Картотека подвижных игр на развитие воображения детей дошкольного возраста
картотека

Подвижные игры направлены на развитие воображения детей дошкольного возраста

Скачать:


Предварительный просмотр:

Подвижные игры на развитие воображение дошкольников 3-4 года

Игра №1 «Веселая зарядка»

Задача: начать детей осуществлять переводы из одной знаковой системы (графических знаков) в другую (язык движений), действовать по образцу.

Форма работы: игра с 1-5 детьми.

Материал: набор из 10-12 карточек размером 6х6 см. с пиктографическими изображениями физкультурных упражнений, например, такими:

http://obuchalka-dlya-detey.ru/wp-content/uploads/2015/08/Kartochki-dlya-utrenney-zaryadki-dlya-detey-s-zpr.jpg

Руководство: взрослый последовательно показывает детям карточки и просит повторить то упражнение, которое делает нарисованный человечек. Игру можно разнообразить, сделав большее количество карточек с другими упражнениями.

Игра №2  «Ручеек»

Задача: научить детей действовать в воображаемой ситуации.

Форма работы: игра с 1-3 детьми.

Материал: 1) две веревки длиной по 3-5 метров; 2) вырезанные из плотной  бумаги 3-4 камня неправильной формы -  большие и маленькие (чтобы помещалась ступня ребенка); 3)скамеечка или широкая доска.

Руководство: взрослый с помощью двух длинных веревок изображает на полу комнаты ручеек, который  становится то шире, то уже. Через узкую часть  ручейка взрослый ставит мостик-скамейку (доску). С широкой стороны ручейка он кладет на его дно камушки, по которым можно перейти ручеек.  Вместе с детьми взрослый «подходит» к воде, «пробует» рукой воду, говоря: «Холодная!», «достает» со дна горсть песка и т.п.

Затем он предлагает детям по очереди перепрыгнуть через ручеек в узком месте, стараясь не замочить ноги. Потом он предлагает перейти ручей по камушкам, стараясь не встать в воду.

Следующее задание: перейти ручей по мостику, остановиться в середине и посмотреть на рыбок, которые «плавают» в чистой воде на глубине. Надо постараться, чтобы ребенок не только увидел рыбок, но и описал их (так, как он видит их в своем воображении).

Игру можно разнообразить, если изобразить, как срывают кувшинки с поверхности воды, достают со дна ручейка колечко из горсти песка, как, сидя на берегу, ловят рыбу, как, опустив ноги в водичку, полощут  белье, машут руками проходящему пароходу (его тоже можно описать) и т.д.

Игра №3  «Веселые превращения»

Задача: научить детей пользоваться языком поз и движений для передачи содержания образа.

Форма работы: игра с 1-5 детьми.

Руководство:  1) взрослый становится вместе с детьми в круг и предлагает им представить себя разными животными-зайчиками (попрыгать на двух ногах, приставив к голове ладошки), кошками( походить на цыпочках, помяукать или походить на четвереньках, выгибая спинку), лягушатами (попрыгать на корточках) и т.д.; 2) взрослый просит детей по очереди изобразить самолет, зонтик, дерево, самовар, табуретку; 3) взрослый просит детей по очереди показать тающую на солнце сосульку (сам взрослый изображает в это время солнечные лучи); цветок, распускающийся навстречу солнцу( взрослый изображает солнечные лучи);  дерево, склонившее свои ветки на ветру(взрослый изображает дующий ветер); воробышка, клюющего зерна; катушку ниток (взрослый разматывает нитки). Во всех случаях взрослый и дети могут подсказывать играющему ребенку.

Игра №4 «Покажи по-разному»

Цель: учить детей ориентироваться на жесты, ритм и цвет как на знаки, усваивать диалектические отношения противоположностей.

Форма работы: игра с 3-6 детьми.

Материал: 1)3-6 пакетов или сумочек; 2) круглая табличка диаметром 15 см, одна сторона ее красная, другая - синяя.

Руководство: после того как воспитатель объяснит правила игры, дети идут цепочкой по игровой комнате. Воспитатель говорит: “Сейчас мы будем проходить ворота. Кому я скажу, что ворота высокие (показывает рукой высоту), тот продолжает идти, как сейчас, а под воротами постарается достать рукой до верха. Кому я скажу, что ворота низкие (показывает рукой), нагнитесь или проходите на корточках. А теперь мы понесем сумочки (раздает детям пакеты или сумочки). Сумки могут быть легкими или тяжелыми. Покажите, как несут легкую сумку. Теперь покажите, как несут сумку тяжелую. А сейчас будьте внимательны! Я буду каждому говорить, какая у него сумочка – легкая или тяжелая. Теперь покажите мне, что, значит, идти медленно. А быстро? Сейчас я буду хлопать в ладоши – медленно, вот так, или быстро, вот так. Вы внимательно слушайте и ходите так, как хлопают мои ладоши. А теперь нам стало очень холодно. Покажите мне, как вам холодно (обхватывает себя  руками, стучит зубами, притоптывает “Бр-р!”). А сейчас – жара, духота (изображает, что ему жарко, обмахивается, вытирает пот со лба: “Уф-ф!”). Будьте внимательны: если у меня в руках красный кружок, у нас – жара, если синий - холод” и т.д. Игру можно разнообразить введением новых пар противоположностей: светло - темно, весело - грустно и т.д.

Игра №5 «Подарки»

Задачивоспитывать дружеские, доброжелательные отношения; учить имитировать движения, характерные для той или иной игрушки; развивать воображение.

Описание игры: «Вы любите, когда вам дарят игрушки? - обращается к детям воспитатель. - Вот мы сейчас и будем делать друг другу подарки». Взрослый предлагает детям построиться в большой круг, подзывает того, кто будет первым выбирать себе подарок. Малыш выходит на середину круга, а воспитатель с детьми ведёт хоровод под следующие слова:

Принесли мы всем подарки,

Кто захочет,  тот возьмёт,

Вот вам кукла с лентой яркой,

Конь, волчок и самолёт.

С окончанием слов дети останавливаются. Воспитатель, обращаясь к ребёнку, стоящему в кругу, спрашивает, какой из перечисленных подарков он хотел бы получить. Если малыш выбирает коня, дети изображают, как скачет конь, если выбирается кукла, все танцуют, как куклы, если волчок - кружатся, а если выбирается самолёт - подражают полёту и приземлению самолёта.

Если ребёнок выбирает коня, то под слова:

«Скачет конь наш чок-чок-чок!

Слышен топот быстрых ног,

Хоп-хоп-хоп! Хоп-хоп-хоп!»

дети скачут, высоко поднимая ноги, как лошадки.

Обращаясь к ребёнку внутри круга, воспитатель предлагает ему посмотреть, «какие у него красивые кони», и выбрать того, кто ему больше всего понравился. Выбрав себе подарок, ребёнок занимает место в хороводе, а тот, кого он выбрал, выходит на середину круга. Дети снова берутся за руки и повторяют слова: «Принесли мы всем подарки…»

Если ребёнок выбирает куклу, то дети изображают кукол, пляшущих на месте под слова:

Кукла, кукла, попляши,

Яркой лентой помаши.

(Повторяется 2-3 раза.)

Волчок кружится на месте, а потом приседают под слова:

Вот как кружится волчок,

Прожужжал и на бочок.

(Повторяется 2 раза.)

Самолёт изображают так: каждый ребёнок заводит мотор, делая круговые движения перед собой. Затем раздвигает руки в стороны и бежит по кругу. Сделав полный круг, самолёт замедляет движение и медленно приземляется, т.е. ребёнок приседает на корточки.

Упражнение «Два медведя»

Цель: развитие слухового внимания, самоконтроля, эмоционально-выразительных движений, воображения.

Руководство: дети стоят напротив педагога и повторяют за ним движения:

Сидели два медведя

(приседают)

На тоненьком суку:

Один читал газету,

(вытягивают руки вперед, сжимают кулачки, слегка поворачивают голову вправо и влево)

Другой месил муку

(прижимают кулачки друг к другу, делают вращательные движения)

Раз ку-ку, два ку-ку,

(приседают на ковер)

Оба шлепнулись в муку.

Упражнение: «Изобрази явление»

Цель: развитие эмоционально-выразительных движений, творческого воображения.

Руководство: педагог и дети перечисляют приметы осени: дует ветер, качаются деревья, падают листья, идет дождь, образуются лужи. Воспитатель показывает движения, которые соответствуют этим явлениям:

• «дует ветер» - дует, вытянув губы;

• «качаются деревья» - покачивает вытянутыми вверх руками;

• «падают листья» - выполняет плавные движения руками сверху вниз;

• «идет дождь» - пальцами правой руки стучат по ладони левой руки, затем наоборот;

• «появляются лужи» - смыкает руки в кольцо перед собой.

Детям предлагается повторить и запомнить показанные движения.

Игра №8 «Представь, будто…»

Ход игры.  Попросить ребенка представить и изобразить какое-то действие: например, как вдевает нитку в иголку;

как задувает свечи на торте в день рождения;

как бьют часы с маятником;

часы с кукушкой;

 мотоцикл; кипящий чайник;

парикмахера, делающего стрижку или прическу;

мальчика бегающего с сачком за бабочкой;

врача, который лечит или удаляет зуб;

маленького рыболова; хирурга во время операции;

шофера, который чинит автомобиль;

сердитого кота; голодного поросенка;

гордого петуха; девушку с открытым зонтиком в сильный ветер;

мальчика, которому жмут ботинки; девочку, у которой болит зуб;

 старушку, прогуливающуюся на улице с собачкой на поводке и др.

Игра № 9 «Скажи движением»

Ход игры. Все дети становятся в круг. Ведущий называет любого игрока и говорит ему (так, чтобы другие не слышали), какое действие он должен изобразить. Например, как он копает яму, рвет яблоки или переходит через лужу.

