Программа дополнительного образования "Умелые ручки" для детей 4-5 лет
рабочая программа (средняя группа)

Шалагина Наталья Владимировна

Направленность программы: художественный ручной труд, создающий условие для вовлечение ребёнка в собственное творчество, в процессе которого создаётся что-то красивое и необычное. Цель: развитие художественно творческих способностей у детей через укрепление мелкой моторики пальцев рук.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_dopolnitelnogo_obrazovaniya_uchelye_ruchki.docx33.72 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

  1. Направленность программы: художественный ручной труд, создающий условия для вовлечения ребёнка в собственное творчество, в процессе которого создаётся что-то красивое, необычное.
  2. Актуальность.

Дошкольное детство - очень важный период в жизни детей. Именно в этом возрасте каждый ребёнок представляет собой маленького исследователя, с радостью и удивлением открывающего для себя незнакомый и удивительный окружающий мир. Чем разнообразнее детская деятельность, тем успешнее идёт разностороннее развитие ребёнка, реализуются его потенциальные возможности и первые проявления творчества.

В наши дни вопрос развития творческих способностей детей стоит особенно остро. Как мне кажется, это связано с тем, что дети стали больше проводить времени с компьютером и другими средствами технического прогресса. Всё меньше внимания уделяется родителями занятиям со своим ребёнком рисованием, лепкой, аппликацией и ручным трудом. Дети от природы наделены яркими способностями. И задача взрослых: и педагогов, и родителей - заинтересовать ребёнка художественной деятельностью, пробудить желание к созданию различных поделок, развить важнейшие психические процессы: воображение, мышление и др., помочь овладеть простыми ручными операциями, подготовить ребёнка к обучению в школе.

Художественный ручной труд способствует развитию сенсомоторики,  согласованности в работе глаза и руки, совершенствованию координации движений, гибкости, точности в выполнении действий. В процессе изготовления аппликаций постепенно образуется система специальных навыков и умений. Большое влияние оказывает ручной труд на умственное развитие ребёнка, на развитие его мышления.

Работа ребенка с бумагой, природным материалом, или красками, элементарные опыты с ними позволяют узнавать их свойства, качества, возможности, пробуждают любознательность, обогащают яркими образами окружающего мира. В ходе творческой работы дошкольник учиться наблюдать, размышлять, сравнивать, анализировать и делать выводы. Я считаю, что продуктивная деятельность не только оптимизирует коррекционное воздействие на развитие двигательной сферы, но и способствует устранению недостатков речевых и неречевых психических функций у дошкольников.

1.3 Цель: развитие художественно творческих способностей у детей через укрепление мелкой моторики пальцев рук.

1.4 Задачи:

Развивающие:

  1. Развиваем твёрдость рук, технические навыки, мелкую моторику рук.
  2. Развивать умение безопасно пользоваться инструментами при работе.
  3. Развиваем внимания, памяти, воображение, творческую фантазию.

Образовательные:

  1. Способствовать выработке навыков работы с различными материалами.
  2. Познакомить со свойствами различных материалов.
  3. Учить наклеивать готовые формы, составлять из них изображения готовых предметов, совершенствуя ориентировку на плоскости.
  4. Способствовать развитию конструктивной деятельности.

Воспитательные:

  1. Воспитывать самостоятельность, уверенность, инициативность.
  2. Способствовать проявлению самостоятельности к уборке рабочего места и используемого материала, бережного отношения к нему.
  3. Сформировать у детей интерес к художественному труду.

1.5 Ожидаемый результат:

После проведения каждого этапа работы кружка предполагается овладение детьми определенными знаниями, умениями, навыками, выявление и осознание ребенком своих способностей, формирование общетрудовых и специальных умений, способов самоконтроля.

• Дети познакомятся с различными материалами и их свойствами;

• Освоят навыки работы с ножницами и клеем;

• Научатся некоторым приемам преобразования материалов;

• Разовьют мелкую моторику рук.

1.6 Системный показатель эффективности (педагогическая

диагностика).

Диагностика проводится два раза в год, в начале учебного года и в конце. Оценивается по 8 критериям: умение держать кисть, использование разных материалов, передача формы предметов, техника закрашивания, использование приемов лепки, умение держать ножницы, вырезание, наклеивание, знания правил работы. Оценка проводится: высокий уровень, средний уровень, низкий уровень. Оценка индивидуального развития детей  заключается в анализе освоения ими содержания образовательной области художественно-эстетическое развитие.

Оценка индивидуального развития детей проводится в ходе внутреннего мониторинга. Мониторинг осуществляется в форме регулярных наблюдений  за детьми в повседневной жизни и в процессе непосредственно образовательной деятельности с ними. (Приложение №1).

