Вышывка
план-конспект занятия

Родионова Валентина Васильевна

закрепить умения пользоваться инструментами; сформировать знания об использовании вышивки в быту в России на различных этапах развития истории; научить выполнению вышивки крестом по канве; формировать умения пользоваться инструментами при выполнении вышивальных работ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vyshivka.docx24.42 КБ

Предварительный просмотр:

Тема занятия: «Вышивка крестом».

Цель: познакомить с техникой вышивки крестом.

Задачи: Образовательная: закрепить умения пользоваться инструментами; сформировать знания об использовании вышивки в быту в России на различных этапах развития истории; научить выполнению вышивки крестом по канве; формировать умения пользоваться инструментами при выполнении вышивальных работ.

Развивающая: развивать фантазию, координацию движений рук, умение применять знания (о вышивании на практике); развивать исполнительские умения; развивать творческое отношение к труду и эстетический вкус; развить навыки работы в коллективе.

Воспитательная: воспитывать трудолюбие, аккуратность, усидчивость, терпение, целеустремленность, внимательность, взаимопонимание, сосредоточенность внимания и любовь к прекрасному.

Методы обучения: объяснительно - иллюстративный (беседа, демонстрация, объяснение, рассказ, инструктаж, самоконтроль, сравнительная характеристика), репродуктивный, практическая работа.

Оборудование: канва (ткань х/б, сетка), сантиметровая лента, линейка, утюг, карандаш, инструкционные карты с вышивкой и схемами, игла, нитки-мулине, ножницы.

Ход занятия

1.Организационный момент. Приветствие. Проверка  готовности к занятию.

2.Актуализация. Сегодня на занятии мы познакомимся с новой техникой.

а) Историческая справка

Вышивка - одно из самых интересных и распространенных видов декоративно-прикладного искусства. Вышивание - увлекательный, творческий труд, который может принести детям много радости, заполнит досуг, введет в мир прекрасного, дети приобретут такие качества как усидчивость, внимательность, аккуратность. Это искусство относится к эпохе первобытной культуры. Вышивка тесно связана с появлением первого стежка. Материалом для вышивки в разные далёкие времена служили жилы животных, нити льна, конопли, хлопка, шерсти, шёлка, также применялся и натуральный волос. В нашей стране вышивка имеет древнюю историю. Ею украшали одежду, обувь, конскую сбрую, жилище. Так как одежду шили из домотканого полотна, естественно появлялось желание ее украсить. Вышивку располагали по вороту, рукавам и подолу, и неслучайно, она служила оберегами от зла. На Руси существовал обычай развешивать вышитые полотенца вокруг зеркал, икон, встречать молодых на свадьбах, чтобы жили счастливо, дарить новорожденному, чтобы рос здоровым. Вышивка условно подразделялась на городскую и крестьянскую.

Городская вышивка испытывала на себе влияние западной моды и не имела прочных традиций. Народная была неразрывно связана со старинными обычаями и обрядами русского крестьянства. Вышивкой занимались повсеместно. Это один из древнейших видов рукоделия, которым увлечены множество женщин и мужчин по всему миру. Девочек обучали вышивке с пяти лет. К пятнадцати годам девушка должна была не только сшить своими руками приданное, но и украсить его вышивкой. И это не удивительно, ведь все что надо для вышивания - это терпение, терпение и еще раз терпение. Но стремление создавать прекрасные творения своими руками, было, есть и будет. Вышивка крестом - это техника украшения изделий различными стежками из ниток. Это способ вышивания рисунка на канве с помощью иглы и цветных нитей мулине. Главным узором народных вышивок крестом является геометрический, растительный и зооморфный (изображения животных, птиц) орнамент. Современная вышивка представлена самыми разнообразными узорами: мультипликационные герои, растения, ягоды, животные и т.д.

б) Загадки. Сейчас я вам предлагаю загадки:

У тети Моти

Всегда в почете –
Штучка – одноручка,
Носочек стальной,
А хвостик льняной.
(Игла с ниткой)

Инструмент бывалый –
Не большой, не малый.
У него полно забот:
Он и режет и стрижет.
(Ножницы)

На стебле белеют чашки,
В них и нитки и рубашки.
(Хлопок

)На одной яме –Сто ям с ямой. (Наперсток)

Пройдусь слегка горячим я,
И гладкой станет простыня.
Могу поправить недоделки
И навести на 
брюках стрелки. (Утюг)

У тети Моти
Всегда в работе
Пять братьев,
Годами равные,
Ростом разные.
(Пальцы)

3. Изложение нового материала.

а) Следующее, на чем остановимся – это материалы и инструменты.

- Канва - специальная сеткообразная ткань для вышивки крестом, либо хлопчатобумажная ткань. При работе с канвой важно принимать во внимание плотность ткани, то есть, сколько нитей или ячеек приходится на 2,5см. Чем больше нитей, тем меньше будет крестик.

- Нитки мулине. Обычно используются тонкие хлопчатобумажные нити, собранные по шесть штук в пасму. Эти нити очень легко разделяются. Для того чтобы вышивка стала праздничной, можно разбавить обычные нитки шелковыми или металлизированными.

Для работы нам нужны: иголки,  пяльцы, ножницы, маркеры для разметки (исчезающий маркер, смываемый маркер), наперсток, технологические карты, схемы узоров.

б) Далее мы остановимся на выборе цвета.

В художественной вышивке важную роль играет цвет. Любой, даже самый интересный рисунок или схему для вышивки может испортить неудачно подобранные цвета ниток. Для того, что бы наиболее выигрышно сочетать цвета ниток между собой, надо знать свойства цвета, другими словами необходимо изучить основы цветовведения в вышивке. Все цвета, встречающиеся в природе делятся на ахроматические - белый, черный, серый, и хроматические - все остальные, включающие цвета спектра - красный, синий, желтый и все их возможные оттенки. Еще одной неотъемлемой частью в изучении основ цветовведения в вышивке является светотень. Цвет и свет - это понятия, неотделимые друг от друга. Благодаря свету человек видит предметы, их форму и цвет. Но в зависимости от источника освещения цвета имеют свойство изменяться. При дневном свете все цвета выглядят чище, прозрачнее. При искусственном освещении цвет может меняться. Например, белый и серый цвета желтеют, синий - темнеет и кажется черным, фиолетовый цвет может краснеть или синеть. Поэтому очень важно цветную вышивку и особенно подбор цветов и оттенков ниток выполнять при дневном свете. Правильное расположение цветов и оттенков на узоре зависит от формы предмета и освещенности. Плоский предмет, освещенный прямыми лучами, воспринимается одноцветным. На предмет объемной формы лучи света падают под разными углами и, отражаясь, создают цветовые оттенки. Каждый предмет имеет освещенную и теневую части, что позволяет видеть предмет объемным. Однако, учитывая некоторые особенности, можно гармонично согласовывать цвета ниток:

нельзя смешивать диаметрально противоположные на цветовом круге контрастные цвета ниток. Например, если настрочить вместе красные и зеленые или желтые и синие, получится пестрота. Для гармоничного их сочетания необходимо добавлять нитки переходных тонов;

не рекомендуется смешивать нитки разной светлоты и разной насыщенности. Если прострочить по темно-красному розовым или по темно-зеленому светло-зеленым, то получится также пестрота. Между этими тонами обязательно должны быть переходные тона;

можно смешивать между собой цвета ниток, расположенные рядом на цветовом круге. Например, если прострочить по ниткам красного цвета темно-оранжевыми, или по желтым желто-зелеными, либо по темно-пурпурным фиолетовыми, то получатся новые гармоничные цвета. При этом нитки разных тонов как бы сливаются в один новый тон;

можно смешивать между собой нитки, цвета которых имеют одинаковые насыщенность (яркость) и светлоту. Например, если настрочить по бледно-голубым ниткам бледно-сиреневыми или по бледно-желтым бледно-розовыми, получатся новые тона. Также можно получить новые темные цвета, настрочив по темно-синим ниткам темно-зелеными, по темно-фиолетовым темно-красными и т. д.

в) а сейчас мы познакомимся с основными технологическими приемами.

Крест выполняется двумя перекрещивающимися диагональными стежками. Существует два способа выполнения стежка.

Первый способ - стежок выполняется в два приема и крест образуется сразу.

Второй способ - первые элементы отдельных стежков выполняются в ряд (по горизонтали, либо по вертикали), а затем в обратном направлении выполняются вторые элементы стежков. Направление вторых стежков всегда должно быть одно и тоже, начиная с первого стежка и заканчивая последним.

