МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ПАЛЬЧИКОВАЯ ГИМНАСТИКА
методическая разработка (средняя группа)

Петрий Людмила Сергеевна

МЕТОДИЧЕСКАЯ  РАЗРАБОТКА  ПАЛЬЧИКОВАЯ  ГИМНАСТИКА

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема, Пальчиковая гимнастика как, эффективный метод развитии  мелкой  моторики рук  у  дошкольников.                                                                          

Цель: Пальчиковые  гимнастика,  как  средство  развитии  речи  у детей.    Задачи:

 Повысить речевую активность;

 Учить слушать и понимать речь взрослого;      

Учить  детей  координировать движения  рук ( пальцев);.

 Развивать двигательную  активность;

  Развивать психические  процессы: логическое  мышление,   зрительное  и  слуховое     восприятие,  внимание,  память,  речь      

  Привлечь  к  помощи  родителей создать благоприятный эмоциональный  настрой;

  Формировать и стимулировать мотивационное отношение родителей к работе с их детьми. способствует овладению навыками мелкой моторики;

            Пальчиковая гимнастика, это эффективный метод профилактики речевых нарушений у дошкольников. Пальчиковые игры очень эмоциональны, увлекательны.

Методическая работа нацелена на развитии  мелкой  моторики, через систематическое  использование  пальчиковых  гимнастик  в образовательном процессе ДОУ. В последнее время  в нашей  стране  увеличилось  количество  детей с  отклонениями в развитии речи, и эти  отклонения связаны  с экологическими условиями,  а  также  различными  инфекциями.  У детей  которых  есть  нарушение речи отмечается неточность  неловкость  движения, неуверенные  движения пальцев, вызывает затруднения, застегивание  пуговиц,  они не любят  рисовать, так как с  трудом держат  карандаш. Я, считаю   что проблема развития мелкой моторики у детей с недоразвитием речи, как одно из средств развития мыслительной деятельности, является одной из актуальных проблем детской психологии и педагогики. На основе исследований и опытов доказано, что в коре головного мозга центры, отвечающие за речь, находятся рядом с моторными центрами пальцев. М.М.Кольцова пришла к заключению, что формирование речевых областей совершается под влиянием кинестетических импульсов от рук, а точнее от пальцев. Если развитие движений пальцев отстаёт, то задерживается и речевое развитие (и наоборот). Ещё В.А.Сухомлинский писал: «Источники способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами: чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребёнок». Исследователи детской психики говорят – рука учит мозг. По умелости детских рук специалисты делают вывод об особенностях развития центральной нервной системы и её мозга, так как навыки мелкой моторики необходимы не только в быту, но и влияют на процесс обучения (внимание, память, мышление). Поэтому при диагностике готовности к обучению в школе обращают внимание, как развита у ребёнка мелкая моторика. Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. Кроме развития психических процессов, речи, развития моторики, пальцев влияет на здоровье ребёнка, так как на руке находятся биологически активные точки организма. Исходя  из  личного  опыта и  поставив  перед  собой цель я создала необходимую развивающую среду: подобрала оборудование  для реализации  поставленных  задач.  В течении  всей  работы у детей вызывали  большой  интерес  пальчиковые игры  и  упражнения,  которые оказывали оздоровительное воздействие на  организм  детей. Пальчиковые  упражнения  и  игры способствовали хорошему эмоциональному  настрою, улучшилось  произношение  звуков.

Помогали скоординировать движения обеих рук: выкладывание из крупы различных фигур,   замков, узоров, выполнение аппликаций из природного материала, создание изображений и узоров из цветных нитей (ниткопись), наматывание нитки на катушку, на клубок.  Мелкая  моторика  пальцев развивалась на занятиях  пластилинографией , с помощью  игр шнуровок  учили понятия «слева-направо», «сверху-снизу», собирали  из палочек разные  предметы, закручивали  пробки, из спичек выкладывали  геометрические  фигуры. Активно использовали в работе су-джок терапию, которая оказывает тотальное воздействие на кору головного мозга, что предохраняет отдельные её зоны от переутомления, равномерно распределяя нагрузку на мозг. Использование массажёра способствовало активизации деятельности у заторможенных детей и успокаивало гиперактивных  Также детям нравится играть  «Лего»,  «Зашнуруй  кроссовки» «Дерево осенью»,  «Магнитная  трасса»,»Чудесный мешочек»

В непосредственную образовательную деятельность включаю физкультминутки, сочетающие движение и речь. Текст составляю так, чтобы в одной физкультминутке содержалось возможно большее количество разнообразных пальцевых движений и они по смыслу сочетались с произносимыми стихами.  Для детей с ОНР проговаривание стихов одновременно с движениями обладает рядом преимуществ: речь как бы ритмизируется движениями, делается более громкой, чёткой и эмоциональной, а наличие рифмы положительное влияет на слуховое восприятие. Использование физминуток с речевым сопровождением в стихотворной форме позволяет достичь наибольшего обучающего эффекта.

С введением Федерального государственного стандарта большое внимание стало уделяться взаимодействию дошкольного учреждения с родителями. Я, считакю  что важное направление для  развития мелкой  моторики,  является  работа  с  родителями.  Пробудить интерес родителей к педагогическому процессу в ДОУ;

Познакомила  родителей с теоретическими знаниями о значении развития мелкой моторики рук в общем и речевом развитии ребёнка.

Были подготовлены практические рекомендации по использованию игр и упражнений, направленных на развитие мелкой моторики рук,   проведены  консультации по  проблеме, подготовлена  презентация о значении мелкой  моторики, памятки  с рекомендациями,  индивидуальные  консультации,  выставки  пособий,  папки передвижки.

 

Работа с родителями – это одно из важных направлений в работе по созданию благоприятных условий для развития мелкой моторики и координации движений пальцев, подготовки руки к письму. Основная задача работы с родителями – формирование и стимуляция мотивационного отношения родителей к работе с их детьми. Было проведено анкетирование родителей по проблеме, выявлен запрос родителей. Подготовлена презентация для родителей «Умные ручки», о значении мелкой моторики, о том, как проявляются недостатки развития мелкой моторики, какие правила при работе с детьми надо использовать, как мы в детском саду развиваем детские пальчики; подготовлены памятки для родителей с рекомендациями о том, как развивать мелкую моторику дома. На родительском собрании по проблеме развития моторики родители придумывали, как с помощью предметов, которые можно найти дома, развивать детские ручки. Использовались и другие формы работы с родителями по развитию у детей мелкой моторики: семинары-практикумы, индивидуальные консультации, открытые просмотры, выставки пособий, папки-передвижки, выставки детских работ.

Для  своей группы  разработала  картотеку пальчиковой  гимнастики  по  темам: