Определение направления исследовательской работы по развитию моторики кисти руки как средство подготовки к звукопроизношению младших дошкольников.
статья (младшая группа)

Алексюк Зинаида Викторовна

Звуковая культура речи является составной частью общей речевой культуры. Она охватывает все стороны звукового оформления слов и звучаний речи в целом: правильное произношение звуков, слов, громкость и скорость речевого высказывания, ритм, паузы, тембр, логическое ударение. Нормальное функционирование речедвигательного и слухового аппаратов, наличие полноценной окружающей речевой среды – неотъемлемые условия своевременного формирования звуковой культуры речи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_1.docx18.74 КБ

Предварительный просмотр:

Определение направления исследовательской работы по развитию моторики кисти руки как средство подготовки к звукопроизношению младших дошкольников.

Звуковая культура речи является составной частью общей речевой культуры. Она охватывает все стороны звукового оформления слов и звучаний речи в целом: правильное произношение звуков, слов, громкость и скорость речевого высказывания, ритм, паузы, тембр, логическое ударение. Нормальное функционирование речедвигательного и слухового аппаратов, наличие полноценной окружающей речевой среды – неотъемлемые условия своевременного формирования звуковой культуры речи.

        В процессе воспитания у детей звуковой культуры речи в детском саду педагог решает задачи формирования у них правильного звукопроизношения, словопроизношения в соответствии с языковыми нормами. Эта задача предусматривает развитие звукового аппарата (умение регулировать громкость произношения слов и фраз), выработку умеренного темпа речи, правильного речевого дыхания, навыков умелого использования интонационных средств выразительности (в зависимости от содержания высказывания изменение высоты и силы голоса, темпа речи и так далее). Воспитание звуковой культуры речи тесно связано с развитием слухового внимания и речевого слуха.

        А.И. Максаков отмечает, что реализация задач воспитания звуковой культуры речи осуществляется по двум основным направлениям:

1) развитие восприятия речи (слухового внимания и речевого слуха, включая его компоненты -  фонематический, звуковысотный, ритмический слух, восприятия темпа, силы голоса, тембра речи);

2) развитие речедвигательного аппарата (артикулярного, голосового, речевого дыхания) и формирование произносительной стороны речи (произношения звуков, четкой дикции и так далее).  

        В зависимости от физических и психологических возможностей детей, задачи воспитания звуковой культуры речи на разных возрастных этапах усложняются, распределяются неравномерно. Например, в младшем возрасте больше внимания уделяется формированию навыков правильного произношения звуков, развитию речевого слуха; в старшем возрасте – выработке четкой дикции, развитию интонационных средств выразительности.

        Фонетика, изучающая звуковую сторону речи, рассматривает звуковые явления как элементы языковой системы, которые служат для воплощения слов и предложений в материальную звуковую форму.

        Русский язык обладает сложной звуковой системой. Звуковые единицы характеризуются с точки зрения образования звука (артикуляционные свойства языка), звучания (акустические свойства) и восприятия (перцептивные качества). Все эти факторы взаимосвязаны.

        М.М.Алексеева, В.И.Яшина анализируют исследования по проблеме воспитания звуковой стороны речи детей. А.Н.Дроздов показал, какую большую работу проделывает ребенок, овладевая фонологическими средствами языка. Для усвоения отдельных звуков речи ребенку требуется разное время. Правильные условия воспитания и обучения ребенка приводят к усвоению грамматической и звуковой стороны слова.

        Исследования лингвистов, психологов, педагогов дают основание полагать, что именно звуковая сторона языка рано становится предметом внимания ребенка.

        Л.С. Выготский, говоря об усвоении ребенком звуковой стороны языка, подчеркивал, что сначала он овладевает внешней структурой знака, т.е. звуковой. Д.Б. Эльконин писал по этому поводу: «Овладение звуковой стороной языка включает два взаимосвязанных процесса: формирование у ребенка восприятия звуков языка, или, как его называют, фонематического слуха, и формирование произнесения звуков речи».

