Тезаурус
материал

Авдеева Ирина Александровна

Основные понятия к вопросу воспитания и обучения детей с ОВЗ

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon avdeeva_i.tezaurus_doc.doc38 КБ

Предварительный просмотр:

Авдеева И.А., воспитатель МБДОУ «Детский сад № 17»

г.Верхотурье

Тезаурус

Психологическое консультирование семей, воспитывающих детей с ОВЗ

(основные понятия)

Введение в тему

В системе социальной защиты Российской Федерации значительное внимание уделяется вопросам обеспечения условий, как для получения образования детьми с ОВЗ, так и сопровождения этой группы детей, в том числе родителей,  – закон  «Об образовании в Российской Федерации», «Об образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья (специальном образовании)» и др.

Социальная оценка к детям с ограниченными  возможностями здоровья  ставит родителей,  семью в условия хронической психотравмирующей ситуации. Для правильного воспитания и наиболее благоприятного развития детей данной категории очень важна адекватная адаптация семьи к его состоянию. Благоприятный психологический климат зависит не только от внутренних стратегий адаптации, но и от успешности внешних способов приспособления, в частности, сохранения активных контактов семьи с друзьями, коллегами, с миром. В этой связи семьи, воспитывающие детей с ОВЗ, нуждаются в постоянной психолого-педагогической поддержке специалистов.  Для таких детей, контакт которых с окружающим миром сужен, неизмеримо возрастает роль семьи. Семье принадлежат значительные возможности в решении определённых вопросов: воспитания детей, включение их в социальные и трудовые сферы, становление детей с ОВЗ, как активных членов общества. Однако отсутствие знаний и навыков, необходимых для воспитания такого ребёнка не позволяют родителям создавать оптимальные (иногда и специальные) условия для ребёнка дома, а зачастую порождает ряд проблем решить,  которые возможно путём эффективно организованного психологического  консультирования.

Психологу консультанту необходимо понимать специфику работы с данной категорией семей, владея категорированным научным аппаратом, оперируя понятиями, относящиеся к данной проблематике.

  Мы выделили основные понятия, которые можно отнести к работе психолога –консультанта с семьями, воспитывающие детей с ОВЗ.

Основные понятия:

Ребенок - лицо, не достигшее возраста восемнадцати лет;

Недостаток – физическое  или психическое отклонение от нормы развития, подтвержденный психолого-медико-педагогической комиссией в отношении ребенка и медико-социальной экспертной комиссией;

Физический недостаток - подтвержденные в установленном порядке временный или постоянный недостаток в развитии и (или) функционировании органа (органов) человека либо хронические соматическое или инфекционное заболевания;

Психический недостаток - подтвержденный в установленном порядке временный или постоянный недостаток в психическом развитии человека, включая нарушение речи, эмоционально-волевой сферы, в том числе аутизм, последствие повреждения мозга, а также нарушение умственного развития, в том числе умственная отсталость, задержка психического развития, создающие трудности в обучении;

Также специалистами различаются:

Сложный недостаток - совокупность физических и (или) психических недостатков, подтвержденных в установленном порядке;

Тяжелый недостаток - подтвержденный в установленном порядке физический или психический недостаток, выраженный в такой степени, что образование является недоступным и возможности обучения ограничиваются получением элементарных знаний об окружающем мире, приобретением навыков самообслуживания и приобретением элементарных трудовых навыков или получением элементарной профессиональной подготовки;

Дети  с ограниченными возможностями здоровья – дети до 18 лет, имеющее физический и (или) психический недостатки, которые препятствуют освоению образовательных программ без создания специальных условий для получения образования;

Дети-инвалиды – к категории детей-инвалидов относятся дети до 18 лет, имеющие значительные ограничения жизнедеятельности, приводящие к социальной дезадаптации вследствие нарушений развития и роста ребёнка, способностей к самообслуживанию, передвижению, ориентации, контроля за своим поведением, обучения, общения, трудовой деятельности в будущем.

Специальные условия для получения образования и воспитания детей с ОВЗ - условия обучения (воспитания), в том числе специальные образовательные программы и методы обучения, индивидуальные технические средства обучения и среда жизнедеятельности, а также педагогические, медицинские, социальные и иные услуги, без которых невозможно (затруднено) освоение общеобразовательных и профессиональных образовательных программ лицами с ограниченными возможностями здоровья;

Семья, воспитывающая детей с ОВЗ – о люди, проживающие совместно и связанные друг с другом правовыми отношениями, личными взаимоотношениями и воспитывающие детей с ОВЗ

Психологическое консультирование семьи, воспитывающих детей с ОВЗ- это вид психологического консультирования,  обеспечивающий   непрерывность  специального сопровождения семей, воспитывающих детей с ОВЗ  по вопросам реализации  дифференцированных  психолого-педагогических  условий  обучения,  воспитания, коррекции, развития и социализации детей с ОВЗ.

Цель (Результат) психологического консультирования семей, воспитывающих детей с ОВЗ –это  оптимизация внутрисемейных отношений через принятие родителями адекватных ролевых позиций по отношению к ребенку и друг к другу, обучение родителей навыкам вхождения в контакт с ребенком и воспитание его в соответствии с общественными нормами поведения.

Психологическая коррекция (психокоррекция) – деятельность, направленная на исправление особенностей психологического развития, не соответствующих оптимальной модели, с помощью специальных средств психологического воздействия; а также – деятельность, направленная на формирование у человека нужных психологических качеств для повышения его социализации и адаптации к изменяющимся жизненным условиям.

Психологическая травма -функциональное (временное) нарушение психики человека, вызванное крайне неблагоприятными жизненными обстоятельствами, которые человек с трудом может пережить

Список использованных источников

  1. Доманцева Л.В. Психология семьи и семейного воспитания. Красноярск, 2019
  2. Фонталова С.Н. Семейное консультирование. М., 2017
  3. Основы психологического консультирования. М., 2015


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Словарик - тезаурус

Содержит основные тезисы по нетрадиционному рисованию ...