картотека игр для развития чувства ритма у детей
учебно-методический материал (старшая группа)

данный материал интересен и воспитателям и музыкальным руководителям

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл uprazhneniya_dlya_razvitiya_chuvstva_ritma_u_detey.docx32.19 КБ

Предварительный просмотр:

Упражнения на развитие чувства ритма могут включать выполнение таких заданий, как:

- воспроизведение в хлопках ритмического рисунка прослушанного музыкального отрывка;

- отражение в движении смены ритмического рисунка звучащей музыки;

- воспроизведение в движении общего характера и динамики развития музыкального образа;

- использование языка жеста и мимики в передаче характера музыкального образа;

- импровизация на заданный музыкальный образ с использованием разнообразных движений;

- изменение характера движения в соответствии с изменением темповых и динамических показателей музыки.

        Таким образом, можно говорить о том, что чувство ритма во многом развивается путём музыкально – ритмических движений. Так как потребность в движении дети испытывают с самого раннего возраста. Этот вывод подтверждается и в работе Б.М.Теплова «Психология музыкальных способностей». В ней говорится, что в раннем возрасте музыкально – ритмическое чувство проявляется в том, что слушание музыки совершенно непосредственно сопровождается теми или другими двигательными реакциями, более или менее точно передающими ритм музыки. Едва ли на первых этапах музыкального обучения можно найти другой, более прямой и целесообразный путь развития музыкально – ритмического чувства, чем ритмика, понимается как передача ритма музыки в простых и легкодоступных детям движениях. Именно через движения дети эмоциональней и глубже воспринимают музыку.

 

«Ноги и ножки» муз. В. Агафонникова

Проводится во взаимодействии детей с музыкальным руководителем.

Цель: сформировать у детей умение двигаться в соответствии с быстрым или медленным темпом музыки.

Необходимое оборудование: аудиозапись «Ноги и ножки» муз. В. Агафонникова.

Содержание ситуации: Педагог предлагает детям погулять, но обращает внимание, что прошёл дождик, и на земле образовались лужи. Чтобы не промочить ноги, нужно перешагивать через лужи. Дети вместе с педагогом шагают «большими ногами». Затем педагог сообщает, что впереди тропинка и по ней надо бежать. Дети бегут «маленькими ножками». После чего движения выполняются под музыку в сопровождении пения педагога. Когда дети освоят движения под пение, упражнение проводится только под инструментальную музыку.

 

                        «Ходим – бегаем» муз. Е. Тиличеевой, сл. Н. Френкель.

Проводится во взаимодействии детей с музыкальным руководителем.

Цель: развивать у детей слуховое внимание – начинать и заканчивать движения в соответствии с музыкой, своевременно переходить в движениях с медленного темпа на быстрый.

Необходимое оборудование: аудиозапись с музыкой «Ходим – бегаем» муз. Е. Тиличеевой; бубны по количеству детей.

Содержание: Педагог предлагает детям послушать музыку. Проводится беседа о том, что вначале музыка спокойная, ритмичная, медленная, а во второй части быстрая, стремительная. Затем педагог предлагает детям постучать в бубен под медленную, ритмичную музыку, а когда музыка станет  быстрая – потрясти бубном. Упражнение повторяется два раза. Педагог обращает внимание детей, что движения нужно менять быстро, внимательно слушать музыку. После этого дети ходят и бегают по залу в соответствии с характером музыки и со словами песни. В конце дети три раза хлопают по коленям.

«Весёлый мячик» муз. М. Сатулина

Проводится совместно с музыкальным руководителем.

Цель: развивать у детей слуховое внимание – умение передавать в движении смену темпов в музыке.

Необходимое оборудование: аудиозапись с музыкой «Мячики» муз. М. Сатулина; мягкие мячики по числу детей; один резиновый мяч.