4. Физминутка

  • “Бабочка”. Часто-часто похлопайте ресничками, то есть поморгайте.
  • “Вверх-вниз”. Голову держите прямо, не запрокидывайте. Смотрите прямо перед собой. Медленно поднимите взгляд на потолок, задержите на пару секунд, затем также медленно опустите его на пол и тоже задержите. Голова во время выполнения упражнения остается неподвижной.
  • “Жмурки”. Несколько раз сильно зажмурьтесь, потом просто закройте глаза и посидите 20-30 секунд.
  • “Массаж”. На наших ушах находится огромное количество точек, через которые можно воздействовать на тот или иной орган. Так, стимулируя мочку, вы опосредованно влияете на зрение.

5. Практическая часть.

Прежде чем вы приступите к работе, давайте вспомним  технику безопасности  при работе

Правила работы с ножницами:

Ножницы кладите кольцами к себе.

Не оставляйте ножницы раскрытыми.

Передавайте ножницы кольцами вперёд.

Правила работы с иглой:

Храните иглу в игольнице.

Не оставляйте  иглу на рабочем месте без нитки.

Не берите иглу в рот.

Не втыкайте иглу в одежду.

До и после работы проверяйте количество игл.

Воспитанники, получают инструкционные карты с видами швов, подготавливают ткань, пяльцы и приступают к выполнению швов, используя карты и слайд, как наглядное пособие по этим операциям.

Запяливание – заправка ткани в пяльцы. Положите меньший обруч пялец на стол, накройте его канвой. Прижмите большим обручем канву к меньшему. Подтяните винт. Натяните канву. Дети выполняют запяливание.
Раскрыть пасму мулине, разрезать в том месте, где узелок. Для ускорения процесса вышивки очень важно правильно подобрать длину нити. Короткую нить часто приходится менять, а длинная спутывается или на ней образуются узелки.
Приемлемая длина нити – 50–60 см. Возьмите нить в руку, перебросьте ее через локоть, снимите и отрежьте ножницами. Пучок состоит из 6 нитей. Отмеряют длину нити, отделяют от пучка две нити. Чтобы нитку легко вдеть в иголку, ее следует подрезать под углом. Возьмите иглу в левую руку, ушко направьте в освещенную сторону и вденьте нить.
Закрепляют нить на канве.
Обратите внимание на цвет, используемых ниток.
Выполняют простой крест по горизонтали снизу вверх.

Предупреждение о возможных ошибках:
1. Демонстрация приемов выполнения швов.
2. Выполнение детьми практической работы.
3. Целевые обходы рабочих мест воспитанников.
4. Соблюдение правил по технике безопасности.
5. Правильность выполнения приемов вышивания.


Маленькие советы: Чтобы крестики были ровные, иголка должна входить туда и обратно через одни и те же дырочки; для того чтобы избежать повреждения нитей полотна, вышивайте иголкой с тупым концом; чтобы изделие имело аккуратный вид, верхние стежки всех крестиков должны быть выполнены в одном направлении. Вышивать крестом несложно. Главное - добиваться максимальной точности расположения стежков, только тогда вышивка будет красивой

Задание: вышивка по схемам.

Провожу своевременно текущий инструктаж, слежу за последовательностью выполнения практической работы, исправляю ошибки, помогаю их устранить. По ходу проверки, отмечаю допущенные ошибки, анализируем их вместе. Демонстрация работ.

6. Закрепление материала.

Ответить на вопросы:

1. Что такое Орнамент?

2. Какие виды вышивки ты можешь назвать?

3. Какие материалы и инструменты используются для вышивания?

4. Чем вышивались самые старые вышивки на Руси?

7. Итог занятия.

Обсуждается цветовое решение композиции. Подбор ошибок и анализ причин, их вызвавших. Оценка каждой работы.

Работа оценивается:

-по объему выполненной работы

-по сложности рисунка

-по эстетическому оформлению (аккуратность работы, правильное оформление изнаночной стороны, красота рисунка).

Уборка рабочих мест.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект занятия Вышывка

Это занятие способствует воспитанию трудолюбия, аккуратности, усидчивости, терпения, целеустремленности;   развивает внимательность, взаимопонимание, сосредоточенность внимания и любовь...