Метод проектов как метод взаимодействия с семьей
статья
Проект – это специально организованный педагогом и самостоятельно выполняемый детьми комплекс действий, где они могут быть самостоятельными при принятии решения и ответственными за свой выбор и результат труда, создание творческого продукта
Скачать:
Предварительный просмотр:
МЕТОД ПРОЕКТОВ
КАК МЕТОД ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С СЕМЬЕЙ
Важнейшей педагогической проблемой сегодня стало внедрение в образовательный процесс средств и методик, помогающих детям «открывать» себя, раскрыть свою личность. Критерием успешности ребенка становится не столько результативность в изучение предметов, сколько отношение человека к возможностям собственного познания и преобразования природы, истории, самого себя.
Под «продуктивным обучением» подразумевается нестандартный, нетрадиционный способ организации образовательных процессов, ориентированный на оказание индивидуальной помощи ребенку в его личностном и профессиональном самоопределение. Продуктивное обучение – взаимодействие всех социальных институтов; приобретение личностного и профессионального опыта в процессе обучения нестандартными средствами; выработка у детей стремления и умения самостоятельно добывать и использовать новые знания. Большие возможности в этом плане открывает проектная деятельность, направленная на духовное и профессиональное становление личности ребенка через активные способы действий. Ребенок, работая над проектом, проходит стадии:
- планирования;
- анализа;
- синтеза;
- активной деятельности.
Проект (от латинского proectus – выдвинутый вперед) называется реалистический замысел о желаемом будущем, замысел в виде прообраза.
Проект – это специально организованный педагогом и самостоятельно выполняемый детьми комплекс действий, где они могут быть самостоятельными при принятии решения и ответственными за свой выбор и результат труда, создание творческого продукта. «Метод проектов – педагогическая технология, ориентированная не на интеграцию фактических знаний, а на их применение и приобретение новых (порой и путем самообразования)» (Чечель, 2001, с. 136).
Метод проектов не является принципиально новым в мировой педагогике. Он возник еще в 1920-е годы нынешнего столетия в США. Его называли также методом проблем, и связывался он с идеями гуманистического направления в философии и образовании, разработанным американским философом и педагогом Дж. Дьюи, а также его учеником В.Х. Килпатриком. Дж. Дьюи предлагал строить обучение на активной основе, через целесообразную деятельность ученика, сообразуясь с его личным интересом именно в этом знании. Отсюда чрезвычайно важно было показать детям их собственную заинтересованность в приобретаемых знаниях, которые могут и должны пригодиться им в жизни. Но для чего, когда? Вот тут-то и требуется проблема, взятая из реальной жизни, знакомая и значимая для ребенка, для решения которой ему необходимо приложить полученные знания и новые, которые еще предстоит приобрести. Где, каким образом? Учитель может подсказать новые источники информации или просто направить мысль детей в нужную сторону для самостоятельного поиска. Но в результате дети должны самостоятельно и совместными усилиями решить проблему, применив необходимые знания подчас из разных областей, получить реальный и ощутимый результат. Решение проблемы, таким образом, приобретает контуры проектной деятельности. Другими словами, от теории к практике, соединение академических знаний с прагматическими с соблюдением соответствующего баланса на каждом этапе обучения.
Чтобы ребенок воспринимал знания как действительно нужные, необходимо поставить перед собой и решить значимую для него проблему. Внешний результат можно увидеть, осмыслить, применить на практике. Внутренний результат: опыт деятельности, соединить в себе знания и умения, компетенции и ценности.
Еще один разработчик метода проектов, американский профессор Коллингс предложил первую в мире классификацию учебных проектов.
Проекты игр – различные игры, народные танцы, драматические постановки и т.д. Цель – участие детей в групповой деятельности.
Экскурсионные проекты – целесообразное изучение проблем, связанных с окружающей природой и общественной жизнью.
Повествовательные проекты, цель которых – получит удовольствие от рассказа в самой разнообразной форме – устной, письменной, вокальной (песня), музыкальной (игра на рояле).
Конструктивные проекты – создание конкретного, полезного продукта: изготовление кроличьей ловушки, строительство сцены для школьного театра и т.п.
Метод проектов привлек внимание и русских педагогов. Идеи проектного обучения возникли в России практически параллельно с разработками американских педагогов. Под руководством русского педагога С.Т.Шацкого в 1905 году была организована небольшая группа сотрудников, пытавшаяся активно использовать проектные методы в практике преподавания. Позднее, уже при советской власти эти идеи стали довольно широко внедряться в школу, но недостаточно продуманно и последовательно, и постановлением ЦК ВКП(б) в 1931 году метод проектов был осужден.
Гуманистические идеи Дж.Дьюи, его метод проектов нашел широкое применение в образовании многих стран мира. Все, что я познаю, я знаю, для чего мне надо и где и как я могу эти знания применить, - вот основной тезис современного понимания метода проектов, который и привлекает многие образовательные системы, стремящиеся найти разумный баланс между академическими знаниями прагматическими умениями.
В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков детей, умений самостоятельно конструировать знания и умений ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического мышления.
Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность ребенка - индивидуальную, парную, групповую, которую ребенок выполняет в течение определенного отрезка времени. Этот подход органично сочетается с групповым подходом к обучению. Метод проектов всегда предполагает решение какой-то проблемы, предусматривающей, с одной стороны, использование разнообразных методов, средств обучения, а с другой – интегрирование знаний, умений из различных областей науки, техники, технологии, творческих областей. Результаты выполненных проектов, то конкретное ее решение, если практическая – конкретный результат, готовый к внедрению.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Современные методы взаимодействия с семьей при формировании у дошкольников интереса к художественной литературе в контексте ФГОС.
Презентация по теме"Современные методы взаимодействия с семьей при формировании у дошкольников интереса к художественной литературе в контексте ФГОС" и коментарии к презентации....
Современные методы взаимодействия с семьей при формировании у дошкольников интереса к художественной литературе в контексте ФГОС.
Презентация по теме"Современные методы взаимодействия с семьей при формировании у дошкольников интереса к художественной литературе в контексте ФГОС" и коментарии к презентации....
"Формы и методы взаимодействия с семьями воспитанников".
Семья и детский сад – два общественных института, которые стоят у истоков нашего будущего. Но всегда ли детскому саду и семье хватает взаимопонимания, терпения,чтобы услышать друг друга. В данной стат...
"Формы и методы взаимодействия с семьями воспитанников".
Семья и детский сад- два общественных института, которые стоят у истоков нашего будущего. Но всегда ли детскому саду и семье хватает взаимопонимания, терпения, чтобы услышать друг друга. В данной стат...
Методические рекомендации для педагогов ДОУ «Использование методов проектов при взаимодействии ДОУ и семьи»
Наиболее эффективной формой взаимодействия с семьями воспитанников на современном этапе дошкольного образования является проектная деятельность.Совместная проектная деятельность позволя...
Методические рекомендации для очной и дистанционной работы педагогов ДОУ «Использование методов проектов при взаимодействии ДОУ и семьи».
Наиболее эффективной формой взаимодействия с семьями воспитанников на современном этапе дошкольного образования является проектная деятельность. Позволяющая взаимодействовать с родителя...