1.7 Итоговая аттестация:

• выставки детских работ;

•  презентация работы кружка на итоговом родительском собрании.

2 Учебно-тематический план.

Тема

Количество часов

Пластилинография

3

Обрывная аппликация

4

Работа с крупой

4

Работа с семечками

1

Работа с ватой и пенопластом

3

Нетрадиционная техника рисования

2

Работа с макаронами.

1

Квилинг

1

Лепка

2

Работа с ножницами

2

Умение пользоваться трафаретом

1

Конструирование

1

Аппликация

1

Аппликация из салфеток

2

Итого

28

3. Структура и содержание группового занятия.

  1. Мотивация
  2. Основная часть (ознакомление с пластилинографией, обрывной аппликацией, работа с крупой и семечками, с ватой и пенопластом и др.).
  3. Рефлексия

Приложение 2.

Перспективное планирование кружковой работы на (2018-2019г.)

Тема

Задачи

Материал

Октябрь

№1 Осенний листочек (Пластилинография)

Создавать выразительный образ посредством передачи объема и цвета. Закреплять умения навыки работы с пластилином: раскатывание, сплющивание, размазывание используемого материала на основе, разглаживание готовой поверхности.

Пластилин, картон с трафаретом, ножницы.

№2 «Осенний лес». (Обрывная аппликация). Коллективная работа.

Расширять знания детей о приметах осени; продолжать учить отрывать от листа бумаги маленькие кусочки, наносить на них клей, приклеивать их в нужном месте картинки.

Ватман, бумага, клей

Ноябрь

№1 «Грибок».

Сформировать умение у детей работать с крупами и клеем. Планировать ход выполнения работы. Учить располагать изображение на всем листе. Развивать мелкую моторику. Воспитывать интерес к занятию.

Картон, трафарет, клей, кисть, крупа, ножницы.

№2 «Овечка».

Формируем умение у детей работать с ватой и клеем. Планировать ход выполнения работы. Учить располагать изображение на всем листе. Развивать мелкую моторику. Воспитывать интерес к занятию.

Картон, трафарет, клей, кисть, вата, ножницы.

№3 «Ёж».

Учить правилам безопасной работы с клеем, семечками. Развивать композиционные умения. Воспитывать желание делать подарки своим близким.

Картон с трафаретом, клей, кисточка, семечки.

№4 «Гроздь винограда».

Учить детей передавать форму грозди винограда в рисунке. Формировать умение самостоятельно выбирать цвет ягод (светло – зеленый или фиолетовый), закрепить способом рисования пальчиком ягод винограда.

½ альбомного листа, кисть, гуашь.

Декабрь

№1 «Снежинка».

Учить детей работать с разным материалом. Учить правилам безопасности работы с клеем, крупой. Учить планировать свою работу. Развивать мелкую моторику, усидчивость. Воспитывать желание доводить начатое дело до конца

Макароны, картон, клей, кисть.

№2 «Волшебный лес»

Познакомить детей с новым способом рисования «паралоном». Учить рисовать пушистый снег на ветках деревьев и елочек, сугробов на земле.

Альбомный лист, краски, паралон

№3«Снеговики»

Продолжаем формировать умение у детей работать с пластилином. Учить получать удовольствие при работе с таким материалом. Развивать мелкую моторику. Развивать эстетическое восприятие. Воспитывать усидчивость, терпение, аккуратность в работе.

Пластилин, досточка.

№4 «Новогодняя елочка»

Учить детей составлять аппликативное изображение елочки из готовых форм (треугольников), с частичным наложением друг на друга. Продолжать учить скатывать из мелких кусочков бумаги шарики, аккуратно пользоваться клеем. Воспитывать самостоятельность и доброжелательные отношения к другим детям.

½ альбомного листа, заготовки из зеленой бумаги (треугольники разных размеров), двусторонняя бумага ярких цветов (фантики), клей, кисти, салфетки, ножницы.

Январь

№1 «Зимняя сказка». Коллективная работа.

Создавать картину заснеженных деревьев, используя вату, соль, пенопласт.

Ватман, вата, пенопласт, соль.

№2 «Зайчик». (Аппликация из ваты).

Изображать по силуэту зайчика из ваты, дополняя пейзаж деталями из цветной бумаги.

Цветная бумага, вата, клей, кисти, ножницы.

№3 «Птичка на кормушке».

Учить правилам безопасной работы с клеем, крупами. Развивать композиционные умения. Воспитывать желание делать подарки своим близким. Развиваем мелкую моторику.

Картон с трафаретом, клей, кисточка, крупы.

Февраль

№1 «Снегири на ветках» (Пластилиновая мозаика)

Развивать умение оттягивать детали от целого куска, формировать шарики прижимать и примазывать их к бумаге. Развиваем мелкую моторику рук.