После того, как ведущий дал игроку задание, тот начинает с помощью пантомимы показывать загаданное действие. Остальные игроки должны угадать, какое действие было задумано. Тот игрок, который первым угадал, становится новым ведущим.

Вариант игры:

Участники  делятся на две команды. Ведущий вызывает одного из игроков первой команды и говорит ему на ухо, какое слово он должен изобразить. Игрок изображает, а команды отгадывают. Та команда, которая первой отгадала слово, получает жетон. Следующим показывает слово член другой команды. Игра продолжается до тех пор, пока в ней не примут участие все игроки из обеих команд. В конце игры подсчитываются жетоны у каждой из команд, и определяется победитель.

Игра №10 «Кто как бегает, ходит, прыгает»

Ход игры. В этой игре любой участник должен показать свою наблюдательность и продемонстрировать, к примеру:

как ходят гуси, верблюды, павлины, утки, кошки, слоны, жирафы;  

как прыгают лягушки, кузнечики, зайцы, пантеры;

как бегают лошади, бегемоты, собаки, индюки;

как ползают раки, змеи, крокодилы.

Подвижные игры на развитие воображение дошкольников 4-5 лет

Игра №1 «Пантомима»

Цель: учить детей моделировать на языке пантомимы.

Форма работы: игра с 3-4 детьми.

Руководство: воспитатель показывает детям, что можно движениями тела, рук, головы, глаз и т.д. показывать разные действия и предлагает поиграть в пантомиму. Задание 1 он показывает сам в качестве образца, предлагая детям повторить за ним. Задание 2-3-4 дети выполняют по командам воспитателя поочередно, а другие дети повторяют за “ведущим”. Задание 5 делают все вместе, причем начинать действие должны сами дети, а воспитатель как бы присоединяется к ним. В 6-м задании воспитатель договаривается с одним из детей (поочередно), что они вдвоем покажут действие, а остальные дети должны его угадать и повторить. В 7-м задании взрослый предлагает действовать каждому ребенку по отдельности.

        Задания:

  1. Чью работу я сейчас выполню?

(Взрослый показывает образцы действий регулировщика движения, маляра, плотника, скрипача, боксера, водителя автобуса, матери качающей дитя).

  1. Покажи, что ты чувствуешь, когда:

- тебе в автобусе наступили на ногу.

- ты пошел с мамой в магазин и потерялся.

- на улице очень холодно.

- у тебя болит живот.

- яркое солнце светит тебе прямо в глаза.

  1. Покажи руками и пальцами (дети по командам воспитателя показывают поочередно):

- стой на месте!

- идем со мной,

- как ты бранишь нашалившего малыша,

- как ты стучишь в дверь,

- до свидания!

- как ты вдеваешь нитку в иголку,

- как ты надуваешь шарик,

-как ты чистишь зубы,

- как ты расчесываешься,

- как ты посылаешь воздушный поцелуй.

  1. Покажи походку (показывают все поочередно): манекенщицы, солдата, балерины, старика, очень спешащего человека; человека, которому жмут ботинки; человека, который несет тяжелые сумки; мальчика-воображалы, обиженного человека).
  2. Сделаем домашнюю работу. Какую?

(Вместе с воспитателем делают все дети): подметем пол веником, вытрем пыль с мебели, помоем посуду, пропылесосим ковер, накроем на стол, постираем, развесим, погладим белье, сгребем листья в саду, польем цветы из лейки, польем огород из шланга.

  1. отгадайте, что мы покажем (взрослый с ребенком показывает вместе для других детей): примерим новую шляпу, почитаем газету, наберем телефонный номер и поговорим по телефону, почистим туфли, вяжем шарф, погуляем с собакой на повадке.
  2. Покажем, что умеют говорить наши части тела (показывают дети, по словам взрослого):

- как наши плечи говорят: “Я гордый!”,

- как спина говорит: “Я старый человек”,

- как наш палец говорит: “Иди ко мне”,

- как наш рот говорит: “М-мм, как вкусно!”,

- как наша голова говорит: “Нет-нет-нет”,

- как делает наше ухо, чтобы сказать: “Я хочу услышать, как поет птичка”,

- как ты делаешь носом и ртом, когда плохо пахнет,

- как глаза и рот говорят: “Мне хочется спать

Игра №2  «Магнит и шарики» (автор —Л. Названова)

Цель: развитие воображения и способности к перевоплощению, расширение кругозора  детей.

Возраст: 4-6 лет.

Количество играющих: группа.

Описание игры: выбирают «магнит», он садится в стороне. Затем ведущий

 Говорит остальным детям: «Я произношу волшебные слова — крибле-крабле-бумс — и превращаю вас в деревянные шарики, которые катаются по полу, прыгают, постукивают». Дети могут бегать, сталкиваясь, они должны сказать: «тук-тук-тук». Они не обращают внимания на «магнит».