Содержание: Педагог показывает детям мячик и рассказывает стихотворение А. Барто: «Мой весёлый звонкий мяч» - педагог ритмично стучит мячом об пол. На слова: «А потом ты покатился…» - педагог соединяет руки, показывая, как катится мячик. В конце стихотворения: «Лопнул, хлопнул – вот и всё!» - педагог прячет мячик за спину. Затем воспитатель раздаёт мячики. Дети повторяют движения за воспитателем. После этого педагог предлагает детям послушать музыку и показать – когда мячики скачут, а когда они катятся. Затем педагог приглашает детей попрыгать и побегать, как мячики. Дети в движении передают характер музыки: в 1 – ой части дети прыгают, во 2 – ой – бегают в рассыпную. Упражнение повторяется 2 раза.

 

«Ай – да!» муз. Г. Ильиной, обр. Т. Попатенко

Проводится совместно с музыкальным руководителем.

Цель: развивать у детей слуховое внимание – умение передавать в движении контрастные музыкальные темпы.

Необходимое оборудование: аудиозапись «Ай – да» муз. Г. Ильиной, обр. Т. Попатенко.

Содержание: Педагог предлагает детям потанцевать под музыку. Когда звучит медленная музыка – дети покачиваются с ноги на ногу, а когда звучит быстрая музыка – топают ногами. Дети выполняют движения по показу воспитателя. Когда дети освоят упражнение, то могут исполнять движения самостоятельно.

 «Солнечная карусель»

Проводится совместно с музыкальным руководителем.

Цель: развивать координацию движений в соответствии с постепенным ускорением и замедлением темпа.

Необходимое оборудование: нотное приложение с русской народной мелодией «Ах, вы, сени»; обруч с прикреплёнными на нём лентами разного цвета по числу детей.

Содержание: Педагог сообщает детям, что сегодня к нам в музыкальный зал заглянуло солнышко, и предлагает спеть про него песенку.

В середину обруча встаёт воспитатель, дети встают вокруг обруча и берутся за «лучики». Исполняется песня «Солнышко» муз. Е. Макшанцевой. Дети выполняют движения в соответствии с текстом песни – поднимают «лучики», а затем опускают. После этого педагог говорит детям, что солнышку очень понравилась песенка, и оно приглашает всех детей поиграть. Игра называется: «Солнечная карусель». Необходимо обратить внимание детей, что карусель вначале крутится медленно, затем постепенно увеличивает скорость и крутится очень быстро, и также постепенно останавливается. Воспитатель встаёт в середину обруча, дети берутся за конец ленточки левой рукой. Педагог даёт команду – карусель начинает медленно крутиться. Дети бегут по кругу, меняя темп в соответствии со словами песни и характером музыки. На повторном исполнении можно двигаться в другую сторону.

 

 

«Кто как ходит»

Используется в совместной образовательной деятельности с воспитателем по ознакомлению детей с домашними животными и их детёнышами.

Цель игры: умение передавать в движении с кубиками контрастный темп: быстро – медленно.

Необходимый материал: игрушки или картинки с изображением животных и их детёнышей; по 2 кубика на каждого ребёнка по количеству детей.

Ход игры: В руках у детей кубики.

Педагог: «Сейчас мы поиграем. Покажите, как ходит мама – курочка?» - дети вместе с воспитателем поочерёдно медленно ударяют кубиками об пол.

Педагог: «А как ходят её маленькие детки – цыплятки?» - дети вместе с воспитателем быстро стучат кубиками об пол. На повторение игры дети изображают других животных – собачку с щенками, уточку с утятами, кошку с котятами и т.п.

 

«Прогулка» (Гогоберидзе А.Г., Деркунская В.А.)

Необходимый материал: музыкальные молоточки (по числу детей).

Ход игры: Педагог: «Сейчас мы пойдём на прогулку. Но прогулка будет необычная – нам помогут музыкальные молоточки. Вот так мы с вами спускаемся по лестнице (педагог медленно ударяет по ладони музыкальным молоточком: топ – топ – топ, а дети повторяют).