        Количество правильно произносимых звуков психологи связывают с расширением запаса активно используемых слов. Отметим также, что методика обучения дошкольников чтению, разработанная Д.Б. Элькониным и его последователями (Л.Е. Журовой, Г.А. Тумаковой), основана на действии со звуковой стороной языка. Обучение чтению начинается с введения ребенка в звуковую действительность языка, чтобы обеспечить последующее усвоение грамматики и связанной с ней орфографии.

        Фонетические наблюдения детей над артикуляцией создают основу не только для формирования речевого слуха, но и для развития культуры устной речи в ее произносительном аспекте.

           Как показали исследования М.М.Кольцовой, нормальное развитие речи ребенка теснейшим образом связано с развитием движений пальцев рук. Это, прежде всего, определяется расположением в головном мозге моторной речевой зоны, практически являющейся частью двигательной области. Известно, что около двух третей всей площади двигательной проекции в коре головного мозга занимает проекция кисти руки. Поэтому тренировка тонких движений пальцев рук оказывает большое влияние на развитие активной речи ребенка.

        На основании выше сказанного можно утверждать, что выбранная мною тема актуальна. Это побудило меня к проведению исследования в МБДОУ №24, г Ростова-на-Дону.

В связи с этим, возникла Проблема: Каким образом работа по развитию моторики кисти руки влияет на подготовку детей к  звукопроизношению.

         Цель: Выявить возможности работы по развитию моторики кисти руки в подготовке детей к правильному звукопроизношению.

         Объект исследования: процесс подготовки к развитию звукопроизношения у детей четвертого года жизни.

        Предмет исследования: работа по развитию моторики кисти руки как средство подготовки детей к чистому звукопроизношению.

        Гипотеза: если систематически проводить работу по развитию моторики кисти руки, можно добиться повышения уровня готовности детей к звукопроизношению.

        

Задачи

  1. Изучить теоретические основы проблемы воспитания чистого звукопроизношения.
  2. Проанализировать педагогические исследования по использованию работы над совершенствованием моторики кисти руки.
  3. Подобрать диагностические задания для выявления уровня развития звуко - и словопроизношения, для развития моторики кисти руки.
  4. Разработать систему заданий по развитию моторики кисти руки для детей четвертого года жизни.
  5. Разработать методические рекомендации по использованию работы по развитию моторики кисти руки с целью подготовки детей к звукопроизношению.

Методы исследования:

- анализ теоретических источников;

- педагогический эксперимент;

- количественный и качественный анализ.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Значение развития моторики кистей и пальцев рук для формирования активной речи детей младшего дошкольного возраста»

Методический материал для воспитателей детских садов и родителей значению развития моторики кистей и пальцев рук для формирования активной речи детей младшего дошкольного возраста...

Особенности развития мелкой моторики кисти руки, ее роль в развитии речи у дошкольников

Мелкая моторика - это тонкие движения кистей и пальцев рук человека, она - необходимая составляющая многих действий человека: предметных, орудийных, трудовых, - выработанных в ходе культурного развити...

Обобщение опыта работы Тема: «Развитие умения владеть речью как средством общения детей второй младшей группы через театрализованную деятельность»

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение«Детский сад «Родничок»  Обобщение опыта работы Тема: «Развитие умения владеть речью как средством общения дет...

Опыт работы "Развитие мелкой моторики кисти руки посредствам ручного труда"

Актуальной  данная деятельность является  потому, что в дошкольном возрасте важно развивать механизмы, необходимые для овладения письмом, создать условия для накопления ребёнком двигательног...

Консультация для педагогов Тема: «Разработка дидактического пособия для развития мелкой моторики кисти руки у детей младшего дошкольного возраста»

Консультация для педагогов Тема: «Разработка дидактического пособия для развития мелкой моторики кисти руки у детей младшего дошкольного возраста»...

Авторская педагогическая технология Н.Ю.Шуваевой «Рисование – линейная графика» как средство развитие мелкой моторики кисти руки детей старшего дошкольного возраста

Авторская педагогическая технология Н.Ю.Шуваевой «Рисование – линейная графика» как  средство  развитие мелкой моторики кисти руки детей старшего дошкольного возраста...

Развитие моторики кисти руки

О моторике кисти ведущей руки...