Затем ведущий говорит: «Крибле-крабле-бумс! Превращаю вас в резиновые шарики!». Дети прыгают на носочках и, сталкиваясь, говорят: «Пум-пум-пум!» — и не обращают внимания на «магнит».

Ведущий: «Крибле-крабле-бумс! Превращаю вас в железные шарики!» — дети бегают, при столкновении говоря: «Дон-дон-дон!». Увидев «магнит», они все устремляются к нему. «Магнит» медленно передвигается, а дети, взявшись за него руками, следуют за ним.

Ведущий говорит: «Крибле-крабле-бумс! Превращаю вас в бумажные шарики!». Дети бросают «магнит» и бегают с шипением:

«Ш-ш-ш!».

В конце игры ведущий говорит: «Крибле-крабле-бумс! Превращаю вас в детей».

Комментарий: важно напомнить детям характерные особенности того или иного материала, тогда им будет легче передать их в движении. Чтобы предотвратить сильные столкновения, можно предупредить детей, что тогда «шарики» «лопаются» или «раскалываются» — выходят из игры.

Игра № 3 «Волшебные превращения» (автор — К. Фопель)

Цель: развитие воображения, умения перевоплощаться.

Возраст: 4-5 лет.

Количество играющих: 3-6 человек.

Описание игры: детям предлагают «превратиться» в ягоды, фрукты, пароходик, игрушку и т. д. Взрослый (или кто-то  из  детей)  начинает игру словами: «Мы заходим в...   (пауза,  чтобы  дети  сконцентри -ровались)   сад... (пауза, каждый ребенок должен  решить,  каким  фруктом он будет). Раз, два, три!» После этой команды дети принимают  вид задуманного фрукта.

Комментарий: взрослый (или ведущий ребенок)  должен  творчески подойти к дальнейшему продолжению игры. Ему нужно придумать какую-нибудь  историю  с  участием  детей.  Но для начала он должен, конечно, догадаться, кто в кого превратился.

Игра №4 «Где мы были, мы не скажем, а что делали, покажем»

Цель игры.  Научить детей выделять характерные черты какого-либо действия и изображать само действие при их помощи; научить детей распознавать через пантомиму смысл изображаемого действия. 

 Игровые правила. Все дети правильно изображают действие, так, чтобы можно было догадаться, назвать его.

Ход игры. Воспитатель, обращаясь к детям, говорит: «Сегодня мы поиграем так: тот, кого мы выберем водящим, выйдет из комнаты, а мы договоримся, что будем делать. Когда водящий вернется, он спросит: «Где вы были? Что вы делали?» Мы ему ответим: «Где мы были, мы не скажем, а что делали, покажем!»

 Выбирают водящего, он выходит.
Воспитатель изображает, что будто бы он пилит дрова. «Что я делаю?» — спрашивает он у детей. — «Дрова пилите». — «Давайте все будем пилить дрова».
Приглашают водящего. «Где вы были? Что вы делали?»— спрашивает он. Дети отвечают хором: «Где мы были, мы не скажем, а что делали, покажем». Дети и воспитатель изображают пилку дров, водящий отгадывает: «Вы пилите дрова». Для продолжения игры выбирают другого водящего.
Когда новый водящий выходит из комнаты, воспитатель предлагает детям самим придумать действие, которое они будут показывать: умываться, танцевать, рисовать, рубить дрова, играть на пианино и др.
Воспитатель следит за правильностью употребления глаголов. В случае, если, отгадывая, ребенок неправильно употребляет форму глагола, говорит, например: «Вы танцеваете, рисоваете», воспитатель добивается, чтобы ребенок усвоил, как нужно сказать правильно. «Дети, что вы делаете? — спрашивает воспитатель. — Правильно сказал Вова?» Дети: «Мы рисуем». «Вова, скажи правильно, что делают дети», — предлагает воспитатель. Вова: «Они рисуют».

Игра №5 «Зоопарк»

Цель игры: формирование и развитие творческих и двигательных способностей, образного мышления, фантазии, наблюдательности, воображения.

Оборудование: несколько ковриков, по одному на каждого участника.

Ход игры.

В игре одновременно могут участвовать в среднем от двух до трех человек и ведущий, который отдает различные команды. Игроки, сидя на ковриках, расстеленных на полу, должны их выполнить, изобразив различных животных, используя при этом характерные особенности как их внешнего вида, так и отличительные поведенческие признаки. Причем ведущий может усложнить правила игры таким образом, что попросит изобразить животное с определенными качествами характера, например: «Изобразите доброго, ласкового тигра», затем: «А теперь покажите мне, каким бывает злой, свирепый, голодный тигр».

Победителем считается тот участник, который достиг максимального внешнего сходства с животным, существующим в реальной действительности. Он затем временно занимает место ведущего, выполняя его функции.

Кроме того, можно несколько видоизменить задание, объединив задания по тематическим группам: домашние животные, дикие животные, птицы, обитающие в дикой природе и в хозяйстве человека, а также рыбы и насекомые.

