Проект "Масленица - блиносытница!"
проект (подготовительная группа)

Жманкова Елена Андреевна

Приобщение детей к традиции проведения народного праздника – Масленицы через сопереживание и непосредственное участие их в общем действии. Главные герои праздника- Скоморохи Антошка и Тимошка, Вьюга, Солнце, Баба - Яга, Весна.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл madou_detskiy_sad_no_2_korsakov_proekt_maslenitsa.docx47.44 КБ

Предварительный просмотр:

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ САХАЛИНСКОЙ ОБЛАСТИ

МБДОУ Д/С № 2 «АЛЕНЬКИЙ ЦВЕТОЧЕК» г. КОРСАКОВ

Проект

«МАСЛЕНИЦА - БЛИНОСЫТНИЦА»

Выполнила:

Жманкова Елена Андреевна

 Музыкальный руководитель

МБДОУ «Д/с №2 «Аленький цветочек»

Невельского,14

(842435) 2-24-19, 2-43-27

89147635022

г. Корсаков

2018 г.

Участники проекта:

Музыкальный руководитель,

Воспитатели средних, старших, подготовительных групп,

Родители,

Дети –двух средних, двух старших, двух подготовительных групп: 4-7 лет.

Сроки реализации проекта – одна неделя.

Тип проекта:

  • по числу детей – групповой, разновозрастной (принимали участие дети двух средних групп, двух старших и двух подготовительных групп);
  • по доминирующему методу – игровой, творческий;
  • по предметным областям – межпредметный (литература, музыка, физическая культура);
  • по продолжительности – средней продолжительности.

Интеграция с другими образовательными областями:

Музыка, здоровье, коммуникация, художественное творчество, познание.

Актуальность. Россия богата своими традициями, обычаями, народными праздниками. Одним из таких праздников является большое народное гулянье в конце зимы «Масленица». Здесь всегда находятся желающие силой потягаться, удаль свою показать, вкусными блинами угоститься да песни попеть. Глубокие нравственное начало содержит чин покаяния в день Прощеного воскресения. Масленица один из самых радостных и светлых праздников на Руси. Познакомить детей с традициями проведения этого праздника можно опираясь на программу «Приобщение детей дошкольного возраста к истокам русской культуры», но непосредственное участие в празднике оставляет более полное и глубокое представления о нем. Дает детям возможность понять всю глубину, широту и глубокий смысл этого веселого и немножко грустного праздника. Поэтому и возникла идея в проведении праздничного гулянья «Масленица» силами педагогов, родителей и ребят.

Цель: Повышение интереса к традициям русского народа (праздник Масленица).

Задачи:

  • Возрождать интерес к обрядовым русским праздникам.
  • Обогащать духовный мир детей.
  • Обобщить и закрепить знания детей о празднике «Масленица».
  • Вызвать эмоциональное сопереживание и участие в игре-действии, приобщить всех участников к традиции проведения народного праздника Масленицы.
  • Воспитывать чувство патриотизма, основанного на русских традициях.

Проблема проекта: Имея богатейшие народные традиции в проведении календарных праздников, в том числе праздника Масленицы, в котором переплелись народные и православные корни, мы отходим от этих традиций, тем самым лишаем возможности детей прикоснуться к духовно-нравственным основам, к лучшим образцам устного и музыкального народного творчества.

Материал и оборудование: 

«Масленица» - наряженная кукла из соломы и ткани.

Костюмы для взрослых: 2 костюма скоморохов, костюмы Зимы, Бабы Яги и Весны.

Костюмы для детей: русские сарафаны, юбки, короны, кокошники, косыночки, платочки, фуражки.

Музыкальные инструменты: ложки, бубны, колокольчики, трещотки, колотушки, бубенцы, свистульки.

Самодельные музыкальные инструменты изготовленные руками родителей и детей (для шумового оркестра на улице).

«Солнце» на палке, три метлы, разноцветные платочки, кольца, корзинки.

Электронная презентация: «Широкая Масленица».

Техническое средство обучения: ионика, музыкальный центр, DVD, видеокамера, интерактивная доска, видеопроектор, фотоаппарат.