Мы вышли на улицу, светит солнышко. Коля взял мяч и стал ударять им о землю (педагог в среднем темпе ударяет по ладони молоточком: скок – скок, скок – скок, а дети повторяют).

Вдруг подул ветер, набежали тучи. Закапал дождик (кап, кап, кап – медленно), а потом начался ливень (кап – кап – кап – кап – быстро). И мы побежали в группу, чтобы не промокнуть (топ – топ – топ)».

Вариант игры: деревянной ложкой о ведро; бубном.

 

Подвижная игра «Велосипед»

Проводится совместно с воспитателем на утренней или бодрящей гимнастики, на физкультминутках в группе.

Цель: развивать координацию движений в соответствии с темпом музыки.

Необходимое оборудование: аудиозапись «Велосипед» муз. Е. Макшанцевой, коврики для детей.

Ход игры: детям предлагается покататься на велосипеде. Дети, лёжа на спине, вращают поднятыми ногами. С ускорением музыки – дети вращают ногами быстрее, в конце – замедляют темп и останавливаются. Это упражнение можно проводить без музыки, используя только стихотворения.

 

«Ножки весело стучат» муз. Г.Ф. Вихаревой.

Проводится во взаимодействии детей с музыкальным руководителем.

Цель: развивать у детей координацию движений в соответствии с ритмической пульсацией музыки.

Необходимое оборудование: аудиозапись с музыкой Г.Ф. Вихаревой «Ножки весело стучат».

Содержание: педагог предлагает детям потанцевать. Дети выполняют движения по показу и в соответствии с текстом песни. В 1 – м куплете они топают одной ногой, во 2 – м – хлопают в ладоши, в 3 – м – выполняют « пружинку», а в 4 – м – бегут «стайкой» по кругу. В припевах дети кружатся «топотушкой». Педагог обращает внимание детей на ритмичность музыки, говоря, что выполнять движения нужно дружно, всем вместе. В конце танца музыкальный руководитель хвалит всех детей. Танец можно повторить 2 раза.

«Пляска с погремушками»

Цель: развивать у детей умение передавать в движении ритмическую пульсацию музыки.

Необходимое оборудование: аудиозапись с музыкой «Пляска с погремушками» - белорусская плясовая мелодия «Бульба»; погремушки по числу детей.

Содержание: Дети сидят на стульчиках. Педагог говорит детям, что у него есть музыкальные погремушки, и они очень любят танцевать. Воспитатель даёт каждому ребёнку погремушку в правую ручку. Даётся задание – погремушки должны танцевать дружно, все вместе. Музыкальный руководитель показывает движения. Дети, сидя на стульчиках, выполняют задание в соответствии с текстом песни – ритмично размахивают погремушкой, стучат погремушкой по ладошке, по коленям, прячут погремушку за спину. В припевах дети звенят погремушкой. Когда упражнение будет знакомо детям, в припеве можно предложить детям лёгкий бег по залу.

 

«Разбудим мишку» муз.и сл. Л. Е. Казанцевой.

Цель: развивать у детей координацию движений в соответствии с ритмической пульсацией и со сменой движений.

Необходимое оборудование: аудиозапись музыки «Разбудим мишку» муз.и сл. Л.Е. Казанцевой; игрушка – медведь.

Содержание: педагог предлагает детям разбудить мишку. Миша спит на середине зала.  Дети вместе с педагогом подходят к медведю. Создаётся проблемная ситуация – как можно разбудить мишку? Совместно с педагогом дети предлагают потопать ножками, похлопать ручками – мишка услышит и проснётся. Под музыку дети выполняют движения в соответствии с текстом песни: грозят пальчиком, топают, хлопают. Педагог обращает внимание, чтобы дети выполняли задания дружно, ритмично, все вместе. В конце музыки медведь ловит ребят, а они убегают на стульчики.

«Матрёшки» под ред. Л.Е. Казанцевой.

Проводится совместно с музыкальным руководителем.

Цель: учить передавать музыкальный образ в соответствии с ритмической пульсацией.

