений и навыков, необходимых на этапе самостоятельного творчества.

  1. Музицирование

Это выражение своего активного отношения к музыкальному искусству в реальном звучании.

  1. Вокальное музицирование

предполагает приведение голосового аппарата в рабочее состояние, настройку слуха и внимания, знакомство с возможностями человеческого голоса. В этот раздел вошли игры с голосовым аппаратом, звукоподражательные игры с пением, фонопедические упражнения, песенный фольклор.

  1. Звуковое музицирование

является основой для знакомства с миром звуков, его бесконечным многообразием. Предполагает соотнесение немузыкальных звуков с музыкальными. В раздел включены игры со звуками речи, с предметами быта, пение и танцы в сопровождении звучащих жестов, рассказывание стихов, поговорок, скороговорок и сказок при помощи звучащих жестов.

  1. Инструментальное музицирование

является основой формирования правильных навыков игры на различных музыкальных инструментах.

В свою очередь, это развивает умение использовать характерное звучание инструментов при создании музыкальных картин. В раздел включены игры с шумовыми инструментами, танцевальные композиции с использованием шумовых музыкальных инструментов.

  1. Речедвигательные упражнения

предполагают взаимное развитие координационно-регулярующих функций движений и речи. Эта работа развивает и укрепляет чувство ритма, устанавливает прочные ассоциации между движениями, звуковысотностью и определенны ми сказочными персонажами.

Характерным моментом в играх подобного рода является переход от общих,

порой недостаточно управляемых движений, к тонким, дифференцированным движениям пальцев и кисти, что, несомненно, свидетельствует о большей выразительности и пластик е движений.

  1. Игровой массаж и пальчиковая гимнастика

Игровой, массаж служит для снятия психического и физического напряжения, умственной усталости, способствует закаливанию и оздоровлению детского организма. Раздел включает игры и игровые упражнения, выполняемые непосредственно руками, а также с помощью различных предметов в образно-игровой форме. Пальчиковая гимнастика является основой для развития мелкой моторики и координации движений рук с речью. Пальчиковые игры и упражнения стимулируют развитие речи, оказывают положительное воздействие на улучшение памяти, мышления, развивают фантазию, превращают учебный процесс в увлекательную игру.

  1. Дыхательно-артикуляторный тренинг

Одно из условий нормального становления звукопроизношения является полноценная работа артикуляционного аппарата (губы, язык, мягкое небо). Уже с младенческих дней ребенок проделывает массу разнообразных артикуляторно-мимических движений языком, губами, челюстью, сопровождая эти движения звуками, звукоподражаниями. Такие движения являются первым этапом в речевом развитии ребенка, они играют роль гимнастик и органов речи в естественных условиях.

Развитие звукопроизносительных навыков осуществляется в игре на материале звукоподражаний звукам окружающей среды и голосам животных. Игры и игровые упражнения этого раздела используются на каждом занятии и являются основой для формирования артикуляционной базы звуков, а также речевого и неречевого дыхания.

  1. Танцевально-ритмические упражнения 

это образно-танцевальные композиции, выполняемы е под специально подобранную музыку. Каждая композиция имеет целевую направленность, сюжетный характер и завершенность. Осознание возможностей своего тела в выполнении тех или иных поз, движений, жестов означает вместе с тем и осознание своих чувств.

  1. Игро-ритмика

является основой для развития чувства ритма и двигательных способностей, позволяющих свободно, красиво и координационно правильно выполнять согласованные с музыкой движения, задания и игры. Ритму нельзя научить, но его можно освободить, «развязать» в человеке. «Развязывание» ритма начинается с хлопков, шлепков, щелчков пальцами, притопываний.

  1. Игро-гимнастика

позволяет чувствовать и развивать определенны е группы мышц, необходимых для реализации образно-танцевальных композиций, а также включает необходимые упражнения для развития пространственной ориентировки.

  1. Игро-танец

обогащает двигательный опыт и является базой для формирования танцевальных движений, которые используются в разнообразных образных композициях.

Оценка деятельности ребенка

Всякое исполнительство существенно отличается от восприятия активностью действия. Исполнительство не является реакцией, а рассматривается как выполнение определенных заданий. Следовательно, оно может быть либо адекватное заданию, либо неадекватное. Если в результате воздействия педагога исполнительство становится адекватным, то возможно установление шкалы оценки исполнительства (по степени адекватности):

  • исполнительство неадекватно;
  • скорее адекватно, чем не адекватно;
  • полностью адекватно.

Вмешательство взрослого необходимо для превращения неадекватного исполнительства в адекватное.

Занятия составлены с опорой на лексические темы.

V. Структура и содержание логоритмических занятий

5.1. Структура занятий

отвечает основным требованиям проведения игр-занятий с детьми раннего возраста:

  1. последовательность;
  2. повторяемость;
  3. доступность;
  4. эмоциональность;
  5. создание единых игровых ситуаций.

  1. Содержание занятий

изменяется по мере поэтапного усложнения речевого материала. Легкость, с которой ребенок воспринимает музыку, непосредственность его восприятия облегчают поставленную задачу.

Для достижения наибольшей результативности при проведении логоритмических занятий необходимо следующее:

  • тесный контакт воспитателя и музыкального руководителя;
  • тесный контакт педагогов и родителей.

Ранний возраст ребенка - это чрезвычайно ответственный период в развитии человека, когда происходит закладка фундамента его личности.

Л.С. Выготский и его последователи считали, что ребенок созревает психологически и социально вместе со своей «жизненной ситуацией развития», ибо реально существует и развивается не ребенок, а система «взрослый – ребенок», из которой малыш постепенно выделяется как самостоятельный индивид. Причем учится он у тех, кого любит и кому доверяет. А это значит, что именно родители – его самые первые и самые лучшие воспитатели. При этом общение с родителями и совместная деятельность с ними являются основными источниками развития личности ребенка.

Дети младшего возраста очень любят играть и родители должны стать идеальными партерами по игре и показать, как может развиваться совместная игра. Ребенок должен быть лидером, а родители зеркально отражать его действия. Поэтому мы учим родителей играть заинтересовано, чтобы ребенок чувствовал себя комфортно.

Цикл логоритмических занятий для детей раннего возраста мы назвали «Игры с мамой».

Занятия проводятся 1 раз в неделю музыкальным руководителем и воспитателем, с привлечением родителей.

Продолжительность логоритмических занятий 15-20 минут. При проведении необходимо учитывать самочувствие детей и их эмоциональное состояние.

В конце каждого логоритмического занятия выдаются родителям памятки с речевым материалом следующего занятия.

Практика показала, что регулярные логоритмические занятия способствуют:

  • быстрому развитию речи,
  • развитию музыкальности,
  • учат общению сверстниками и взрослыми
  • формируют у детей общий положительный эмоциональный настрой
  • а главное, дети легче переносят адаптационный период в детском саду.

Слаженные действия педагогов и родителей помогают детям легче адаптироваться к детскому саду


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Логоритмика в детском саду.

Консультация для воспитателей...

Логоритмика в детском саду

Почему логоритмика? Причины, которые побудили меня работать в этом направлении....

Презентация "Логоритмика в детском саду"

Теоретические аспекты логоритмики в ДОУ, как средства коррекционной работы с детьми с ОНР....

Логоритмика в детском саду

Материалы для воспитателей, инструкторов,музыкальных работников...

Логоритмика в детском саду

Конспект для родителей...

Логоритмика в детском саду. Статья.

Статья на портал: Детские сады тюменской области....

Кружок по логоритмики в детском саду.

Календарно-тематическое планирование кружковой работы по логоритмики в ДОУ....