Музыкальный репертуар:

Хороводы: «Ждем весну» Е. Соколовой, «Ой, бежит ручьем вода» рус. нар. мелодия, «Весенняя песенка» А. Филиппенко;

Песни: «Блины» рус. нар. песня; «Масленица – кривошейка» рус. нар. песня, «Как вставала я ранешенько» рус. нар. песня.

«Масленичные» частушки;

Русские народные наигрыши: «Пойду ль я, выйду ль я», «Светит месяц», «А я по лугу»;

Пляски: «Веселый танец», «Танец утят»;

Музыкальные игры: «Гори, гори ясно!» рус. нар. мелодия, «Скок, скок, поскок» рус. нар. мелодия, «Ворон» рус. нар. мелодия, «Грачи летят» рус. нар. мелодия.

Игры -аттракционы: «Кто быстрей?», «Катание на метле», «Петушиные бои», «Борьба с Медведем».

Ожидаемые результаты проекта:

  • Приобщение детей к традиции проведения народного праздника – Масленицы через сопереживание и непосредственное участие их в общем действии.
  • Создание атмосферы радости приобщения к традиционному народному празднику.
  • Повышение познавательного интереса среди детей к родной истории.

Планирование работы над проектом:

  • участие в муниципальном конкурсе на «Лучшую масленичную куклу «Масленица – 2018»;
  • проведение в группах обсуждения идеи проекта, выявление интересующих детей вопросов;
  • распределение детей на группы по интересам для выполнения различных видов работ:

- выбор декораторов (помощь в оформлении куклы Масленицы);

- выбор затейников (для организации игр).

  • работа в группах по сбору информации об истории праздника, ее обработке и поиску недостающей.
  • выбор формы реализации проекта.
  • просмотр электронной презентации «Широкая Масленица».
  • проведение беседы о празднике.
  • подбор музыкального сопровождения.
  • разучивание песен, хороводов, пословиц, частушек, поговорок, дразнилок, загадок, закличек (на весеннюю тематику) для выступления во время праздника.
  • организация места проведения праздника.
  • проведение инструктажа по технике безопасности.

Достигнутые результаты

Внедрение проекта в воспитательно-образовательный процесс помогло обогатить его содержание. Обеспечило развитие у детей любознательности, стремление изучить традиции родной страны. Дети ближе познакомились с традициями родной страны. Работа по проекту помогла развить у них кругозор, эстетическую восприимчивость. Сделанная нами подборка различных игр и игр - инсценировок на развитие двигательных и музыкальных способностей, дали возможность развивать у детей чёткую выразительную речь, мимику, движения. Дети получили возможность почувствовать себя свободными, раскрепощенными, обрели уверенность в себе, в своих силах, в умении мыслить, фантазировать, импровизировать.

Анализируя результаты проекта, мы увидели, что дети с большим интересом включаются в различные виды деятельности, проявляют чувство ответственности за себя и других. Реализуя проект, мы ставили перед собой цель - сделать жизнь своих воспитанников интересной и содержательной, наполнить её яркими впечатлениями, интересными делами, радостью творчества.

Материалы к проекту:

1. Сценарий уличного гуляния «Прощай, Зимушка – Зима, здравствуй, Красная Весна!».

   2. Приложение:

  • Нотный репертуар.
  • Перечень музыкальных игр-забав, дразнилок, закличек.
  • Масленичные частушки.
  • Электронная презентация «Широкая Масленица».
  • Фотографии недели «Масленицы - блиносытницы».

Используемая литература: 

1. Аксенова З.Ф. Спортивные праздники в детском саду: Пособие для работников дошкольных учреждений.-М.: ТЦ Сфера, 2003.

2. Батурина Г. И., Кузина Т. Ф. Народная педагогика в современном учебно-воспитательном процессе – М.: «Школьная Пресса» 2003.

3. Даймедина И.П. Поиграем, малыши - М., Просвещение, 1992.

4. Каплунова И.М., Новоскольцева И.А. Праздник каждый день. Подготовительная группа. Дополнительный материал – С –Пб.: Композитор, 2012.

5. Каплунова И.М., Новоскольцева И.А. Праздник шаров – С – Пб.: Невская нота, 2011. С.88-102.

6. Мельникова Л. И., Зимина А. Н. Детский музыкальный фольклор в дошкольном образовательном учреждении ООО «Гном-Пресс» 2000.

