Консультация для педагогов на тему: «Взаимосвязь психического и физического здоровья дошкольников»
материал

Аванесова Тагуи Левоновна

Консультация для педагогов на тему: "Взаимосвязь психического и физического здоровья дошкольников".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_pedagogov.docx42.18 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 1 комбинированного вида

Консультация для педагогов

на тему:

«Взаимосвязь психического и физического здоровья дошкольников»

Воспитатель: Аванесова Т. Л.

2019 год

Дошкольное детство - период от рождения до поступления в школу - является, по признанию специалистов всего мира, возрастом наиболее стремительного физического и психического развития ребенка.  В этот период идёт интенсивное развитие органов и становление функциональных систем организма, закладываются основные черты личности, формируется характер, отношение к себе и окружающим.

Крепкий, физически полноценный ребенок не только меньше подвергается заболеваниям, но и лучше развивается психически. Даже незначительные нарушения в состояния здоровья влияют на эмоциональную сферу ребенка и в том случае, если удается поддержать положительные эмоции, самочувствие его улучшается и наступает быстро выздоравление. 

Что же такое здоровье? Обращаясь к «Словарю русского языка» С. И. Ожегова, мы найдем такое определение здоровья -  это правильная, нормальная деятельность организма.  А в Уставе Всемирной Организации Здравоохранения (ВОЗ) говорится, что здоровье - это не только отсутствие болезней или физических дефектов, но и полное физическое, психическое, духовное и социальное благополучие. И именно поэтому проблему здоровья следует рассматривать комплексно, в широком социальном аспекте.

Если физическое здоровье - это показатели роста, веса, окружности грудной клетки ребенка, его осанка, телосложение, состояние двигательной активности, моторики и координации, чувство аппетита, отсутствие болезней и физических дефектов, то психическое здоровье включает в себя эмоциональный комфорт, уравновешенность психики ребенка, умственная работоспособность, развитие психических процессов, уровень зрелости процессов возбуждения и торможения и т. п.

Физическое здоровье и психическое состояние ребенка взаимосвязаны и взаимообусловлены. Ощущение своего физического здоровья и своих физических возможностей, телесного благополучия способствуют устойчивому чувству комфорта. Известно, что на любое событие душа и тело отзываются вместе. Психическое напряжение вызывает мышечный тонус и, наоборот, мышечное напряжение приводит к эмоциональному всплеску. А расслабление мышц вызывает снижение эмоционального напряжения и приводит к успокоению, восстановлению учащенного дыхания. Это обратное влияние используется для регуляции психического состояния.

Формирование положительных эмоций на основе установления социальных связей со взрослыми, а дальше и со сверстниками - залог становления личности ребенка. Эмоциональная сфера оказывает большое влияние на развитие и формирование познавательных интересов.

Необходимо подчеркнуть, что для здоровья ребенка очень важно обеспечение нормального психического здоровья: внимание к речевому развитию, профилактика переутомления, создание эмоционального комфорта. Необходимость постоянно поддерживать позитивное психоэмоциональное состояние детей требует создания всех необходимых условий для гармоничного взаимодействия ребенка с жизненной средой дошкольного учреждения.

Так например, в периоды психологически сложных ситуаций рост замедляется. Это происходит, например, когда ребенок с трудом привыкает к детскому саду или школе, плохо переносит «продленку», большие нагрузки в садике и после, у него нет свободного времени, в которое он может заниматься исключительно тем, чем хочет. Сюда же можно отнести и полосы неудач, и затяжные семейные конфликты, особенно когда мама и папа находятся в состоянии «хронического развода». Все это создает благоприятную платформу для развития депрессии и, как следствие, рост ребенка замедляется.

Очевидно, что существенная особенность дошкольного возраста заключается во взаимосвязи и взаимозависимости состояния здоровья, физического и нервно-психического развития детей. Крепкий, физически полноценный ребенок не только меньше болеет, но и лучше развивается психически. Начиная с трехлетнего возраста ребенок многое умеет, очень подвижен. Поэтому среди многообразных факторов, влияющих на состояние здоровья и работоспособность растущего организма,  оказывает двигательная активность - это естественная потребность в движении, удовлетворение которой является важнейшим условием всестороннего развития и воспитания ребёнка.

Физические упражнения развивают и укрепляют его опорно-двигательный аппарат, предупреждают нарушение осанки и деформацию скелета. Занятия физическими упражнениями имеют не только оздоровительное, но и воспитательное значение. У детей воспитываются внимание и наблюдательность, развиваются волевые качества, вырабатывается характер. Следовательно, комплексный анализ физической подготовленности детей и их психических качеств позволяет более объективно судить о процессе физического воспитания.

Если ребенок будет ежедневно заниматься физическими упражнениями, то они будут способствовать укреплению организма и повышать сопротивляемость различных заболеваний, а также предупреждать о нарушении осанки и деформации скелета.

В своей деятельности для укрепления физического здоровья использую физкультминутки, подвижные и сюжетно-ролевые игры, релаксационные упражнения, психогимнастики, которые способствуют укреплению психического здоровья.

Доказано, что физически крепкие дети болеют реже, и легче переносят заболевания. Но не все родители знают, что при правильном организованном физическом воспитание уже в дошкольном возрасте, у детей хорошо развивается память, логическое мышление, воображение, инициатива и самостоятельность.

Зачем нужно соблюдать режим дня?

Правильно составленный режим дня - является основой жизни ребенка, главным условием хранения его здоровья. Если правильно соблюдать режим дня, который соответствует возрасту ребенка, то такой режим обеспечивает нормальное развитие организма, а от этого зависит своевременное и правильное умственное и физическое развитие, настроение и поведение. Дети, которые приучены к режиму, очень подвижны во время бодрствования, не отказывается от пищи, не капризничает, спокойно и быстро засыпают в положенное время, сон очень спокойный и крепкий, просыпаются всегда в хорошем настроении.

