«Потягушеньки, порастушеньки» проект, направленный на приобщение детей младшего возраста к истокам русской народной культуры.
проект (младшая группа)

Самойлова Елена Владимировна

Если знакомить детей, начиная с раннего возраста, с родной культурой, произведениями устного народного творчества, родной речью, то это будет способствовать духовному, нравственному, патриотическому воспитанию дошкольников и в будущем они сумеют сохранить все культурные ценности нашей Родины.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл samoylova_e.v.pptx514.3 КБ
Файл perspektivnyy_plan.docx23.66 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

« Потягушеньки , порастушеньки » Проект направленный на приобщение детей младшего возраста к истокам русской народной культуры Автор проекта: Самойлова Е.В. воспитатель МБДОУ «Детский сад №26 «Теремок»

Слайд 2

Гипотеза: Если знакомить детей, начиная с раннего возраста, с родной культурой, произведениями устного народного творчества, родной речью, то это будет способствовать духовному, нравственному, патриотическому воспитанию дошкольников и в будущем они сумеют сохранить все культурные ценности нашей Родины.

Слайд 3

Проблема: Недостаточное использование устного народного творчества в процессе воспитания и обучения дошкольников.

Слайд 4

Причины: Отсутствие постоянного, живого общения ребенка с бабушками, прабабушками. Ребенок больше времени проводит за компьютером и телевизором, сотовым телефоном. Родители, педагоги ДОУ недооценивают значение фольклора в воспитании и развитии ребенка.

Слайд 5

Идея: Активизировать применение устного народного творчества в работе с детьми младшего возраста в детском саду, в результате чего: 100% детей будут использовать в своей самостоятельной художественно-речевой деятельности малые формы фольклора; 100% дошкольников будут передавать словом, действием, жестом содержание песни, потешки, сказки; 100% воспитанников будут активно с интересом играть в народные подвижные игры, водить хороводы; участвовать в развлечениях с фольклорной направленностью; 100% детей будут знать сказки и сказочных героев, узнавать их в произведениях изобразительного искусства, игрушках; 80% родителей будут проявлять интерес к образовательному процессу, принимают активное участие в мероприятиях.

Слайд 6

Участники проекта: воспитатели ; дети; с пециалисты; р одители.

Слайд 7

Срок реализации: С сентября 2015 г. по май 2016 г..

Слайд 8

Цель: Приобщение ребенка к русской национальной культуре, воспитание бережного отношения и любви к ней.

Слайд 9

Задачи: 1. Подобрать специальную литературу, наглядно-дидактические пособия используемые на занятиях. 2. Составить перспективный план занятий, русских народных подвижных игр, картотеку потешек используемых в режимных моментах. 3. Создать специальную среду в группе с целью приобщения детей к народной культуре. 4. Обогатить теоретический и практический опыт родителей по использованию средств народной педагогики в воспитании детей младшего возраста. 5. Провести мониторинг результатов проекта.

Слайд 10

Риски: Низкая активность родителей. Частые пропуски ребенком детского сада.

Слайд 11

Ресурсы: Готовность специалистов к сотрудничеству. Часть учебно-дидактического и литературного материала (сказки, потешки, народные игрушки), атрибуты для игр.

Слайд 12

Этапы реализации проекта: I этап. Подготовительный. Изучение специальной литературы и составление перспективного плана занятий, картотеки потешек используемых в режимных моментах. Анкетирование родителей. Оформление родительского уголка: консультация «Как использовать произведения русского народного творчества дома», папка-передвижка с текстами потешек и рекомендаций к их применению. Пополнение предметно-развивающей среды в группе.

Слайд 13

II этап. Основной. Родительское собрание: «Роль семьи в приобщении детей младшего возраста к истокам русской народной культуры». Занятия с детьми – 4 раза в месяц. Ознакомление и обучение детей русским народным играм, хороводам . Тематические развлечения. Календарные праздники. Выставки детского творчества и сотворчества детей и родителей. Включение фольклора в режимные моменты.

Слайд 14

III этап. Заключительный. Творческое мероприятие с участием детей и родителей «Во саду ли, в огороде». Мониторинг результатов проекта.

Слайд 15

Показатели результативности: Критерии Методы контроля 100% детей используют в своей самостоятельной художественно-речевой деятельности малые формы фольклора наблюдение 100% дошкольников передают словом, действием, жестом содержание песни, потешки, сказки наблюдение 100% воспитанников активно с интересом играют в народные подвижные игры, водят хороводы; участвуют в развлечениях с фольклорной направленностью наблюдение 100% детей знают сказки и сказочных героев, узнают их в произведениях изобразительного искусства, игрушках беседа 80% родителей проявляют интерес к образовательному процессу, принимают активное участие в мероприятиях анализ участия родителей в образовательном процессе, беседе



Предварительный просмотр:

Перспективный план ООД

по проекту «Потягушеньки - порастушеньки» 2 мл. гр.

Сроки

Проведения

Организованная образовательная  

деятельность педагога с детьми

Сентябрь

  • «Игры с матрёшками».

Цель: познакомить с русской народной игрушкой; рассказать, как её изготавливают; предложить полюбоваться этим чудом, раскрыть её секрет – в матрёшке живут ещё много таких же матрёшек.

  • «Во саду, в огороде».

Цель: знакомство с огородом детского сада.

  • Рассказывание русской народной сказки «Репка».

Цель: учить эмоционально и активно воспринимать сказку; участвовать в рассказывании; помочь детям усвоить последовательность действий персонажей сказки; учить выделять и называть характерные признаки персонажей; воспитывать интонационную выразительность речи.

  • «Чудесный сундучок». Ознакомление с малыми фольклорными формами: загадки.

Цель: знакомство с сундучком, в котором живут загадки об овощах; учить отгадывать описательные загадки.

Октябрь

  • «Ходит сон, близ окон».

Цель: знакомство с колыбелью (люлькой, зыбкой) и колыбельными песнями; прививать детям желание слушать и исполнять колыбельные песни; развивать интерес к народным традициям.

  • «Осенины» - праздник осени.

Цель: показать красоту русского праздника осени; рассказать о дарах осени (овощи, фрукты, грибы, ягоды).

Посетить общесадовскую выставку «Дары осени».

  • «Чудесный сундучок». Ознакомление с малыми фольклорными формами: загадки (домашние животные), потешки.

Цель: уточнить представление детей о загадках; учить отгадывать описательные загадки; познакомить с жанром потешки, помочь запомнить потешку «Котик»; интонационно выразительно исполнять знакомую потешку «Петушок»; развивать интерес к устному народному творчеству.

  •  Рассказывание русской народной сказки «Колобок».

Цель: учить эмоционально и активно воспринимать сказку; участвовать в рассказывании; учить  точно отвечать на вопросы; развивать творческую инициативу, интерес к занятиям.

Ноябрь

  • «С гуся вода, а с Ванечки худоба». Ознакомление с малыми формами: потешки, колыбельные песни.

Цель: разучить потешку «Водичка», повторить колыбельные песни; продолжать знакомить с красочностью и образностью родного языка.

  • Рассказывание русской народной сказки «Теремок».

Цель: учить детей эмоционально воспринимать содержание сказки; запоминать действующих героев и последовательность действий; упражнять в словообразовании, обогащать речь сказочной лексикой; формировать интонационную выразительность речи детей.

  • «Весёлые ложки».

Цель: знакомство с предметами обихода – деревянными ложками; воспитывать в детях чувство красоты, любознательность, стремление познать, как жили наши предки.

  • «Чудесный сундучок». Ознакомление с малыми фольклорными формами: потешки, загадки.

Цель: продолжать знакомить детей с потешками, помочь запомнить и выразительно рассказывать потешку «Расти, коса до пояса»; учить отгадывать описательные загадки, находить соответствующие отгадкам картинки; развивать интерес к устному народному творчеству.

Декабрь

  • «Ты, мороз, мороз, мороз, не показывай свой нос!». Ознакомление с малыми фольклорными формами: потешка – закличка, поговорка.

Цель: познакомить детей со значением и содержанием потешки – заклички; учить выразительно и ритмично рассказывать наизусть потешку «Ты мороз – мороз…», помочь запомнить поговорку «Береги нос в большой мороз».

  • Рассказывание русской народной сказки «Снегурушка и лиса».

Цель: учить эмоционально, воспринимать содержание сказки; представлять образы персонажей, выражать свои впечатления в словах, мимике, жестах; обогащать речь сказочной лексикой; формировать эмоциональную выразительность речи детей.

  • «Чудесный сундучок». Ознакомление с малыми фольклорными формами: загадки о зиме, зимние приметы.

Цель: продолжать учить отгадывать загадки, воспитывать интерес к малым формам фольклора; рассказывать о зимних приметах.

  • «Здравствуй, Новый год!».

Цель: познакомить детей с государственным праздником Новый год; приобщать дошкольников к русской праздничной культуре; воспитывать культуру поведения и партнёрские взаимоотношения.

Январь

  • «Пришла Коляда, открывай ворота».

Цель: познакомить детей с Рождеством, с традициями русского народа отмечать этот праздник.

  • Рассказывание русской народной сказки «Кот, петух и лиса».

Цель: учить внимательно, слушать сказку; понимать её содержание; запоминать отдельные слова и песенки героев сказки и интонационно выразительно  воспроизводить их; обогащать речь сказочной лексикой.

  • «Как на тоненький ледок, выпал беленький снежок». Ознакомление с малыми фольклорными формами: потешка.

Цель: продолжать знакомить детей с русским фольклором   (потешка); помочь запомнить новую потешку; развивать выразительность речи.

Февраль

  • «Чудесный сундучок». Ознакомление с малыми фольклорными формами: загадки (дикие животные).

Цель: уточнить представление детей о загадках; учить отгадывать описательные загадки о диких животных.

  • Рассказывание русской народной сказки «Козлятки и волк».

Цель: продолжать учить детей эмоционально воспринимать содержание сказки; интонационно выразительно передавать образы персонажей при  воспроизведении песенок.

  • «Масленица дорогая – наша гостьюшка годовая».

Цель: продолжать знакомить детей с традициями русского народа, праздником «Масленица».

  • «Трень, брень, гусельки». Дидактическая игра «Угадай, на чём играю?» (гусли, деревянные ложки, свистульки, бубен, колокольчики).

Цель: знакомить детей с русскими народными музыкальными инструментами.

Март

  • «Нет роднее дружка, чем родная матушка».

Цель: познакомить детей с государственным праздником День 8 Марта; приобщать дошкольников к русской праздничной культуре; воспитывать доброе отношение к мамам, бабушкам, желание заботиться о них, защищать, помогать им.

  • Рассказывание русской народной сказки «Заюшкина избушка».

Цель: продолжать учить детей внимательно слушать сказку и   отвечать на вопросы по ее содержанию; продолжать развивать у детей эмоциональное восприятие текста.

  • «Чудесный сундучок». Ознакомление с малыми фольклорными формами: потешка – закличка, поговорка.

Цель: познакомить детей со значением и содержанием потешек – закличек; учить выразительно и ритмично рассказывать наизусть потешку «Солнышко - вёдрышко»; помочь запомнить и понять смысл поговорки «Вода с гор потекла и весну принесла».

Апрель

  • «Шутки шутить – людей насмешить».

Цель: познакомить детей с потешным фольклором – дразнилками.

  • «Фока воду кипятит и как зеркало блестит».

Цель: знакомить детей с предметом быта, самоваром, с гостеприимством русского народа.

  • Пасха. Игры с пасхальным яйцом.

Цель: знакомить детей с традициями русского народа, праздником Пасха; особенностями подготовки к ней; приобщать к русской праздничной культуре.

  • Рассказывание русской народной сказки «Маша и медведь».

Цель: продолжать учить детей эмоционально воспринимать сказку; запоминать и интонационно выразительно воспроизводить слова и фразы из текста в процессе театрализации.

Май

  • Народный костюм ( сарафан, рубашка).

Цель: знакомить детей с народным русским костюмом (сарафан, рубашка); приобщать к русской культуре.

  • Сказочный калейдоскоп.

Цель: выяснить знания детей русских народных сказок по отрывкам из них, иллюстрациям, предметам; закреплять умение обыгрывать сказки с помощью игрушек.

  • Беседа о таланте русского народа.

Цель: закрепить представления детей о русской народной культуре, творчестве.

Вопросы:

- Как называется наша страна?

- Русский народ очень талантливый. Что он придумал?

- Какие русские народные сказки вы помните?

- В какие народные игры мы с вами играли?

- Какие интересные игрушки придумал русский народ?

  • Развлечение с участием детей и родителей «Во саду ли, в огороде».

Цель: представить творческий отчёт о проделанной работе; показать родителям, каких результатов достигли их дети.

Ежедневное включение потешек, прибауток, в режимные моменты (утренний приём, умывание , приём пищи, одевание на прогулку, подготовка к дневному сну, подъёму и т. д.).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Приобщение детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры по теме: « Русские народные игры. Их виды, содержание, значение в воспитании детей дошкольного возраста»

В статье рассматривается вид деятельности дошкольников  - игра, её виды, особенности, значение. Раскрывая данный вид деятельности, как средство самопознания, проявления лучших качеств личности че...

Проект "Народное творчество как средство приобщения детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры»

Материал содержит  систему работы  в средней групппе по теме приобщения детей  к истоком народной культуры: цели, задачи, формы работы. план мероприятий...

Статья по приобщению детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры по теме:" Русские народные игры. Их виды,содержание, значение в воспитании детей дошкольного возраста"

В статье по народному творчеству раскрывается игра, как основной вид деятельности дошкольников, даётся понятие игры, как средства самопознания, а также виды игр с примерами....

Проект во II младшей группе №9 «Улыбка» «Приобщение детей младшего возраста к истокам русской народной культуры».

В настоящее время, народная культура, традиции русского народа стираются. Понимая это, нельзя быть равнодушным к истокам – национальной культуры. Именно сейчас, возникает необходимость знакомить детей...

Приобщение детей младшего возраста к истокам русской народной культуры».

Создать систему работы, по приобщению детей к истокам русской народной культуры. Привлечь родителей в воспитательно-образовательный процесс через проведение русских народных подвижных игр, знакомство ...

Проект «Приобщение детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры посредством мини-музея «Русская изба»

  «Приобщение детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры посредством мини-музея «Русская изба»...

Информационно-познавательный проект «Приобщение детей младшего возраста к истокам русской народной культуры»

Информационно-познавательный проект«Приобщение детей младшего возраста к истокам русской народной культуры» подготовили воспитатели:Тараданова Екатерина Ивановна,Осипова Елена Игоревна,Кож...