Проект "Волшебный мир Тофаларии"
проект

Галина Анатольевна Филиппова

Проект "Волшебный мир Тофаларии"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_volshebnyy_mir_tofalarii_14.02.2020g.docx60.45 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 212»

C:\Users\Евгения\Downloads\родничок2.jpg

Проект

Волшебный мир

Тофаларии

Филиппова Г.А.

инструктор по физической культуре

Дзюба Е.Г. воспитатель,

Черепанова Г.В. учитель-логопед

г.Зима, 2020г.

Пояснительная записка

1 слайд: Титульный лист

2 слайд: Видео Тофаларии. (чтобы выйти с видео: нажать «пробел», затем «стрелку правую»).

Французы гордятся Парижем, 
А болгары – цветущей Болгарией. 
Я ж, как истинный сибиряк, 
Воспеваю свою Тофаларию. 
Может быть вы о ней не слыхали? 
И на карте ни разу не видели? 
Как же много вы потеряли! 
Побывайте в священной обители. 
Вы увидите первозданную, 
Богом созданную красоту, 
Охраняемую Саянами, 
Как солдатами на посту. 
Вы такой красоты не найдете, 
Хоть объездите шар земной. 

                     Ефимов Дмитрий Евгеньевич

                                                                 Отрывок из стихотворения «Тофаларии посвящаю»

3 слайд: Карта

Тофалария - это музей природы и этнографии под открытым небом.

За лесами, за горами, за снежными перевалами, в глубине Саянских гор лежит удивительная земля - Тофалария. Здесь с незапамятных времен живет необыкновенный народ - тофалары.

Тофалары (самоназвание «тофо» – «человек», прежнее название – «карагасы», то есть «черные гуси») – коренной народ Южной Сибири, исторически проживавший в долине реки Уды.

Тофалары, небольшая тюркоязычная народность, традиционными занятиями которой являются оленеводство северного типа   и охотничий промысел, проживают в Восточных Саянах на границе с Тувой и Красноярским краем на территории Нижнеудинского района Иркутской области России.  В недавнем прошлом кочевники.

4 слайд:

Населяют покрытые тайгой северные склоны Восточного Саяна в бассейне рр. Бирюса, Уда, левых протоков рр. Ока, Кан, Гутара, Кара-Бурень, в основном в пос. Альгджер, Нерха и Верхняя Гутара.

На юге и западе Тофалария граничит с Тувой и Красноярским краем, на востоке с Бурятией и входит в состав Нижнеудинского района Иркутской области.

Нынешние тофалары уже не ведут кочевого образа жизни, проживают оседло в трех поселках: Алыгджер, Нерха и Верхняя Гутара. Проживают в этих посёлках около 1500 человек разных национальностей, 678 человек представители коренной национальности – тофалары.

    Дошкольный возраст – время первоначального становления личности, формирования основ самосознания и индивидуальности ребенка. Именно в этот период начинается процесс социализации, устанавливается связь ребенка с ведущими сферами бытия: миром людей, природой, историей, происходит приобщение к культуре, к общечеловеческим ценностям. Поэтому необходимо знакомить детей с укладом жизни, бытом, обрядами своего народа, историей и природой своего родного края, его населенных пунктов, начиная с дошкольного возраста. Эти знания в дальнейшем помогут формировать у детей интерес и уважение к истории и культуре других народов. А также сформировать у детей дошкольного возраста уважение культурам разных народов как нормы отношений к индивидуальным и культурным различиям людей. 

Ознакомление детей с историей заселения Иркутской области, с ее коренными жителями; ознакомление детей с народной культурой тофаларов с их сказками, легендами, былинами и подвижными играми. Развитие познавательного интереса дошкольников к традициям коренных народов Иркутской области в ходе знакомства с культурой и традициями разных народов с непосредственными представителями нации, носителями языка.

     Проблемы воспитания подрастающего поколения находятся под пристальным вниманием нашей образовательной организации. Именно детский сад должен стать сосредоточением не только интеллектуальной, но и гражданской, духовной и культурной жизни ребенка.

       Тофалары создали очень своеобразную культуру, в том числе богатое устное народное творчество – фольклор. Это мифы, легенды, пословицы, поговорки и сказки. Особенно огромной любовью пользуется у детей сказка. Сказка – учит человека жить, вселяет в него оптимизм, веру в торжество добра и справедливости. За фантастикой и вымыслом скрываются реальные  человеческие отношения. От сюда и идёт огромное воспитательное значение сказки. На сегодняшнем этапе жизни современного общества данная тема очень актуальна.