При нарушении режима, особенно если сокращать время сна или нарушать его периодичность, это часто приводит к переутомляемости нервной системы и даже к ее истощению.  Ребенок становится капризным, легковозбудимым, а иногда, наоборот, заторможенным, вялым. Все эти состояния неблагоприятно отражаются на состоянии здоровья. У ребенка понижается сопротивляемость к заболеваниям, пропадает аппетит.

Если прогулки, сон, кормление, купание, проводятся в одно время, то организм малыша привыкает к такому распорядку, устанавливается стереотип поведения, и ребенок делает всегда все с удовольствием.

Важно отметить, что все виды деятельности: игра, учение, труд, продуктивные виды деятельности совмещают в себе сформированность физических и психических качеств. Любое занятие, игра, свободная деятельность совмещают в себе решение, как минимум, двух задач: физических и психических.

На музыкальном занятии у детей развивается музыкальный слух, голосовой аппарат, улучшается дыхание. Также происходит развитие умственных способностей, эстетических и нравственных понятий. На занятиях изобразительной деятельностью у детей развиваются умственные  способности: ребенок получает знания о изобразительных средствах выразительности, обогащая при этом свой словарь новыми терминами; знакомится с видами живописи, графики.  Параллельно этому происходит развитие и совершенствовании мелкой моторики руки, зрительной координации.

Недоразвитие какой-либо стороны приводит к общему недоразвитию ребенка и тем самым снижает  его активность и результаты. Ни для кого не секрет, что не зная названия упражнения и способа его выполнения ребенок не сделает его. А знать и запоминать ребенок может только при нормальном психическом развитии когнитивных процессов. И наоборот, без нормального физического развития невозможно  хорошее, в соответствии  с возрастом, психическое развитие.

Таким образом, у детей дошкольного возраста параллельно развиваются  и совершенствуются физический и психический базис. Для того, чтобы ребенок был полноценным членом общества родителям и воспитателям необходимо постоянно развивать, учить, формировать, мотивировать ребенка на деятельность и при этом соблюдать рациональный оздоровительный режим в семье и дошкольном учреждении.

Подводя итоги еще раз подчеркну,  о взаимосвязи и взаимозависимости физического и психического здоровья детей дошкольного возраста. Именно в детском возрасте психическое и физическое здоровье дает малышу «счастливый билет» в будущее, помогая наиболее благоприятному развитию всех физических, психических функций и душевных качеств. А общие усилия будут способствовать воспитанию здорового ребенка, которому предстоит жить в быстро меняющемся мире. Главное, дети должны расти счастливыми. Только счастливый ребенок может быть здоров физически и душевно.

Список используемой литературы:

  1. Змановский Ю.Ф. Здоровый дошкольник // Дошкольное воспитание. 1995, №6, с. 11-17.
  2. Урунтаева Г.А. Дошкольная психология: Учебное пособие. – М.: 1996. Развитие связной речи. Умственное воспитание детей дошкольного возраста. – М.: Просвещение, 1984.
  3. Эльконин Д.Б. Психическое развитие в детском возрасте. - М.: Просвещение,  2007.
  4. Материалы интернет-сайтов:  

https://nsportal.ru/sites/default/files/2015/10/11/konsultatsiya_vzaimosvyaz_psihicheskogo_i_fizicheskogo_razvitiya_doshkolnikov.doc

https://www.maam.ru/detskijsad/vzaimosvjaz-i-vzaimozavisimost-fizicheskogo-i-psihicheskogo-zdorovja-detei.html

https://www.maam.ru/detskijsad/konsultacija-dlja-pedagogov-s-yelementami-praktiki.html

http://dopoln.ru/other/228095/index.html


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Психологическое благополучие ребенка – отражение его физического здоровья. Взаимосвязь психического и физического здоровья ребенка.

Здоровые дети дошкольного возраста обладают эмоционально – волевыми качествами, у них достаточно интенсивно формируются элементы нравственных чувств, развивается волевая мотивация действий, самоконтро...

Взаимосвязь психического и физического здоровья дошкольников

Проблема воспитания и развития здорового ребенка в, современных условиях является как никогда актуальной. Это объясняется тем, что достигнуть необходимого уровня интеллектуально-познавательного ...

Консультация для педагогов «Взаимосвязь психического и физического здоровья дошкольников»

Проблема воспитания и развития здорового ребенка в, современных условиях является как никогда актуальной. Это объясняется тем, что достигнуть необходимого уровня интеллектуально-познавательного развит...

Консультация для педагогов на тему: «Взаимосвязь психического и физического здоровья дошкольников»

Консультация для педагогов на тему: "Взаимосвязь психического и физического здоровья дошкольников"...

Консультация для педагогов «Взаимосвязь психического и физического здоровья дошкольников»

Физическое здоровье и психическое состояние ребенка взаимосвязаны и взаимообусловлены. Ощущение своего физического здоровья и своих физических возможностей, телесного благополучия способствуют устойчи...

Взаимосвязь психического и физического здоровья дошкольников

Психическое здоровье – это состояние душевного благополучия, характеризующееся отсутствием болезненных психических явлений и обеспечивающее адекватную условиям окружающей действительности р...

Взаимосвязь психического и физического здоровья дошкольников

Взаимосвязь психического ифизического здоровья дошкольниковЗдоровье – важнейшее условие и в то же время результат полноценного физического и психического развития ребенка, особенно ...