Вот несколько смешных движений :

Слон: большим и указательным пальцами одной руки держим себя за нос, вторую руку - «хобот» просовываем в получившеюся «петлю» и покачиваем.
Комар: большим и указательным пальцами одной руки зажимаем нос и просовываем между ними указательный палец второй руки.
Обезьяна: хлопаем себя ладонями по коленкам или бьем в грудь, как Кинг-конг.
Жираф: руку поднимаем вверх, кисть сгибаем параллельно земле.
Хомяк: надуваем щеки и поддерживаем их ладонями
Лось: широко растопыриваем пальцы и приставляем ладони к голове – это раскидистые рога
Змея: вытягиваем руку вперед и совершаем волнообразные движения
Крокодил: вытягиваем обе руки вперед и хлопаем в ладоши – это пасть крокодила
Тигр (или лев): пальцы сгибаем и напрягаем, чтобы получились «когти». Поднимаем руки на уровень лица.
Свинка: указательным пальцем надавливаем на кончик носа, чуть задирая его вверх.
Заяц: прижимаем к голове вытянутые вверх руки – ушки зайчика.

Игра №6 «Скульптор»

Материалы: обруч для каждой пары.

Инструкция детям. Найдите себе пару. Каждая пара берёт по обручу и кладёт его на пол. Один из вас встаёт в обруч. Второй стоит перед ним:

один - скульптор и должен расположить все части тела своего товарища так, чтобы получилась какая-нибудь интересная фигура.

Подумайте, что бы вы хотели сделать со ступнями, ногами, ладонями, локтями, руками, головой, губами, глазами вашего партнёра, будет ли он изображать ковбоя, танцовщицу, будет ли он деревом или лягушкой. Когда скульпторы закончат, они должны сесть на пол, а скульптуры остаться в тех положениях, которые им придали. Пройдитесь с каким - нибудь ребёнком от скульптуры к скульптуре  и расспросите детей об их ощущениях. Расскажите им, что вас заинтересовало, спросите о том, в каких положениях находятся их части тела. Так дети пополняют и уточняют свой лексический запас. Затем пусть дети поменяются ролями.

В этой игре дети с особым удовольствием изображали именно скульптора, потому что им предстояло придумать скульптуру, да ещё и изобразить её с помощью своего друга. При этом дети придумывали разные скульптуры: балерина, лягушка, пугало, эльф, и другие фигуры.

Игра №7  «Дорожка»

Ход игры. Все игроки выстраиваются в затылок друг другу и идут змейкой по воображаемой дорожке. По команде ведущего они должны преодолевать воображаемые препятствия.

Примерные слова ведущего: «Мы идем по дорожке… Вокруг нас деревья, цветы, ягоды…Летают бабочки… Ветерок шелестит листвой… Вдруг на дорожке появилась большая лужа. Обходим её. Осторожно, не намочите ноги.. Снова мы шагаем по дорожке… Перед нами канава, а через неё перекинут узенький мостик. Переходим через него… Опять идем по дорожке… А вот на дорожке кто-то оставил бревна. Перешагиваем через бревна… Пошли снова по дорожке… Вдруг пошел дождик. Мы открыли зонтики и идем дальше… От дождя дорожка стала скользкая. Идем по мостику и держимся за перила… Вдруг перед нами на дорожке лежит огромное дерево. Ветки во все стороны. Пролезем через ветки… Опять идем по хорошей дорожке… Вот и пришли домой!»

Ведущий должен говорить свои слова спокойно, интонацией передавая характер препятствий. Варианты препятствий могут быть разными (дорожка идет в гору, с горы, её засыпало снегом и т. д.). Игру можно поводить как в комнате, так и на улице.

Можно предложить детям «попутешествовать по другой планете». В этом случае необходимо сначала спросить детей, какие на этой планете могут быть препятствия.

Подвижные игры на развитие воображение дошкольников 5-6 лет

Игра №1 «Вулкан»  (автор —Л. Названова)

Цель: развивать воображение и способность к перевоплощению, развивать кругозор.

Количество играющих: много.

Описание игры: ведущий становится в центре площадки, это «вулкан», рядом с ним стоят 2-3 ребенка («лава»). Пока «вулкан» спокоен, «лава» находится рядом с ним, «вулкан»  даже  может  обнять  «лаву»,  чтобы она не убежала раньше времени. Остальные дети становятся вокруг «вулкана».

«Вулкан» начинает игру: «Стоит высокая-превысокая гора — вулкан, а на ее склонах живут люди. Они работают: строят дома, стирают, танцуют и т. д. (слушая перечисление,  дети,  стоящие  вокруг  «вулкана»,  выполняют  движения, показывая, что делают  люди).  Но вот вулкан просыпается, внутри него разогревается лава, вулкан гудит, но люди его не слышат, потому что заняты своими делами (дети показывают,  какими).  И вдруг вулкан взрывается,  падают  камни,  лава  вырывается  и нагоняет людей» — «вулкан» отпускает «лаву», и она начинает гоняться за другими детьми, пойманных приводят к «вулкану».

