консультация для воспитателей
консультация

Семёнова Галина Владимировна

Формирование способов действий дошкольников в декоративно-прикладном творчестве

Скачать:


Предварительный просмотр:

муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

города Калининграда детский сад № 124

Консультация

"Формирование способов действий дошкольников в декоративно-прикладном творчестве"

Воспитатель: Семёнова Г.В.

Калининград, 2020


Формирование способов действий дошкольников

в декоративно-прикладном творчестве

        Декоративно-прикладное искусство призвано украшать, облагораживать и преобразовывать предметный мир. Это искусство возникло на ранних этапах развития человечества. Люди стремились, чтобы вещи были не только практичными и удобными для пользования, но и привлекательными по внешнему виду. Строя жилище, изготавливая орудия труда, предметы обихода человек украшал их орнаментами, раскрашивал, совершенствовал форму.

         Каждый народ под влиянием жизненных и природных условий создаёт свои традиции в развитии прикладного искусства. Характерные черты народного творчества легли в основу профессионального декоративно-прикладного искусства.

Необходимым условием построения современной системы эстетической культуры личности является использование народного искусства в педагогической работе с детьми.

        Известные педагоги и исследователи (А.П.Усова, Н.П.Сакулина, Н.Б.Халезова, Т.С.Комарова, Т.Н.Доронова и др.) отмечали, что ознакомление с произведениями народного творчества побуждают в детях первые яркие представления о Родине, о её культуре, способствует воспитанию патриотических чувств, приобщает к миру прекрасного.

Задачи  по ознакомлению дошкольников

с декоративно-прикладным искусством.

1. Формирование у детей эмоциональной отзывчивости и интереса к образцам народного декоративно-прикладного искусства,

2.  Формировать эстетическое отношение к окружающей действительности средствами народного декоративно-прикладного искусства.

3.  Формирование обобщённых знаний и умений:

- умение различать стили наиболее известных видов декоративной живописи: хохломской, городецкой, дымковской, гжельской и др. (понимание детьми характерных особенностей изделий различных народных промыслов);

- освоение детьми характерных элементов, колорита, композиции.

- умение создавать выразительные узоры на бумаге и объёмных предметах;

воспитание при этом чувства формы, ритма, симметрии.

4. Развивать творчество, фантазию, ассоциативное мышление и любознательность, наблюдательность и воображение.

5.Воспитывать уважительное отношение к труду народных мастеров; национальную гордость за мастеров русского народа.

Формы работы с детьми по ознакомлению детей

с декоративно-прикладным искусством

  • Знакомство с подлинными изделиями декоративно - прикладного искусства русского народа;
  • рассматривание книг, иллюстраций, репродукций, открыток, таблиц;
  • чтение педагогом рассказов, стихотворений;
  • рассказывание сказок;
  • беседы;
  • этнографическая организованная образовательная деятельность ;
  • конкурсы, викторины;
  • экскурсии;
  • проведение дидактических игр;
  • просмотр презентаций;
  • досуги, развлечения, фольклорные праздники;
  • использование народных игр;
  • организация выставок (совместная деятельность педагогов, детей и родителей);
  • оформление подарков для родителей.

Этапы ознакомления детей с декоративно-прикладным искусством

1. Знакомство с видами декоративно-прикладного искусства и его историей:

- формировать интерес к народной игрушке,

- учить узнавать знакомые народные игрушки, называть их,

- учить рассматривать и выделять отдельные узоры народной игрушки, их цвет

- формировать представление о характерных признаках.

2. Обучение детей декоративному рисованию (лепке)

- учить составлять узоры на основе разных видов народной игрушки,

- закреплять умения использовать геометрические элементы росписи (лепки)

- учить подбирать характерные цвета для определенного вида народной игрушки, их сочетание.

3.формирование детского декоративного творчества:

- учить детей выбирать и использовать в своих работах элементы знакомых узоров, подбирать цвет и форму,

- закреплять умения композиционно располагать элементы узора.