     Вопросы духовной культуры тофаларов, касающиеся их устного творчества, почти не исследованы.

        Герои большинства тофаларских сказок – животные. Тофалары очень наблюдательный народ. В сказках они объясняют, например, откуда у бурундука полоски на спине, или почему весной у глухаря и рябчика хвосты будто подстрижены. Сказки тофов отражают жизнь народа. Тофалары считают человека частью природы, Человек и животное равны в праве на жизнь. У животных, как и у людей, есть достоинства и недостатки.

  Многие из сказок заканчиваются пословицами и поговорками:

- Высокомерие и самоуверенность – не от ума.

- Маленькая птичка делает большое дело.

- Не берись спорить там, где не надо, останешься в дураках.

- Всему своё место на свете.    

 

5  слайд: В рамках проекта «Сибирский родничок» возник под проект  «Волшебный мир Тофаларии», целью которого являлось (прочитать цель)

Цель мини проекта

   Создание условий для формирования знаний у детей старшего дошкольного возраста о традициях национальной культуры тофаларов, проживающих в Иркутской области посредством фольклорных произведений

 

Задачами, которого явилось (перечисление задач)

Задачи проекта:

1. Расширять знания детей о традициях национальной культуры тофаларов, проживающих в Иркутской области.

2. Развивать эмоциональную отзывчивость, интерес, любознательность  к фольклору тофаларского народа

3. Воспитывать уважительное отношение к  истории, традициям, языку и культуре тофаларского народа.

6 слайд:          Сроки реализации проекта вы видите на слайде 

Сроки реализации проекта: краткосрочный (с 18 марта по 29 марта 2019 г.)

Тип: творческий, игровой

Место проведения: муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 212», старший дошкольный возраст.

Участники проекта: воспитанники, педагоги, родители.

Наш проект подразумевает 3 этапа его реализации     

Этапы реализации проекта:

1 этап – подготовительный

7 слайд:       Сбор и систематизация информации о национальных традициях тофаларов.

8 слайд:       Пополнение содержания книжного центра тофаларскими народными сказками, легендами .      

2 этап – основной

9 слайд: Организация выставки «Волшебный мир Тофаларии поделок, рисунков.

 10 слайд:   Чтение  и просмотр сказок, легенд.

11 слайд:   Пересказ сказок по мнемотаблицам

12 слайд:   Подготовка к спектаклю.

13 слайд:    Народные подвижные игры.

           14 слайд:   Также проводим индивидуальные практические задания в рабочих тетрадях «Сибирский родничок»

15 слайд:   Драматизация «Сказка о добром человеке»        

3 этап – заключительный

  • Драматизация «Сказка о добром человеке»

15 слайд: 16,17,18,19. В народной памяти сохранилось много, легенд,  преданий и сказок, которые в настоящее время бережно воспроизводятся, переводятся на другие языки и включаются в собрания сказок народов мира.

Волшебные сказки народов Восточной Сибири исследователи называют шаманскими мифами. Сказки  отражают трёхчастную модель мира, характерную для народности. Положительное, светлое начало отождествляется с  верхом, небом и югом, а отрицательное, тёмное -  с низом, миром мёртвых и севером. Верхний мир населён добрыми духами и божествами, подземный мир – вредоносными, а также душами умерших. Средний мир – место, где живут люди и духи-хозяева.  В основе сказки чаще всего сюжет, где герой совершает подвиги во имя победы добра и справедливости. В его распоряжении находятся особые духи-помощники, нередко в образе птиц, рыб или наземных животных. Так в сказке «Три мальчика» герой за свою щедрость получает в награду от незнакомого человека волшебные вещи: топор, железную палку и мешок. При их помощи парень побеждает великана и освобождает своих золотогрудых братьев.

Сказка заканчивается словами «Мать покормила старших сыновей своим молоком, и они стали обыкновенными мальчиками с человеческой грудью. Все они выросли сильными и умными... С тех пор на материнском молоке вырастают здоровые, умные и сильные люди».