Комментарий: чтобы дети хорошо смогли «войти» в роль, необходимо достаточно  длительное  время,  игра  может  занять около 30-40 минут (если детям будет интересно, они  могут  играть  еще дольше). Перед началом игры можно потренировать  детей  в  имитации  тех или иных действий людей, в  отдельное упражнение может  превратиться  игра в «вулкан» и «лаву», что только усилит творческую  способность детей.

Игра №2 «Море волнуется раз...»

Цель игры: научить детей при помощи игры изображать различные предметы.

Возраст: от 5 лет.

Ход игры: при помощи считалки дети выбирают водящего, дети встают в круг, водящий – в его центр. Водящий говорит такие слова:

Море волнуется раз,

Море волнуется два,

Море волнуется три,

Морская фигура на месте замри.

В зависимости от фантазии водящего фигура может быть не только морской, но и небесной, огородной, красивой, балетной и т. д. Дети в кругу должны изобразить вариацию фигуры на заданную водящим тему и замереть. Водящий ходит среди замерших фигур и внимательно за ними наблюдает в течение 1–2 минут. Тот, кто пошевелился, улыбнулся или засмеялся, становится новым водящим.

 

Игра №3 «Изобрази предмет»

Ход игры.  Дети делятся на две или несколько групп. Каждая группа получает одинаковое количество карточек с изображенными на них разными предметами и явлениями окружающего мира. Например: стол, книга, снег, дождь ит. д. Каждая группа с помощью мимики и жестов должна изобразить эти предметы и явления. Дети угадывают, какие предметы или явления изобразили их друзья. На угадывание им дается три попытки.

Вариант игры.

Одна группа получает список предметов и явлений и изображает их. Другая группа получает такой же список, только в другой последовательности, и пытается угадать, что изображает первая группа. Затем группы меняются местами.

Игра №4 «Веселый цирк»

Ход игры. Дети делятся на две группы. Одной группе раздаются карточки с названиями животных. Эти дети должны представить себя зверями в цирке. Вторая группа - зрители, а один из детей - дрессировщик, отдающий команды.

Звери по очереди выполняют разные команды дрессировщика, например: попрыгать, пробежаться, медленно пройтись и т.д.

Звери послушно выполняют те или иные команды. Затем группы меняются местами.

Игра №5  «Отгадай загадку»

Ход игры.  Воспитатель загадывает детям загадку. Дети должны не просто отгадать её, а показать ответ жестами или движениями. Тот кто лучше других изобразит отгадку получает возможность загадать свою загадку.

Игра № 6 «Угадай, кто я?»

Ход игры.  Взрослый или кто-то из детей жестами, мимикой, звуками изображает какой-нибудь предмет.  Например: паровоз, самовар, чайник, собака, кошка и др.

Задание – отгадать этот предмет, рассказать, как догадался.

Подвижные игры на развитие воображение дошкольников 6-7 лет

Игра №1 «Тюлени» (автор — Н. Кряжева)

Цель: развитие воображения, сообразительности, умения преодолеватьпрепятствия.

Количество играющих: 5-6.

Необходимые приспособления: воздушный шарик, шарфики, корзина.

Описание игры: дети ложатся на пол, им связывают ноги под коленями шарфиком — они теперь «тюлени». Взрослый бросает воздушный шарик, который «тюлени» пытаются поймать или отобрать у других и забросить в корзину, стоящую на полу. Победителем становится самый меткий и самый «вежливый» «тюлень».

Комментарий: ограничение подвижности стимулирует детей к поиску новых способов  передвижения,  способов  достижения желаемой цели — мячика. Взрослому важно помнить, что тактика поведения детей в такой ситуации различна: одни пасуют, прекращают игру, их необходимо приободрить, а другие  хитрят,  нарушают  правила — таких детей нужно сдерживать.

Игра №2 « Скульптор и глина»

Цель. Закрепить знания детей о скульптурах, о профессии скульптора.

Ход. Воспитатель предлагает детям разделиться на две команды – одна скульпторы, друга глина. Скульпторы должны «вылепить» какую – ни будь фигуру, и рассказать о ней. Затем дети меняются местами. Педагог напоминает, что глина не может разговаривать.

Игра №3  «Веселый цирк»

Цель игры: развивать у детей самостоятельность, воображение, творческие способности, наблюдательность; обучить элементарным мимическим приемам; воспитать любовь к животным.

Оборудование: самые любимые игрушки детей (животные).

Возраст: 6–7 лет.

Ход игры: перед проведением данной игры необходимо сходить с детьми на прогулку, где они будут наблюдать домашних животных (кошку, собаку и др.) в естественных условиях. Затем следует предложить ребятам закрыть глаза и мысленно оказаться в цирке. Руководитель выясняет, кто из детей уже посещал цирк, что им особенно запомнилось (как правило, самыми интересными бывают клоуны).

Воспитатель интересуется, хотели бы ребята сейчас стать маленькими клоунами. Самых активных фантазеров можно вывести вперед и дать им следующее задание: показать при помощи рук, ног и конечно же мимики то, что они сейчас услышат.

