Мастер – класс по теме « Способы познания элементов ОТСМ-ТРИЗ».
материал

Никишина Ирина Юрьевна

Основная цель использование ТРИЗ - технологии в детском саду — это воспитание творчески развитого, инициативного, раскрепощенного ребенка, с высоким уровнем развития познавательных способностей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Мастер – класс по теме « Способы познания элементов ОТСМ-ТРИЗ».

Цель:  практическое освоение ТРИЗ – педагогики в детском саду для развития у ребенка качеств мышления: гибкости, подвижности, системности, диалектичности, поисковой активности, стремления к новизне, развитие речи, развитие творческого воображения.

Здравствуйте коллеги!!!

Основная цель использование ТРИЗ - технологии в детском саду — это воспитание творчески развитого, инициативного, раскрепощенного ребенка, с высоким уровнем развития познавательных способностей.

Человек познает мир различными средствами и способами, но первые шаги знакомства с окружающим миром позволяют нам сделать органы чувств, наши «помощники умной головы» т. е. анализаторы. Именно они дают возможность воспринять многообразие мира, а настроение дает окраску процессу познания.

Чтобы мастер-класс был веселей

Отвечайте поскорей

Вы хотите поиграть? ...

Тогда мы начинаем!

По очереди: Я живая природа, Я неживая, а Я из рукотворного мира.

Все: Мы королевы

По очереди: Сегодня вам покажем, Расскажем и Поиграем

Все: В стране тризумцев

По очереди: Там познают, Изобретают, Решают сложные задачи.

А помогает им в этом умная голова и её помощники.

ГЛАЗА (зрительный анализатор): Я все увижу цвет, форму, размер, количество, рельеф, место, действие

РУКИ (тактильный анализатор): И я на ощупь вам скажу размер, количество и части, а еще температуру, вес и влажность

ЯЗЫК (вкусовой анализатор): А с помощью меня вы определите, что сладкое, а где горькое, кислое - соленое, у карамельки, сколько вкусов и тортик свежий ли сегодня

СЛУХ (слуховой анализатор): Да и я вам помогу и подскажу, какой звук, каков размер, место, действие, положение объекта

И про НОС (обоняние)    мы не забудем, ведь только он нам про запахи расскажет, а еще про влажность, количество, части, вещество, место, действие и положение объекта.

Мы вам рассказали, а теперь мы с вами поиграем

(раздаем карточки всем присутствующим, на которых изображены объекты)

Попрошу выйти тех кто имеет карточку с изображением того объекта у которых хорошо развит тактильный анализатор т.е. руки

(ребенок до 1года, слепой).

Проводится игра «Домики»

Цель: формировать умения работы с именами признаков объектов и значением

этих признаков; умение классифицировать объекты по разным признакам.

Правило игры:

- Я называю объект со значением, например кому зеленый горошек,

кому кожаные ботинки, кислая вишня, рыжая лисичка и т.д.

Обобщение.

- Ребята, а какие объекты бывают по цвету.

- Объекты бывают разные по цвету, например зеленые как горошек, рыжие как лисички и т.д.

Попрошу выйти тех кто имеет карточку с изображением того объекта у которых хорошо развит зрительный анализатор т.е. глаза (орел, муха, сокол, ежик).

Проводится игра «Рыбалка»

Цель: учить детей считывать схемы признаков (цвет, форма, материал и т. д.) и подбирать по ним объект.

Правило игры:

Ребенок вылавливает рыбку с обозначением имени признака.

- Ловись, ловись рыбка большая и маленькая. Я поймала рыбку с признаком форма.

Затем ребенок выбирает объект с этим признаком при этом проговаривая: дверь, дверь,

ты какая по форме. Дверь по форме прямоугольная.

Использованные рыбки убираются.

Попрошу выйти тех кто имеет карточку с изображением того объекта у которых хорошо развито обоняние т.е. нос (крот, собака, акула, кабан, змея, муравьед).

Проводится игра «Теремок»

Цель: учимся выделять общие признаки путем сравнения

Правила игры: детям раздаются различные предметные картинки. Один ребенок играет роль ведущего. Сидит в «теремке». Каждый приходящий в «Теремок» сможет туда попасть  только в том случае, если скажет, чем его предмет похож на предмет ведущего или отличается от него. Ключевыми словами являются: «Тук-тук. Кто в теремке живет?»

Попрошу выйти тех кто имеет карточку с изображением того объекта у которых хорошо развито слуховой анализатор т.е. уши (дельфин, кит, сова, летучая мышь, крыса, заяц, кошка).

Проводится игра «Парашют»

  • Я называю, два признака у кого они, меняются местами, в это время все поднимают парашют. Например: размер – действие; части – количество; следы времени – рельеф и т.д.
  • Я называю значение признаков. Например: деревянный – бегают; вверху – старый; высокий – бесцветный и т.д.
  • Вы играете сами. Например: я признак действия хочу поменяться с признаком вкуса и т.д.

Сейчас время подошло к подведению итогов.

Спасибо за внимание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Комплекс интерактивных игр для развития речи дошкольников по лексическим темам с использованием ИКТ и элементов ОТСМ – ТРИЗ – РТВ - технологии"

Комплекс интерактивных игр для развития речи дошкольников по лексическим темам  с использованием ИКТ и элементов ОТСМ – ТРИЗ – РТВ - технологии Разработала: Еременко Е.А., воспитатель ГБОУ С...

Мастер-класс на тему: «Способы разработки проектов»

Мастер-классна тему: «Способы разработки проектов»...

Родительское собрание :Тема: «Начало учебного года – начало нового этапа в жизни детского сада, родителей и его воспитанников с элементами ОТСМ – ТРИЗ -РТВ»

Жили - были дверной замок и ключ. И жили бы они так долго, но однажды они поссорились, и никто из них первым мириться не хотел.— Как это так? — думает ключ. — Без меня этот замок &md...

Конспект образовательной деятельности по образовательной области «Познавательное развитие» с детьми старшей группы с элементами ОТСМ-ТРИЗ-РТВ по теме: «Как появился календарь»

Программное содержание: Формирование у детей представлений о календаре и его значение, познакомить детей с историей возникновения календаря, рассказать о разных видах календаря, показать их, развивать...

Мастер - класс по теме "Способы использования неоформленного материала в детской игре "

Регулярное пополнение группы неоформленным материалом способствует интересу детей к игре, пробуждает их фантазию и развивает творческие способности....