В сказке «Изюбрь и сохатый» каждый говорит о том, «чем жив бывает: у одного могучие ноги, а у другого – крепкий нюх и лёгкое дыхание». В сказках тофалары объясняют, почему медведь спит зимой, почему у кабарги сзади «небольшая выемка», почему у пищухи (маленький зверек, не больше бурундука) «голова повёрнута  вверх, глазами она смотрит на небо».

          20 слайд: Сказка – выдумка, вымысел. Легенда – чудесный рассказ о прошлом. Легенды рассказывались в том же народе, что и сказки. И потому сказки и легенды беспрестанно смешивались. Легенды, сказки, совершенно не похожие по своей сути, по времени своего возникновения, по роли, которую они выполняли, теснейшим образом связаны.

21 слайд: В Тофаларии стало традицией проводить летний фольклорный праздник «Аргамчи-ыры». Это возрожденный традиционный праздник, который включает в себя проведение различных игр с воссозданием этнографической обстановки (ставятся чумы, разводятся костры, готовятся блюда национальной кухни).

Каждый род показывает своё гостеприимство, исполняет родные песни, сказки, легенды. Затем происходят соревнования между мужчинами разных родов. Это скачки на ездовых оленях, поднятие тяжестей, борьба и др. Победитель соревнований объявляется лучшим Мэргеном Тофаларии. В заключение праздника проводится большая игра «Аргамчи».        

          22 слайд: Социальное партнёрство с МБДОУ «Детский сад №171» реализации инновационного проекта «Содружество», библиотекой, музеем.

   23 слайд: Взаимодействуем  с родителями 

  • Опрос - анкетирование «Сказки в жизни вашего ребенка»
  • Беседа с родителями «Знакомство с проектом».
  • Домашние задания для родителей и детей (изготовление поделок, рисование иллюстраций к сказкам).
  • Чтение сказок с детьми.
  • Помощь в пополнении книжного центра сказками.
  • Консультация для родителей «Почему необходимо рассказывать и читать детям сказки?», «Читаем детям сказки»
  • Совместная творческая работа с детьми: изготовить атрибуты для театрального представления (маски, костюмы). 

          24 слайд:  Результативность:

  • Дети имеют представления о традициях национальной культуры, фольклоре тофаларов
  • Дети эмоционально отзывчивы, проявляют интерес, любознательность к народу тофаларии.

          Мы считаем, что наша работа помогает, детям уважительно относятся к  истории, традициям, языку и культуре тофаларского народа, ведь  только тот, кто знает традиции, историю своей семьи, своего рода, своей страны и интересуется наследием других народов, может считать себя культурным человеком.

             25 слайд:  Картинка пейзаж

Тофалария – гордость Сибири. 
Уникальный, земной уголок. 
Процветай, край таежный, сибирский. 
Радуй нас, и храни тебя, Бог!

Показ сказки «Сказка о добром человека»

Используемая методическая литература

  1. Рубцова Н.И. Использование национально-регионального компонента в образовательной работе с детьми // Мир детства. – 2001. – № 4. – с. 39.
  2. Мельникова Л.В. Тофы. Историко-этнографический очерк. Восточно-Сибирское книжное издательство, Иркутск. 1994
  3. Рассадин В.И. Легенды, сказки и песни седого Саяна. Иркутск, 1996.
  4. Тофалария: прошлое и настоящее: фотоальбом авт.-сост. Н.И. Ленкова.- Иркутск, ОЦНТ и Д, 2011
  5. Филиппов В.В. Моя Тофалария. Фотопоэтический альбом, Иркутск. 2002
  6. Веракса Н.Е. Проектная деятельность дошкольников: пособие для педагогов дошкольных учреждений – М.: издательство МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2008. – 112с.
  7.  Инновационная образовательная программа в рамках реализации ФГОС дошкольного образования «Сибирский Родничок», МБДОУ «Детский сад № 212», авторы: М.В. Бочарова, Е.О. Колесова, 2018 г.
  8. Белый медведь и бурый медведь: Сказки народов России в пересказах Марка Ватагина; сост., вступ. статья и прим. М. Ватагина; Художники А. Коковкин, Т. Чурсинова. – СПб.: Республиканское издательство детской и юношеской литературы «Лицей», 1992. – 351 с.
  9. Дети зверя Мааны. Сказки народов Сибири о животных./ Составитель Эрта Геннадьевна. Падерина; художник Х. Аврутис,— Новосибирск: Новосибирское книжное издательство, 1988.— 144 с, ил.