Руководитель громко объявляет, что на арену цирка выходит известнейший клоун (называет имя) и показывает свою программу.

Задание может быть следующим: «Ребята, представьте себе тихий теплый вечер на берегу реки. У вас замечательное настроение, вы лежите на спине (игрок ложится на спину), но вдруг вам захотелось купаться, и вы резко вскочили и побежали к воде, окунувшись с головой. (Участник повторяет эти действия.) Но вода оказалась очень холодной, ведь уже осень. (Малыш делает сначала удивленное лицо, затем начинает дрожать) Да, придется надевать зимние сапоги и теплое пальто».

В подобных играх могут участвовать и несколько человек, например при показе небольшого этюда о котенке и собаке: «Маленький толстенький котенок крепко спал на кровати, но вдруг ему приснился страшный сон, и малыш вздрогнул и проснулся. Он потянулся, зевнул, умыл язычком свою мордочку и пошел на улицу. Там его поджидала большая собака, которая громко залаяла и побежала за котенком».

Задания воспитатель может подбирать на свое усмотрение, не забывая о том, чтобы они не были слишком сложными или простыми для данного возраста.

Игра 4 «Зеркало»

Цель: научить детей различению и выполнению «зеркальных»  действий.

Форма работы: парная игра (играть могут взрослый и ребенок или двое детей под руководством взрослого).

Материал: 1) зеркало; 2) по паре простых одинаковых предметов, например: 2 карандаша, 2 расчески, 2 кубика, 2 ложки и т.п.

Руководство: взрослый показывает детям отражение в зеркале и обращает внимание на тот факт, что все, что на самом деле правое, в зеркале кажется левым и наоборот. Он предлагает детям парную игру: один ребенок будет смотреться в воображаемое зеркало (в другого ребенка), а второй будет его зеркальным отражением. Если играет группа детей, то они играют парами по очереди: одна пара играет, другая следит, не ошибается ли  отражение, повторяя действия смотрящегося; отражение и смотрящийся также поочередно меняются ролями. Перед каждым играющим кладутся одинаковые предметы. Задача отражения -  повторить все действия смотрящегося так, как это сделало бы зеркало.

Взрослый  вслух дает команды смотрящемуся, например:

- почеши левый глаз;

- подопри щеку левой рукой;

- дотронься до правого уха;

- причешись;

- возьми кубик в правую руку и переложи в левую;

- переложи карандаш слева направо;

- возьми в правую руку ложку, а в левую расческу;

- сложи руки так, чтобы правая была сверху;

- помаши левой рукой «до свиданья!»;

- поговори по телефону, держа трубку в правой руке;

- повернись налево;

- скоси глаза направо;

- пригладь левую бровь;

- возьми в правую руку ключ, запри дверь справа налево;

- дотронься до левого кармашка рубашки (платья);

- высунь язык налево и т.п.

Эстафета «Фантазеры»

Ход игры. Есть эстафеты чисто спортивные. В эстафете главное – интересный этап, который надо преодолеть за наиболее короткое время, соблюдая все правила.

Есть варианты таких этапов:

  • бег на четвереньках;
  • бег задом наперед;
  • бег прыжком боком;
  • бег по-лягушачьи (руки вперед и на землю, прыжок ногами из положения на корточках);
  • бег с переодеваниями на ходу;
  • бег, во время которого надо надуть воздушный шарик.

Можно предложить детям придумать свои варианты этапов эстафеты.

Игра №6 «Волшебные превращения»

Ход игры. Ребенок изображает какое – либо животное или предмет. Отгадать, в кого или во что превратился ребенок, должен взрослый.

Игра №7 «Покажи танцем»

Ход игры. Ведущий называет игрокам любое слово, а игроки под музыку показывают в танце это слово. Оценивается оригинальность, выполнение движений под музыку в соответствующем темпе и ритме.

Главное условие – при подборе слов необходимо идти от простого к сложному, от одушевленного к неодушевленному. Например:  станцуй бабочку, котенка, птичку, белочку, цветок, чайник, шоколадку, яблоко, тесто.

После того, как игроки справятся с первой частью игры, то есть с изображением посредством танца образа, переходят к более сложной части игры. Теперь участникам необходимо изобразить танцем чувства. Например: станцуй радость, удивление, злость, доброту, счастье.

Игра №8 «Дрессировщики»

Ход игры. Дети  делятся на пары. Один человек в паре – дрессировщик, другой – зверь. Каждая пара должна придумать какой-либо веселый номер и показать его. Затем дети угадывают, какие животные выполняли команды дрессировщиков.

Можно подготовить веселый спектакль из цирковых номеров для праздника или развлечения.

Игра №9«Волшебный театр»

Ход игры. Ведущий называет любой предмет и выбирает кого-нибудь из играющих, который должен «превратить» предмет в совершенно другой. «Превращение»  происходит с помощью мимики  и имитации действий с предметом без слов. Остальные игроки должны угадать, что же за предмет получился в результате «превращения». Затем этот предмет «берет» следующий игрок и начинает его «превращать» во что-то другое.

Игра  продолжается до тех пор, пока все игроки не поучаствуют в «превращении». Если кто-то не смог «превратить» предмет или повторил «превращение» другого игрока, то он выбывает из игры. Победителем становится тот, кто лучше всех выполнит задание. Победителя игроки выбирают все вместе.

Игра №10 «Танцоры»

Ход игры. Детям предлагается провести танцевальный концерт  с предметами. Под известные современные мелодии дети могут станцевать:

  • с яблоком, шариком, мягкой подушкой, зажатой между лбами двух партнеров;
  • верхом на метлах, гимнастических палках;
  • со стульями или табуретами;
  • с лейками и швабрами;
  • с рюкзаками за плечами и др.;
  • можно предложить детям танец на тему: танец бабочки, танец зайца, танец дерева, танец цветка, чей танец самый оригинальный.

Игра №11 «Изобрази звуки»

Ход игры.  Дети делятся на две команды. Одна команда получает список «звучащих» явлений, например: шелест листьев, грохот проходящего поезда, скрип двери и т. д. Эта команда пытается изобразить заданные звуки с помощью жестов и мимики. При этом дети не должны произносить какие-либо слова и звуки. Втора команда пытается угадать, какие звуки изображаются.

Можно предложить детям изобразить разные «звучащие» слова, например: греметь, шуршать, булькать, шелестеть, грохотать, скрипеть.

Игра №12 «Немое кино»

Ход игры. Взрослый предлагает детям за короткое время поставить и разыграть небольшой сюжет по законам немого кино. Он напоминает, что актеры в таком фильме слов не произносят, а используют только мимику, жесты, выразительные позы.

В качестве сценария для немого кино можно использовать:

а)  сказки «Курочка Ряба», «Колобок»,  «Три  медведя»  и  др.;

б)  фрагменты известных мультфильмов «Трое из  Простоквашино», «Ну, поди» и др.

Содержание

Подвижные игры на развитие воображения

дошкольников      3-4 лет

1

Веселая зарядка

2

Ручеек

3

Веселые превращения

4

Покажи по-разному

5

Подарки

6

Упражнение «Два медведя»

7

Упражнение: «Изобрази явление»

8

Представь, будто…

9

Скажи движением

10

Кто как бегает, ходит, прыгает»

Подвижные игры на развитие воображения

дошкольников      4-5 лет

1

Пантомима

2

Магнит и шарики

3

Волшебные превращения

4

Где мы были, мы не скажем, а что делали, покажем

5

Зоопарк

6

Скульптор

7

Дорожка

Подвижные игры на развитие воображения

дошкольников      5-6 лет

1

Вулкан

2

Море волнуется раз…

3

Изобрази предмет

4

Веселый цирк 

5

Отгадай загадку

6

Угадай, кто я?

Подвижные игры на развитие воображения

дошкольников      6-7 лет

1

Тюлени

2

Скульптор и глина

3

Веселый цирк

4

Зеркало

5

Эстафета «Фантазеры»

6

Волшебные превращения

7

Покажи танцем

8

Дрессировщики

9

Волшебный театр

10

Танцоры

11

Изобрази звуки 

12

Немое кино

Используемая литература

  • Тихомирова А.Ф. «Упражнения на каждый день: развитие внимания и воображения дошкольников»
  • Сапогова Е.Е. «100 игр для больших и маленьких»
  • Бондаренко А.К. «Дидактические игры в детском саду»
  • Кравцова Е.Е  «Разбуди в ребенке волшебника»

  • Дьяченко О. М, Веракса Н.Е. «Чего на свете не бывает?»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАЗВИТИЕ ВООБРАЖЕНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ НЕТРАДИЦИОННЫХ ТЕХНИК РИСОВАНИЯ (опыт работы)

Проблема развития творческого воображения дошкольников является весьма важной. Изобразительная деятельность, в частности использование нетрадиционных техник рисования, позволяет на наш взгляд решить э...

МЕТОДИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К РАЗВИТИЮ ВООБРАЖЕНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

В период дошкольного детства воображение ребенка развиваетсяпостепенно, по мере приобретения им реального жизненного опыта.Деятельность воображения формируется в детстве наиболее активно и полнеереали...

Развитие воображения детей дошкольного возраста

В настоящее время остро встала проблема с развитием воображения у детей. В эпоху огромнейшего мнообразия игрушек, компьютерных игр не создается почвы для развития этого важного свойства психики. Ниже ...

Консультация для воспитателей «Сюжетно-ролевая игра - средство развития воображения детей дошкольного возраста»

Свободная сюжетно-ролевая игра - самая привлекательная деятельность для детей дошкольного возраста....

Игры на развитие воображения детей дошкольного возраста

Игра занимает весьма  важное, центральное место в жизни дошкольника, являясь ведущим видом его самостоятельной деятельности. "Игра - это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознател...