конспект занятия для подготовительной группы по познавательно-исследовательскому развитию на тему: "Змей горыныч о трех головах"
план-конспект занятия (подготовительная группа)

Яр Маргарита Валерьевна

конспект занятия для подготовительной группы на тему: "Змей горыныч о трех головах"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл poznavatelno-issledovatelskoe_razvitie_zmey_gorynych.docx27.21 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Красная шапочка»

 

Разработка конспекта занятия по

познавательно-исследовательскому развитию

Тема: «Змей Горыныч о трех головах»

Составитель: Яр Маргарита Валерьевна

с. Панаевск 2020

Цель занятия: закрепление представление об агрегатных представлениях воды

Задачи:

1. Образовательные: способствовать усвоению значений символов льда, воды и пара, охлаждение и нагревание

2. Развивающие: развивать представления о сериационном изменении воды.

Развивать любознательность, наблюдательность

3. Воспитательные: воспитывать отзывчивость, доброту (желание помочь сказочному персонажу)

Тип занятия: закрепление и обобщение новых знаний

Форма занятия: непосредственно-образовательная деятельность

Продолжительность: 42 минуты

Участники: воспитатель, дети

Возраст обучающихся: подготовительная группа 6-7 лет.

Оборудование и материалы: картинки с изображением Змея Горыныча, лампа, зеркало, чайник, ложка, кусочек льда, вода

Предварительная подготовка: чтение сказки про  Змея Горыныча, рассматривание иллюстраций о сказочных героях

Методы и приемы работы с детьми: наглядный, демонстрационный, игровой, практический

Структура  занятия:

Этап занятия

Содержание

 Время

Организационный этап

Основной этап

Практическая часть

Физминутка

 

Подвижная игра

Демонстрация символов воды,льда,пара

Заключительный этап

Дети вы любите сказки?

Дети: ДА

Воспитатель: а у нас сегодня гость! Кто это? Из какой сказки пожаловал?

(показ изображения дракона)

(Змей Горыныч сказка «Змей Горыныч о трех головах»)

Как вы думаете он злой или добрый? Почему?

Дети: злой, потому что головы ссорились между собой, каждая голова считала себя главной

Воспитатель: Вспомните название каждой головы

Дети: Ледяная, водяная, паровая

Воспитатель: Как вы думаете, какое зло для всего живого таит в себе ледяная голова?

Дети: Как дохнет- все вокруг замерзает, становится очень холодно

Воспитатель: А водяная голова?

Дети: брызнет водой- и все вокруг затопит, разрушит, зальет и смоет

Воспитатель: Чем опасна паровая голова?

Дети: Вдыхает горячий-прегорячий пар- и всех обжигает, близко подойти нельзя

Воспитатель: Вот они спорят кто из них главней. Так спорят, что все живое от них страдает.

Змей Горыныч к нам пожаловал не просто так, хочется ему жить дружно, но для этого нужно помирить все его три головы и разгадать 3 тайны: тайна льда, воды и пара

А я знаю, разгадать нам эти тайны помогут вот эти предметы (показ лампы и зеркала)

Опыт 1

Воспитатель: Начнем с разгадывания первой тайны- тайны льда

Посмотрите на это изображение, о чем говорят нам эти картинки? ( показ картинок)

Дети: лед может разной формы, он твердый, хрупкий, его можно сломать или разбить. Лед не имеет цвета, он прозрачный, не имеет вкуса и запаха

Воспитатель: А если мы возьмем лед в ладошки, что мы почувствуем?

Дети: лед холодный

Воспитатель: Как по вашему чего  боится лед?

Дети: Тепла, лед в тепле тает

Воспитатель: Какой  предмет нам поможет «добыть» тепло?

Дети: лампа

(педагог зажигает лампу)

Воспитатель: А теперь возьмем ложечкой кусочек льда и подержим над лампой. Что происходит? Какой можно сделать вывод?

Дети: при нагревании лед тает, превращается в воду

Воспитатель: Вот она тайна льда: лед растает, и тогда будет из него вода

Опыт 2.

Воспитатель: Настала очередь тайны воды!

А вы что знаете о воде?

Дети: вода не имеет формы, цвета, она прозрачная

Воспитатель: Верно, давайте вспомним, чего же боится вода?

Дети: тепла, в тепле превращается в пар

Воспитатель: Все верно, при нагревании вода превращается пар, а пар легкий и он поднимается на вверх. И вода испарится.
Давайте еще раз посмотрим и покажем Змею Горынычу как из воды получается пар и что  с ним происходит дальше!

Получилось! Что произошло?

Дети: вода испарилась

Воспитатель: Какой сделаем вывод?

Дети: при нагревании вода испарятся

Воспитатель: Вот и тайна воды разгадана:

Если сильный, сильный жар- из водички будет пар!

А еще чего боится вода?

Дети: холода, на холоде вода замерзает

Какой вывод можно сделать?

Если холод вдруг придет

Из водицы будет лед!

А теперь давайте отдохнем.

Физминутка!

