Проект "Зима-Волшебница"
методическая разработка (старшая группа)

Вячеслаева Наталья Анатольевна

природа оставляет большой след в душе ребёнка, потому что она своей яркостью,многообразием, динамичностью воздействует на все его чувства. Ребёнок радуется, видя зелёную траву, слушая щебетание птиц или стрекотание

кузнечиков, ощущая запах цветов. Первые впечатления важны и неожиданны для ребёнка. А всё новое удивляет и вызывает интерес. У дошкольников возникают вопросы, с которыми они обращаются к взрослым Будет ли развиваться любознательность малыша, будет ли у него формироваться правильные представления об окружающем мире – зависит от взрослого.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_zima-volshebnitsa.docx58.58 КБ

Предварительный просмотр:

Тема проекта: "Зима- волшебница"

Тип проекта: познавательно-исследовательский, творческо-информационный, социальный.

Вид проекта: групповой, индивидуальный.

Продолжительность: среднесрочный

Возраст участников: старшая группа.

Участники: дети, воспитатели, родители, специалисты.

Актуальность проекта: данного проекта состоит в том, что природа оставляет большой след в душе ребёнка, потому что она своей яркостью,

Многообразием, динамичностью воздействует на все его чувства. Ребёнок

радуется, видя зелёную траву, слушая щебетание птиц или стрекотание

кузнечиков, ощущая запах цветов. Первые впечатления важны и

неожиданны для ребёнка. А всё новое удивляет и вызывает интерес. У

дошкольников возникают вопросы, с которыми они обращаются к

взрослым. Будет ли развиваться любознательность малыша, будет ли у

него формироваться правильные представления об окружающем мире –

зависит от взрослого. Зимний период дает возможность стимулировать

интерес детей и взрослых к совместной деятельности (игры, забавы,

эксперименты и т. д.) и позволяет устанавливать причинно –

следственные связи. Мир огромен, а ребёнок ещё мал, опыт его

ограничен. Поэтому нужно знакомить с природой постепенно. Общение с

природой воспитывают у ребёнка чувство прекрасного. Если взрослые

научат дошкольника любоваться яркими красками неба при закате

солнца, замысловатой формой хрупких снежинок, у малыша разовьётся

чувство прекрасного, он будет радоваться красоте и глубже познает

окружающий мир. Поддерживая стремления детей к творчеству, проект

поможет обогатить имеющиеся знания и навыки, даст возможность

использовать их, пережить радость открытий, побед и успеха, позволит

каждому ребенку продвинуться вперед и обеспечить выход каждого на

свой более высокий уровень. Проект «Идёт красавица зима»

предоставляет большие возможности для творчества, позволяет

приблизить обучение к жизни, развивает активность, самостоятельность,

умение планировать, работать в коллективе.

Мы считаем, что проектирование, позволяет детям усвоить больше

познавательного материала через совместный поиск решения проблемы,

тем самым, делая познавательный процесс, интересным и

мотивационным . Ранее мы с детьми не использовали данную

образовательную технологию, когда задачи обучения и воспитания

дошкольников реализовывались при активном участии самих

воспитанников. Совместная деятельность воспитателей, родителей и

детей сближает, учит взаимопониманию, доверию, делает их настоящими

партнерами. Это способствует эмоциональному благополучию.

Цель проекта: Дать знания о живой и неживой природе зимой. Воспитывать любовь к природе родного края, бережное отношение к ней.

