Инновационная технология портфолио
материал

Гришина Елена Владимировна

Методические рекомендации подготовлены к курсу вебинаров Всероссийской общественной организации "Воспитатели России" и по итогам онлайн-конференций по актуальным проблемам дошкольного образования (автор Лыкова И.А.). В методических рекомендациях раскрыта роль портфолио в выявлении и поддержке индивидуальности ребёнка. Адресуются старшим воспитателям и воспитателям дошкольных образовательных организаций.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл innovatsionnaya_tehnologiya_portfolio.docx26.52 КБ

Предварительный просмотр:

Информационная технология портфолио

В современном дошкольном образовании самое пристальное внимание уделяется развитию ребенка как уникальной личности с его индивидуальными способностями, темпом и особенностями развития. На помощь педагогу, родителям и самому ребенку приходит технология портфолио.

Портфолио - это способ накопления, фиксации, мониторинга и проектирования индивидуальных достижений ребенка (или взрослого человека) за определенный период времени. Можно с уверенностью сказать, что портфолио -  это своеобразное зеркало основных достижений ребенка, в которое он может заглянуть сам и увидеть свое творческое отражение.

Обычно понятие «портфолио» применяется в связи с понятием «творческое развитие», но в педагогике оно имеет более широкое значение, предусматривающее системный мониторинг общего развития ребенка.

Функции портфолио:

  • диагностическая - фиксирует изменения и рост (умственный и физический) за определенный период времени;
  • целеполагательная - поддерживает образовательные цели (чему мы обучаем ребенка и для чего);
  • мотивационная - поощряет достигнутые ребенком результаты;
  • содержательная - раскрывает весь спектр выполняемых работ;
  • развивающая - обеспечивает непрерывность процесса обучения и развития от года к году;
  • рейтинговая -  показывает диапазон навыков и умений.

Портфолио может составляться как на одного ребенка, так и на группу детского сада или другой детский коллектив (музыкальный ансамбль, спортивный клуб и т.п.). Портфолио может составляться также на педагогический коллектив дошкольного учреждения и на конкретную семью. В любом случае портфолио - это так называемое досье успеха, показатель творческих успехов ребенка или педагога (семьи).

Любой портфолио должен быть интересен для самого автора. Поэтому его страницы оформляются так, чтобы даже не читающий дошкольник легко мог понять саму информацию и способ ее систематизации.

Виды портфолио по способу хранения информации

  1. Классический портфолио, который создается в виде папок, книжек, альбомов, дневников, картотек.
  2. Электронный портфолио, который предполагает владение хотя бы основами компьютерной грамотности и располагает уникальными возможностями для сбора, хранения и систематизации информации. Электронный портфолио привлекает старших дошкольников и младших школьников своей красочностью и множеством интересных визуальных эффектов. Но далеко не все педагоги и родители сносно владеют компьютерной программой Microsoft PowerPoint. К тому же не в каждой группе дошкольного образовательного учреждения есть компьютер.
  3. Интерактивный портфолио-раскраска на печатной основе интересен максимальной активностью ребенка, который раскрашивает картинки, вырезает и приклеивает изображения, прокладывает маршруты, вкладывает фотографии и т.д. Этот вид портфолио более удобен для родителей или гувернёра, няни. Взрослые также включаются в ведение портфолио: ведут записи, делают комментарии, помогают ребенку выбрать новые материалы для творчества.

Алгоритм работы над портфолио

  1. Постановка цели: автору должно быть понятно, для чего необходимо создавать портфолио.
  2. Выявление вида портфолио и способа хранения информации.
  3. Выбор временного отрезка, во время которого будет собираться  информация, и «служить» портфолио.
  4.  Определение структуры портфолио (количество рубрик и их название).
  5. Презентация и использование портфолио.

Оформление и структура портфолио

Для оформления детских портфолио потребуются архивные папки. Они предназначены для долговременного использования, имеют жесткую обложку и надежный механизм крепления вкладышей, поэтому смогут выдержать несколько лет постоянной службы. Для группы детей желательно приобрести папки с красочными обложками - разными по цвету, рисунку или декоративному элементу, чтобы каждый ребенок легко узнавал свой «документ развития». Современные магазины канцтоваров предлагают многотомные архивные папки, оформленные в едином стиле и не слишком тяжелые. Корешки этих папок, поставленные на полке в один ряд, образуют целостную композицию. Если вы приобрели классические серые или черные папки Krona, их можно оформить с участием детей или их родителей. Самый простой вариант: оклеить папку упаковочной или самоклеющейся бумагой (так школьники защищают свои учебники и дневники). Для самой важной части портфолио - его художественного содержания нужно приобрести папки-вкладыши. Желательно заранее предусмотреть хранение детских работ разного формата и с этой целью запасти вкладыши с перфорациями формата А3, А4 и А5.

Структура портфолио художественного развития ребенка всегда условна и зависит, в первую очередь, от мотивации, увлеченности, возможностей педагога и родителей. Но в любом случае важно предвидеть конечный результат, а это определяется наличием способности к педагогическому целеполаганию. Педагогам и родителям необходимо четко понимать цель создания портфолио и сбора информации.

Цели могут быть различными:

  • мониторинг основных достижений ребенка, отражающих уровень его общего развития и формирования интегративных качеств личности;
  • сбор и обобщение информации о достижениях в каком-то конкретном виде деятельности (например, в образовательной области «Художественно-эстетическое развитие») или по определенной линии развития;
  • накопление информации за определенный период, благодаря чему можно увидеть путь развития ребенка или группы детей за определенный отрезок времени;
  • тематический портфолио, который посвящается определенной теме и поэтому чаще используется для мониторинга достижений группы (творческого коллектива), а не отдельного ребенка.

Количество разделов в портфолио может варьироваться от трех до десяти-двадцати и более. Так, вы можете начать работу тремя-пятью разделами, а затем расширить спектр освещаемых вопросов и соответственно дополнить количество разделов. С течением времени вы сами поймете, какие разделы нужно сохранить и добавить, а какие окажутся лишними.

Примеры рубрик детского портфолио

1. Информация о ребенке: ФИО, дата и место рождения, адрес местожительства, сведения о родителях.

2. Детские работы - оригиналы (рисунки, коллажи, аппликации и др.), выполненные в организованных образовательных ситуациях.

3. Самостоятельное детское творчество (спонтанные рисунки и другие творческие работы, созданные в свободной художественной деятельности и отражающие индивидуальные интересы, увлечения, способности, достижения).

4. Фотографии детских творческих работ.

5. Фотографии ребенка, увлеченного творческим процессом.

6. Дипломы, грамоты, свидетельства.

7. Газеты, журналы, буклеты (в том числе рукотворные), в которых представлены работы ребенка или описывается его творчество.

8. Высказывания ребенка о себе самом и своем творчестве.

9. Мониторинг художественного развития ребенка.

10. Программа индивидуального художественного развития.

Условия успешности портфолио:

  1. Добровольность. Если ведение портфолио сделать обязательным, его ведение может стать формальностью, лишней нагрузкой на педагога и детей.
  2. Индивидуальный подход к ребенку и оформлению портфолио.
  3. Удобство хранения. Весь материал портфолио необходимо собирать, систематизировать и хранить так, чтобы было удобно его использовать.
  4. Систематичность в сборе информации. Портфолио подразумевает не просто хранение, а постоянное пополнение, изучение и анализ имеющихся материалов.
  5. Взаимодействие взрослого и ребенка. Вид, структуру и содержание портфолио ребенка определяет взрослый (педагог или родители), но при этом обязательно учитывает мнение ребенка. Таким образом, работа над созданием портфолио позволяет естественным образом сблизить всех его участников (педагога, ребенка, его родителей или других членов семьи).

Таким образом, детская художественно-продуктивная деятельность и инновационная технология портфолио позволяют оптимизировать процедуру мониторинга и получить объективные показатели не только специального (художественного), но и общего развития каждого ребенка. Наибольшую ценность для объективации мониторинга и оформления портфолио представляют ситуации, в которых ребенок действует творчески, самостоятельно, по своей инициативе. В свободной художественно-продуктивной деятельности содержание действий, их цель, способы реализации замысла, художественные материалы и инструменты, а также изобразительно-выразительные средства определяются самими детьми и объективно отражают уровень индивидуальных достижений.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПОРТФОЛИО ДОШКОЛЬНИКА КАК ИННОВАЦИОННАЯ ТЕХНОЛОГИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРЕЕМСТВЕННОСТИ МЕЖДУ ДОУ И НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛОЙ.

Кажется, сегодня нет никаких оснований использовать систему инновационной оценки «Портфолио» в дошкольном учреждении, но часто задаваемые вопросы родителями будущих первоклассников подталкивают педаго...

«Портфолио дошкольника как инновационная технология реализации преемственности между ДОУ и начальной школой».

МБДОУ детский сад комбинированного вида №7 «Золотая рыбка»     ПРОЕКТ«Портфолио дошкольника как инновационная технология реализации преемственности между ДОУ и начальной школо...

«Портфолио дошкольника как инновационная технология в ДОУ»

Технология «Портфолио» является одной из образовательных технологий, обеспечивающих личностно-ориентированный подход в образовании.  Преимуществом технологии «Портфолио» в  ДОУ является то, ...

«Портфолио дошкольника как инновационная технология»

Портфолио дошкольника — это, прежде всего, копилка личных достижений ребенка в разнообразных видах деятельности, его успехов, положительных эмоций, это своеобразный маршрут развития ребенка. Соб...

«Портфолио воспитанника как инновационная технология».

laquo;Портфолио воспитанника как инновационная технология»....

Инновационная технология "Портфолио в ДОУ" Презентация

Инновационная технология "Портфолио в ДОУ"...