Капля первая упала-кап(движения руку сверху вниз)

И вторая пробежала- кап!(хлопок перед собой)

Мы на небо посмотрели ( поднять голову вверх)

Капельки кап-кап запели ( два хопка перед собой)

Намочились лица ( наклоны головой вперед-назад)

Мы их вытирали ( показ круговыми движениями рук перед лицом)

Туфли посмотрите- мокрыми стали ( наклон туловища вперед )

Плечами дружно поведем (движения плечами)

И все капельки стряхнем ( встряхнуть кистями рук)

От дождя мы убежим ( бег на месте)

Под кусточком посидим ( садятся за столы)

Опыт 3

Осталась неразгаданной последняя  тайна- тайна пара!

Воспитатель: у меня есть чайник, горячий!

Какие правила обращения  с горячим вы знаете?

Дети: не дотрагиваться, быть осторожным

Воспитатель: Сейчас я открою крышку.

Что вы видете?

Дети: пар

Воспитатель: если пар идет от горячей воды , значит он какой ?

Дети: горячий

Воспитатель: можно ли трогать пар руками?

Дети: нет, это опасно

Воспитатель: и  нельзя наклоняться над горячим паром.
Как он появился?

Дети: вода нагрелась и начала испарятся

Воспитатель: Для разгадки последней тайны у нас осталось зеркало. Какое оно?

Дети: холодное

Воспитатель: Как вы думаете, что произойдет, если зеркало поставить над паром? Проверим!

Что произошло?

Дети: появились капли воды

Воспитатель: Какой делаем вывод?

Дети: горячий пар от холодного  зеркала превращается в воду.

Воспитатель: молодцы, верно!

Вот и разгадка последней тайны, тайны пара!
Если пар вдруг охладится

Будет из него водица

Опыт нам друзья, помог узнать, что вода, лед и пар- это все одно и тоже.

Увидел это все Змей Горыныч и очень удивился: Как же так? Значит мои три головы зря ссорились между собой? Лед, вода и пар могут превращаться в друг друга? Лед в воду, вода в пар, пар в воду. А если холод вдруг придет из водицы будет лед!

И решили три головы больше никогда не ссориться, дружить и делать только добрые дела.

Как думаете как стала помогать людям ледяная голова?

Дети: делать холодильники, мороженое каток для детей

Воспитатель: А какую пользу стала приносить водяная голова?

Дети: водяная голова стала следить чтобы в трубах всегда была вода, наполнять бассейны, ванны

Воспитатель: Паровая голова занялась топлением в холодное время года

Молодцы ребята, а теперь предлагаю поиграть в игру

Подвижная игра: «Царство льда, воды и пара»

( в разных частях группы – нарисованные ориентиры, изображающие  лед, воду, пар)

Правила игры : дети действуют в соответствии с текстом

Если холод наступает

Все вокруг он охлаждает ( бегут в царство льда, превращаются в льдинки- садятся на корточки и обхватывают себя руками, изображая ледышки)

Солнце, солнце посвети нас в водичку преврати! ( превращаются в  капельки и плывут в царство воды, совершая плавательные движения)

Солнце греет, пригревает

В пар водичку превращает ( бегут в царство пара, приседают на корточки и медленно поднимаются, встают на носочки и тянутся вверх)

А теперь когда мы поиграли и запомнили правила игры, посмотрите на этот символ. Как думаете что он может означать? ( показывает синий картонный квадрат- символ льда)

Дети: лед

Воспитатель: правильно, это похоже на твердый и холодный лед.

А этот символ что обозначает?(демонстрация картонного белого кружка, на котором изображены волны и пузырьки- символ воды)

Дети: Вода

Воспитатель: А это что обозначает? ( демонстрирует вырезанное из белого картона облако)

Дети: это пар он легкий и белый, как облачко.

Воспитатель: молодцы, ребята вам понравилось наше занятие?

Дети: Да

 Что доброго сделали?

Дети : разгадали три тайны

5 минут

7 минут

        

7 минут

3 минуты

7 минут

5 минут

5 минут

3 минуты

 

Литература: 

1. Познавательно-исследовательская деятельность. Н.Е.Веракса, О.В.Галимова.   с.41


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД в подготовительной группе по познавательно – исследовательской деятельности. Тема: «Воздух – волшебник»

Цель: Формировать у детей желание принимать познавательные задачи  и решать их через поисковую деятельность....

Конспект занятия в подготовительной группе по познавательно-исследовательской деятельности "В Королевстве красок"

Представлен конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности. Занятие было проведено с детьми подготовительной группы. Цель: Формировать у детей эмоционально-чувственного базиса. Ра...

Конспект открытого занятия в подготовительной группе по познавательно-исследовательской деятельности. Тема: Свойства соли.

Тема: Свойства соли.Цель: формирование представлений детей о соли и её свойствах через исследовательскую деятельность.Программное содержание:- Воспитывать интерес к экспериментальной и опытнической де...

План конспект занятия в подготовительной группе по познавательно-исследовательской деятельности с элементами творчества на тему: «Загадочный мир космоса. Космический коллаж»

План конспект занятия в подготовительной группе по познавательно-исследовательской деятельности с элементами творчества на тему: «Загадочный мир космоса. Космический коллаж»...