Задачи проекта:

  1. Расширять представления о зимних природных явлениях через познавательно-исследовательскую деятельность.
  2. Знакомить с явлениями неживой природы (морозы, сильные ветры, идет снег, метут метели, замерзли водоёмы), свойствами снега (белый, хрустящий, рассыпчатый, холодный, пушистый, липкий).
  3. Уточнять и расширять об образе жизни диких животных зимой (заяц, лиса, волк, медведь и белка). Расширять представления о разнообразии птиц (снегири, синицы, воробьи), способах добывания пищи, приспособлении к зимним условиям жизни.
  4. Создавать условия для выявления свойств и качеств снега и льда. Познакомить с процессом превращения воды в лёд, льда и снега в воду.
  5. Учить устанавливать связи между живой и неживой природой (погода – состояние воды, снега; время года – состояние растений), анализировать, делать выводы.
  6. Развить любознательность, познавательные интересы, внимание, память, речь, наблюдательность, желание ухаживать за животными и растениями, экологическую воспитанность дошкольников.
  7. Вызывать положительнее эмоции, чувства восхищения природой.
  8. Вызвать желание помочь нашим крылатым друзьям в зимнюю бескормицу
  9. Развивать коммуникативные навыки, память, внимание, творческие способности.

Формы реализации проекта:

•        нод;

•        беседы;

•        наблюдения;

•        игровая деятельность;

•        исследовательская деятельность;

•        продуктивная деятельность детей;

•        чтение художественной литературы;

•        отгадывание загадок, ребусов, кроссвордов;

•        рассматривание иллюстраций;

•        активизация родителей на взаимодействие с детским садом;

•        музыкальный праздник «Новый год»

Взаимодействие с родителями:

  • Сбор информации о зиме для создания страничек «Приметы», «Поговорки и пословицы», «Стихи», «Загадки».
  • Пополнение бросовым материалом для детского творчества.
  • Заучивание стихотворений о зиме с детьми.
  • Рекомендации на совместные прогулки: - наблюдения за деревьями, погодой и погодными явлениями;

- наблюдения за птицами: внешний вид, окраска, образ жизни;

- наблюдение за животными.

  • Оформление группы к новому году.
  • Подбор фотографий, иллюстраций.
  • Участие в проведении совместных праздников, конкурсов и викторин.

Предполагаемый результат:

  • Расширение знаний детей;
  • Укрепление исследовательского интереса детей к природе;
  • Повышение уровня нравственно- эстетической воспитанности дошкольников;
  • Обогащение предметной среды группы.

Продукт проектной деятельности:

  • Организация папки – передвижки «Приметы», «Пословицы и поговорки», «Загадки», «Стихи»
  • Организация выставки детских творческих работ «Зима»
  • Новогодний праздник
  • Оформление презентации по проекту

Темы по неделям:

1 неделя – «Зима-Волшебница»

2 неделя –«Зимние забавы»

3 неделя – «В гости к ёлочке»

4 неделя – «На пороге Новый год»

       


Центры

Физическое развитие

Речевое развитие

Познавательное развитие

Художественно-эстетическое развитие

Социально-коммуникативное развитие

Литература и грамота

Физкультминутки, динамические переходы;

Штриховки- развитие мелкой моторики, ориентировка на листе.

Загадки, пословицы, поговорки о зиме.

Составление описательных рассказов по картинам.

Пересказ худ. произведений.

Заучивание стихов о зиме.

Чтение худ. Литературы:

В. Одоевский «Мороз Иванович», Е. Трутнева «Первый снег», К. Бальмонт «Снежинка», Г.Снегирёв «Про птиц», Н Сладков «Еловая каша», В. Бианки «Синичкин календарь», Бр.Гримм «Госпожа Метелица».

Рассматривание картин. иллюстраций к книгам.

Беседа "кто живёт в зимнем лесу?", "Как зимуют животные?",

Д/и "Найди ошибки",

"Кто что делает зимой"

Выставка книг "Как зимуют дикие животные?"

Чтение художественных произведений, рассматривание в них иллюстраций

Рассматривание сюжетных картин "Зимний лес", "Зимние забавы";

Беседы: «Почему мне нравится зима», «Как звери в лесу зимуют», «Как зимуют домашние животные», «Как человек помогает зимой животным в лесу», «Зимние травмы». Д/и "Времена года", "Когда это бывает?". Настольно-печатные игры: "Подбери картинку".

Математика и манипулятивная деятельность

Развитие мелкой моторики- "Соедини по точкам", "Обведи".

Д/и " Расскажи, что было раньше, что позже";

Р/и" Сложи узор", "Чудесные крестики", "Нарисуй картинку" палочками, геометрическими фигурами), игры с блоками Дьениша.

Д/и "Который час?", "Где висит игрушка?".

Игра "Найди два одинаковых снеговика",""Найди 10 отличий", решение арифметических и логических задач. Р/игры "Блоки", "Квадраты" и тд.

"Выполни орнамент",

"Нарисуй фигуры, изменяя три признака",

"Раскрась по схеме".

Создание и решение задач на сложение,

Решение логических  задач.

Театрализация и муз.деятельность

Хороводы ,  п/и со сказочными героями.

Сценки  из прочитанных произведений

Познакомимся  с содержанием  сказки Бр.Гримм «Госпожа Метелица».

Прослушивание муз.произведения П.И.Чайковского"Времена года . Придумывание костюмов для постановки сценок.

Беседы о прослушанных произведениях.

Беседы о драматизации сказок.

Конструирование

Загадки о главных героях .

Рассматривание образцов

Изготовление из бумаги «Объёмные снежинки».

Беседа о соблюдении правил безопасности при работе с ножницами.

Правила безопасности при работе с большим конструктором.

Наука/Природа

Игра-иммитация "Что мы видели -не скажем, что делали покажем"

Загадки, стихи, поговорки, пословицы по теме.

Опыты:

"Почему воздух тёплый, холодный?"

"Зачем зимой снег?"

"Как готовятся звери к зиме?"

"Помоги птицам"

Опыты:

"Почему воздух тёплый, холодный?"

"Зачем зимой снег?"

"Как готовятся звери к зиме?"

"Помоги птицам"

«Замерзание жидкостей»

Беседа

«Откуда берется иней?»

Зарисовка опытов проведённых с жидкостями.

Совместное проведение опытов и обсуждение результатов.

Вода/песок

Загадки на тему : "Вода-снег-лёд".

Опыты: - "Испарение,"

Агрегатное состояние воды,

"Вода-растворитель"

Рассматривание иллюстраций в книгах, изображающих осенние пейзажи, как живут звери в лесу.

Изодеятельность

Физ.минутки, речевые игры с движением.

Беседы по иллюстрациям.

Наблюдения-обсуждения :

- как выглядят герои?

- природа зимой.

Творческая мастерская: Вырезывание снежинок. Рисование: «Снегирь на ветке», Конструирование: «Объёмные снежинки».

Беседа о соблюдении правил безопасности при работе с ножницами, кисточкой, клеем.


Опыты.

Опыт №1. Почему снег мягкий?

Цель. Совершенствовать знание детей о снеге.

Материал. Лопатки, ведёрки, лупа, чёрная бархатная бумага.

Ход. Предложить детям понаблюдать, как кружится и падает снег. Пусть дети сгребут снег, а затем ведёрками носят его в кучу для горки. Дети отмечают, что ведёрки со снегом очень лёгкие, а летом они носили в них песок, и он был тяжёлым. Приходилось носить ведёрки вдвоём. В чём дело?

Затем дети рассматривают хлопья снега, которые падают на чёрную бархатную бумагу, через лупу. Они видят, что это отдельные снежинки, сцепленные вместе. А между снежинками – воздух, поэтому, снег пушистый и его так легко поднять.

Вывод. Снег легче песка, так как он состоит из снежинок, между которыми много воздуха.  Дети дополняют из личного опыта, называют, что тяжелее снега: вода, земля, песок и многое другое.

Обратите внимание детей, что в зависимости от погоды меняется форма снежинок: при сильном морозе снежинки выпадают в форме твёрдых крупных звёздочек; при слабом морозе они напоминают белые твёрдые шарики, которые называют крупой; при сильном ветре летят очень мелкие снежинки, так как лучики у них обломаны. Если идти по снегу в мороз, то слышно, как он скрипит. Прочтите детям стихотворение К Бальмонта «Снежинка»:

Светло-пушистая                Дорогой бурною

Снежинка белая,                Легко проносится,

Какая чистая,                    Не в высь лазурную,-

Какая смелая!                    На землю просится…

Лежит пушистая,

Снежинка смелая,

Какая чистая,

Какая белая!

Опыт №2. Где лучики?

Цель. Показать детям, что форма снежинок меняется в зависимости от погоды.

Материал. Чёрная шерстяная ткань, лупа, вертушки.

Ход. Дать детям понаблюдать за ветром.  Отметить его силу и направление при помощи вертушек.  Спросить у детей, как они думают, влияет ли это на снежинки, которые сейчас падают. Дети высказывают свои предположения.

Воспитатель предлагает рассмотреть их на чёрном полотне, через лупу.

Вывод. Снежинки очень мелкие и у них нет лучиков, они поломались из-за сильного ветра.

Детей всегда интересует, не замёрзнут ли деревья зимой. Предложите вспомнить, что происходит с деревьями весной, летом, осенью, а затем поясните, что деревьям нужен отдых, чтобы набрать силы к будущей весне. Зимой они не питаются, не растут, а погружаются в глубокий сон.  У деревьев есть защита – пушистое снежное покрывало.

Опыт №3. Почему снег греет?

Цель. Помочь детям понять, что снег согревает землю от промерзания.

Материал. Лопатки, две бутылки с тёплой водой.

Ход. Предложить детям вспомнить, как их родители в саду, на даче защищают растения от морозов. (Укрывают их снегом).  Спросите детей, надо ли уплотнять, прихлопывать снег около деревьев? (Нет). А почему? (В рыхлом снеге, много воздуха и он лучше сохраняет тепло).

Это можно проверить. Перед прогулкой налить в две одинаковые бутылки тёплую воду и закупорить их. Предложить детям потрогать их и убедиться в том, что в них обеих вода тёплая. Затем на участке одну из бутылок ставят на открытое место, другую закапывают в снег, не прихлопывая его. В конце прогулки обе бутылки ставят рядом и сравнивают, в какой вода остыла больше, выясняют, в какой бутылке на поверхности появился ледок.

Вывод.  В бутылке под снегом вода остыла меньше, значит, снег сохраняет тепло.

Обратите внимание детей, как легко дышится в морозный день. Попросите детей высказаться, почему?  Это потому, что падающий снег забирает из воздуха мельчайшие частички пыли, которая есть и зимой. И воздух становится чистым, свежим. Предлагаю детям послушать стихотворение А. Фета:

Скрип шагов вдоль улиц белых,

Огоньки вдали;

На стенах оледенелых

Блещут хрустали.

От ресниц нависнул в очи

Серебристый пух,

Тишина холодной ночи

Занимает дух.

Ветер спит, и всё немеет,

Только бы уснуть;

Ясный воздух сам робеет

На мороз дохнуть.

Опыт №4. Зачем Деду Морозу и Снегурочке шубы?

Цель. Помочь детям выявить некоторые особенности одежды (защита от холода и тепла).

Материалы.  Подносы для снеговых фигурок.

Ход.  На прогулке спросить у детей, где живут Дед Мороз и Снегурочка? (Там, где холодно – на Севере; им хорошо, когда холодно). Предложить детям вылепить маленькие фигурки Деда Мороза и Снегурочки, и  внести их в группу. Деда Мороза закутать меховой тканью, а Снегурочку оставить на подносе. Через несколько минут Снегурочка станет таять, а Дед Мороз будет таким же прочным, каким его принесли. Дети высказывают предположения: шуба защищает от тепла комнаты, снежный Дед Мороз  не растаял. Дети выясняют, что Дед Мороз и Снегурочка приходят в шубах и тем самым, спасаются от тепла.

Вывод. Одежда может защищать не только от холода, но и от тепла.

Иногда после вьюжной, холодной погоды, вдруг заиграет яркое солнце. Снег становится мокрым, тяжёлым. Из такого снега можно слепить всё что угодно. Рассказываю детям народную потешку:

Снег пушистый лёг на ветки,

У крыльца играют детки:

Лепят бабу под окном,

Дружно катят снежный ком.

Опыт №5. Ледяной дом.

Цель. Совершенствовать умение детей работать со снегом, используя необходимые инструменты.

Материал. Лопатки, свеча, вода, ведёрки.

Ход.  Опираясь на знание детей о жителях Севера, предложить им построить небольшой ледяной дом на участке детского сада. Для этого, каждый ребёнок должен сделать несколько «кирпичей» из снежного «теста» (снег и вода). Кирпичи укладываются в ряд, а каждый ряд должен быть на 3-4 кирпичика меньше. Так получается полусфера.  Когда постройка будет готова, зажечь внутри неё свечу; кирпичики немного подтают и прочно скрепятся между собой. Постройку можно использовать для сюжетно-ролевых игр.

Вывод. Из снега можно построить даже дом, используя воду и лопатки.

Опыт №6. Замерзание жидкостей.

Цель. Познакомить детей с различными жидкостями, выявить различия в процессах их замерзания.

Материал. Формочки с одинаковым количеством обычной и солёной воды, молока, сока, растительного масла.

Ход. Дети рассматривают жидкости, экспериментируют с ними и определяют различия и общие свойства жидкостей (тягучесть, способность принимать форму ёмкости). Дети выносят формочки с различными жидкостями на холод.  После прогулки дети рассматривают и определяют, какие жидкости замёрзли, а какие – нет.

Вывод. Жидкости  замерзают с разной скоростью, некоторые не замерзают вообще. Чем жидкость гуще, тем длительнее время замерзания.

Опыт №7. Откуда берётся иней?

Дети старшего дошкольного возраста часто задают вопросы, откуда берутся: снег, дождь, роса, иней. Можно объяснить это на опыте. А сначала прочитать стихотворение А. Калинчук «Зима»:

Стоят деревья в инее –

То белые, то синие.

Столбами синеватыми

Стоят дымки над хатами.

И всё на свете в инее –

То белое, то синее.

Цель. Дать детям доступное объяснение происхождения осадков.

Материал. Термос с горячей водой, тарелка.

Ход. На прогулку выносится термос с горячей водой.  Открыв его, дети увидят пар. Над паром необходимо подержать холодную тарелку. Дети видят, как пар превращается в капельки воды.  Затем эту запотевшую тарелку оставляют до конца прогулки.  В конце  прогулке дети легко увидят на ней образование инея.  Опыт следует дополнить рассказом о том, как образуются осадки на земле.

Вывод. При нагревании вода превращается в пар, пар - при охлаждении  превращается в воду, вода в иней.

Пословицы и поговорки о зиме.

Как зима не злится, а весне покорится.

Зима без снега — лето без хлеба.

Год кончается, а зима начинается.

Снегирь прилетит — о зиме известит.

Зимой морозы, а летом грозы.

Зима — не лето, в шубу одета.

Зима с заморозков начинается, а капелями кончается.

Два друга — мороз да вьюга.

Зима лето пугает, да все равно тает.

Новый год к весне поведет: он год начинает и середину зимы отмечает.

Чем крепче зима, тем скорее весна.

Снег глубок — год хорош.

Живет и такой год, что на день семь погод.

Зима спросит, что твое лето приносит.

Осень богата хлебом, а зима снегом.

Зимний денек — воробьиный скок.

На Новый год день прибавился на заячий скок.

Готовь зимой телегу, а летом сани.

Береги нос в большой мороз.

Мороз невелик, да стоять не велит.