Необходимое оборудование: аудиозапись «Матрёшки» под ред. Л.Е. Казанцевой; кукла – неваляшка.

Содержание: Педагог говорит детям, что к нам в гости пришла кукла – неваляшка. Дети смотрят, как она качается. Затем педагог просит детей покачаться также, как куколка. Дети выполняют движения, поочерёдно отрывая ноги от пола. После этого педагог предлагает детям потанцевать. Дети танцуют по показу музыкального руководителя, ритмично выполняя движения в соответствии с текстом песни – показывают ладошки, выставляют ногу на пятку, выполняют «пружинку», качают головой. В начале каждого куплета дети покачиваются с ножики на ножку, изображая матрёшек.

 «Розовые щёчки» муз. Г.Ф. Вихаревой

Цель: учить выполнять танцевальные движения выразительно, передавать в движении ритмическую пульсацию.

Необходимое оборудование: аудиозапись «Розовые щёчки» мух. Г.Ф. Вихаревой.

Содержание: педагог предлагает детям потанцевать.  Дети выполняют ритмично движения в соответствии с текстом песни. В начале каждого куплета дети ритмично похлопывают себя по щекам указательными пальцами. В 1 – м куплете дети ритмично хлопают в ладоши, во 2 – м – ритмично ударяют кулачком по кулачку, в 3 – м – выполняют «пружинку», а в 4 – м куплете – указательный палец ритмично прикладывают к губам. Движения исполняются по показу педагога.

 

«Мяч – другу!» коммуникативная игра муз. и сл. Л.Е. Казанцевой

Проводится совместно с воспитателем.

Цель: развивать у детей ритмическую пульсацию.

Необходимое оборудование: резиновый мячик.

Содержании: Педагог вместе с детьми садится в кружок. Воспитатель поёт и стучит мячом по коленям:

Поиграю, поиграю,

Мяч красивый я держу!

Поиграю, поиграю,

Мяч Танюше отдаю!

На последние слова воспитатель передаёт мяч ребёнку, сидящему рядом. Ребёнок, у которого в руках мяч, стучит им по коленям, остальные дети стучат по коленям кулачками. Игра повторяется несколько раз.

                        

«Разминка» сл. и муз. Е. Макшанцевой

Проводится во взаимодействии воспитателя с детьми.

Цель: развивать у детей в движениях ритмическую пульсацию.

Необходимый материал: стихотворение «Разминка» сл. Е. Макшанцевой.

Дети сидят в кружке вместе с воспитателем на ковре или на стульчиках. Воспитатель предлагает игру, которая называется: «Повторяй за мной». Воспитатель произносит слова стихотворения и одновременно выполняет движения по тексту, дети повторяют движения за воспитателем:

  1. Похлопаем в ладошки, похлопаем немножко.

  Похлопаем в ладошки – очень хорошо! (хлопают в ладоши)

2.Тук – тук молотком.

  Мы построим птичкам дом.

  Тук – тук молотком –

  Поселяйтесь, птички, в нём. (стучат кулачком по кулачку).

  1. Бум – бум барабан!

  Что за шум и тарарам?

  Бум – бум барабан –

  Просыпайтесь по утрам! (дети поочерёдно стучат указательными пальцами  по коленям).

Игра повторяется несколько раз.

 

«Мишка пришёл в гости» муз. М. Раухвергера

Проводится во взаимодействии музыкального руководителя с детьми.

Цель: развивать у детей слуховое внимание – умение передавать в движении смену музыкальных частей.

Необходимое оборудование: нотное приложение «Мишка пришёл в гости» муз. М. Раухвергера; игрушка – медведь.

Содержание: в гости к детям «приезжает» на машинке мишка. Педагог везёт машину за верёвочку и сигналит: «Би – би – би». Мишка здоровается с детьми. Педагог предлагает детям послушать музыку. Проводится беседа с детьми, активизируется речь детей. В ходе беседы выясняется, что музыка состоит из 2 – х частей: в 1 – ой части мишка гуляет по лесу, во 2 – ой части мишка пляшет. Педагог сообщает детям, что у мишки есть друзья – медвежата. Детям раздают медвежат. Звучит музыка: в 1 – ой части медвежата «ходят» по коленям у детей, во 2 – ой части – медвежата «прыгают, танцуют». Затем мишка приглашает всех детей потанцевать. А медвежата будут сидеть и смотреть, как дети танцуют. В 1 – ой части – дети идут, переваливаясь с ноги на ногу, руки разведены в стороны; во второй части – дети пляшут, изображая медвежат.

 

 «Любимая игрушка» муз. Н. Вересокина

Проводится совместно с музыкальным руководителем.

Цель: развивать умение передавать в движении 3 – х – частную музыкальную форму.

Необходимое оборудование: нотное приложение и аудиозапись «Танец с игрушками» муз. Н. Вересокина; мягкие игрушки по количеству детей.

Содержание: педагогом проводится беседа с детьми об игрушках. В ходе беседы дети называют свои любимые игрушки. После беседы музыкальный руководитель предлагает послушать музыку. Во время слушания воспитатель танцует с игрушкой. Затем, дети вспоминают, какое движение было в начале, как воспитатель двигался в середине, а какое движение было последнем. Педагог раздаёт детям игрушки и предлагает потанцевать. В 1 – ой части дети с игрушкой легко бегут на носочках; во 2 – ой части, присев на корточки, водят игрушку по полу; а в 3 – й части кружатся, держа игрушку над головой. В 1 – ый раз танец проводится по показу воспитателя. Затем, дети выполняют танец самостоятельно.

Музыкальная игра «Солнышко и дождик» муз. М. Раухвергера.

Проводится во взаимодействии детей с музыкальным руководителем.

Цель: развивать координацию движений в соответствии с 3 – х частной музыкальной формой.

Необходимое оборудование: аудиозапись и нотное приложение «Солнышко и дождик» муз. М. Раухвергера.

Содержание: Педагог проводит беседу о том, что делают дети на прогулке, когда светит солнышко (гуляют, играют). Что они будут делать, если вдруг пойдёт дождик (будут прятаться под зонтик или под крышу). Затем, дети слушают музыку «Солнышко и дождик». После этого, педагог раздаёт детям музыкальные инструменты. Одной подгруппе – колокольчики, другой – бубны, а третьей – металлофоны. Музыкальный руководитель играет вместе с детьми на музыкальных инструментах, показывая, когда кому нужно вступать. Затем, педагог приглашает детей погулять. На 1 – ю часть музыки дети гуляют, на 2 – ю – хлопают в ладоши, а в 3 – й части педагог раскрывает зонтик, и все дети прячутся под зонтик. А педагог спрашивает: «Никого дождь не замочил, все успели спрятаться?» В последствии, в эту игру можно играть на прогулке, а также можно выбрать одного ребёнка, который будет изображать дождик. В руки ему можно дать султанчики.

 

                        «Поссорились – помирились» муз. Т. Вилькорейской.

Проводится во взаимодействии детей с музыкальным руководителем.

Цель: развивать у детей умение передавать в движениях смену музыкальных частей.

Необходимое оборудование: аудиозапись или нотное приложение «Поссорились – помирились» муз. Т. Вилькорейской.

Содержание: Педагог проводит беседу с детьми о дружбе. Затем, дети слушают музыку. Воспитатель показывает картинки с изображением действия детей: дети стоят, отвернувшись друг от друга, дети кружатся, взявшись за руки. Дети вместе с педагогом рассматривают картинки. Затем, музыкальный руководитель раздаёт картинки детям. Во время повторного звучания музыки, дети показывают ту картинку, которая соответствует характеру музыки. Педагог предлагает детям потанцевать. Дети становятся в пары, отвернувшись друг от друга, руки сжаты в кулачки и поставлены на пояс – поссорились. В 1 – ой части дети топают одной ногой, во 2 – ой, повернувшись друг к другу, кружатся, взявшись за руки. В конце музыки обнимаются (помирились).

 

«Игра с погремушками» муз. Т. Вилькорейской

Цель: развивать у детей умение во – время реагировать на смену музыкальных частей.

Необходимое оборудование: аудиозапись с музыкой «Игра с погребушками» муз. Т. Вилькорейской; погремушки по количеству детей.

Содержание ситуации: Педагог предлагает послушать музыку. Затем, раздаёт детям погремушки, пояснив, что когда начнётся музыка – погремушки зазвенят, а когда музыка изменится, станет «прыгучей, отрывистой» - погремушки будут стачать по ладошке. Дети повторно слушают музыку и выполняют действия с погремушками. Педагог предлагает детям выполнить задание правильно. После этого, детям предлагается потанцевать с погремушками. В 1 – ой части дети бегают по залу на носочках, во 2 – ой – стучат палочкой от погремушки по полу. Упражнение выполняется несколько раз.

 

Подвижная игра «К детям зайка прискакал»

Проводится совместно с воспитателем в группе, на прогулке, на утренней  гимнастике.

Цель: учить координировать движения в соответствии со словами стихотворения.

Необходимое оборудование: игрушка – зайчик; бубен.

Содержание: Воспитатель показывает зайчика и предлагает с ним поиграть. Объясняется, что к кому зайчик прискачет, тот ребёнок будет с ним играть. Воспитатель в начале вызывает самого активного ребёнка:

К Ване зайка прискакал,

Вместе с Ваней прыгать стал.

Прыг – скок, прыг – скок,

Догоню тебя дружок.

Ребёнок,  которого позвал зайка, прыгает, в конце песенки ребёнок убегает, зайка его ловит. В лапках зайчик держит бубен. Когда зайка прыгает – бубен ритмично стучит, когда зайчик бегает за ребёнком – бубен звенит. Игра повторяется с каждым ребёнком.

                        

Подвижная игра «Игра с мишкой» сл. В. Антоновой.

Проводится совместно с воспитателем.

Используется на утренней   гимнастике, на прогулке, на физкультминутках в группе.

Цель: учить координировать движения со словами стихотворения.

Необходимый материал: игрушка – медведь; бубен.

Ход игры: воспитатель предлагает детям поиграть с мишкой. Мишка находится напротив детей на некотором расстоянии.

Мишка косолапый

Манит деток лапой,

Приглашает всех гулять,

В догонялки поиграть.

Воспитатель вместе с детьми подходит к мишке, читая стихотворение. В конце слов, воспитатель берёт мишку в руки и догоняет детей. Игра повторяется несколько раз. Когда дети освоят правила игры, медведем может быть ребёнок, на него одевается шапочка медведя.

КАРТОТЕКА ИГР ДЛЯ РАЗВИТИЯ ЧУВСТВА РИТМА У ДЕТЕЙ


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека упражнений для развития чувства ритма у детей дошкольного возраста

Игровые упражнения по формированию чувства ритма носят не только обучающий характер, но и обладают определенным терапевтическим эффектом (они направлены на снятие эмоционального напряжения и формирова...

Картотека музыкальных игр, направленных на развитие чувства ритма у детей старшего дошкольного возраста

Картотека музыкальных игр, направленных  на развитие чувства ритма  у детей старшего дошкольного возраста...

Картотека речевых игр и упражнений на развитие чувства ритма для детей старшего дошкольного возраста

Картотека речевых игр и упражнений на развитие чувства ритма для детей старшего дошкольного возраста...

«Занимательный ритм» Дидактические игры для развития чувства ритма у детей дошкольного возраста.

Теме «музыкальный ритм» посвящено много научно-исследовательских работ. Эта тема всегда была актуальна и в прошлом, и в настоящее время. Она волновала не только теоретиков, изучающих приро...

Картотека "Развитие чувства ритма для детей 2 младшей группы».

Картотека "Развитие  чувства ритма для детей 2 младшей группы»....