Статья "Средства развития рефлексии у детей старшего дошкольного возраста"
статья

Рипанова (Черданцева) Наталья Сергеевна

Статья

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_refleksiya.docx23.65 КБ

Предварительный просмотр:

Рипанова Наталья Сергеевна,

воспитатель

ДЕТСКИЙ САД 1

г. Киселёвск, Россия

Средства развития рефлексии у детей старшего дошкольного возраста

Дошкольный возраст является важнейшим психологическим периодом, в котором развивает рефлексия ребёнка. На решение этой задачи направлены программы: «Открой себя», автор Е.В. Рылеева, «Я – человек», автор С.А. Козловой, «Познай себя», автор М.В. Корепаловой и Е.В. Харламовой, «Из детства в отрочество», автор Т.Н. Доронова. Особенностью этих программ является направленность на изменения внутреннего мира ребёнка и формирование личностного опыта. Реализация программ осуществляется в индивидуальном, групповом режиме работы ДОУ через систему занятий, игр и упражнений. В организации развития рефлексии важны, прежде всего, средства, которыми оно реализуется. Рассмотрим содержание понятия «средства».  В словаре русского языка  средства рассматриваются как 1) приём, способ действия для достижения  чего-нибудь; 2) Орудие, предмет, совокупность приспособлений для какой-либо деятельности.

Рассмотрим средства, с помощью которых развивается рефлексия дошкольников. 

- Игра. Поскольку в игре возникает реальная возможность контролировать то, как выполняется действие, входящее в процесс общения. Так, играя в больницу, ребенок плачет и страдает, как пациент, и доволен собой как хорошо исполняющий роль. Двойная позиция играющего - исполнитель и контролер - развивает способность соотносить свое поведение с поведением некоего образца. В ролевой игре возникают предпосылки к рефлексии как способности осмысливать свои собственные действия, предвидя реакцию других людей.  В игровой самодеятельности дети  встречаются с необходимостью  распределять роли и задания между собой, обращаться за помощью и ответом к сверстникам, объективно при этом оценивая собственные возможности. В ситуациях затруднения, дети обращаются за помощью к взрослым, формулируя при этом запрос на конкретную информацию или обучение способам действия. Это указывает на зарождение определяющей рефлексии, формула которой: "я знаю, и я знаю, что знаю (или не знаю)" (Г.А. Цукерман). Дошкольник проявляет себя как субъект игровой деятельности и в том, что способен в игре осуществлять рефлексию как универсального способа построения отношений к собственной деятельности. Д.Б. Эльконин отмечал роль рефлексии в игровой деятельности в том, что «игра выступает как деятельность, имеющая ближайшие отношения к потребностной сфере ребенка. В ней происходит первичная эмоционально-действенная ориентация в смыслах человеческой деятельности, возникает осознание своего места в системе отношений взрослых и потребность быть взрослым».

Более того, игра способствует развитию постигровой рефлексии, которую выделяет Т.А. Маркова. Именно постигровая рефлексия направлена на осознание результатов игры, помогает конструировать и дополнять образ «Я» ребенка. В условиях совместной игры у детей возникает стремление к сотрудничеству друг с другом, к сопоставлению своих представлений, позиций. В результате происходит коррекция сложившейся точки зрения – она уточняется и обогащается. Принимая на себя ту или иную роль, ребенок проникает в смысл нравственных взаимоотношений между людьми, обогащает свой опыт совместными действиями и переживаниями, формирует определенное отношение к другим. Итак, игра позволяет повышать самооценку, делать выводы, рефлексировать.  В игре дошкольник учится сопоставлять опыт ретроспективный и опыт сегодняшнего дня, опыт взаимодействия и опыт рефлексивного поведения. Игра позволяет формировать самооценку, познавать собственный внутренний мир.

- Театрализованные игры. Эти игры особенно интересны детям: они любят изображать и играть роль сказочных героев, героев мультфильмов. Воспроизведя в игровой форме образы своих героев, дети передают и основные характеристики персонажей — хитрость, доброжелательность, жадность, щедрость и т. д. Все эти качества передаются в манере игры и, затрагивая эмоциональную сферу ребенка, способствуют  развитию рефлексии. Выбранное литературное произведение несколько раз читается детям, затем разыгрываются только отдельные фрагменты. Дети воспроизводят речь героев, работая с куклами, игрушками.[1] 

Большой потенциал заложен в играх – драматизациях. Это могут быть театрализованные сценки, микропьесы, для кукольного, пальчикового или настольного театров.    

Но игра - не единственная деятельность в дошкольном возрасте. В этот период возникают различные формы продуктивной деятельности детей. Ребенок рисует, лепит, строит из кубиков, вырезает. Общим для всех этих видов деятельности является то, что они направлены на создание того или иного результата, продукта — рисунка, постройки, аппликации. Каждый из этих видов деятельности требует овладения особым способом действий, особыми умениями и главное - представлениями о том, что ты хочешь сделать. В отличие от со-организации предметных действий, в которой дети и взрослые устанавливают связи между целями, средствами и результатами, в продуктивной деятельности перед ребенком выступает соотношение собственного замысла и его исполнения. В этих видах деятельности существует особое отношение мысли и действия: появляется возможность идти от замысла к его воплощению, от мысли к ситуации.

Именно в продуктивной деятельности наиболее точно можно проследить развитие таких видов рефлексии, как:

- ретроспективная, т.е. оценка достигнутых результатов своей деятельности (хорошо или плохо я сделал?)

- прогностическая, представляет собой оценку субъектом собственных возможностей (могу ли я справиться с этой задачей или нет?). Ребенок должен соотнести условие задачи со своим опытом - умение выделять, анализировать, соотносить с ситуацией свои возможности.

Помимо игровой и продуктивной деятельности, средствами развития рефлексии является   рассказ педагога.  В рассказе знания разного содержания передаются в образной форме. В качестве материала для рассказов используются литературные произведения (рассказы К.Д.Ушинского, Л.Н.Толстого, В.В.Бианки, В.А.Осеевой и др.).

   Беседа  применяется в тех случаях, когда у детей имеются некоторый опыт и знания о предметах и явлениях, которым она посвящена. В ходе беседы знания детей уточняются, обогащаются, систематизируются. Участие в беседе прививает ряд полезных навыков и умений: слушать друг друга, не перебивать, дополнять, но не повторять то, что уже было сказано, тактично и доброжелательно оценивать высказывания. Беседа требует сосредоточенности мышления, внимания, умения управлять своим поведением. Она учит мыслить логически, высказываться определенно, делать выводы, обобщения. Через содержание беседы педагог воспитывает чувства детей, формирует отношение к событиям, о которых идет речь.  Беседа - диалогический метод обучения, который предполагает, что задавать вопросы и отвечать, высказывать свою точку зрения могут все участники беседы. Задача педагога так построить беседу, чтобы опыт каждого ребенка стал достоянием всего коллектива.[2] 

По содержанию различаются два вида бесед: этические и познавательные. Этические беседы имеют целью воспитание нравственных чувств, формирование нравственных представлений, суждений, оценок. Этическую беседу целесообразно соединять с чтением художественного произведения, показом иллюстративного материала, демонстрацией фильма.

Чтение художественной литературы. Цель: формирование у детей способности к восприятию и осознанию художественного произведения. Ее решение во многом зависит от уровня эмоционального развития детей: воздействие литературного произведения тем сильнее, чем тоньше и глубже ребенок чувствует, понимает переживания других людей, проникается ими.  Педагог подготавливает детей к восприятию произведения краткой беседой, ставит перед ними  задачу. Следует продумывать сочетания чтения с другими методами, в частности с наглядными. После чтения проводится беседа, помогающая ребенку полнее осознать содержание произведения. Знания, приобретенные в процессе чтения художественного произведения, например сказки, становятся достоянием  внутреннего мира ребёнка и переносятся им в ситуации как игровые, так и  реальной жизни. Развитие рефлексии   у ребёнка B.C. Мухина видит в способности идентификации  с  персонажами литературного произведения. Слушание художественного произведения у детей дошкольного возраста носит чрезвычайно активный характер: ребенок ставит себя на место героя, мысленно действует вместе с ним, борется с его врагами. Ребенок активно, действенно относится к содержанию воспринимаемого произведения. Ребенок не хочет и не умеет занять позиции стороннего наблюдателя по отношению к описываемым  событиям. Он пытается вмешаться в события, принять сторону того или иного действующего лица, стремится реализовать цели положительного персонажа не только мысленно, но и действенно.  Подтверждение вышесказанному мы находим у Е.А. Флериной. Она пишет, что дошкольник обычно занимает позицию внутри изображаемых обстоятельств, а не вне их.[3]

Общение. В работах М.И. Лисиной отмечается, что существует два основных источника развития рефлексии: 1) опыт деятельности человека и 2) опыт его общения с окружающими людьми. Опыт общения подразделяется, в свою очередь, на а) общение с взрослыми и б) общение со сверстниками.   Потребность в общении состоит в стремлении человека к познанию и оценке других людей, а через них и с их помощью — к самопознанию и самооценке. [4] 

 Влияние общения на развитие  рефлексии дошкольника происходит:

1) благодаря благоприятным «объектным» качествам взрослого, сочетающимся с его свойствами как субъекта общения;

2) благодаря обогащению взрослыми опыта детей;

3) путем прямой постановки взрослыми задач, требующих от ребенка овладения новыми знаниями, умениями и способностями;

4) на основе подкрепляющего действия мнении и оценок взрослого;  

5) благодаря возможности для ребенка черпать в общении образцы действий и поступков взрослых;

6) вследствие благоприятных условий для раскрытия детьми своего творческого, самобытного начала при общении их друг с другом.

 - Создание проблемных  ситуаций.  Рассказывая детям проблемную ситуацию, предложить им помочь главному герою найти решение проблемы. Например, как в лесу Колобок может спрятаться от зверей (повиснуть на яблоне — стать яблочком; обмазаться медом и покататься по еловым иголкам — станет похожим на ежика; спрятаться в ромашку — стать ее серединкой; спрятаться в дупло и т. п.)

Итак, вышеперечисленные средства способствуют развитию рефлексии дошкольника.  Одним из эффективных средств развития рефлексии можно считать игры – драматизации.  

Литература:

  1. Болотина Л.Р., Комарова Т.С., Баранов С.П. Дошкольная педагогика.- М., 1997.- С.164.
  2. Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика. - М.: Академия, 2000.- С. 241.
  3. Лисина М.И. Общение, личность и психика ребёнка. – М., 1997.-С.29.
  4. Флёрина Е.А. Эстетическое воспитание дошкольника / Е.А. Флёрина. - М., 1961.- 330с.

[1] Болотина Л.Р., Комарова Т.С., Баранов С.П. Дошкольная педагогика.- М., 1997.- С.164.

[2] Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика. - М.: Академия, 2000.- С. 241.

[3] Флёрина Е.А. Эстетическое воспитание дошкольника / Е.А. Флёрина. - М., 1961.- 330с.

[4] Лисина М.И. Общение, личность и психика ребёнка. – М., 1997.-С.29.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Педагогические условия развития рефлексии у детей старшего дошкольного возраста"

Результаты психолого-педагогических исследований и практический опыт показывают, что имеющая место подготовка дошкольников к поступлению в школу является недостаточной. Возникла необходимость развития...

Консультация для родителей детей старшего дошкольного возраста «Развитие речевой активности детей старшего дошкольного возраста посредством развивающих игр»

Консультация для родителей детей старшего дошкольного возраста «Развитие речевой активности детей старшего дошкольного возраста посредством развивающих игр»...

Консультация для родителей детей старшего дошкольного возраста «Развитие речевой активности детей старшего дошкольного возраста посредством развивающих игр»

Благодаря речи дети познают окружающий мир, накапливают знания, расширяют круг представлений о предметах. При помощи речи выражают свои потребности, рассказывают о своих чувствах и переживаниях....

Консультация для родителей детей старшего дошкольного возраста «Развитие речевой активности детей старшего дошкольного возраста посредством развивающих игр»

Консультация для родителей детей старшего дошкольного возраста «Развитие речевой активности детей старшего дошкольного возраста посредством развивающих игр»...

Консультация для родителей детей старшего дошкольного возраста «Развитие речевой активности детей старшего дошкольного возраста посредством развивающих игр»

Главная цель речевого воспитания состоит в том, чтобы ребенок творчески освоил нормы и правила родного языка, умел гибко их применять в конкретных ситуациях, овладел основными коммуникативными способн...