Консультация для воспитателей «Ознакомление детей с природой родного края»
консультация (старшая группа)

САПРЫКИНА ИРИНА ВАЛЕНТИНОВНА

Быстрый рост городов и населения привел к тому, что многие дети живут практически в искусственной среде, не имеют возможности общаться с природными объектами. Изо дня в день они видят серые монотонные здания, чувствуют под ногами асфальт, дышат выхлопными газами автомобилей, видят искусственные цветы в домах и в детском саду. Многие родители ограничивают места для прогулок с детьми двором: проще всего вывести ребенка на площадку с песком сомнительной чистоты. Ещё одна проблема – замена реальной природы – виртуальной. На вопрос о том, каких животных они знают (видели) дошкольники все чаще дают ответы типа: «Птицу я видел по телевизору». Никакой, даже самый красивый видеофильм о природе не заменит живого общения с ней.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл phpvo7tej_dlya-gruppy-konsultaciya-dlya-vospitatelej.docx37.72 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

Вольского муниципального района

«Детский сад № 9 «Малышок» г.Вольска Саратовской области»


 
Приложение К3П3

Консультация для воспитателей

«Ознакомление детей с природой родного края»

_____________________

Публикация  воспитателя Сапрыкиной И.В.

    Удивительный мир природы. Он встречает ребёнка морем звуков и запахов. Тысячами разных загадок и тайн. Заставляет остановиться, прислушаться, присмотреться, задуматься. Знакомство с природой будит любознательность ребёнка. Оно помогает понять многие явления, приучает видеть интересное там, где ещё вчера, а для иного человека и до самого конца жизни не было и не будет ничего достойного внимания. Природа обладает большими познавательными возможностями: она даёт возможность безмерно расширять кругозор ребёнка, формировать умение сравнивать, сопоставлять. Выявлять закономерности, делать выводы. Многое даёт природа для развития речи детей. Чем больше видел и понял ребёнок, тем ярче и образнее его речь, тем охотнее он общается со сверстниками, легче входит в контакт со взрослыми. Умеет излагать свои мысли, что впоследствии становиться одним из решающих факторов успеха ребёнка в школе.
       В наше время наблюдается процесс отчуждения человека (ребенка) от природы, который проявляется в разных формах. Быстрый рост городов и населения привел к тому, что многие дети живут практически в искусственной среде, не имеют возможности общаться с природными объектами. Изо дня в день они видят серые монотонные здания, чувствуют под ногами асфальт, дышат выхлопными газами автомобилей, видят искусственные цветы в домах и в детском саду. Многие родители ограничивают места для прогулок с детьми двором: проще всего вывести ребенка на площадку с песком сомнительной чистоты. Ещё одна проблема – замена реальной природы – виртуальной. На вопрос о том, каких животных они знают (видели) дошкольники все чаще дают ответы типа: «Птицу я видел по телевизору». Никакой, даже самый красивый видеофильм о природе не заменит живого общения с ней. Ребенок должен иметь возможность вдохнуть запах цветка, потрогать лист, кору, побегать босиком по траве, обнять дерево, самостоятельно открыть тайны природы.

В помещение и на участке дошкольники должны быть окружены растениями и животными, вокруг которых организуется различная деятельность. Ребенок должен почувствовать и понять природу, уникальность живого на примере самой природы – тех её представителей, которые стационарно проживают непосредственной близости от ребенка и составляют его повседневные предметные окружение. Маленький ребенок познает все долго – при многократном повторении одних и тех же явлений и событий в течение учебного года. Постоянно живущие в доступной близости растения и животные позволяют правильно организовать два вида взаимодействия детей с ними. Во-первых, общение как специфический вид деятельности, при котором зарождаются чувства ребенка (сочувствие, сопереживания, любовь, восприимчивость к красоте и хрупкости жизни).

Во-вторых, познание явлений и закономерностей жизни природы через конкретные примеры растений и животных детского сада. 

Ознакомление детей с природой родного решается при помощи следующих задач:
1) Сформировать представления о природе естественной, независимой от человека и его деятельности, и природе культурной, созданной и поддерживаемой трудом человека.
2) Дать понимание того, что любой объект живой природы существует только пока для этого есть необходимые условия, нарушение, которых ведёт к его гибели и исчезновению.
3) Показать, как человек использует культурную природу(выращивает урожай зерна, овощей, фруктов, разводит домашних животных, цветы, разбивает парки и т.д.)
4) Продемонстрировать, как человек пользуется дарами дикой природы (собирает грибы и ягоды, охотиться на диких животных, наслаждается красотой природы).
5) Сформировать представление о том, что в природе всё взаимосвязано, как в цепочке, все звенья которой нужны друг другу и друг без друга не могут просто существовать.
6) Развитие гуманного отношения к природе, основанного на восприятии его как живого и эстетически прекрасного целого.

Наблюдение в уголке природы ведутся за комнатными растениями на основе сравнения различных растений. На каждом растении имеется табличка с условными обозначениями. Дети узнают об условиях, которые необходимы растениям и помогают ухаживать за ними. Внимание детей обращается на то, что растениям для роста нужны свет, вода, земля и тепло.        

Самое главное, что можно сделать. - это объяснить, что все в природе взаимосвязано.

Уровень экологического развития детей во многом определяется степенью экологической грамотностью их родителей. Поэтому немаловажное значение имеет просвещение последних в области охраны окружающей среды.

Если педагог научил ребят приглядываться к ползающему муравью, к распускающейся сирени, к полету ласточки и с их помощью пробудила интерес к огромному миру природы, то можно будет считать задачей выполненной.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение опытом на тему: "Ознакомление детей с природой родного края".

Обобщение опытом на тему: «Ознакомление детей с природой родного края.» Составила Фендель Галина Николаевна, воспитатель Iкв. категории, МДОУ «Детский сад №29» Каширский район д. Каменка. На зан...

Проект По ознакомлению детей с природой родного края, формированию у них предпосылок экологического сознания. Старшая группа.

Формирование у детей познавательного интереса к природе родного края, предпосылок экологического сознания, организация художественно-продуктивной и творческой деятельности, создание в груп...

Педагогический опыт по экологическому воспитанию на тему: «Ознакомление детей с природой родного края».

Педагогический опыт по экологическому воспитаниюна тему: «Ознакомление детей с   природой  родного края»....

Анализ работы по ознакомлению детей с природой родного края. (подготовительная группа)

Одно из проявлений патриотизма – любовь к природе. Это сложное чувство включает эмоциональную отзывчивость, устойчивый интерес к природе и желание охранять и преумножать природные богатства. Каждый че...

Консультация для родителей "Ознакомление детей с природой родного края"

Общение ребенка с природой воспитывает в нем глубокое чувство любви к своей Родине....

Консультация для родителей " Ознакомление детей с природой родного края"

Раннее общение детей с природой родного края поможет выработать и воспитать в их сознании правильные взгляды на нее, оценить её современное экологическое состояние и взаимоотношения человека...

Консультация для родителей «Ознакомление детей с природой родного края»

Консультация для родителей «Ознакомление детей с природой родного края»...