Детские загадки о зиме.

Опять метели, непогода,

И снова снега кутерьма.

Но по душе нам время года

С морозным именем: (зима).

Падают снежинки,

Зазвенели льдинки.

И невидимый мороз щиплет уши, щёки, нос!

- Знаю, знаю я сама!

 -Это к нам пришла … ! (Зима)

Время года, время года!

Когда спит кругом природа.

С золотыми берегами

Под пушистыми снегами. (Зима.)

 С неба хлопья полетели…

Шубы белые надели

И дороги, и дома….

Начинается?  ( зима )

Наступает Белый сон…

Всё покроет Белым он –

И деревья,

И кусты,

И деревни, И мосты.

Каждый город, Каждый дом

Спит под белым Полотном.

(Зима )

Опять метели, непогода,

И снова снега кутерьма.

Но по душе нам время года

С морозным именем:    (зима).

 В. Стручков

Дождались меня салазки!

Всё вокруг бело как в сказке.

И в лесу и на дворе

Все деревья в серебре.

Белоснежные дома

В гости к нам пришла (Зима.)

Заковала лужи в лёд.

Бьёт и зверя – птицу влёт.

Зябнут вишенки в саду.

Да не сладко коль приду. (Зима.)

У Хозяйки сто забот накопилось за год.

Пришла, взмахнула рукавом

И стало всё белым — бело.

Лежат снега по всей округе,

А в рукаве метели-вьюги.

Для всех рассыпала снега.

Дома как белые стога.

Чернеет лес и гладь реки

Уже изрезали коньки.(Зима.)

Пришла вслед за туманами.

Туманами — обманами.

Только было сыро — блёкло,

А уже в узорах стёкла.

И окутал шумный град

Леденящий, стойкий хлад.  (Зима.)

Хлопнула в ладоши

-Все поля в пороше.

Молвила словечко -Зазвенела речка.

На дома надела шапки

Птицам зябко, греют лапки. (Зима.)

Скачет с Севера Царица,

Золотой туман клубится.

Погоняет трёх Коней,

А метелицы за ней. (Зима.)

Дышит хладом.

Гордится нарядом

Из пушистого снега

 -Ледяная нега. (Зима.)

 Г. Таравкова

На дворе трещит мороз,

Он кусает больно нос,

Снег на улице лежит,

По нему лыжня бежит.

Праздник Новый Год идёт,

Детям радости несёт,

Угадайте время года,

Что с  холодною погодой,

День короткий,ночью тьма,

На дворе стоит …(Зима.)

Ю. Алешин

Твёрдый снег и держит нас,

Можно бегать… Крепок (наст).

Закрутил буран снега –Начинается (пурга).Пурга… и днём от тучи тёмка,И змейкой стелется (поземка).

А. Алферова

Белая волчицапо дороге мчится,

Воет, копошится…Спать в сугроб ложится.        (Вьюга)

Н. Родивилина

По ночам людей пугает,

Зверем страшным завывает,

Вихрем кружит на пути

-Ни проехать, ни пройти.

Очень путники боятся

В снежной буре оказаться:

Не увидишь в ней друг-друга.

Что же это? Это…(вьюга)

В холодильнике живёт.

Превращает воду в лёд.

Щиплет пальчики и нос

Это дедушка…(мороз)!

Рисовать на окнах — мастер,

Но не требует фломастер…

Щиплет нам зимою нос

Бодрый утренний … (Мороз)

Кто все лужи застеклил,

Озеро стеклом накрыл,

Разрешает на катках

Покататься на коньках?

(Мороз.)

По земле колдун идёт,

Бородой седой трясёт.

Как на воду он дохнёт,

Превращается вся в лёд.

А когда злодей летает,

Всё живое замерзает. (Мороз)

Мы бежали лыжный кросс.

Кто хватает нас за нос

И румянит щёки

Гонит на уроки. (Мороз.)

В. Стручков

Если дома я в тепле

Он рисует на стекле.