Пластилин, альбомный лист, трафарет

№2 «Машина».

Учить передавать образ, соблюдая относительную величину. Развивать образное, эстетическое восприятие. Воспитывать самостоятельность.

Спичечные коробки, клей ПВА, кисть.

№3 «Кубок для папы».

Учить детей работать с разным материалом. Учить сооружать не сложные поделки. Развивать композиционные умения. Воспитывать умение доводить начатое дело до конца.

Картон-трафарет, клей ПВА, семена, крупы.

№4 «Пингвины на льдине»

Продолжаем учить детей работать с пластилином. Учить получать удовольствие при работе с пластилином. Развивать мелкую моторику. Развивать эстетическое восприятие. Воспитывать усидчивость, терпение, аккуратность в работе.

Пластилин, стеки.

Март

№1 «Цветок для мамы».

Учить детей работать с бумажной салфеткой и клеем. Планировать ход выполнения работы. Учить располагать изображение на всем листе. Развивать мелкую моторику. Воспитывать интерес к занятию.

Клей, кисть, бумажные салфетки, одноразовая тарелка.

№2 «Жираф».

Продолжаем работать с крупой и клеем. Планировать ход выполнения работы. Учить располагать изображение на всем листе. Развивать мелкую моторику. Воспитывать интерес к занятию.

Картон, трафарет, клей, кисть, пшено.

№3 "Вот какой у нас букет".(Пластилинография)

Учить соединять концы столбика, скатанного между ладонями, в виде кольца и присоединять их к кругу.

Пластилин, бумага.

№4 «Подснежник».

Учить правилам безопасной работы с клеем, бумагой. Развивать композиционные умения. Воспитывать желание делать подарки своим близким.

Бумага для квиллинга, клей, кисточка.

Апрель

№1 «Перелетные птицы» (коллективная работа).

Учить детей работать с ватой и клеем, крупой. Работать коллективно. Планировать ход выполнения работы. Учить располагать изображение на всем листе. Развивать мелкую моторику. Воспитывать интерес к занятию

Картон, трафарет, клей, кисть, ватные диски, крупы.

№2 «Космос»

Учить планировать свою работу. Развивать мелкую моторику. Воспитывать самостоятельность

Цветная бумага, картон, крупы, клей ПВА, ножницы, кисть.

№3 «Веточка вербы»

Развивать умение скатывать маленькие кусочки бумаги в плотный комочек, отрывать от ваты кусочки, аккуратно приклеивать на картон.

Цветная бумага, вата, ½ альбомного листа, клей, кисть.

№4 «Бабочка»

Формировать умение работать с бумагой, делать заготовки для работы. Развивать мелкую моторику. Воспитывать интерес к занятию.

Цветная бумага, клей ПВА, кисточка, ножницы.

Май

№1Поздравительная открытка для родителей «С праздником весны и труда» (коллективная работа)

Формировать умение работать коллективно. Планировать ход выполнения работы. Учить располагать изображение на всем листе. Развивать мелкую моторику. Воспитывать интерес к занятию.

Клей ПВА, кисть, карандаши, салфетки, цветная бумага, ножницы.

№2 «Яблони в цвету». Коллективная работа. (Аппликация из салфеток).

Учить планировать свою работу. Развивать мелкую моторику. Воспитывать самостоятельность.

Цветная бумага, картон, крупы, клей ПВА, ножницы, кисть.

№3 «Мир похож на цветной луг». Коллективная работа детей. (Пластилинография).

Формировать умение примазывать пластилин к бумаге, не выходя за контуры рисунка. Использовать в работе пластилин 3-х разных цветов.

Бумага, пластилин.

5.Условия реализации:

5.1.Основные правила для педагога в работе с детьми.

  • От простого к сложному.
  •  Связь знаний, умений с жизнью, с практикой.
  •  Научность.
  •  Доступность.
  •  Системность знаний.
  •  Воспитывающая и развивающая среда.
  • Всесторонность, гармоничность в содержании знаний, умений, навыков.
  • Активность и самостоятельность.
  • Учет возрастных и индивидуальных особенностей каждого ребёнка.

5.2. Требование к помещению для проведения занятий.

  • Помещение  соответствует нормам СанПиН, отвечает требованиям ФГОС ДО.

5.3.Методы  обучения.

  • В зависимости  от поставленных задач на занятиях используется различные методы и приемы: словесные, наглядные, практические, игровые, чаще всего работа основывается на сочетании их методов.
  • Словесные методы: беседы, вопросы, художественное слово (стихи, загадки),  объяснение, напоминание, поощрение. Анализ результата собственной деятельности и деятельности других детей. Чтобы поднять значимость сделанной поделки у ребенка, в течение учебного года будут проведены выставки детских работ, вручение готовых работ родителям в качестве подарков.
  • Наглядные методы: показ, демонстрация.
  • Практические  методы: повторение упражнений с постепенным усложнением для обработки необходимых навыков.  