Приемы обучения декоративному рисованию

  • Прием пошаговой ориентировки. Воспитатель и дети связывают рассматривание узоров с последующим их составлением, определяют те задачи, которые затем должны быть решены в рисунке. Например: дети рассматривают в образцах дымковской росписи такие элементы узора, которые потом учатся рисовать, – волнистые линии, круги, кольца.
  • Прием сравнения. Сравниваются два элемента узора, композиции, для того чтобы научить понимать закономерности художественной росписи. Прием показывает возможности варьирования отдельных элементов узора при создании нового мотива. Например: гжельская традиция – сравниваются два элемента «усики» и «пружинки»; предлагаются варианты их расположения в той или иной композиции.
  • Прием акцентирования. Например: используется движение руки  очерчивающий жест для выделения элементов узора на предмете, определения расположения их на листе бумаги и последовательности заполнения рабочего пространства.
  • Прием моделирования. Формируется умение расположить элементы узора, происходит поиск вариантов построения композиции. Например: прежде чем нарисовать узор, дети выкладывают варианты узоров на плоскости, подбирая композиционное и цветовое сочетание.
  • Прием комментирования действий детей в речи. Взрослые и дети проговаривают действия при воспроизведении элемента в процессе рисования. Например: «Завиток ведем вверх, теперь вниз».

Приемы обучения декоративной лепке

        Декоративная лепка – это лепка посуды и предметов декоративного искусства (свистульки, матрешки и др.). К декоративной лепке относят и создание рельсов, т.е. украшение плоской формы разнообразными объемными деталями.

Способы  и приёмы лепки:

        Младшая группа – раскатывание палочек продольными движениями о доску, между ладонями; скатывание шариков вращательными движениями; сплющивание.

Применяется информационно-рецептивный метод, т.е. подражательный, повторяющий формообразующие движения. Значение имеет не только показ, но и объяснение.

        

        Средняя группа – добавляются новые способы: вдавливание, растягивание (оттягивание), прищипывание, сглаживание (примазывание).

Используется полный или частичный показ с объяснением. Используются приёмы, расширяющие представления об окружающем: рассматривание предметов, наблюдение явлений окружающей жизни. Приём обыгрывания темы и результата. Приём сравнения помогает детям правильно передавать пропорции.

Педагог должен научить детей вычленять форму предмета с помощью обследующего жеста, формировать способы обследования, сравнивать предметы между собой, определяя сходства и отличия.

        Старшая и подготовительная группы - добавляются способы: вытягивание деталей из целого куска; ленточный способ, скульптурный способ изображения, лепка из целого куска (пластический).

Приёмы: заглаживание поверхности, налепливание, углубления, рельефы, вытягивание.

Дети должны уметь пользоваться стеками, уметь передавать движение. Используется частичный показ, рассматривание предметов, наблюдение, беседы.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей на тему:«Взаимодействие воспитателя по физической культуре с воспитателями дошкольного учреждения по вопросам физического воспитания, сохранения и укрепления здоровья детей»

Одной из задач, реализуемой педагогическим коллективом нашего детского сада является оптимизация работы по формированию у дошкольников потребности в двигательной активности, привычки здорового о...

Консультация для воспитателей. "Речь воспитателя - основной источник речевого развития детей в детском саду. Требования к культуре речи воспитателя"

Главную роль в развитии речи, пополнении словарного запаса ребенка играет воспитатель и его речь, поскольку большее время в этот период своей жизни дошкольник проводит именно с ним....

Консультации для воспитателей Приобщение детей к народным традициям Кубани.Консультации для воспитателей

Консультации для воспитателейПриобщение детей к народным традициям Кубани. В настоящее время растет интерес к осмыслению, укреплению и активной пропаганде национальных культурных традиций, воплощ...

Консультация для воспитателей «Патриотическое воспитание дошкольников»Консультация для воспитателей «Патриотическое воспитание дошкольников»

Чувство Родины... Оно начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям — к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением.Чувство...