7.Пензулаева Л.И. Подвижные игры и игровые упражнения для детей 5-7 лет.-М.: Гуманит.изд.центр ВЛАДОС, 2001.

Масленица разделяет в народном календаре два главных сезона – зиму и весну. Празднуют Масленицу семь дней.

День первый (понедельник) – ВСТРЕЧА МАСЛЕНИЦЫ.

В этот день дети и взрослые – ряженые - гуляли, играли, пели, встречали Масленицу.

Проводится обрядовый праздник «Встречаем Масленицу!»

Персонажи: Скоморох Ерема, Зимушка, Медведь.

Песни: «Масленица – кривошейка» русская народная песня, «Как вставала я ранешенько» русская народная песня;

Масленичные частушки;

Хоровод: «Ждем весну» Е. Соколовой;

Шумовой оркестр;

Музыкальные игры: «Гори, гори ясно!» русск. нар. мелодия, «Ворон» русск. нар. мелодия.

Игры – аттракционы: «Петушиные бои», «Борьба с Медведем».

День второй (вторник) – ЗАИГРЫШ.

Проводятся игры, эстафеты, аттракционы на улице.

День третий (среда) – ЛАКОМКА.

Выпекаются блины, дети едят их на полдник с маслом.

Разучиваются поговорки:

Без блинов не Масленица.

Блин брюхо не испортит.

Блин не клин, брюха не расколет.

Поются песни:

«Блины» русская народная песня, «Масленица –кривошейка» русская народная песня, «Как вставала я ранешенько» русская народная песня.

Проводятся игры:

«Ворон» рус. нар. мелодия, «Грачи летят» рус. нар. мелодия.

День четвертый (четверг) – РАЗГУЛЯЙ ЧЕТВЕРТАК.

 Проводятся игры, эстафеты, аттракционы на улице.

День пятый (пятница) -  ТЕЩИНЫ ВЕЧЕРКИ.

Уличное гуляние «Прощай, Зимушка – Зима! Здравствуй, Красная Весна!!»

День шестой (суббота) – ЗОЛОВКИНЫ ПОСИДЕЛКИ.

День седьмой (ПРОЩЕНОЕ ВОСКРЕСЕНЬЕ).

Участие в муниципальном конкурсе на «Лучшую масленичную куклу «Масленица – 2018» на городском празднике.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №2 «Аленький цветочек»

общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по познавательно-речевому направлению развития детей

Корсаковского городского округа Сахалинской области

Сценарий уличного гуляния

 на последний день масленичной недели

 для детей 5-7 лет

«Прощай, Зимушка – Зима!

Здравствуй, Красная Весна!»

Музыкальный руководитель

МБДОУ «Д/с №2 «Аленький цветочек»

 Жманкова Елена Андреевна

г. Корсаков

2018

Ход праздника:

Дети под русскую народную музыку «Пойду ль я, выйду ль я» играют на музыкальных шумовых инструментах, пританцовывают.

Под музыку с двух сторон площадки входят скоморохи с бубнами.

Антошка: Я веселый скоморох Антошка,

Тимошка: А я задорный скоморох Тимошка!

Вместе: Озорники и шалунишки

Здравствуйте, детишки!

Антошка: Сегодня мы зимушку…

Дети: Провожаем!

Антошка: А Весну – Красну…….

Дети: Встречаем!

Тимошка: (подходит к кукле Масленицы) А вот и Масленица дорогая-

Наша гостьюшка годовая!

Антошка: Масленица -  красавица

в детский сад пришла

вместе: и веселье принесла! (Аплодисменты)

Дети пляшут под русскую народную музыку «Светит месяц».

Тимошка: Антошка, посмотри кругом

И льда, и снега, и ветра еще полно!

Антошка: Да, зимняя Вьюга серчает -

К нам Весну не пускает!

Тимошка: Да вот она, Вьюга снежная кружит

И на праздник к нам спешит.

Звучит «Полет шмеля» Римского - Корсакова, забегает Вьюга:

Вьюга: я ледяная Вьюга,

Морозной Зимушки подруга.

Хоть бываю я иногда холодная

Зря вы прячете нос - я же добрая!

Бабу снежную зимой лепили?

Дети: Да!

Вьюга: А как?