6. Методическое обеспечение.

1. «Цветные ладошки» Е. Лыковой.

2. «Ребенок в детском саду» журнал методическое пособие для воспитателей.

3. «Обруч» журнал под редакцией Т. Дороновой.

4. «Ручной труд» под редакцией И. Климовой.

5. «От салфеток до квиллинга» И. А. Черкасова, В. Ю. Руснак, М. В. Бутова, Москва, издательство «Скрипторий 2003», 2013г.

6. «Чудеса для детей из ненужных вещей», М. И. Нагибина, Ярославль «Академия Развития», 1998г.

7. «Мозаика из круп и семян» Г. И. Перевертень, Издательство «Сталкер», 2006г.

8. «Мастерим вместе с детьми. Чудесные поделки из чего угодно.» О. В. Пойда Издательство: «ОлмаМедиаГрупп», 2013 г.

9. Интернет.

7. Организация работы

7.1. Сроки реализации.

Занятия с 15 октября 2016г. по 31 мая 2019 года. Программа ориентирована на работу с детьми в возрасте 4 – 5 лет.  Продолжительность занятий 20 минут. Количество занятий за неделю – 1 во вторую половину дня. В группе 10 человек.  

7.2. Количество часов в год .

28 часа

7.3 Периодичность.

В месяц 4 занятия, в неделю 1 занятие.

7.4 Средства обучения

Пластилин, картон с трафаретом, ватман, бумага, клей пва, кисть, крупа, вата, семечки, макароны, гуашь, кисть, паралон, пластилин, досточка, фантики, спичечные коробки, ножницы, бумага для квилинга.

Приложение №1

Системный показатель эффективности (педагогическая диагностика).

Диагностика проводится два раза в год, в начале учебного года и в конце. Оценивается по 8 критериям: умение держать кисть, использование разных материалов, передача формы предметов, техника закрашивания, использование приемов лепки, умение держать ножницы, вырезание, наклеивание, знания правил работы. Оценка проводится: высокий уровень, средний уровень, низкий уровень. Оценка индивидуального развития детей  заключается в анализе освоения ими содержания образовательной области художественно-эстетическое развитие.

Оценка индивидуального развития детей проводится в ходе внутреннего мониторинга. Мониторинг осуществляется в форме регулярных наблюдений  за детьми в повседневной жизни и в процессе непосредственно образовательной деятельности с ними.

Диагностическая карта

п/п

Ф.И. ребенка

Умение держать кисть

Использование разных материалов

Передача формы предметов

Техника закрашивания

Использование приёмов лепки

Умение держать ножницы

Вырезание

Наклеивание

Знание правил работы

1

2

Система оценивания индивидуального развития:

Высокий уровень ____детей ______ %, средний уровень ______ детей ______%, низкий уровень _______ детей_______%


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРОГРАММА Дополнительного образования для детей раннего возраста с недостатками в психофизическом развитии «Раз – ладошка, два - ладошка!»

Логоритмические занятия дают положительный результат в развитии двигательной и эмоциональной сферы ребенка, тем самым своевременно формируют его речевое развитие, укрепляют здоровье малышей....

Программа дополнительного образования для детей 6-7 лет "От "А" до "Я"

Исходя из запросов основных заказчиков образовательных услуг - родителей воспитанников и требований современной педагогической ситуации,  была разработана программа дополнительного образования по...

ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ для детей среднего дошкольного возраста кружок «АЗБУКА БЕЗОПАСНОСТИ»

Программа кружка по основам безопасности жизнедеятельности воспитанников дошкольного образовательного учреждения представляет собой краткое тематическое изложение содержания кружка, включающего сведен...

Программа дополнительного образования для детей 4 - 7 лет "Волшнбная кисточка"

Программа «Волшебная кисточка» призвана помочь ребятам реализовать потребность в самовыражении посредством изобразительной деятельности, развить в детях универсальную способность – воображение. Формир...

Программа дополнительного образования для детей старшей группы «В гостях у сказки» (художественно-творческое развитие детей 5-6 лет)

Программа дополнительного образования для детей старшей группы «В гостях у сказки» (художественно-творческое  развитие детей 5-6 лет)Анализ работы с программой доп.образования "В...

Рабочая программа дополнительного образования для детей дошкольного возраста «ЛОГОРИТМИКА» для детей 4-6 лет по музыкально- ритмическому развитию

Речь – чудесный дар природы – не даётся человеку от  рождения. Взрослые должны приложить немало усилий, чтобы речь ребёнка развивалась правильно и своевременно.Полноценное развитие ли...