Если выйду погулять

Начинает приставать

Щиплет щёки, щиплет нос

Надоедливый (Мороз.)

Ходит Дед, трещат деревья

Птицы снялись на кочевья.

Звери в шубы прячут нос.

Грозен Дедушка (Мороз.)

Кусает словно пёс.

На стекле пушистый хвост. (Мороз.)

 

Стеклянный Кот

По лужам идёт.

Стеклянит лужи

Дыханьем Стужи. (Мороз.)

Узорами пишет,

А грамоты не разумеет. (Мороз.)

Звонкий мастер Холодей

Вымостил всю реку

Без пилы и без гвоздей

В помощь человеку. (Мороз.)

З. Полежаева

На холсте окна зимой

Пишет мёрзлою водой,

Кистью водит невидимкой,

Нам даря свои картинки.

Одеяло белое не руками сделано.

Не ткалось и не кроилось,

С неба на землю свалилось.

(Снег)

Белое покрывало,

С неба упало,

Всю зиму лежало,

Землю укрывало,

Весной солнце припекло,

В реку ручейком стекло.

(Снег)  

Хлопок с неба повалил

Землю зябкую укрыл.

(Снег)

Ю. Алешин

Выпал с неба чистый мел

 -Городок наш посветлел.

У зимы пока разбег

Утром встал, растаял (Снег)                          

В. Стручков

Из дырявого Мешка

Наземь падает Мука.

Ладошкой сжал мучицу

Получил — водицу.

(Снег)

Стихи о зиме.

«Живой снежок» (Е. Тараховская)

Кто-то стукнул к нам в окно

Тихо еле, еле…

За окном темно-темно

От пурги метели.

«Кто там? — я спросить хотел

И кого вам надо?»

Вдруг снежок к нам залетел

В форточку из сада.

Оказалось, он живой,

С крыльями и головой!

Сел он к маме на плечо -

Запушённый, белый.

Догадались мы, о чём

Песенку запел он:

«Я влетел сюда не зря!

Приютите снегиря!»

*** Н. Некрасов

Не ветер бушует над бором

Не с гор побежали ручьи,

Мороз-воевода дозором

Обходит владенья свои.

Глядит — хорошо ли метели

Лесные тропы занесли,

И нет ли где трещины, щели

И нет ли где голой земли?

Пушисты ли сосен вершины,

Красив ли узор на дубах?

И крепко ли скованы льдины

В великих и малых водах?

Идёт — по деревьям шагает,

Трещит по замёрзлой воде,

И яркое солнце играет

В косматой его бороде…

*** (С. Есенин)

Поёт зима — аукает,

Мохнатый лес баюкает

Стозвоном сосняка.

Кругом с тоской глубокою

Плывут в страну далёкую

Седые облака.

А по двору метелица

Ковром шелковым стелется,

Но больно холодна.

Воробушки игривые,

Как детки сиротливые,

Прижались у окна.

Озябли пташки малые,

Голодные, усталые,

И жмутся поплотней.

А вьюга с рёвом бешеным

Стучит по ставням свешенным

И злится всё сильней.

И дремлют пташки нежные

Под эти вихри снежные

У мёрзлого окна.

И снится им прекрасная,

В улыбках солнца ясная

Красавица весна.

Чудо из чудес (В. Шипунова)

За окошком тёмным

Чудо из чудес -

Белые снежинки

Падают с небес!

Под луною полной

Зимний тихий лес

Запорошен снегом -

Весь под ним исчез.

Лучики и звёзды

В тонких паутинках — ночью новогодней

Падают снежинки.

Вьюга-завируха (Г. Лагздынь)

Всё белым-бело от пуха!

Нет порядка во дворе.

Крутит вьюга-завируха

Белым снегом в декабре.

Крутит, мутит, завывает,

Стонет, охает, поёт!

Снег в сугробы навивает,

Погулять нам не даёт!