Дети: А вот как! (показывают под музыку)

Вьюга: А на лыжах вы ходили?

Дети: Да!

Вьюга: А как?

Дети: А вот как! (показывают под музыку)

Вьюга: А под снегом грибы находили?

Вьюга: В снежки играли вы с друзьями?

Дети: Да!

Вьюга: А как?

Дети: А вот как….

Вьюга: Все вместе новый год встречали?

Вьюга: А с Дедушкой Морозом вы плясали?

Дети: Да!!!

Вьюга: А как?

Дети: А вот как!

Пляска «Танец утят» французская народная мелодия.

Вьюга: ну что, нравится вам зима?

Тогда буду с вами я дружить,

И буду я весь год здесь жить!

Антошка: А не пора ли уступить место Весне – Красне?

Тимошка: Пора! Дети давайте зиму прогонять –

громко заклички кричать!

Все: Прощай Зимушка –зима!

Приходи скорей Весна!

Уходи, Зима ко дну,

Присылай Весну!

Вьюга: Ах, так? Тогда я буду злая

Всех снегом забросаю.

Всех порошей замету

И в сосульки превращу!

Дети: А мы потопаем! (топают под музыку)

Вьюга: А я вам ручки застужу!

Дети: А мы похлопаем! (хлопают под музыку)

Вьюга: А я вам ножки заморожу!

Тимошка: А мы попрыгаем! (прыгают под музыку)

Антошка: Ребята, надоела нам зима?

Дети: ДА!

Антошка: Дружно за руки беритесь,

В хоровод скорей становитесь!

Хоровод «Ждем весну» Е.Соколовой.

Вьюга: Ой, плохая ваша песня.

Нет никого меня чудесней!

Антошка: Уходи, зима!

Вьюга: Не уйду!

Тимошка: Тогда мы будем Солнышко ясное

В гости звать, чтоб тебя прогонять!!

Солнышко, Солнышко, погуляй у речки.

Солнышко, Солнышко, раскидай колечки.

Мы колечки соберем, золоченые возьмем.

Покатаем, поиграем и тебе назад вернем!

Солнце – девочка:

Я Солнышко лучистое

Тепло и свет несу.

Все в мире просыпается –

Я радость всем дарю!

Скоморохи: Солнце разгорается

Игры начинаются!

Игры:

  1. «Гори, гори ясно!»
  2. Игра - аттракцион: «Чья команда быстрей?»

Под музыку дети закидывают колечки в корзины.

Солнце: Жарко тебе, Вьюга снежная?

Вьюга: Ой, жарко!

Не люблю я солнце, не люблю тепло

От него всем радостно, от него тепло.

Ой, я таю! Таю – таю, улетаю!(убегает)

Скоморохи: Ура!

Антошка: Теперь Весну мы позовем

Хором песню ей споем!

Хоровод: «Ой, бежит ручьем вода»

Давайте громко позовем: ВЕСНА!

Забегает Баба – Яга: Зачем звали?

Скоморохи: Мы тебя не звали,

Мы Весну кричали!

Баба – Яга: Я Весна, Весна, Весна

Ясным солнышком красна.

Я светла и весела

Полюбуйтесь на меня!

Антошка: Весна? Что – то ты не похожа на Весну!

В каких – то лохмотьях,

нос крючком и волосы торчком!

А это что у тебя? (забирает метлу, Баба – Яга догоняет скомороху)

Ребята, кто это?

Баба – Яга: Да, я Бабушка – Ежка, костяная ножка.

На метле своей летаю, вас ребятки, напугаю!

Тимошка: А мы тебя не боимся!

Ребята, давайте Бабу – Ягу подразним:

Бабка – Ежка, костяная ножка,

С печки упала, ножку сломала.

Пошла на базар и купила самовар,

Пошла на улицу – раздавила курицу,

А потом и говорит: «У меня живот болит!»

Баба – Яга пугает метлой.

Антошка: Бабка – Ежка не сердись,

С нами в пляску становись!

«Веселый танец.» г\з

(Импровизационный танец, имитирующий повадки и движения лесных жителей.)

Тимошка: Бабушка – Яга, не улетай,

Еще с нами поиграй!

Прокати нас на метле.

Игра «Катание на метле»

Антошка: Бабушка – Яга, ты когда в лесу летала

Весну – Красную не встречала?

Баба – Яга:

Встречала. В лес сейчас я полечу,

Там Весну и поищу!

Улетать пришла пора

До свиданья, детвора!

Тимошка: Давайте еще позовем: Весна!

Звучат голоса птиц.

Антошка: Вот и небо просветлело,

землю солнышко согрело.

Все проснулось ото сна,

Вместе: Это к нам идет Весна!

Весна: А вот и я!

 Привет весенний вам, друзья!

Я красавица Весна,

 бужу землю ото сна.

Если солнышко проснулось,

Если детям улыбнулось?

Дети: значит к нам пришла Весна

Долгожданная Весна!

Весна: Если звери все проснулись

Если детям улыбнулись?

Дети: значит к нам пришла Весна

Долгожданная Весна!

Весна: Если листики проснулись

Если детям улыбнулись?

Дети: значит к нам пришла Весна

Долгожданная Весна!

Весна: Вы меня встречайте,

Песни распевайте!

Хоровод: «Весенняя песенка» А.Филиппенко

Весна: Есть платочки у меня

разные, разные: и зеленые, и красные.

Вы платочки разбирайте

С ними весело играйте!

Игра «Скок, скок, сапожок» с платочками

Весна: Моя сестрица – Масленица - кривошейка.

Встречайте ее хорошенько

С блинами, маслом, калачом

И с печеным яйцом!

Блины давно вы ели?

Вы блиночков захотели?

Исполняется русская народная песня «Блины»

Весна: С масленицей давно гуляем,

всех блинами угощаем!

Антошка: С пылу, с жару разбирайте,

Похвалить не забывайте!

Тимошка: С пылу, с жару, из печи,

Все румяны, горячи!        

Скоморохи: Угощаем вас на славу,

Всем ребятам на забаву!

Ты прощай, прощай наша Масленица!

Угощение блинами.

Приложение

Игра «Скок, скок, сапожок» с платочками.

Желающим детям раздаются платочки. Дети берутся за руки, идут по кругу, проговаривая слова:

Скок, скок, сапожок.

Выходи-ка, на лужок

То прыжком, то бочком

Топай, топай каблучком!

В середину круга выбегают дети с платочками в руках, под музыку свободно пляшут. По окончании музыки, передают платочки другим детям. Игра повторяется.

Игра «Гори, гори ясно!»

Дети встают в круг. У ведущего в руках бубен. Дети идут по кругу, проговаривая слова, ведущий идет в другую сторону, ударяя в бубен.

Гори, гори ясно,

Чтобы не погасло.

Глянь на небо

птички летят,

колокольчики звенят.

1,2,3 – беги!

Ведущий останавливается между двух детей, которые оббегают круг. Побеждает тот, кто первым дотронется до бубна.

Дразнилка:

Бабка – Ежка, костяная ножка,

С печки упала, ножку сломала.

Пошла на базар и купила самовар,

Пошла на улицу – раздавила курицу,

А потом и говорит: «У меня живот болит!»

Заклички:

  1. Прощай Зимушка –зима!

Приходи скорей Весна!

Уходи, Зима ко дну,

Присылай Весну!

  1. Солнышко, Солнышко, погуляй у речки.

Солнышко, Солнышко, раскидай колечки.

Мы колечки соберем, золоченые возьмем.

Покатаем, поиграем и тебе назад вернем!

Масленичные частушки.

  1. Как на Масленой недели

Из трубы блины летели.

А по дворикам ой, ой,

Покатились щи с лапшой!

  1. Растворили на дрожжах,

Не удержишь на вожжах.

Вы, блиночки, выпекайтесь,

 прямо в рот и подавайтесь!

  1. У меня на сарафане

Косолапы петухи.

Я сама не косолапа,

Косолапы женихи!

  1. На веселое гулянье

Жених не явился.

Он пошел через болото,

Клюквой подавился!

  1. Моя подружка маленька:

Чуть побольше валенка.

В лапотки обуется,

Как пузырь надуется!

  1. Я снялась, нарисовалась

Вышли карточки не те.

Вышли ушки на макушке.

А глаза на животе!

  1. Масленица, маслениц

Ай, да ты плутовка.

Обманула, провела,

нагуляться не дала!